Напоминание

"Методические рекомендации при разработке уроков по разделу "Гимнастика"

Автор: Нудьга Николай Викторович

Должность: учитель физической культуры

Учебное заведение: МБОУ "Сакская средняя школа №2"

Населённый пункт: г. Саки, Республика Крым

Наименование материала: статья

Тема: "Методические рекомендации при разработке уроков по разделу "Гимнастика"

Описание:

Автор делится наработками о том, как организовать планирование уроков, написание планов. Важнейшее условие успеха - четкое планирование учебной работы.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=4076

Опубликовано 04.08.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Сакская средняя школа № 2»

Методические рекомендации

при разработке уроков по разделу

Учитель

физической

культуры

Нудьга

Николай Викторович


г.Саки

Республика Крым

Методические рекомендации

при разработке уроков по разделу «Гимнастика»
План каждого конкретного урока по любому из разделов учебной программы – результат длительной планомерной подготовки к учебному процессу. Перед тем, как сесть за составление поурочного плана, еще до начала учебного года, ежегодно проделываю определенную работу:  еще раз перечитываю программный материал, содержание объяснительной записки, чтобы уточнить, что потребуется от учащихся данного возраста и пола, что они должны усвоить за семестр, за год;  уточняю степень физической готовности учащихся в результате предыдущего обучения, состояние здоровья учащихся;  уточняю задачи школы в новом учебном году;  оцениваю состояние спортивно-технической базы школы и возможности ее улучшения для решения предполагаемых задач;  намечаю основные пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Особое внимание обращаю на то, чтобы по ходу освоения учебного материала развивать двигательные качества, формировать знания и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Важнейшее условие успеха – четкое планирование учебной работы.
Составляю и разрабатываю требования к учащимся с 1 по 11 классы как по всему курсу, так и по разделам программы; домашние задания; учебные нормативные требования; тесты; теоретические сведения (краткое изложение); рекомендации для самостоятельных занятий. Такая работа, самая объемная и самая творческая, - это лаборатория учителя, в которой рождается самое сложное звено – урок. В каждом конкретном уроке уточняется прежде всего подготовленность учащихся данного класса, без этого просто немыслим процесс обучения. При хорошем знании школьников удается так намечать задачи урока, так избирать методы работы с учениками, что за одно и то же время решается более широкий круг задач. Ведь не секрет, что из-за недостаточного знания учеников учитель тратит много времени, нервных усилий, а результат оказывается недостаточным. И, наоборот, при хорошем знании учеников он находит именно кратчайшие пути решения выдвигаемых учебно- воспитательных задач и без перенапряжения решает их, испытывая чувство глубокого удовлетворения, морального подъема. После того, как избран комплекс задач с максимально возможным учетом особенностей учащихся данного класса, приступаю к отбору содержания урока. Оно должно, во-первых, обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не только формирование знаний и умений. Во-вторых, в содержании выделяю самое главное, существенное, основное. В-третьих, при отборе содержания урока стремлюсь не просто увеличить число упражнений, а выбираю те, которые кратчайшим путем
приведут к решению других задач. Учитываю также при отборе содержания систематичность и логическую взаимосвязь упражнений. В ходе урока нагрузку регулирую изменением числа повторений, усложнением упражнений, величиной отягощений, продолжительностью выполнения заданий. Условия для занятия гимнастикой такие: комплект стандартного оборудования в спортивном зале. Кроме того, дополнительно используется нестандартное оборудование – параллельные брусья, перекладина, что позволяет разнообразить лазанье. Непосредственная подготовка к серии уроков по разделу «Гимнастика» начинается с уточнения учебно-педагогических задач. Общие задачи:  воспитание положительного отношения и потребности к систематическим самостоятельным занятиям физическими упражнениями;  формирование знаний и умений по самостоятельным занятиям физическими упражнениями;  воспитание (поддержание) правильной осанки;  формирование конкретных двигательных навыков (согласно программе каждого класса);  развитие двигательных качеств: гибкости, силы, выносливости (силовой, скоростной, выносливости к длительным нагрузкам умеренной интенсивности), быстроты. Частные задачи в каждом классе намечаются в зависимости от подготовленности учащихся. Поэтому, на первых двух занятиях намечаемой серии уроков определяется подготовленность детей к выполнению этого раздела. Используются следующие упражнения:  лазанье по канату;  подтягивание в висе и в висе лежа;  прыжок в длину с места;  прыжки со скакалкой;  толкание набивного мяча (2 кг);  прыжок вверх со взмахом рук;  поднимание и опускание туловища, лежа на бедрах с закрепленными ногами;  приседание на одной ноге. По результатам выполнения этих упражнений составляются учебные нормативы по домашним заданиям с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий). В зависимости от результатов учащиеся делятся на соответствующие группы. Оптимальное построение уроков и методика проведения их определяются в зависимости от известных типичных вариантов. Исходя из принятой типизации, для прохождения раздела «Гимнастика» использую следующие типы уроков:  разучивание нового материала и первоначального закрепления разученного;  совершенствования пройденного – закрепление учебного материала в более сложных условиях (это преимущественно обучающие, или учебные, уроки):  специального развития двигательных качеств с акцентом на тренировочный характер (тренировочные уроки);  смешанные уроки (в них объединяются 2-3 разных задачи, каждая из которых требует определенной подготовки занимающихся к последующей работе;  контрольные уроки.
Вводная часть уроков проводится по-разному, в зависимости от типа. Соответственно задачам основной части бывает разминка силовая, скоростная, акробатическая, общая – для подготовки к более высокой нагрузке в основной части урока. На отдельных уроках тренировочной направленности вместо общеразвивающих упражнений выполняются задания типа полос препятствий. Например, перемещение на руках в упоре (брусья), кувырок вперед, подлезание под козла, перелезание через бревно, лазанье по гимнастической стенке, перелезание через коня, лежа на животе подтягивание на руках на скамейке, переползание по-пластунски.
Предлагаю несколько вариантов разминки.
Первый вариант:  лазанье по гимнастической стенке;  кувырок вперед;  перекладина; переворот вперед;  подлезание под снаряд для опорных прыжков;  бум; подлезание под снаряд и передвижение на нем;  кувырок назад;  скамейка. Лежа подтягивание;  переползание по-пластунски. Второй вариант:  передвижение в упоре на руках (брусья);  длинный кувырок;  подъем силой;  влезание по лестнице;  лазанье по бревну в висе;  влезание на гимнастическую стенку, прыжок с высоты;  кувырок назад;  кувырок на брусьях;  опорный прыжок. На обучающих уроках основное внимание уделяется правильности движений, типичным ошибкам, их исправлению, страховке и самостраховке, помощи товарищу. Здесь же, по ходу выполнения заданий, сообщаются основные теоретические сведения. Делаются общие замечания. Уточняются названия упражнений на снарядах. Уроки совершенствования разученного, смешанные уроки (с элементами закрепления и совершенствования), а также чисто тренировочные, проводятся нетрадиционно. Класс делится на группы. Старшего выбирают сами ученики. Места занятий называются станциями. Наименование станций: «Брусья», «Перекладина», «Бревно», «Канат», «Опорный прыжок», «Борьба» (у девушек – «Художественная гимнастика»). Кроме основных разучиваемых упражнений на каждой станции выполняются специальные дополнительные задания: подтягивание в висе (в висе лежа), прыжок в длину с места, прыжки со скакалкой, толкание набивного мяча и т.д. На тренировочных уроках основное внимание – повышению уровня развития двигательных качеств. Основной метод – круговая тренировка. В комплексы включаются не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, способствующие совершенствованию техники. Кроме гимнастических используются и легкоатлетические, например, многоскок, прыжки в длину с места, бег в упоре стоя и другие. При текущем учете каждый стремится показать свой наивысший результат. Особо важно то, что учащийся, который серьезно занимался, на виду у всех может перейти из третьей группы в первую или во вторую (более сильные группы).



Яндекс.Метрика