"Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя обществознания"
Автор: Сарапула Светлана Михайловна
Должность: учитель истории, обществознания и права
Учебное заведение: МАОУ лицей №1
Населённый пункт: город Кунгур
Наименование материала: Статья из опыта работы
Тема: "Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя обществознания"
Описание:
Формирующее оценивание пришло в образовательную практику в начале XXI как реакция на тотальное применение тестирования в образовательном процессе. Стало ясно, что тесты замечательно измеряют, но не помогают улучшить положение дел у ученика (тест сдан- ничего уже не изменишь),а значит ограничивают возможности развития системы образования в целом. Так формирующее оценивание оказалось в фокусе внимания зарубежных и отечественных педагогов.
Формирующее или оценивание для обучения (Assessment for learning), направленное на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить собственные результаты. И здесь ему должен помочь учитель.
Сарапулова Светлана Михайловна
учитель обществознания и права высшей категории
МАОУ лицей №1 г. Кунгура
Инструменты формирующего оценивания в деятельности
учителя обществознания
(из опыта работы)
Формирующее оценивание пришло в образовательную практику
в начале XXI как реакция на тотальное применение тестирования в
образовательном
процессе.
Стало
ясно,
что
тесты
замечательно
измеряют, но не помогают улучшить положение дел у ученика (тест
сдан- ничего уже не изменишь),а значит ограничивают возможности
развития системы образования в целом. Так формирующее оценивание
оказалось в фокусе внимания зарубежных и отечественных педагогов.
Формирующее или оценивание для обучения
(
Assessment for
learning), направленное на то, чтобы человек сам мог оценить свои
учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное –
мог определить, что и как ему надо делать, чтобы улучшить
собственные результаты. И здесь ему должен помочь учитель.
Прежде всего, учитель должен сделать так, чтобы учебные цели и
критерии оценивания должны быть понятны детям, возможно, даже
выведены совместно с учениками. При реализации учебного проекта
«Новости» совместно с учениками 11 социально-правового класса
разработали критерии публичного выступления с учетом самооценки и
взаимооценки. (Приложение№1). Эти критерии были записаны каждым
учащимся и позволяли выстраивать свою работу, как в поиске материала,
так и оформлении презентаций о новостях в России и мире.
Самооценивание на критериальной основе давало возможность ответить
ученику на вопросы, и что знаю/ не знаю (сферы общества), что я
умею/ не умею классифицировать события про сферам общества и
уровням власти и что мне надо сделать чтобы грамотно презентовать
результаты своей работы по последним событиям. Так же критериальное
оценивание делало оценку более объективной и прозрачной как для
ученика, так и для учителя и обеспечивало между нами объективную и
поддерживающую обратную связь
При формирующем оценивании обеспечивать обратную связь,
позволяет и использование листов обратной связи для понимания
учащимися, что у них получается, что они не знают, что не умеют
делать, т.е. учу оценивать себя самостоятельно, выявлять у себя слабые
места, а самое главное определять, что и как ему надо делать, чтобы
улучшить собственные результаты. А учителю листы самоанализа и
самоотчета
позволяют
скорректировать
учебный
процесс
и
ликвидировать пробелы к итоговому оцениванию. (Приложение №2)
Применяю на уроках еще и такие инструменты формирующего
оценивания, которые позволяют сэкономить время на уроке: оценить
знания по эталону и провести самооценку знаний каждым учеником.
Так при решении тематического теста предлагаю учащимся выполнить
разноуровневые задания и оценить свои знания, используя знакомые
учащимся символы: «З» - знаю, «С» - сомневаюсь, «Н» - не знаю.
(Приложение №3). Как правило, ученики допускают ошибки в
вопросах, где ответа не знали или сомневались. В этом случае не
возникает вопрос: «А почему у меня такая оценка?»
Самостоятельное оценивание и самостоятельное обучение в целом
базируется на определенных навыках, которые развиваю на уроках
обществознания.
Ключевую роль здесь играет умение задавать вопросы. Работая
над этим умением, развиваю у ребенка способность критически
мыслить, схватывать главное и вообще не бояться думать.
Предложила ученикам 10 класса на уроке обществознания
написать по теме«Историческое развитие человечества - поиски
социальной макротеории» вопросы для теста и возможные ответы к ним
в формате, соответствующем КИМам.
Взяла
наиболее
интересные
задания
за
основу
повторения
изученного материала на следующем уроке и оформила в форме
презентации. (Приложение №4)
При решении тестовых заданий, ученики оценивали не только
свои
знания,
но
и
корректность
формулировок
вопросов
и
предложенных вариантов ответов.
Анализ учебного процесса с применением новых оценивания
инструментов
(удалось
апробировать
лишь
некоторые
техники)
позволяет выделить проблемы формирующего оценивания:
затратность времени в подготовке к урокам и на уроках,
невозможность создания оценочные критерии вместе с детьми к
каждому заданию,
несформированность у моих учащихся на этот период навыков
самостоятельного оценивания.
И определить достоинства формирующего оценивания:
внимание на то, как ученики приобретают знания,
позволяет мотивировать учеников более активно включаться в
свое учение,
развитие способности к самооценке и взаимооценке,
отслеживание продвижения ученика путем сравнения его новых
результатов с предыдущими.
Приложение№1
Приложение№2
Приложение№3
Приложение№4
Используемая литература:
1.Пинская
М.А. Формирующее
оценивание:
оценивание
для
обучения. Практическое руководство для учителей
2.Фишман И.С., Голуб Г.Б.Формирующая оценка образовательных
результатов учащихся: Методическое пособие. Самара: Издательство
«Учебная литература», 2007.
3.Газета «Первое сентября» №03 (суббота), 15.02.2014 Задание на
завтра.
Анатолий
Витковский;
Марина
Пинская.
Формирующее
оценивание: шаг к учебной самостоятельности