Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
Профессиональной переподготовки работников образования
Отделение экономики и управления образования
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы
«Особенности организации воспитательного процесса в условиях
кадетской школы»
Автор проекта:
Маркелов Алексей Александрович- воспитатель ГБОУ
«Тетюшская кадетская школа-интернат им.Хапаева В.А.»
Научный руководитель:
Багаутдинова Ирина Павловна_____________
Куратор:
Зиннатуллина Гульшат Файзрахмановна _____________
Проект допущен к защите «5__»___марта_________2016
Казань, 2016
Содержание
1
1.
Основание проблемы выбора данного проекта_____________ 3-
4
2. Цель проекта__________________________________________
5
3.
Ожидаемый результат___________________________________ 5
4.
Предметная область____________________________________
5
5.
Возрастная группа_____________________________________ 5-6
6.
Растим патриотов_______________________________________ 6
7. Источники и средства патриотического воспитания___________
7
8.Классные
часы__________________________________________
7
9.Тематика
классных часов________________________________________
8
10.Примерная программа проведения соревнований по военно-прикладным
Видам спорта_________________________________________________ 9-
26
11. Цели военно – патриотического воспитания__________________
26
12.Задачи военно - патриотического воспитания______________
26
13.Задачи для решения указанных целей____________________
26
14.Анкетирование____________________________________
26
15.Заключение ______________________________________________ 27
16.Список использованной литературы.________________________ 28
Основания проблемы выбора данного проекта .
1. В 1991 году в результате ряда объективных и субъективных факторов
политического и социально-экономического характера распалось одно из
крупнейших государств мира - СССР. При этом сменился общественный и
социально-экономический строй. В идеологии общества вместо
коммунистических ориентиров определяющими стали общедемократические.
Такие кардинальные перемены не могли пройти без определенных перекосов
и недостатков. Особенно это проявилось в воспитании подрастающего
поколения россиян, в нравственности, патриотизме и гражданской
сознательности. Появилась опасность разрыва связи и преемственности
поколений. Значительная часть молодых людей ныне довольно
пренебрежительно или в лучшем случае снисходительно относятся к
ценностям общества и опыту старших поколений.
Славные героические и трагические страницы отечественной истории для них
уже стали прошлым и неизвестным, все чаще некоторые СМИ настойчиво
внушают, что пора мол забыть прошлое, оно нас ничему не учит.
Слова « вы неправильно и не так жили» наши пожилые люди стали слышать
от молодежи довольно часто. Эти незаслуженные упрёки не только унижают
старшее поколение, но и приводит к более глубоким противоречиям между
поколениями, разрыву преемственности и связи времен, духовному
обнищанию молодежи. В забвение стали уходить такие понятия как « Родина»,
«Защита Отечества», «Героизм», «Подвиг», «Славные боевые традиции
Русской и Советской армии русских и советских воинов».
3
Поэтому Правительством Российской Федерации была утверждена
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2010-2015 год», и такая же программа на 2015-2020 год. Программа
предусматривает огромный комплекс организационных и воспитательных
мероприятий, проводимых государственными и военными институтами.
Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа,
формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка
научно обоснованных концептуальных подходов к организации
патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является
актуальной задачей государства. В Концепции сформулированы теоретические
основы патриотического воспитания, цели, задачи и принципы, роль и место
государственных органов по воспитанию патриотизма в современных
условиях. Основной целью концепции является определение места и роли
воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшее направление
деятельности общества и государства.
В настоящее время в России осуществляется модернизация школьного
образования, вызванная требованиями социально-экономического,
политического и культурного развития страны и обозначенная в Федеральных
государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования.
Актуальность проекта связана, с одной стороны, с приоритетом
воспитательных задач, повышением роли духовно-нравственного, военно-
патриотического воспитания (как ключевое требование ФГОС) и практической
значимостью проблемы духовно-нравственного, военно-патриотического
воспитания в общеобразовательной школе, а с другой стороны,
необходимостью использования возможностей школьного дополнительного
образования и внеурочной деятельности по духовно-нравственному, военно-
патриотическому воспитанию обучающихся.
Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС НОО - это
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от
классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы начального общего
образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное,
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как
экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные
научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики и других.
Внеурочная
деятельность может осуществляться через:
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного
учреждения ( внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей,
а также учреждений культуры и спорта;
образования) . Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным
образованием детей, в части создания условий для развития творческих
интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-
биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным
образованием детей выступают такие формы ее реализации как факультативы,
школьные научные общества, объединения профессиональной
направленности, учебные курсы по выбору. Внеурочная деятельность в
рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Одна из форм внеурочной деятельности –это
военно-патриотическое воспитание.
2.
Цель
проекта
:
Воспитание истинного патриота своей страны.
3.
Ожидаемый результат
Реализация данной проектной работы позволит решить многие назревшие
проблемы в отношении подрастающего поколения благодаря формированию и
развитию у молодежи патриотических качеств - любовь к Отечеству,
ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к
сохранению и приумножению культурных исторических ценностей,
5
самопожертвование. Возрастут возможности молодежи к активному участию в
решении важнейших проблем общества в различных сферах его деятельности.
Воспитывая все эти качества, улучшается наше общество. Высокая
духовность, активная жизненная и гражданская позиция, здоровый образ
жизни, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени
способствовать успешному решению задач, связанных с возрождением
России. Постоянное углубление знания о своем Отечестве, его истории,
культуре, этносе, изучение трудов отечественных мыслителе, произведение и
творение деятелей литературы - все это способствует укреплению,
возвеличению Российского государства, обеспечения военно-политического
могущества России как великой державы.
4.
предметная область
-
обж;
-
физическая культура;
-
история;
-
литература.
5.
возрастная группа
-
5-8 классы
6. Растим патриотов:
- взаимодействие семьи и школы в военно-патриотическом воспитании детей;
-любовь к Отечеству появляется в том, что гражданин глубоко чтит
окружающую его природу, имеет добрые отношения к согражданам, живет на
благо своей страны. Под патриотизмом понимается участие в делах
государства, преданности своему народу, интересам своего дела. Героическая
борьба, подвиги, талант лучших сынов Отечества - пример для подражания.
История России - это в определенной мере история войн, в которых россияне
проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения.
Патриотическое воспитание, а в отношении мальчиков и военно-
патриотическое начинается с семьи, поскольку в семье закладываются все
виды социального воспитания ребенка. Опыт, традиции, уклад жизни семьи
формируют и развивают нравственные и волевые качества, знания и умения,
навыки детей начинаются с первых лет жизни. С началом обучения детей в
школе семья тесно сотрудничая с различными учреждениями образования и
культуры обогащает все эти элементы воспитания. Традиционная модель
семейного воспитания предполагает восприятие ребенка, который сам не
способен оценить происходящее. Самый обычный ребенок, усилия которого
оценены и вознаграждаемы, будут ощущать чувства уверенности в своих
силах, в то время как поистине способный и талантливый, усилия которого
воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает чувства
неуверенности и ненужности. Большое значение имеет личный пример
родителей, их отношение к проблемам нравственности, морали, военно-
патриотического воспитания, усиления воспитательного воздействия семьи,
военно-патриотическое воспитание в семье не должно осуществляться
стихийно, но по определенной системе, строго сообразуясь с требованием
педагогики, организовано и непрерывно воздействуя на сознание, чувства,
волю, психику и физическое развитие, формируя у них качество гражданина и
защитника Отечества.
7.
Источники и средства патриотического воспитания.
Источниками и средствами патриотического воспитания школьников являются
уроки, классные часы, внеурочное и неформальное общение педагога с
воспитанниками, занятие в кружках, секциях, военно- патриотических клубах.
Педагог должен помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих
отношений, уметь отличать добро от зла, научить ребенка тому, что должно
ему пригодиться в его дальнейшей жизни. Все методические программы
разработаны совместно с программами ОБЖ, военной подготовки, физической
культуры. Программа основана на принципах доступности, системности,
толерантности.
8.
Формы работы.
-
классные часы;
-
военно-спортивные соревнования по военно-прикладным видам спорта
-
тематические встречи с ветеранами войны, интересными людьми,
выдающимися личностями;
7
-
беседы;
-
спортивные соревнования; -КВН;
-
конкурсы;
-
викторины;
-
туристические походы, экскурсии;
-
праздничные массовые мероприятия;
-
военно-полевые сборы(парашютно-десантная подготовка);
-
занятее в кружках и секциях.
8.
Классные часы - одна из важнейших форм организации воспитательной
работы с учащимися. Формы классных часов разнообразны: лекции,
беседы, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное
путешествие, праздник, акция. Классный час выполняет 4 функции:
•
Просветительная - заключается в том, что классный час расширяет круг
знаний воспитанников. Эта информация из разных областей знаний,
явлений социальной жизни, психологические проблемы детей.
•
Ориентирующая - состоит в формировании у школьников определенного
отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в
выработке нравственной оценки событий/явлений.
•
Направляющая - предусматривает организацию деятельности
воспитанников, воздействии на их поведение, чтобы знания перешли в
убеждения.
•
Формирующая - проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания
и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог,
выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.
10.Тематика классных часов.
1.
Классные часы, посвященные дням Воинской Славы России;
2.
Классные часы, посвященные Дню рождения родов войск;
3.
Классные часы, посвященные нравственно-волевым качествам:
•
Что такое смелость?
•
Как развивать свои способности?
•
Юности честное зерцало ( о культуре поведения)
•
Как зависть душу разъедает...
•
Есть ли границы у свободы?
•
Я в мире, мир во мне. «Что такое скромность?»
•
Убивай врагов своих добротой!
4.
Классные часы, посвящённые ЗОЖ.
•
Здоровье и спорт рядом идут;
•
Береги здоровье смолоду;
•
Вредные привычки
•
Полезны ли полезные привычки;
5.
Классные часы, посвященные истории родного края:
•
Есть на Волге городок...
6.
Классные часы, посвященные истории Великой Отечественной войны,
героическому прошлому нашего народа.
7.
Тематические встречи и беседы
с ветеранами войн, с интересными
людьми, тимуровская работа, помощь ветеранам и пожилым людям, уход за
могилами ветеранов.
8.
Праздничные массовые мероприятия
: воспитанники постоянно
принимают участие в школьных мероприятиях, посвященные различным
датам.
9.
Спортивные соревнования:
воспитанники регулярно занимаются в
различных секциях, участвуют в спортивных соревнованиях школы,
района, республики, пропагандируя тем самым здоровый образ жизни.
10. Военно-прикладные
соревнования , проводятся с целью формирования
патриотических чувств и сознания молодежи, развитии и укреплении основ
военного патриотического воспитания.
Приложение
9
10. Примерная программа проведения соревнований
по военно-прикладным видам спорта
11.
Цели военно-патриотического воспитания:
определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма,
готовности к служению Отечеству;
-
воспитание активной жизненной позиции;
-
воспитание чувства долга перед Родиной;
-
уважение к культурным традициям других народов, а так же
формирование нравственно-волевых качеств.
12.
Задачи военно-патриотического воспитания:
-
подготовка молодежи к экстремальной ситуации вооруженной борьбы с
агрессором;
-
формирование готовности к службе в силовых структурах;
-
воспитание на боевых традициях вооруженных сил РФ.
13.
Задачи для решения указанной цели:
-
Повышение престижа военной службы, подготовка к службе в армии;
-
Сохранение и укрепление здоровья;
-
Воспитание бережного отношения к историческому и
культурному наследию Отечества;
-
Вовлечение воспитанников в военно-патриотическое движение;
-
Воспитание нравственно-волевых качеств;
-
Расширение представлений об истории малой Родины, о родном крае;
1.1.
Творческий конкурс - защита «визитной карточки» образовательного
учреждения «Здравия желаю» (домашнее задание)
Участвует вся команда. Время выступления до 5 мин. Каждая команда готовит
свою «визитную карточку».
В творческой форме команда представляет свой родной край, его обычаи и
традиции, примечательности, народных героев и полководцев, деятелей
культуры, работу своих образовательных учреждений, военно-спортивного
клуба, объединения и др. В ходе выступления могут быть использованы
фрагменты видеофильмов, интервью, исполнены песни. Победителем является
команда, набравшая наибольшую сумму баллов всех членов жюри. Критерии
оценок за конкурс;
-
представление своего края (1-5 баллов);
-
народные герои и полководцы (1-5 баллов);
-
работа своих образовательных учреждений, военно-спортивного клуба (1-5
баллов;)
-
массовость участников (1-5 баллов);
-
использование наглядного оформления (1-5 баллов);
-использование документов, видеофильмов, номеров художественной
самодеятельности -(1- 4балла); - оригинальность исполнения - (1 -5 баллов).
Победителем является команда, набравшая наибольшую сумму баллов всех
членов жюри. За перерасход времени при выступлении команда теряет баллы
(за каждую минуту по 2 балла).
1.2. Интеллектуальные конкурсы
1.3.1.
Конкурс «Время уходит - память остается».
Конкурс проходит в виде игры-викторины, состоящей из нескольких туров.
Тематика - основные события Великой Отечественной войны. За правильные
ответы и выполненные задания командам начисляются баллы. Победителем
считается команда, набравшая наибольшее число баллов во всех турах.
Участвует вся команда. Правильность ответа и количество баллов, которые
получила команда определяет компьютер. Счетная комиссия суммирует баллы
и объявляет общие баллы за тур каждой команде.
1.3.2.
Конкурс «Служу отечеству»
Участники должны ответить на вопросы и выполнить практические задания
по следующей тематике:
-
основы обороны государства, Вооруженные Силы Российской Федерации
(предназначение, состав, традиции и т.п.);
воинская обязанность и военная служба граждан (подготовка, прохождение
службы по призыву и контракту);
-
общевоинские уставы (права и обязанности военнослужащих, начальники и
подчинённые, сущность воинской дисциплины, обязанное™ и
практические действия лиц суточного наряда, обязанности и практические
действия караула и т.п.);
-
государственная и военная символика - история и современность
(сущность и значение государственных символов Российской Федерации -
11
Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна
Российской Федерации, Знамени Победы, Знамен ВС РФ, ВВС РФ, ВМФ РФ и
иных видов ВС РФ, Боевых Знамен, Военной Присяги); символика городов-
Героев.
- основы международного гуманитарного права и основные нормы
международного гуманитарного права.
За правильные ответы и выполненные задания командам начисляются
баллы. Победителем считается команда, набравшая наибольшее число баллов
во всех турах.
1.4. Конкурс строевой подготовки и строевой песни
1.4.1. Конкурс «Равнение на знамена».
Участники представляют на конкурс знамена (флаги) своих организаций,
территории. В конкурсе принимают участие 7 человек: командир отряда
(отделения) и 2 знаменные (флаговые) группы, в составе каждой знаменосец
(флаговый) и 2 ассистента. Атрибуты: парадная форма с аксельбантами,
знаменные ленты, макеты оружия (автомат, шашка).
Зачет №1
Вынос знамени и смена у знамени. Представление знамени, склонение
знамени.
Выполнение элементов зачета участниками конкурса оцениваются по
следующим показателям:
1.
Действия командира, правильность подачи команд;
2.
Соблюдение установленных интервалов и дистанций;
3.
Равнение в шеренге;
4.
Четкость строевого шага, соблюдение его размера и темпа движения;
5.
Строевая подтянутость, осанка;
6.
Положение знамени; -
7.
Действия знаменосца при выполнении строевых приемов со знаменем.
Зачет №2.
Вынос флага, прикрепление к флагштоку, подъем и спуск флага.
Оценка выполнения строевых приемов данного зачета производится по
следующим показателям;
1.
Действия командира, правильность подачи команд;
2.
Соблюдение установленных интервалов и дистанции;
3.
Равнение в шеренгах и колоннах;
4.
Чет кость строевого шага, соблюдение его размера и темпа движения;
5.
Строевая подтянутость, осанка;
6.
Действия при выполнении строевых приемов с флагом.
Определение оценок за строевую подготовку при выполнении зачетов.
Техника выполнения каждого строевого приема оценивается:
—
«5 баллов» , если прием выполнен в строгом соответствии с
требованиями Строевого устава, четко, уверенно, красиво
—
«4 балла» , если прием выполнен в соответствии с требованиями
Строевого устава, но недостаточно четко, с напряжением;
—
«3 балла» , если прием в основном выполнен в соответствии с
требованиями Строевого устава, но при этом была допущена хотя бы одна
ошибка;
—
«2 балла» , если прием выполнен, но при его выполнении были
допущены две и более ошибки.
—
«1 балл» , если прием выполнен, но при его выполнении были
допущены три и более ошибки.
—
«0 балов» , если прием пропущен или не выполнен в контрольное
время, выполнен не но Строевому Уставу ВС РФ.
Перечень характерных ошибок при выполнении строевых приемов.
Вынос знамени
Нечеткая подача команд командирам отряда. При движении знаменной
группы нет равнения в шеренгах, не соблюдены интервалы дистанций. При
движении строевым шагом нога не выносится на положенную высоту, носок
не оттянут. Нет четкого движения руками.
Смена у знамени
Действия знаменщика и ассистентов при выполнении этого строевого
элемента нечеткие и неоднообразные.
Представление знамени
13
Действия знаменщика при выполнении строевых приемов со знаменем
нечеткие. Склонение знамени не осуществляется на установленную высоту.
Вынос флага
При выносе флага группа не соблюдает интервалы и дистанцию, нет •
равнения в колоннах и шеренгах. Движение строевым шагом осуществляется с
нарушением статьи Строевого Устава.
Прикрепление к флагштоку, подъем и спуск флага
Действия флаговой группы неоднообразны и нечетки. Подъем и спуск
флага осуществляется рывками, подъем и спуск не соответствует временным
показателям.
1.4.2. Конкурс «Статен в строю, силен в бою».
Участвует вся команда
Зачет № 1.
«Торжественное прохождение в составе отряда (отделения) и прохождение
с песней»
Конкурс оценивается по 5-ти балльной системе. Учитывается дисциплина
строя, внешний вид, действия командира. Лучшими считаются отряды
(отделения), которые наберут наибольшую сумму баллов.
Порядок оценки конкурса
При похождении торжественным маршем учитываются следующие
показатели:
1.Действия командиров;
2.Соблюдение установленных интервалов и дистанции;
3.Равнение в шеренгах и колоннах;
4.Четкость строевого шага, соблюдение его размера и темпа движения;
5.Строевая подтянутость, осанка;
6.Положение головных уборов;
7.Правильность поворота головы в сторону начальника, проводящий строевой
смотр.
При прохождении с исполнением строевой песней учитываются следующие
показатели:
1.Выбор песни, её идейную направленность, художественную ценность,
актуальность тематики;
2.Уровень исполнения, правильность мелодии, слитность звучания,-
отчетливость дикции;
3.Подготовленность запевал;
4.Соблюдение равнения, темпа движения и дисциплины строя.
При проверке слаженности оценивается не только согласованность и четкость
действий личного состава, но и правильность подачи команд и сигналов
командирами.
Определение оценок за строевую подготовку при выполнении зачета. Техника
выполнения каждого строевого приема оценивается:
•
«5 баллов», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава, четко, уверенно, красиво
•
«4 балла», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, но недостаточно четко, с напряжением;
•
«3 балла», если прием в основном выполнен в соответствии с требованиями
Строевого устава, но при этом была допущена хотя бы одна ошибка;
•
«2 балла», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
две и более ошибки.
•
«1 балл», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
три и более ошибки.
• «0 баллов», если прием пропущен или не выполнен в контрольное время,
выполнен не по Строевому Уставу ВС РФ.
Перечень характерных ошибок при выполнении зачета-
Действия командиров
Команды подаются не громко, нечетко и не своевременно. Не соблюдаются
дистанции, выполнение воинского приветствия с нарушением Устава.
Действия отряда
Команды выполняются нечетко, при движении не соблюдаются интервалы
дистанции, нет равнения в шеренгах. Нет четкого одновременного поворота
головы. Движение строевым шагом осуществляется в разнобой, не
соблюдается темп движения. Руки не закреплены вдоль туловища.
15
Исполнение строевой песни
Выбор песни не совсем соответствует тематике проводимого конкурса. При
исполнении песни мелодия не соответствует действительности, нет четкости
дикции и не звучное исполнение. При движении нет равнения в шеренгах и
колоннах, движение руками осуществляется нечетко и не одновременно.
Зачет № 2.
«Строевой смотр».
Участвует отряд (отделение) в полном составе. Форма одежды парадная с
головными уборами, оборудованная символикой клуба, объединения.
Проводится поэтапно на трех рабочих местах.
РАБОЧЕЕ МЕСТО №1
Действия в составе отряда (отделения) на месте (построение в 2 шеренги,
расчет по порядку в отделениях, доклад командиров отделений командиру
отряда, командира отряда судье о готовности к смотру, ответ на приветствие,
ответ на поздравление, выполнение команд: «Равняйсь», «Смирно», «Вольно»,
«Заправиться», «Разойдись», построение в одну шеренгу, расчет на «первый»
-«второй», перестроение из одной шеренги в две и обратно, повороты на
месте, размыкание и смыкание строя).
Порядок оценки конкурса.
Определение оценок за строевую подготовку в составе отряда на месте.
Техника выполнения каждого строевого приема оценивается:
•
«5 баллов», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава, легко, уверенно, красиво;
•
«4 балла», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, но недостаточно четко, с напряжением;
•
«3 балла», если прием в основном выполнен в соответствии с требованиями
Строевого устава, но при этом была допущена хотя бы одна ошибка;
•
«2 балла», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
две и более ошибки.
•
«1 балл», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
три и более ошибки.
•
«0 баллов», если прием пропущен или не выполнен в контрольное время,
выполнен не по Строевому Уставу ВС РФ.
Перечень характерных ошибок при выполнении строевых приемов на
месте.
Построение отряда
Участники медленно занимают свое место в строю. При расчете нет
четкости в повороте головы. При приветствии (поздравлении) нет четкого,
громкого и одновременного ответа.
Строевая стойка «Смирно».
Носки ног развернуты не по линии фронта и не на ширину ступни. Каблуки
не поставлены вместе. Кисти рук не посередине бедер, держатся ладонями
назад. Грудь не приподнята, живот не подобран. Тело не подано вперед, голова
опущена. Руки согнуты в локтях.
Команда «Равняйсь».
При повороте головы подбородок не приподнят и правое ухо не выше
левого. Участник не видит грудь четвертого человека, считая себя первым. Нет
равнения в шеренге.
Команда «Вольно».
Участник сошел с места. Ослаблено внимание. Изменилось положение рук.
Разговаривает в строю.
Команда «Заправиться».
Недостатки во внешнем виде не устранены. Участник без разрешения-
вышел из строя. Разговаривает или курит в строю без разрешения.
Команда «Разойдись».
Участники не покидают строй.
Перестроение отряда
Нет одновременного и четкого выполнения строевого элемента. Повороты
на месте осуществляются неодновременно. При размыкании и смыкании не
соблюдаются интервалы и дистанции
РАБОЧЕЕ МЕСТО №2
Действия в составе отряда (отделения) в движении (построение в колонну
по три «по два), движение строевым шагом, изменение направления движения,
17
повороты в движении, перестроение из колонны по три (по два) в колонну по
одному, по два и обратно, движение в полшага, отдание воинского приветствия
в строю, ответ на приветствие и благодарность, остановка отряда (отделения)
по команде «Стой»),
Определение оценок за строевую подготовку в составе отряда в
движении.
Техника выполнения каждого строевого приема оценивается:
• «5 баллов», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава, легко, уверенно, красиво
•
«4 балла» , если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, но недостаточно четко, с напряжением;
•
«3 балла»
, если прием в основном выполнен в соответствии с
требованиями Строевого Устава, но при этом была допущена хотя бы одна
ошибка;
•
«2 балла» , если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
две и более ошибки.
•
«1 балл» , если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
три и более ошибки.
•
«0 баллов» , если прием пропущен или не выполнен в контрольное время,
выполнен не по Строевому Уставу ВС РФ.
Перечень характерных ошибок при выполнении строевых приемов в
составе отряда в движении.
Построение отряда
Занятие места в строю осуществляется медленно с нарушением интервала
и дистанции, отсутствие равнения в колоннах и шеренгах.
Движение строевым шагом
Нет одновременности подъема ноги на установленную высоту и четкого ее
опускания на полную ступню. Нет слаженного движение руками, нет равнения
в шеренгах и колоннах.
Обозначение шага на месте.
Подъем ноги производится значительно ниже 15 см от земли. Нога
становится на землю не с передней части ступни, а на весь след. Движение
руками не в такт шага. Корпус не держится прямо. Движение рук вперед
производится значительно ниже (выше) установленной высоты, а при
движении назад — не до отказа в плечевом суставе.
Перестроение отряда
Перестроение осуществляется не однообразно и хаотично.
Изменение скорости движения и направления движения.
После додачи команды скорость не изменяется. Направление движения
осуществляется не в ту сторону. Повороты в движении.
Поворот в движении выполнен несвоевременно. Поворот направо (налево),
пол-оборота направо (налево) производится не на носке левой (правой) ноги.
Поворот кругом произведен не на носках обеих ног. Движение руками при
повороте производится не в такт шага.
Прекращение движения шагом . После остановки не принято положение
«Смирно». После подачи исполнительной команды не сделан еще один шаг
или сделано два шага вперед.
РАБО ЧЕЕ МЕСТО №3
Одиночная строевая подготовка. Судьи определяют по 2 представителя от
отделения, которые по командам командира отделения показывают строевые
приемы:
1.Выход из строя, подход к начальнику, повороты на месте, движение
строевым шагом, повороты в движении, отдание воинского приветствия
начальник слева и справа, возвращение в строй.
2.Строевые приемы с оружием на месте (автомат АК-74 по командам «К
ОРУЖИЮ», «В РУЖЬЁ», «Ремень - ОТПУСТИТЬ (ПОДТЯНУТЬ)», «Автомат
на - ГРУДЬ», «На ре - МЕНЬ», «Оружие - ЗА СПИНУ», «Оружие на ре -
МЕНЬ», «Положить - ОРУЖИЕ»),
Примечания: все строевые приемы, включенные в программу конкурса,
выполняются 1-2 раза в соответствии со Строевым Уставом ВС РФ. На каждом
этапе отделению отводится контрольное время- 5 минут. Каждый элемент
(прием) программы оценивается по 5-ти балльной системе. Если прием
19
пропущен или не выполнен в контрольное время, выполнен не по Уставу -
ставится оценка «0».
Действия командиров отделений оцениваются на каждом этапе (доклад
командиру и судьям, подход и отход, правильность подачи и дублирования
команд, строевая выправка, разрешение на уход с этапа).
Лучшими считаются отряды (отделения) и командиры, которые наберут
наибольшую сумму баллов.
Определение оценок за одиночную строевую подготовку .
Техника выполнения каждого строевого приема оценивается:
• «5 баллов», если прием выполнен в строгом соответствии с требованиями
Строевого устава, четко, уверенно, красиво
•
«4 балла», если прием выполнен в соответствии с требованиями Строевого
устава, но недостаточно четко, с напряжением;
•
«3 балла», если прием в основном выполнен в соответствии с требованиями
Строевого устава, но при этом была допущена хотя -бы одна ошибка;
•
«2 балла», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
две и более ошибки.
•
«1 балл», если прием выполнен, но при его выполнении были допущены
три и более ошибки.
•
«0 баллов», если прием пропущен или не выполнен в контрольное время,
выполнен не по Строевому Уставу ВС РФ.
Перечень характерных ошибок при выполнении одиночных строевых
приемов
Выход из строя или возвращение в строй.
Выход из строя или возвращение в строй производится походным шагом.
Выход осуществляется не на указанное количество шагов. Не выполнен
поворот лицом к строю. При выходе из второй шеренги наложена не левая, а
правая рука на плечо впереди стоящег о участника. Нет ответа «Есть» после
полученного приказания. Участник, стоящий лицом к строю, услышав свое
воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к начальнику и не ответил:
«Я». По команде «Стать в строй» не приложил или неправильно приложил
руку к головному убору. Нарушается положение строевой стойки.
Подход к начальнику и отход от него.
Участник при подходе не перешел на строевой шаг за пять-шесть шагов до
начальника. При отходе не сделал три-четыре шага строевым. Неправильное
содержание доклада. Неодновременно с приставлением ноги прикладывается
рука к головному убору. Нет ответа «Есть» после получения приказания.
Участник, услышав свое воинское звание и фамилию, не повернулся лицом к
начальнику и не ответил: «Я». Получив приказание, не приложил или
неправильно приложил руку к головному убору. Нарушается положение
строевой стойки.
Повороты на месте.
После поворота не сохраняется правильное положение корпуса или ног.
Ноги в коленях сгибаются. Руки отходят от бедер. Нога приставляется не
кратчайшим путем. Поворот произведен не на 90 (45) или 180°.
Движение строевым шагом.
Корпус отведен назад. Нет координации в движении рук и ног. Голова
опущена вниз. Движение руками около тела производится не от плеча, а за
счет сгибания в локтях. Подъем ноги от земли значительно ниже 15 см. Размер
шага меньше (больше) 70—80 см. Нога заносится за ногу. Движение рук
вперед производится значительно ниже (выше) установленной высоты, а при
движении назад — не до отказа в плечевом суставе
Повороты в движении.
Поворот в движении выполнен несвоевременно. Поворот направо (налево),
пол-оборота направо (налево) производится не на носке левой (правой) ноги.
Поворот кругом произведен не на досках обеих ног. Движение руками при
повороте производится не в такт шага.
Выполнение воинского приветствия.
Воинское приветствие выполнено менее чем за три-четыре шага. Рука к
головному убору приложена неправильно: пальцы правой руки не вместе,
ладонь согнута, средний палец не касается нижнего края головного убора.
Участник не повернул головы в сторону начальника и не смотрит ему в лицо.
Строевая стойка с оружием.
21
Оружие в положении «на ремень» держится правой рукой не на высоте
верхнего обреза поясного ремня, а значительно ниже (выше). Строевые
приемы с оружием
Приемы выполняются с искажением уставных требований. Падение
головного убора. Необходимость подачи команды «Заправиться» после
выполнения каждого приема. Нарушение положения строевой стойки.
1.5. Конкурс по основам медицинских знаний «Если ты остался один на
один с пострадавшим»
| Конкурс проводиться с использованием комплекса тренажерного
обучения:
робот - тренажер «Гоша» (сужение и расширение зрачков, появление пульса
на сонной артерии полностью имитируют реакции оживающего и умирающего
человека в процессе выполнения комплекса сердечно-легочной реанимации);
компьютерная программа оживления датчиков робота (демонстрация с
помощью компьютерной графики смысла реанимации). Конкурс проводится в
2 этапа.
Первый этап
предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности места
происшествия;
оказание первой доврачебной помощи при травмах и несчастных случаях.
За правильные ответы и выполненные задания командам начисляются баллы.
Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Предварительная оценка состояния пострадавшего и безопасности
места происшествия
«0 баллов» - состояние пострадавшего оценено неправильно «1 балл» -
состояние пострадавшего оценено правильно, но из места происшествия на
безопасное место не укрыт
«2 балла» - состояние оценено правильно, пострадавшему начато оказание
помощи в безопасном месте
Оказание первой доврачебной помощи при травмах и несчастных
случаях.
а) наложение резинового кровоостанавливающего жгута на плечо при
кровотечении (выполняет 1 человек):
- кровотечение не остановлено или допущены грубые нарушения правил
наложения жгута
1балл - время наложения жгута составило более 35 секунд;
2
балла - время наложения жгута составило 35 секунд;
3
балла - время наложения жгута составило 30 секунд;
4
балла - время наложения жгута составило 25 секунд
5
баллов - время наложения жгута составило менее 25 секунд
Примечание:
итоговый балл зависит от времени наложения жгута и
количества совершённых или несовершенных ошибок при наложении (каждая
ошибка: минус один балл).
б)
Наложение первичной повязки на коленный сустав (выполняет 1
человек:
0 баллов - допущены грубые нарушения правил наложения первичной
повязки;
1 балл - время наложения первичной повязки составило более 1мин 30 секунд;
2 балла - время наложения жгута составило 1 мин 30 секунд;
3 балла - время наложения жгута составило 1 мин 20 секунд;
4 балла - время наложения жгута составило 1 мин 10 секунд;
5 баллов - время наложения жгута составило менее 1 мин 10 секунд;
Примечание: итоговый балл зависит от времени наложении первичной
повязки и количества совершённых или несовершенных ошибок при наложении
(каждая ошибка: минус один балл).
в) наложение шины из подручного материала при переломах костей голени
(выполняют 2 чел):
0 баллов - допущены грубые нарушения правил наложения шины
1 балл - время наложения шины составило более 5мин 30 секунд
2 балла - время наложения жгута составило 5 мин 30 секунд
3 балла - время наложения жгута составило 5 мин
23
4 балла - время наложения жгута составило 4мин 45 секунд
5 баллов - время наложения жгута составило менее 4мин 45 секунд
Примечание:
итоговый балл зависит от времени наложении шины и
количества совершённых или несовершенных ошибок при наложении (каждая
ошибка: минус один балл). Данный этап выполняют 2 человека.
Второй этап
оживление робота - выполнение комплекса сердечно-легочной реанимации.
Данный этап выполняют 2 человека.
Победителем считается команда, затратившая наименьшее количество
времени на оживление робота.
Для подготовки к конкурсу предлагаем использовать следующую литературу:
карманный справочник для населения «Оказание экстренной помощи до
прибытия врача» (нормативный документ, дающий уверенность в
правомерности действий при оказании ПМП и четко обозначает круг
обязанностей);
федеральное учебное пособие «Основы медицинских знаний 9-11 классы»,
Автор В.Г.Бубнов, Москва.
Оживление робота - выполнение комплекса сердечно лёгочной
реанимации. Контрольное время для оживления «Гоши» - 7 минут.
а)
0 баллов - робот не оживлён.
б)
5 баллов - робот оживлён
1.6. Конкурс «В здоровом теле здоровый дух».
1.6.1 .Соревнования по военно-прикладным видам спорта.
Зачет №1 Разборка-сборка автомата.
ВОЕНКОМАТ
Зачет №2 Стрельба в тире с 25 (50) метров.
Зачет №3 Бег с преодолением армейской единой полосы препятствий в
составе подразделения.
Стартуют 6 человек. Снаряжение - противогазы в походном положении,
массово- габаритные макеты АК у каждого. При выполнении упражнения
разрешается взаимопомощь без передачи «оружия», противогаза и других
предметов экипировки. Форма одежды спортивная (полевая).
Условия: пробежать 1000 м, затем преодолеть 100-метровую полосу
препятствий: ров, лабиринт, забор, разрушенную лестницу, наступая на три
ступени (под четвертой пробежать), стенку, перепрыгнуть через траншею.
Зачет по последнему участнику. Подведение итогов: первенство командное.
Победителем считается команда, показавшая наименьшее время прохождения
трассы. Упражнение №41, согласно НФП -2001 в ВС РФ.
Оценочные показатели: «отлично» - 5 мин. 15 с. «хорошо» - 5 мин. 25 с.
«удовлетворительно» - 5 мин. 40 с.
В беге с преодолением полосы препятствий одиночным показателем
является время. Согласно времени прохождения дистанции команды
ранжируются по местам.
Зачет №4 «Рукопашный бой»
Участники - 8 человек демонстрируют навыки самостраховки при падении
на живот, спину, бок. Участники, не сдавшие зачёт по самостраховке к
выполнению приёмов не допускаются.
По заданию судьи в парах участники демонстрируют умение
освобождаться от захватов туловища и шеи спереди и сзади, захватов за руки,
за одежду; защищаться от ударов ножом резиновая имитация) сверху, снизу, в
живот.
Команда демонстрирует комплекс приемов рукопашного боя без оружия на
8 счетов Упражнение № 32 и комплекс рукопашного боя с автоматом на 8
счетов Упражнение № 33 (НФП- 2001 в ВС РФ).
Действия каждого члена команды оцениваются экспертами по 5-ти
балльной системе за каждый прием. Баллы судьи суммируют. Побеждает
команда, набравшая наибольшую сумму баллов.
Индивидуальна оценка за выполнение приема:
•
«5 баллов» - если прием выполнен согласно описанию, быстро и уверенно;
•
«4 балла» - если "прием выполнен согласно описанию, но недостаточно
быстро и уверенно;
•
«3 балла» - если прием выполнен согласно описанию, но медленно и с
нарушением слитности движения или допущена потеря равновесия, но
конечная цель достигнута;
25
•
«0 баллов» - если прием не выполнен или не в соответствии с описанием.
Выполнение комплекса приемов рукопашного боя на 8 счетов
оценивается:
•
«5 баллов» - если комплекс выполнен согласно описанию, без технических
ошибок, без неоправданных остановок между элементами;
•
«4 балла» - если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены
незначительные технические ошибки (чрезмерный замах при выполнении
атакующих действий, чрезмерный замах и амплитуда при выполнении
защитных действий, недостаточная скорость выполнения технических
действий, неоправданные остановки при переходе от защитных действий к
атакующим, допущены незначительные технические ошибки в приемах
самостраховки);
•
«3 балла» - если комплекс выполнен согласно описанию, но допущены
значительные ошибки (пропуск одного действия (элемента), остановки при
выполнении комплекса, потеря равновесия (без падения), значительные
ошибки при выполнении приемов самостраховки);
•
«0 баллов» - если комплекс грубо искажен, пропущено два и более
действия, допущено падение.
1ф.6.2. Комплекс спортивных упражнений
- Подтягивание.
Участвуют 5 мальчиков. Победитель определяется по суммарному
количеству подтягиваний.
- Бег на 100 метров.
Участвуют 1 мальчик и 1 девочка. Победитель определяется по суммарному
времени.
Анкетирование учащихся 7 класса.
1.
Ваше отношение к армии, к службе в ВС- 100% - положительно
2. Хотите ли Вы после окончании школы поступить в военные ВУЗы?-95%
3. Какие качества защитника Отечества Вы цените прежде всего? (храбрость,
мужество, отвага, стойкость, дисциплинированность).
4. Какие нравственно-волевые качества Вы ставите прежде всего? (честность,
доброта, трудолюбие, порядочность, ответственность, скромность, верность
другу).
5. Что привлекает Вас в армейской службе?
6. Ваше отношение к вредным привычкам (отрицательное/положительное, все
равно это его здоровье. Отрицательное- 80%, все равно это его здоровье- 20%.)
Анкетирование учащихся 8 класса.
1.
Ваше отношение к армии, к службе в ВС- 100% - положительно
2. Хотите ли Вы после окончании школы поступить в военные ВУЗы?-90%.
3. Какие качества защитника Отечества Вы цените прежде всего? (храбрость,
мужество, отвага, стойкость, дисциплинированность).
4. Какие нравственно-волевые качества Вы ставите прежде всего? (честность,
доброта, трудолюбие, порядочность, ответственность, скромность, верность
другу).
5. Что привлекает Вас в армейской службе?
6.
Ваше отношение к вредным привычкам (отрицательное/положительное,
все равно это его здоровье. Отрицательное-
95%, все равно это его здоровье-
5%
Заключение.
Реализация теоретических предложений и практических рекомендаций,
изложенных в проекте является основой для решения важнейших задач в
воспитании молодежи, улучшению его качественных характеристик,,
повышение уровня готовности к выполнению функций в различных сферах
жизни общества и его военной организации. Необходимо сделать все
возможное, чтобы становление и развитие молодежи как гражданина и
патриота своей Родины обеспечивалось гармонично взаимодействующими в
27
данной цели социальными и государственными институтами. Алгоритм
действий сводится, в самом обычном виде, к осмыслению всех сложностей
проблем, к активному и совместному поиску выхода из них, определению
каждым своего места и роли в их решении, в реализации своих сил и энергии
не только в личных, но и в общенациональных, в общезначительных
интересах. Только приобщение к большим и важным делам, консолидация
здоровых, лучших сил нашего общества, от которых зависит дальнейшая
судьба Отечества, ведет к проявлению истинного патриотизма.
Список использованной литературы.
1.
Журнал ОБЖ №3 2007 г.
2.
Журнал ОБЖ №6 2007 г.
3.
Журнал ОБЖ №2 2007 г.
4.
Журнал ОБЖ №8 2006 г.
5.
Журнал ОБЖ №11 2006 г.
6.
Журнал ОБЖ №8 2004 г.
7.
Методическое пособие «И мужество как знамя пронесли...» Москва 2002 год,
Авторы Мазыкина Н.В., Мельниченко И.И., Монахов А.Л.
8.
Методическое пособие «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков»
Москва 2006 г. Авторы Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е.
9.
Методическое пособие «Классные часы» изд. Москва Вако 2008 г.
Автор Давыдова A.B.
28
29