Напоминание

"Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся с учётом их индивидуальных особенностей"

Автор: Камалиева Марина Владимировна

Должность: учитель математики

Учебное заведение: ГБОУ "Васильевская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Н. Волостного

Населённый пункт: пгт Васильево

Наименование материала: анализ работы над методической темой

Тема: "Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся с учётом их индивидуальных особенностей"

Описание:

В данной стать представлен анализ работы над методической темой "Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся с учётом их индивидуальных особенностей"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=406

Опубликовано 09.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

«Развитие логического и алгоритмического мышления учащихся с учётом их индивидуальных особенностей» Анализ работы над методической темой. В концепции модернизации образования приоритетной целью призвана развивающая. Рассматривая развивающие возможности математики, в большей степени говорят о развитии логического и алгоритмического мышления. Именно поэтому мною выбрана тема методической работы «Развитие алгоритмического и логического мышления на уроках математики. Как уместно звучит высказывание одного из великих математиков «Математику затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем математики, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы учащимся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать вывод, обосновывая свои суждения. Необходимо формировать у детей способность выполнять такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, классификация. С этой целью на уроках в 5-6 классах я предлагаю задания на построение цепочки логических рассуждений с последующими умозаключениями. Такие задания в практике обычно называют логическими. Логические задачи, используемые мною на уроках, разнообразны: -задачи на соответствие и исключение неверных вариантов; -задачи на упорядочивание множеств; -турнирные задачи; -числовые ребусы; -задачи о лгунах; -игровые логические задачи; -игры мудрецов. Все виды логических задач я использую на уроках и в качестве дополнительного, вспомогательного материала для тренинга мышления. Они способствуют поддержанию интереса к предмету и играют роль мотива к деятельности учащихся. На основе логических знаний и умений осуществляется формирование алгоритмической грамотности учащихся.
Под способностью алгоритмически мыслить понимается умение решать задачи различного происхождения, требующие составления плана действий для достижения желаемого результата. Алгоритм мышления является частью научного взгляда на мир. Школьная математика должна быть доступной и понятной каждому ученику. У него не должно возникать вопроса: «А зачем это надо знать?» Поэтому на уроках математики использую сведения из разных областей. Математика и информатика имеют больше всего точек соприкосновения. Знания по теме «Алгоритмы» способствуют формированию у учащихся алгоритмического мышления. Учащимся доступны следующие способы описания алгоритмов: -развернутое словесное описание; -таблица; -граф – схемы; -блок – схемы. Если граф - схемы я использую при решении комбинаторных задач , то блок – схемы, описывающие разветвлённый и циклический процессы, – позднее, при рассмотрении например таких тем как «Сложение и вычитание смешанных чисел». На мой взгляд, так же не заменимы алгоритмы при объяснение таких тем как: «Решение уравнений», «Построение графиков функций» и т.д. При решении текстовых задач особую роль я отвожу умению составлять и заполнять таблицы по заданному условию. У учащихся вырабатывается единый подход к выполнению заданий, что облегчит решения текстовой задачи на экзаменах. Одним из средств повышения эффективности урока математики является использование ИКТ. На своих уроках я использую компьютер практически на всех этапах урока:  Актуализация знаний обучающихся (организация устного счета, организация проблемной ситуации).  Объяснение новой темы, совмещая традиционные методы изложения учебного материала с использованием мультимедийной демонстрации с помощью проецирующего устройства (демонстрирующий модель инструмент, компьютерный эксперимент, демонстрация процессов, происходящих в жизни).  Закрепление материала – выполнение учащимися разноуровневых заданий, а также упражнений, направленных на формирование межпредметных связей (проверка выполненных заданий, тренажер для отработки формируемых знаний, умений и навыков).
 Проверка знаний (тест, устный опрос с проверкой ответа). Уже привычные и широко используемые компьютерные презентации позволяют не только наглядно иллюстрировать учебный материал, но и дают возможность оперативно предъявлять задания. Анимированные чертежи позволяют эффективно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к задачам, схемами, оперативно заполнять таблицы. Работа по формированию логико - алгоритмического мышления приносит свои результаты. Прежде всего – это интерес учащихся к математике. Ребята с большим желанием принимают участие в школьной математической олимпиаде и в международном конкурсе «Кенгуру». Система заданий, предлагаемых на уроке математики с целью формирования логико – алгоритмического мышления является на мой взгляд оптимальной формой работы на урока . Задания повышают развитие логического мышления учащихся; вооружают их навыками решения нестандартных задач; значительно расширяют и углубляют знания о нестандартных задачах; формируют эмоциональную восприимчивость; формируют практические умения по решению жизненных задач. Работа по развитию логического и алгоритмического мышления проходит не только на уроках, а также и на внеклассных занятиях с детьми, у которых проявляются математические способности и интерес. Решая логические задачи на уроках математики, я стараюсь создать реальные предпосылки для дальнейшего систематического ознакомления учащихся с различными случаями применения имеющихся у учащихся знаний в ситуациях сходных реальной действительности.


Яндекс.Метрика