"Методические рекомендации при разработке уроков по разделу "Гимнастика"
Автор: Нудьга Николай Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Сакская средняя школа №2"
Населённый пункт: г. Саки, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Методические рекомендации при разработке уроков по разделу "Гимнастика"
Описание:
Автор делится наработками о том, как организовать планирование уроков, написание планов. Важнейшее условие успеха - четкое планирование учебной работы.
при разработке уроков по разделу «Гимнастика»
План каждого конкретного урока по любому из разделов учебной программы –
результат длительной планомерной подготовки к учебному процессу.
Перед тем, как сесть за составление поурочного плана, еще до начала учебного года,
ежегодно проделываю определенную работу:
еще раз перечитываю программный материал, содержание объяснительной
записки, чтобы уточнить, что потребуется от учащихся данного возраста и пола, что
они должны усвоить за семестр, за год;
уточняю степень физической готовности учащихся в результате предыдущего
обучения, состояние здоровья учащихся;
уточняю задачи школы в новом учебном году;
оцениваю состояние спортивно-технической базы школы и возможности ее
улучшения для решения предполагаемых задач;
намечаю основные пути повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Особое внимание обращаю на то, чтобы по ходу освоения учебного
материала развивать двигательные качества, формировать знания и умения
самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Важнейшее условие успеха – четкое планирование учебной работы.
Составляю и разрабатываю требования к учащимся с 1 по 11 классы как по всему
курсу, так и по разделам программы; домашние задания; учебные нормативные
требования; тесты; теоретические сведения (краткое изложение); рекомендации для
самостоятельных занятий.
Такая работа, самая объемная и самая творческая, - это лаборатория учителя, в
которой рождается самое сложное звено – урок.
В каждом конкретном уроке уточняется прежде всего подготовленность учащихся
данного класса, без этого просто немыслим процесс обучения. При хорошем знании
школьников удается так намечать задачи урока, так избирать методы работы с
учениками, что за одно и то же время решается более широкий круг задач. Ведь не
секрет, что из-за недостаточного знания учеников учитель тратит много времени,
нервных усилий, а результат оказывается недостаточным. И, наоборот, при хорошем
знании учеников он находит именно кратчайшие пути решения выдвигаемых учебно-
воспитательных задач и без перенапряжения решает их, испытывая чувство глубокого
удовлетворения, морального подъема.
После того, как избран комплекс задач с максимально возможным учетом
особенностей учащихся данного класса, приступаю к отбору содержания урока. Оно
должно, во-первых, обеспечить решение всего круга намеченных задач урока, а не
только формирование знаний и умений. Во-вторых, в содержании выделяю самое
главное, существенное, основное. В-третьих, при отборе содержания урока стремлюсь
не просто увеличить число упражнений, а выбираю те, которые кратчайшим путем
приведут к решению других задач. Учитываю также при отборе содержания
систематичность и логическую взаимосвязь упражнений.
В ходе урока нагрузку регулирую изменением числа повторений, усложнением
упражнений, величиной отягощений, продолжительностью выполнения заданий.
Условия для занятия гимнастикой такие: комплект стандартного оборудования в
спортивном зале. Кроме того, дополнительно используется нестандартное
оборудование – параллельные брусья, перекладина, что позволяет разнообразить
лазанье.
Непосредственная подготовка к серии уроков по разделу «Гимнастика» начинается
с уточнения учебно-педагогических задач.
Общие задачи:
воспитание положительного отношения и потребности к систематическим
самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
формирование знаний и умений по самостоятельным занятиям физическими
упражнениями;
воспитание (поддержание) правильной осанки;
формирование конкретных двигательных навыков (согласно программе каждого
класса);
развитие двигательных качеств: гибкости, силы, выносливости (силовой,
скоростной, выносливости к длительным нагрузкам умеренной интенсивности),
быстроты.
Частные задачи в каждом классе намечаются в зависимости от подготовленности
учащихся. Поэтому, на первых двух занятиях намечаемой серии уроков определяется
подготовленность детей к выполнению этого раздела.
Используются следующие упражнения:
лазанье по канату;
подтягивание в висе и в висе лежа;
прыжок в длину с места;
прыжки со скакалкой;
толкание набивного мяча (2 кг);
прыжок вверх со взмахом рук;
поднимание и опускание туловища, лежа на бедрах с закрепленными ногами;
приседание на одной ноге.
По результатам выполнения этих упражнений составляются учебные нормативы по
домашним заданиям с учетом трех уровней (низкий, средний, высокий). В зависимости от
результатов учащиеся делятся на соответствующие группы.
Оптимальное построение уроков и методика проведения их определяются в
зависимости от известных типичных вариантов.
Исходя из принятой типизации, для прохождения раздела «Гимнастика» использую
следующие типы уроков:
разучивание нового материала и первоначального закрепления разученного;
совершенствования пройденного – закрепление учебного материала в более
сложных условиях (это преимущественно обучающие, или учебные, уроки):
специального развития двигательных качеств с акцентом на тренировочный
характер (тренировочные уроки);
смешанные уроки (в них объединяются 2-3 разных задачи, каждая из которых
требует определенной подготовки занимающихся к последующей работе;
контрольные уроки.
Вводная часть уроков проводится по-разному, в зависимости от типа. Соответственно
задачам основной части бывает разминка силовая, скоростная, акробатическая, общая –
для подготовки к более высокой нагрузке в основной части урока.
На отдельных уроках тренировочной направленности вместо общеразвивающих
упражнений выполняются задания типа полос препятствий. Например, перемещение на
руках в упоре (брусья), кувырок вперед, подлезание под козла, перелезание через бревно,
лазанье по гимнастической стенке, перелезание через коня, лежа на животе подтягивание
на руках на скамейке, переползание по-пластунски.
Предлагаю несколько вариантов разминки.
Первый вариант:
лазанье по гимнастической стенке;
кувырок вперед;
перекладина; переворот вперед;
подлезание под снаряд для опорных прыжков;
бум; подлезание под снаряд и передвижение на нем;
кувырок назад;
скамейка. Лежа подтягивание;
переползание по-пластунски.
Второй вариант:
передвижение в упоре на руках (брусья);
длинный кувырок;
подъем силой;
влезание по лестнице;
лазанье по бревну в висе;
влезание на гимнастическую стенку, прыжок с высоты;
кувырок назад;
кувырок на брусьях;
опорный прыжок.
На обучающих уроках основное внимание уделяется правильности движений,
типичным ошибкам, их исправлению, страховке и самостраховке, помощи товарищу.
Здесь же, по ходу выполнения заданий, сообщаются основные теоретические сведения.
Делаются общие замечания. Уточняются названия упражнений на снарядах.
Уроки совершенствования разученного, смешанные уроки (с элементами закрепления
и совершенствования), а также чисто тренировочные, проводятся нетрадиционно. Класс
делится на группы. Старшего выбирают сами ученики. Места занятий называются
станциями. Наименование станций: «Брусья», «Перекладина», «Бревно», «Канат»,
«Опорный прыжок», «Борьба» (у девушек – «Художественная гимнастика»).
Кроме основных разучиваемых упражнений на каждой станции выполняются
специальные дополнительные задания: подтягивание в висе (в висе лежа), прыжок в длину
с места, прыжки со скакалкой, толкание набивного мяча и т.д.
На тренировочных уроках основное внимание – повышению уровня развития
двигательных качеств. Основной метод – круговая тренировка. В комплексы включаются
не только общеразвивающие, но и специальные упражнения, способствующие
совершенствованию техники. Кроме гимнастических используются и легкоатлетические,
например, многоскок, прыжки в длину с места, бег в упоре стоя и другие.
При текущем учете каждый стремится показать свой наивысший результат. Особо
важно то, что учащийся, который серьезно занимался, на виду у всех может перейти из
третьей группы в первую или во вторую (более сильные группы).