Напоминание

"Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя обществознания"

Автор: Сарапула Светлана Михайловна

Должность: учитель истории, обществознания и права

Учебное заведение: МАОУ лицей №1

Населённый пункт: город Кунгур

Наименование материала: Статья из опыта работы

Тема: "Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя обществознания"

Описание:

Формирующее оценивание пришло в образовательную практику в начале XXI как реакция на тотальное применение тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел у ученика (тест сдан- ничего уже не изменишь),а значит ограничивают возможности развития системы образования в целом. Так формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания зарубежных и отечественных педагогов. Формирующее или оценивание для обучения (Assessment for learning), направленное на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты. И здесь ему должен помочь учитель.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=33

Опубликовано 19.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Сарапулова Светлана Михайловна учитель обществознания и права высшей категории МАОУ лицей №1 г. Кунгура
Инструменты формирующего оценивания в деятельности

учителя обществознания

(из опыта работы)
Формирующее оценивание пришло в образовательную практику в начале XXI как реакция на тотальное применение тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел у ученика (тест сдан- ничего уже не изменишь),а значит ограничивают возможности развития системы образования в целом. Так формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания зарубежных и отечественных педагогов. Формирующее или оценивание для обучения ( Assessment for learning), направленное на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты. И здесь ему должен помочь учитель. Прежде всего, учитель должен сделать так, чтобы учебные цели и критерии оценивания должны быть понятны детям, возможно, даже выведены совместно с учениками. При реализации учебного проекта «Новости» совместно с учениками 11 социально-правового класса разработали критерии публичного выступления с учетом самооценки и взаимооценки. (Приложение№1). Эти критерии были записаны каждым учащимся и позволяли выстраивать свою работу, как в поиске материала, так и оформлении презентаций о новостях в России и мире. Самооценивание на критериальной основе давало возможность ответить ученику на вопросы, и что знаю/ не знаю (сферы общества), что я
умею/ не умею классифицировать события про сферам общества и уровням власти и что мне надо сделать чтобы грамотно презентовать результаты своей работы по последним событиям. Так же критериальное оценивание делало оценку более объективной и прозрачной как для ученика, так и для учителя и обеспечивало между нами объективную и поддерживающую обратную связь При формирующем оценивании обеспечивать обратную связь, позволяет и использование листов обратной связи для понимания учащимися, что у них получается, что они не знают, что не умеют делать, т.е. учу оценивать себя самостоятельно, выявлять у себя слабые места, а самое главное определять, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты. А учителю листы самоанализа и самоотчета позволяют скорректировать учебный процесс и ликвидировать пробелы к итоговому оцениванию. (Приложение №2) Применяю на уроках еще и такие инструменты формирующего оценивания, которые позволяют сэкономить время на уроке: оценить знания по эталону и провести самооценку знаний каждым учеником. Так при решении тематического теста предлагаю учащимся выполнить разноуровневые задания и оценить свои знания, используя знакомые учащимся символы: «З» - знаю, «С» - сомневаюсь, «Н» - не знаю. (Приложение №3). Как правило, ученики допускают ошибки в вопросах, где ответа не знали или сомневались. В этом случае не возникает вопрос: «А почему у меня такая оценка?» Самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом базируется на определенных навыках, которые развиваю на уроках обществознания. Ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Работая над этим умением, развиваю у ребенка способность критически мыслить, схватывать главное и вообще не бояться думать. Предложила ученикам 10 класса на уроке обществознания написать по теме«Историческое развитие человечества - поиски
социальной макротеории» вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем КИМам. Взяла наиболее интересные задания за основу повторения изученного материала на следующем уроке и оформила в форме презентации. (Приложение №4) При решении тестовых заданий, ученики оценивали не только свои знания, но и корректность формулировок вопросов и предложенных вариантов ответов. Анализ учебного процесса с применением новых оценивания инструментов (удалось апробировать лишь некоторые техники) позволяет выделить проблемы формирующего оценивания:  затратность времени в подготовке к урокам и на уроках,  невозможность создания оценочные критерии вместе с детьми к каждому заданию,  несформированность у моих учащихся на этот период навыков самостоятельного оценивания. И определить достоинства формирующего оценивания:  внимание на то, как ученики приобретают знания,  позволяет мотивировать учеников более активно включаться в свое учение,  развитие способности к самооценке и взаимооценке,  отслеживание продвижения ученика путем сравнения его новых результатов с предыдущими. Приложение№1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4 Используемая литература: 1.Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей 2.Фишман И.С., Голуб Г.Б.Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. 3.Газета «Первое сентября» №03 (суббота), 15.02.2014 Задание на завтра. Анатолий Витковский; Марина Пинская. Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности


Яндекс.Метрика