Напоминание

"Роль частного музея в формировании личностных и метапредметных результатов учащихся"

Автор: Малыхина Елена Сергеевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 2"

Населённый пункт: г. Соликамск

Наименование материала: статья

Тема: "Роль частного музея в формировании личностных и метапредметных результатов учащихся"

Описание:

В статье идет речь о том, каким потенциалом обладает частный музей М. М. Потапова для проведения на его базе уроков литературы в старших классов и для организации исследовательской деятельности учащихся

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=4017

Опубликовано 03.07.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Малыхина Е. С., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 2» г. Соликамска
Роль частного музея в формировании личностных и

метапредметных результатов учащихся
Сегодня, когда «общество приходит к пониманию того, что истинным результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся в образовательном процессе» [4], перед учителем поставлена задача обеспечить не только предметные, метапредметные, но и личностные результаты, которые предполагают прежде всего воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. [5] Формирование отношения к себе, к другим, к стране и к миру в целом происходит в первую очередь через постижение малой родины, ее истории, культуры. Нам представляется, что решению этой задачи в условиях маленького города способствует использование потенциала частного музея. В нашем городе есть уникальное место, хранящее дух индивидуальности чрезвычайно интересного человека – Музей-квартира М. М. Потапова (1904—2007) - художника-иконописца, протодиакона Русской Православной Церкви, египтолога, писателя, кавалера Ордена Святого Апостола Евангелиста Марка Александрийской Православной Церкви, почетного академика Российской Пушкинской академии, члена Союза художников России и Международной федерации художников, почетного гражданина города Соликамска. Посещение Музея-квартиры, о котором идёт речь, дает возможность подрастающему поколению прикоснуться к совсем другому быту, другим интересам, увидеть иную систему ценностей. Оригинальные живописные подлинники, развешанные по стенам, вещи, книги, письма художника и многое другое, порождают в душе ребенка
совершенно особое состояние. Поэтому на его базе мы проводим внеклассные занятия в форме литературной гостиной по теме «Серебряный век русской культуры». Это тем более актуально, что сам М. М. Потапов писал художественные произведения, эссе, а главное – картины, отразившие дух эпохи начала ХХ века в России с ее экспериментами и особым взглядом на мир. Через биографию жившего в г. Соликамске известного художника происходит эмоциональное включение детей в ситуацию культурной атмосферы эпохи. Ведь личность художника, трудная судьба которого во многом похожа на судьбы других творческих людей той эпохи, несет на себе яркий отпечаток времени, которое в русской литературе и культуре получило название Серебряного века. Как мы убедились, именно включение в живой контекст эпохи пробуждает интерес к ее культуре и литературе, что является первым стимулом к ее изучению. Музей Потапова представляет ценность не только как живое пространство культуры серебряного века, но и как фонд, в котором хранятся письма, романы, эссе Потапова, представляющие собой интерес как продукт творчества художника Серебряного века, который связан с традициями классической литературы и в то же время находится в состоянии поиска новых форм самовыражения. В связи с этим фонд Музея является бесценным материалом для написания исследовательских работ. Так, всего только два эссе Потапова стали предметом исследовательской работы ученицы 8 класса Д. Ожеговой «Гендерные особенности эссе М. М. Потапова «Ялта» и «Севастополь», проанализировав которые ученица пришла к интереснейшим выводам, ценность которых определяется, в том числе, их самостоятельностью и новизной. Думается, что использование в работе с учащимися потенциала Музея М. М. Потапова, пространство и фонды которого включают подрастающих граждан в историко-культурный контекст страны и мира, действительно содействует воспитанию духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и подлинным ценностям культуры. Литература 1. Малыхина Е. С. Реализация регионального компонента в изучении литературы (из опыта работы) // Проблемы регионального образования от ДОУ до вуза (Материалы международной научно-практической конференции
преподавателей, учителей, студентов и школьников, в 7 ч. Ч. 4). Соликамск, 2009 2. Наумова О. Серебряный век. Лекарство от бездуховности 3. Серебренникова Р. Г. О потенциале развития роли частного музея в социокультурном пространстве города (с привлечением примера Музея- квартиры М.М. Потапова в Соликамске) // Межрегиональная научно- практическая конференция «Потаповские чтения – 2013: Михаил Потапов. Линия жизни». 29 – 30 июня 2013, г.Соликамск/ ФГиОИ «Преображение»; под общ. ред. О. В. Бондаренко, С. Н. Сизовой. – Соликамск: 2014 4. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения


Яндекс.Метрика