Напоминание

"Профессиональная компетентность как одно из важных профессиональных качеств педагога"

Автор: Колесникова Ольга Юрьевна

Должность: преподаватель географии

Учебное заведение: ПЭК ГГТУ

Населённый пункт: город Орехово-Зуево

Наименование материала: статья

Тема: "Профессиональная компетентность как одно из важных профессиональных качеств педагога"

Описание:

Проблемы терминологии "профессиональная компетентность". Отличие понятий "компетентность" и "компетенция". Условия, при которых труд учителя считается профессионально компетентным. Личностные качества компетентного педагога.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=4134

Опубликовано 05.09.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на должном уровне. Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность является необходимой составляющей профессионализма человека. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Проблема профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма. Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности. Теоретические основы профессиональной компетентности, были разработаны учеными, которые выделили в содержании профессионального образования три ключевые позиции:  компетентность  компетенции  квалификации. Чем же отличаются понятия «компетентность» и «компетенция»? Интересным является тот факт, что ученые трактуют «компетентность» как производное понятие, вторичное по отношению к «компетенции». Различая эти понятия, ученые отмечают, что знания, умения и опыт определяют компетентность человек а, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности. Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия “профессиональная компетентность педагога». Согласно словарю понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области». Исследователи считают профессионально компетентным труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников. Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога с практической точки зрения, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское мастерство. Мастерство по Ю.П. Азарову – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания». Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки, отношения, поведение. Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного процесса. Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают
их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют свою работу. Под воздействием таких учителей ученик испытывает радость познания в учении, чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и воспитания учащихся становиться как бы средством реализации запрограммированных качеств в личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к учащимся. Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому профессиональная компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития ребенка). А для этого у компетентного педагога, по мнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности: склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию, саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность; целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим.


Яндекс.Метрика