Напоминание

"ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Автор: Денисенко Людмила Александрована

Должность: учитель биологии

Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА № 1468

Населённый пункт: Москва

Наименование материала: Статья

Тема: "ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Описание:

В статье приведен опыт работы педагога,Освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно-профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=372

Опубликовано 06.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Денисенко Л.А., учитель биологии ГБОУ школа № 1468

Главная задача педагога
— освоить ИОС школы как пространство, в котором осуществляется профессиональная педагогическая деятельность, вписать в ИОС свою собственную педагогическую деятельность, применяя, по мере необходимости, ее компоненты и вступая в информационно- профессиональное взаимодействие с коллегами, учащимися, администрацией, родителями. ФЦИОР содержит коллекцию ЭОР нового поколения разного типа: информационного, практического и контрольного. Ресурсы представляют собой модули с мультимедийным содержимым. К основным потребителям дистанционного обучения относятся:  учащиеся, которые не могут по причине болезни, временно или постоянно, посещать учебное заведение;  дети с ограниченными возможностями здоровья;  школьники, уехавшие с родителями за границу, но желающие получить аттестат Российского образца о среднем образовании;  учащиеся, живущие в отдаленных от центра районах и желающие обучаться на профильном уровне тому или иному предмету, но не имеющие для этого возможности в традиционной очной форме и др.
Модели дистанционного обучения с точки зрения организации учебного

процесса

Модель А.
Распределенный класс. Учебный процесс в режиме реального времени. Очная группа + “удаленные” студенты через видеоконференцию.
Модель В.
Самостоятельная работа учащихся . Учащихся, работающих самостоятельно, обеспечивают методическими и учебными материалами, программами. Контакты с консультантами института.
Модель С.
Открытое образование + класс. Использование традиционных материалов (учебники, видео, CD), позволяющих учащимся работать в индивидуальном темпе, используя по мере необходимости интерактивные технологии для групповой работы.
Модели дистанционного обучения с точки зрения методики проведения

учебного процесса


Модель 1. Интеграция очного и дистанционного обучения.
Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к обучению в колледже, техникуме, вузе. В школе, колледже ДО может использоваться:  при проведении профильных курсов наряду с очным обучением (ОО);  при проведении курсов для ликвидации пробелов (с ОО);  в самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности (с ОО);  в работе по индивидуальным программам;  для консультаций;  для совместной деятельности учащихся;  для дополнительных практических работ.
Модель 2. Сетевое обучение.
Данная модель может быть организована в 2-х вариантах (в зависимости от контингента слушателей): автономные курсы или информационно- образовательная среда. Автономные курсы ДО создаются по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы, либо разрабатываются целые виртуальные школы. Автономные курсы предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях.
Модель 3. Дистанционное обучение и кейс-технологии.
Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. В большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные Министерством образования печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, использовать информационные ресурсы Интернет. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.
Модель 4. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения,

видеоконференций.

Модель интерактивного телевидения связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса словно раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно, данная модель требует присутствия учащихся (как и в очной форме) в определенное время в определенном месте.
Организационные модели учебного процесса при дистанционном

обучении.
Каждая из представленных моделей имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения.
Организационная модель “Новый профиль”.
Группа обучающихся, занимающихся по модели “Новый профиль”, формируется из обучающихся разных классов одного образовательного учреждения, осваивающих образовательную программу по профильным предметам с использованием дистанционных образовательных технологий в сопровождении сетевого преподавателя и тьютора.
Организационная модель “Межшкольная группа”.
“Межшкольные группы” формируются из обучающихся различных образовательных учреждений одного или нескольких муниципальных образований, выразивших желание осваивать один и тот же предмет. Сетевой преподаватель и тьютор назначаются руководителем ДО муниципального управления образования. Использование данной модели было целесообразно в следующих двух случаях. 1. В ряде ОУ одного или разных муниципальных образований были выявлены обучающиеся, желающие дистанционно изучать одну и ту же дисциплину, но их количество было недостаточно для формирования полноценной группы. Или в ОУ не было педагога, который имел бы достаточную квалификацию для преподавания на профильном уровне заявленной обучающимися дисциплины, а обучающихся, изъявивших желание изучать предмет на профильном уровне, было в ОУ недостаточно, чтобы использовать модель “Новый профиль”. 2. В образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы с использованием индивидуальных учебных планов, из потока обучающихся выделялись малые группы сотрудничества по одному предмету. Такие группы объединялись с аналогичными группами из других ОУ, и их
деятельность сопровождалась сетевыми преподавателями и тьюторами, назначенными координатором образовательной сети.
Организационная модель “Индивидуальный учебный план” (“ИУП”).
Группа обучающихся, занимающихся по ИУП, формируется на базе малых групп сотрудничества со сменным составом обучающихся, типичных для школ, работающих по индивидуальным учебным планам. Дистанционное обучение предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию в выборе обучающимися как содержания, так и форм получения образования. Образовательные модели, основанные на использовании технологий дистанционного обучения, становятся эффективным ресурсом реализации общеобразовательных программ. Таким образом, можно сделать вывод: дистанционное обучение школьников при выполнении всех описанных условий является средством обеспечения доступного качественного образования.
Выделяют основные формы дистанционного обучения:
Видеолекции (of-line), on-line лекции (Skype технологии); Видеоконференции (of-line, on-line), форумы, дискуссии; Чат (видеочат) – занятия (консультации, текущее оценивание, деловые игры, итоговое оценивание) – учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников. Вебинары (on-line семинары, тренинги, практические занятия) – дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб- форумы – форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов. ИОС каждой школы включена в глобальное информационное образовательное пространство, которое формируется каталогами и интерфейсами доступа к коллекциям ЭОР. К федеральным коллекциям ресурсов относятся ресурсы из
Единой

Интернет-коллекции цифровых образовательных ресурсов
(далее ЕК ЦОР) — и из
Федерального центра информационно-образовательных

ресурсов
(далее ФЦИОР)
ЕК ЦОР содержит разнообразные учебные материалы в электронной форме — документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. В состав ЕК ЦОР включены инструменты учебной деятельности — конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графикови инструменты организации учебного процесса. Для реализации обучения с использованием элементов в ДОТ, необходимы следующие средства:  Управление: сайт школы: электронный журнал, дневник; Net школа.  Обучающий контент: сайт учителя, ФЦИОР, ЕК ЦОР, КМ школа, ресурсы Интернета.  Сервисы Интернета : E-mail, сервисы коллективной работы:  хранение, совместное редактирование документов;  блог, сайт учителя – методические ресурсы учителя;  ресурсы создания карт знаний, работы с геокартами, сетевые интерактивные доски. С 15 по 18 апреля 2015 года в Экспоцентре пройдет ежегодный Московский международный салон образования. В рамках одной из приоритетных тем Салона, посвященной инклюзии, издательство «Просвещение» представит учебники для детей с ограниченными возможностями. С инновационными подходами к созданию такой учебной литературы посетители смогут ознакомиться на специальном стенде Издательства.


Яндекс.Метрика