"Роль частного музея в формировании личностных и метапредметных результатов учащихся"
Автор: Малыхина Елена Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 2"
Населённый пункт: г. Соликамск
Наименование материала: статья
Тема: "Роль частного музея в формировании личностных и метапредметных результатов учащихся"
Описание:
В статье идет речь о том, каким потенциалом обладает частный музей М. М. Потапова для проведения на его базе уроков литературы в старших классов и для организации исследовательской деятельности учащихся
Малыхина Е. С.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 2» г. Соликамска
Роль частного музея в формировании личностных и
метапредметных результатов учащихся
Сегодня, когда «общество приходит к пониманию того, что истинным
результатом
образования
является
не
просто
получение
знаний,
а
познавательное
и
личностное
развитие
учащихся
в
образовательном
процессе» [4], перед учителем поставлена задача обеспечить не только
предметные,
метапредметные,
но
и
личностные
результаты,
которые
предполагают
прежде
всего
воспитание
российской
гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального
народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной.
[5]
Формирование отношения к себе, к другим, к стране и к миру в целом
происходит в первую очередь через постижение малой родины, ее истории,
культуры.
Нам
представляется,
что
решению
этой
задачи
в
условиях
маленького города способствует использование потенциала частного музея.
В нашем городе есть уникальное место, хранящее дух индивидуальности
чрезвычайно
интересного
человека
–
Музей-квартира
М.
М.
Потапова
(1904—2007) - художника-иконописца, протодиакона Русской Православной
Церкви,
египтолога,
писателя,
кавалера
Ордена
Святого
Апостола
Евангелиста
Марка
Александрийской
Православной
Церкви,
почетного
академика
Российской
Пушкинской
академии,
члена
Союза
художников
России и Международной федерации художников, почетного гражданина
города Соликамска.
Посещение Музея-квартиры, о котором идёт речь, дает возможность
подрастающему поколению прикоснуться к совсем другому быту, другим
интересам, увидеть иную систему ценностей.
Оригинальные
живописные
подлинники,
развешанные
по
стенам,
вещи, книги, письма художника и многое другое, порождают в душе ребенка
совершенно
особое
состояние.
Поэтому
на
его
базе
мы
проводим
внеклассные занятия в форме литературной гостиной по теме «Серебряный
век русской культуры». Это тем более актуально, что сам М. М. Потапов
писал художественные произведения, эссе, а главное – картины, отразившие
дух эпохи начала ХХ века в России с ее экспериментами и особым взглядом
на мир. Через биографию жившего в г. Соликамске известного художника
происходит
эмоциональное
включение
детей
в
ситуацию
культурной
атмосферы эпохи. Ведь личность художника, трудная судьба которого во
многом похожа на судьбы других творческих людей той эпохи, несет на себе
яркий отпечаток времени, которое в русской литературе и культуре получило
название Серебряного века. Как мы убедились, именно включение в живой
контекст эпохи пробуждает интерес к ее культуре и литературе, что является
первым стимулом к ее изучению.
Музей
Потапова
представляет
ценность
не
только
как
живое
пространство культуры серебряного века, но и как фонд, в котором хранятся
письма, романы, эссе Потапова, представляющие собой интерес как продукт
творчества
художника
Серебряного
века,
который
связан
с
традициями
классической литературы и в то же время находится в состоянии поиска
новых
форм
самовыражения.
В
связи
с
этим
фонд
Музея
является
бесценным материалом для написания исследовательских работ. Так, всего
только
два
эссе
Потапова
стали
предметом
исследовательской
работы
ученицы 8 класса Д. Ожеговой «Гендерные особенности эссе М. М. Потапова
«Ялта»
и
«Севастополь»,
проанализировав
которые
ученица
пришла
к
интереснейшим выводам, ценность которых определяется, в том числе, их
самостоятельностью и новизной.
Думается, что использование в работе с учащимися потенциала Музея
М. М. Потапова, пространство и фонды которого включают подрастающих
граждан в историко-культурный контекст страны и мира, действительно
содействует
воспитанию
духовно
развитой
личности,
способной
к
созидательной
деятельности
в
современном
мире,
формированию
гуманистического
мировоззрения,
национального
самосознания,
гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и подлинным ценностям культуры.
Литература
1. Малыхина Е. С. Реализация регионального компонента в изучении
литературы (из опыта работы) // Проблемы регионального образования от
ДОУ до вуза (Материалы международной научно-практической конференции
преподавателей, учителей, студентов и школьников, в 7 ч. Ч. 4). Соликамск,
2009
2. Наумова О. Серебряный век. Лекарство от бездуховности
3. Серебренникова Р. Г. О потенциале развития роли частного музея в
социокультурном
пространстве
города
(с
привлечением
примера
Музея-
квартиры
М.М.
Потапова
в
Соликамске)
//
Межрегиональная
научно-
практическая конференция «Потаповские чтения – 2013: Михаил Потапов.
Линия жизни». 29 – 30 июня 2013, г.Соликамск/ ФГиОИ «Преображение»;
под общ. ред. О. В. Бондаренко, С. Н. Сизовой. – Соликамск: 2014
4. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения