Напоминание

"Визуализация знаний при усвоении содержания художественного текста".

Автор: Чувашова Ольга Федотовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОБУ СОШ №30 им.В.И.Кузьмина

Населённый пункт: г.Якутск

Наименование материала: статья

Тема: "Визуализация знаний при усвоении содержания художественного текста".

Описание:

Литературное образование включает в себя три основных этапа, соответствующие образовательным концентрам.Каковы особенности чтения художественной литературы? Выбор произведения должен отвечать ряду требований. В работе показаны варианты применения новых информационных технологий при изучении произведений(таблицы).Это "Концепция героя в произведении", "Особенности жанра...","Челоеческие типы в произведении","Летопись жизни и судьбы героя", сопоставление героев, экспресс-опрос и т.д. Использование разных видов и форм работы с текстом помогают ученику разобраться и проанализировать произведение, выбрать нужный фрагмент, охарактеризовать героев, работать над художественными словоупотреблениями. И как итог, подготовка к экзамену.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=3543

Опубликовано 04.04.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Окружная администрация города Якутска

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени В.И. Кузьмина»

Городского округа «Город Якутск»

Визуализация знаний при усвоении

содержания художественного текста

.

Учитель русского языка и литературы

МОБУ СОШ №30 им. В.И.Кузьмина

г.Якутска

Чувашова Ольга Федотовна


Нет наслаждения книгой - нет чтения, нет читателя. Безучастное

перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге –

это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и

сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед

мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли

- вот чтение.

С. Соловейчик.


Руководить деятельностью ученика… Эта задача со всей остротой встает перед учителем литературы. Ее решения мы ищем, когда разрабатываем методические варианты уроков, составляем задания для школьников, организуем внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета. О нашей учительской работе написано много книг, брошюр, статей. А о работе ученика? О его учебной работе? Написано, но главным образом о том, что они должны делать: читать, запоминать, воспроизводить, выполнять. А если они не читают, не слушают, не воспроизводят… Чем объяснить нежелание этих ребят учиться? Ленью? Но лентяи тоже чем-то занимаются. Отсутствием интереса к учебной работе? Но открывать для себя что-то новое, неизведанное всегда интересно и увлекательно? И мы, учителя, призваны увлечь, заинтересовать. Для понимания процессов, происходящих в сфере детского чтения, важно учитывать мотивацию, обуславливающую читательский спрос. Термин «визуализация» применительно к чтению используется в исследовании причин и механизмов, определяющих направленность человека на общение с книгой. В мотивации выделяют стимулы, мотивы, потребности, интересы. Литературное образование как целостный процесс в рамках средней школы с точки возрастных особенностей учащихся и решаемых образовательных задач включает в себя три основных временных этапа, которым соответствует три образовательных концентра. 1 этап – начальная школа, формирует навыки чтения и письма; 2 этап – основная средняя школа, освоение литературы как искусства слова, понимание ее специфических законов и природы воздействия на читателя, способного к художественному восприятию, собственным размышлениям и переживаниям. Школьник учится понимать литературу как особый мир, сотворенный автором, преображающим жизнь для постижения ее правды и утверждения высоких идеалов красоты, истины и добра. 2
Этому этапу литературного образования в основной школе соответствует второй концентр обучения литературе. Здесь решаются следующие задачи: 
Развить потребность в общении с книгой через систематическое направленное

чтение художественных произведений;

Развить эмоциональную сферу восприятия учащимися текста;

Научить выявлять заложенные автором произведения проблемы, размышлять

над ними;

Научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения,

художественную структуру произведения и художественные средства,

используемые автором;

Включить ученика в творческую деятельность с последовательным усилением

самостоятельности от класса к классу
. Третий этап – освоение литературы в ее движении, развитие в контексте общественной жизни и культуры. Третий концентр решает следующие задачи: 
научить анализировать произведение, выявлять его непреходящий

общечеловеческий и конкретно-исторический смысл, актуальность для данной

эпохи;

познакомить с выдающимися художественными произведениями и показать их

место и роль в литературном процессе;

научить анализировать и осознавать собственное восприятие художественного

произведения, оценивать его художественное достоинство.
Так каковы же особенности чтения художественной прозы? Нелегкая задача – выбор произведения. Оно должно отвечать ряду требований, обладать высокими художественными достоинствами, нравиться читающему и соответствовать возможностям исполнителя – его подготовленности и личным качествам. Особую трудность для выбора представляют прозаические произведения. Они должны быть понятны по содержанию, увлекательны и занимательны по развитию действия, яркими по обрисовке образов-персонажей. Когда произведение выбрано, начинается подготовка к чтению. Этому помогает исполнительский анализ. Он обладает специфическими чертами, которые отличают его от литературоведческого анализа. Специфика исполнительского анализа заключается еще и в том, что предметом его внимания является не только литературное произведение, но и сам исполнитель с характерными чертами его личности. Чтец, являясь посредником между произведением и его автором, принимает самое непосредственное участие в создании как бы нового произведения, в основе которого лежит данное художественное произведение. С 3
первых моментов раздумий над ним, чтец решает вопрос об исполнительской задаче, т.е. о том, что он скажет слушателям, читая данное произведение. Следовательно, восприятие чтецом книги, его мысли, чувства, оценка изображаемого включаются в исполнительский анализ.
Основные принципы работы над текстом:

верное понимание и отчетливая передача в чтении освоенных мыслей автора;

искренность переживаний;

целенаправленность и действенность чтения;

четкость и правильность произношения.
Подготовка к чтению заключается в таком проникновении в произведение, при котором чтец ощущает себя участником или свидетелем описанной автором жизни, текст его воспринимает как собственную речь. Происходит как бы «присвоение» текста, в процессе которого чтец проходит тот же путь, что и автор, но только обратный. Задача писателя – найти слово, которое бы полно и точно передавало то, что хочет он сказать, а задача чтеца – оживить это слово, наполнить его жизнью, произнести как слово, рожденное им самим в момент речи, стать как бы «вторым автором». «Присвоение» текста, сближение с его героями и авторской действительностью – процесс живой, интересный и сложный, рождается он постепенно. Содержание работы включает в себя знакомство:  с произведением и его автором, мотивирование и обоснование выбора текста для исполнения;  предварительное выявление основного замысла автора и главная задача исполнения;  выяснение композиции произведения, деление его на основные части и определение исполнительской задачи;  выяснение основных черт характеров, взаимоотношений, поведения и намерений героев;  анализ отношения автора к изображенной им действительности;  разработка «киноленты» видений;  пробуждение собственного верного и активного отношения к изображенному;  раскрытие подтекста и поиски средств его передачи («создание образа рассказчика»);  определение конкретного намерения (словесного действия), активное выполнение этого намерения в чтении. Подготовка к чтению – действие уникальное, как уникален и сам текст. Здесь не должно быть никакого шаблона, поэтому данная схема легко варьируется. Неизменной остается лишь 4
формула: от непосредственного восприятия текста – к его осмыслению и от него – к словесному действию (речевому поступку). Начальный период работы называется «этапом освоения предлагаемых обстоятельств». Когда, где, в каких условиях происходит событие; что за люди мои герои, как они выглядят, что делают, как себя ведут, как относятся друг к другу. На все эти вопросы исполнитель должен найти ответ. Начинается работа над видениями, которая играет особо важную роль, поскольку от их точности зависит отношение чтеца к событиям и героям и их оценка. Когда жизнь, описанная автором, стала близка к чтецу, накоплены видения, пережиты соответствующие чувства, тогда чтец переходит к созданию исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа – поиск и постановка исполнительской задачи. Выдвинув предварительную задачу и считая ее рабочей гипотезой, чтец доказывает потом ее правомерность, уточняет, конкретизирует свой замысел, а затем реализует ее в чтении. Второй этап исполнительского процесса – реализация творческих задач – происходит при чтении вслух сначала перед воображаемым слушателем (репетиционный период), потом перед реальным в момент выступления. Наступает пора активного словесного действия. Все, что было задумано в момент подготовки, должно быть выявлено в звучащем слове. Чтобы «завоевать» слушателей, чтецу надо быть всем сердцем убежденным в том, о чем он говорит. Важно настолько хорошо знать текст, чтобы в момент чтения заниматься слушателями, строить логику их зрительских видений, переводить свои слова на язык живописи, как это делает кинорежиссер, делающий фильм. Основным фактором эффективности обучения является интерес учащихся к восприятию учебного материала. Для успешной организации учебного процесса перед нами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Несмотря на то что персональный компьютер и Интернет появились сравнительно недавно, они успели войти в нашу жизнь. Современная молодежь, проявляя значительный интерес к компьютерам, как, впрочем, и ко всему новому, самостоятельно осваивает и активно использует его возможности. Задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя. Работа по подготовке к чтению прозаических произведений строится на основе знания особенностей художественной прозы, обусловленной родовой и жанровой спецификой тех произведений, над которыми предстоит работать. Решающую роль в эпическом виде литературы играет повествование, рассказ об уже прошедших событиях, который ведется как бы со стороны. Для повествования характерна позиция человека, вспоминающего о случившемся. Это позволяет ему заранее знать, куда приведет его рассказ. 5
Много внимания уделяется выразительному чтению как методу обучения на уроках литературы и других устных предметов. В ответ на вопрос: почему мало читают вслух на уроке, особенно прозу? – мы чаще всего ссылаемся на нехватку времени. Применение выразительного чтения на уроках позволяет эффективно решать ряд существенных задач обучения, воспитания и развития учащихся. Известно, что, читая про себя, учащиеся многого в нем не замечают. В то же время просто грамотное чтение вслух этого же текста открывает для учащихся немало подробностей в характерах и поступках героев. Таким образом, выразительное чтение является «ключом» к освоению его содержания. И не только чтение учащихся, но и чтение учителя на уроке воспроизводится и запоминается лучше. Иногда учащиеся не понимают многих слов в тексте авторской характеристики, например: «угождать», «трепетать», «тщеславиться» и поэтому обязательно провожу лингвистический комментарий, то есть работу над словом. Предлагаю самостоятельно найти непонятные или малопонятные слова, обсудить их значение, высказаться. Такая целевая установка в работе над словом не только воспитывает внимание к тексту, но и закладывает коммуникативные навыки: учащиеся расспрашивают друг друга, дополняют неточный ответ одноклассника, не дожидаясь вопроса учителя. Она всегда проходит при максимальной активности учащихся. В своей работе, не пытаясь строить уроки литературы, строго идя за системой, стремлюсь ставить такие задачи, которые побуждают учащихся «вчувствоваться» в текст и овладевать разнообразными видами творческой деятельности. На уроках постоянно проводится работа над содержанием текста. Пересказ сюжета, составление планов произведения, деление его на части для укрупненного рассмотрения различных эпизодов, логически последовательный пересказ, творческое рассказывание, рассказывание – фантазирование на авторскую тему, беседу по вопросам, например: «если бы вы были автором, какое событие вы бы особенно охотно описывали? Почему?» Все названные учениками ответы мы подряд записываем на доске. Затем вместе с учениками располагаем их в хронологическом порядке и даем каждому выделенному событию название, которое могло бы стать заглавием произведению. Разновидностью работы над освоением событий произведения – «предлагаемых обстоятельств», данных автором, может быть прослеживание линии определенного действующего лица, группировка событий вокруг него (рассказы-биографии). Комбинирование видов работы художественным текстом дает нам возможность более активно направлять творческую деятельность учеников и разнообразить ее. Например, при изучении романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева, класс обычно оказывается в недоумении, когда учитель спрашивает: «Почему Базаров отрицает искусство?» ученики видят правоту 6
Базарова в поединке с аристократами, чувствуют обаяние его личности. Отношение Базарова к искусству не укладывается в ученические представления о положительном герое. Стоит перевести вопрос в русло оценки: прав ли Базаров в своем отношении к искусству? – и ученики сразу обретают голос. Любое деление художественного текста на части преследовало несколько задач: углубленное освоение сюжета, подтекста, «сквозного действия», принципов композиции произведения, особенностей языка и стиля автора. Наиболее приемлемым для учащихся среднего звена является такая работа по тексту, как сочинение писем и дневников персонажей (письмо Марии к Гриневу о встрече с императрицей). Этот вид работы не только побуждает учеников более внимательно вчитываться в художественный тест, но и помогают «присваивать» его, улавливать внутренний смысловой и эмоциональный подтекст, художественную логику образа. Сложным, но очень продуктивным является составление диалогов персонажей. Цель здесь – открыть проявления характеров героев в предлагаемых обстоятельствах. Как выше было упомянуто, пересказы различного вида и характера (выборочный, сжатый, подробный), устное словесное рисование, беседа по предложенным эпизодам о литературном герое и средствах его изображения являются важнейшими для формирования умений восприятия и оценки литературного произведения. Все эти виды работ предполагают активную работу воображения и мысли учащихся. Эти виды работ требуют не простого запоминания и воспроизведения художественного текста, а особого рода аналитической и оценочной деятельности. По крайней мере, я должна организовать эту работу. Анализ работ показывает, что наблюдения над текстом привлекают учащихся во многом новой для них возможностью объяснить, «доказать» свою мысль. В старших классах анализ и оценка художественного текста, подобно рецензированию нового для учащегося произведения, становятся одним из видов письменных работ. Эти работы проводятся не только в процессе, но и в итоге изучения произведения, в целях проверки и оценки знаний и умений учащихся. Письменные работы, связанные с «анализом текста» дают возможность выявить момент непосредственного восприятия и эмоциональной оценки текста, именно эти работы становятся связующим звеном между школой и жизнью, учебным трудом и практикой читателя. Учащимся не всегда легко справиться с содержанием большого прозаического произведения, поэтому работаем с таблицами, которые помогают им понять авторскую позицию через портрет героя, поступки, речь, я- концепцию героя. Существует большое количество объективных показателей, дающих ответы на любые вопросы; правда для этого нужно быть внимательным читателем. Анализируя любой из этих слоев, мы открываем для себя всю глубину авторского замысла, видим все связи и 7
взаимодействия между героями, придаем значение деталям, особенностям речи, композиционным компонентам. Каждое художественное произведение требует своего ключа для раскрытия тайны. Рассмотрим один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. Это мультимедийные работы для усвоения содержания художественного произведения. Возьмем, к примеру, роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», на основе которого проводим работу с таблицами. Задача - собрать всю информацию о герое.
Концепция

героя в романе Тургенева
. Детали портрета героя Сфера интересов Я – концепция героя История героя Судьба героя Характеристика, данная другими героями Прямая авторская оценка Работая с циклом рассказов «Записки охотника», заполняем такие таблицы: «Особенности жанра «Записок охотника»:
Название

рассказа

темы

герои

Позиция

рассказчика

идеи
«Хорь и Калиныч» Типы крестьян, помещиков. Быт крестьян. Природа. Хорь, Калиныч, помещик Полутыкин, охотник- рассказчик. Активная: знакомится с крестьянами, помещиком, вникает в их жизнь и проблемы. Крестьяне не менее интересны,чем помещики. Они умны, горды, радушны. «Человеческие типы в произведении»:
Имя героя

Внешний

облик героя

Социальное

положение

героя

Психологический

тип героя

Взаимоотношения

с другими

людьми
Хорь «Старик - лысый, низкого роста, плечистый, плотный….» Богатый мужик, живет на оброке, торгует маслом….. Умный, с чувством достоинства, «себе на уме».., близок к обществу.. «ладил с барином и прочими властями..» В романе «Обломов» понаблюдаем за Обломовым в сценах его общения с гостями, заполнив таблицу «Парад» гостей в квартире Обломова»:
Гость Обломова

Авторская

характеристика

Слова гостя

Мысли Обломова
8

гостя
Волков «…Молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, со смеющимися щеками…» «Вот, лень! Что за лень!? Превесело!».. «Боже мой! Вот скука-то должна быть адская!...» Насыщен урок работой с текстом романа при сопоставлении Штольца и Обломова:
Материал для

сопоставления

Различия

Сходства .
Образ жизни Обломов безвыездно живет в одном городе, и главное его занятие- лежание; Штольц «беспрестанно в движении». Обломов и Штольц - ровесники, принадлежат одному социальному слою. Отношения с родителями Отношения к учению Отношение к службе и к обществу Понимание любви Следующую таблицу можно заполнить при изучении любого произведения: «Летопись жизни и судьбы героя»:
Глава

Где

происходит

событие

Какое

событие

С кем

герой

общается

Отношение

героя к

происходящему

Качества

героя
2-я Петербург Служба у князя. Князь, актеры. «никакой пользы нет, а сиди на службе…» Покорность судьбе, готовность защитить слабого» Если прозу школьники еще читают самостоятельно, то с пьесами работаем чаще всего на уроке. Вот такие таблицы предлагаю заполнить учащимся в ходе изучения пьесы «Гроза»: Событийная структура пьесы:
Действие

Время,

место

действия

Первое

явление

Ключевая

сцена

Последнее

явление

Смысловые

оппозиции,

определяющие

характер

конфликта
1 Сад на берегу Волги. Восприятие персонажами красоты волжской природы. Диалог Катерины с Варварой. Первая гроза, душевное смятение Катерины. Одаренность способностью ценить прекрасное- неспособность 9
замечать красоту. Этапы развития драматического действия:
Действие

Место действия

Краткое

содержание

Характеристика

этапа в развитии

драматического

действия.
А также проводится экспресс-опрос «Незавершенное предложение», например: Самое главное в жизни Катерины -…. Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что… Главная причина гибели Катерины-… Единственный, кто мог бы спасти Катерину-….и др. Катерина полюбила Бориса, потому что… Бориса можно считать виновником гибели Катерины, потому .. Систематическое их проведение и обсуждение на уроке, включение работ в коллективный разбор произведения способствуют формированию у школьников умений анализировать произведения с учетом их идейно-художественного своеобразия, воспитанию эстетически подготовленного читателя. Важнейшим условием проведения работ по тексту является дидактически обоснованный выбор фрагмента произведения. Можно здесь назвать три требования к такому выбору:  фрагменты должны наиболее полно отражать идейно-художественное своеобразие произведения;  предлагаемые сцены и эпизоды, раскрывая идейно-нравственные, философские проблемы, заставляют вместе с героями искать их решения, выбирать и осознавать собственную позицию. Здесь ученик должен понять внутреннюю конфликтность переживаний героев;  учет самостоятельности ученика в работе и, стало быть, новизны текста, который ему будет предложен. Например, в девятом классе учащимся предлагается письменный анализ по теме: «Монолог Чацкого как средство его характеристики» или «Как характеризует Татьяну ее письмо к Онегину». Но школьники испытывают трудности при восприятии монологов Чацкого (сложная лексика, усложненный синтаксис, длительность речи самого героя). Это исповеди, выражение его волнения, боли, задушевных мыслей. Понять, почему герой говорит 10
и поступает так – значит понять не только самого героя, но и осознать важнейшую закономерность реалистического изображения жизни, открытую Грибоедовым. Глубина восприятия художественного текста во многом зависит от умений анализировать художественный текст. Это умение нацеливает на проникновение в тайны художественного мастерства писателей, на рассмотрение героев в их живых взаимоотношениях и взаимосвязях, на восприятие отраженной писателем действительности. Чтобы работа над умением видеть систему образов и определять ее значение проходила успешно, я пытаюсь заинтересовать детей. Например, в романах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова прослеживаем связи между персонажами. Противопоставление Онегин – Татьяна, Печорин – Максим Максимыч. В романе «Отцы и дети» - Базаров – Кирсанов; отношение героев – Базаров – Аркадий – Катя; Печорин – Максим Максимыч; Чацкий – Софья – Молчалин – фамусовское общество; Лариса – Паратов «Бесприданница», Обломов – Штольц – Ольга Ильинская («Обломов»), Наташа Ростова – Андрей Болконский – Пьер Безухов; В наблюдениях над организацией сюжета важно определить «роль отступлений от сюжета» (перестановка событий). В «Мертвых душах» Н.В. Гоголя показаны непонятные поступки Чичикова, которые очень увлекают читателя, и только в конце 1 тома открывается история «кривых путей» Чичикова. Значимые художественные детали помогают понять позицию героя (например, в спорах Кирсанова и Базарова; Раскольникова и следователя Порфирия Петровича). Вопросы учителя (в старших классах я постоянно даю на дом вопросы, чтобы заставить учащихся заглянуть в произведение), побуждают осознать роль в произведении того или иного героя, место той или иной сцены. Когда, к примеру, класс работает над сценой встречи Раскольникова с пьяной девочкой на бульваре в «Преступлении и наказании», на первое место ставится задача – показать целесообразность местоположения данной сцены, ее роль как определенного звена в раскрытии главных тем романа. От класса к классу мы расширяем, углубляем первоначальные знания учащихся, сводим их разрозненные представления о различных условных приемах к единому понятию, постепенно подводя их к итоговому теоретическому обобщению. Это дается на примере творчества Салтыкова – Щедрина, потому что все основные приемы и формы «вторичной условности» нашли отражение в его произведениях. Здесь и «эзопов язык», и фантастика, и сказочная условность, и приемы сатирической аллегории, и гротеск. Например, чтобы учащиеся задумались о сущности, о назначении этих форм приемов, я задаю вопросы такого характера: «Почему эзопов язык сатирик назвал «рабьим» и вместе с этим утверждал, что этот язык «не безвыгоден»?... Почему сатирик обращается к сказочной форме?» Ведь в 5 классе над этим не задумывались, когда знакомились с повестью о том, «Как один мужик двух генералов прокормил», какие достоверные исторические факты «проникли» в сказки 11
«Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и другие. В них отражается драматизм обостряющихся социальных конфликтов после отмены крепостного права. И учащиеся находят реальные приметы этого времени. Крестьяне здесь «временно-обязанные», гости – «господа-либералы»; герои – пескарь, гиена, карась, осел, заяц, волк, медведь и другие. На уроках изучения поэзии используются такие виды и формы, как:  чтение стихотворений и обмен впечатлениями о прочитанном;  размышление над поэтическим текстом;  анализ элементов формы стихотворений;  перелистывание страниц поэтического сборника с целью определения направленности его творчества;  написание аннотации к сборникам рецензий на отдельные циклы стихов;  устное или письменное размышление на тему «Над поэтической строкой поэта», урок-портрет поэта;  анализ лирического произведения - как итог, как подготовка к экзаменационному сочинению. При изучении лирики анализируем лексику стихотворений и тоже заполняем таблицы: Художественные словоупотребления:
Части речи

Слово и сочетание

слов

общеупотребительное

Ассоциативный

образ
существительное ветер + Движение. Человек в ветреный день беспокоен. Национальные характеры:
Название стихотворения

Характер человеческих

взаимоотношений и

особенности поведения

героя.

Позиция автора, чувства

лирического героя.
«Школьник» Мечта подростка об учебе. Готовность преодолеть все трудности на пути к знаниям. Восхищенное благословение автора. 12
Работа над текстом с использованием компьютерных технологий имеет обучающий характер, формируя умения восприятия, анализа и оценки в их взаимосвязи друг с другом. Главное требование к руководству работой над текстом – направлять ее к постижению всего произведения в целом, к осознанию его идейно-художественного своеобразия. Путь углубления в произведение дает возможность накапливать живое ощущение материала, раскрывать для себя много нового, интересного. А применение на уроках мультимедийных работ помогает разбираться в закономерностях искусства, в его формах, жанрах, стилях, в принципах литературного творчества, в мастерстве писателя. Художественная литература учит познавать жизнь, формирует взгляды, убеждения людей, воспитывает нравственные качества, направляет их на достижение высоких жизненных целей.


Используемая литература:
13
1. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., Просвещение, 1977. 2. Лыссый Ю.С. Уроки подготовки к анализу художественного произведения. М., Просвещение, 1989. 3. З.А. Шелестова Особенности чтения художественной прозы //Педагогика в школе, М., 2003. 4. Г.И. Беленький. Руководство учебной деятельностью школьников на уроках литературы. М.» Просвещение» 1989. 14


Яндекс.Метрика