"Профессиональная компетентность как одно из важных профессиональных качеств педагога"
Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: ПЭК ГГТУ
Населённый пункт: город Орехово-Зуево
Наименование материала: статья
Тема: "Профессиональная компетентность как одно из важных профессиональных качеств педагога"
Описание:
Проблемы терминологии "профессиональная компетентность". Отличие понятий "компетентность" и "компетенция". Условия, при которых труд учителя считается профессионально компетентным. Личностные качества компетентного педагога.
Учитель должен иметь все качества идеального, современного, компетентного и
профессионального педагога. А идеальный педагог – это образец профессионала, носитель
гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на должном уровне.
Поэтому одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная
компетентность.
Профессиональная компетентность является необходимой составляющей профессионализма
человека. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как
отечественных, так и зарубежных ученых. Современные подходы и трактовки профессиональной
компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе
определения профессиональной компетентности как «углубленного знания», «состояния
адекватного выполнения задачи», «способности к актуальному выполнению деятельности» и
другие не в полной мере конкретизируют содержание этого понятия. Проблема
профкомпетентности активно изучается и отечественными учеными. Чаще всего это понятие
употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и профессионализма.
Профессиональная компетентность рассматривается как характеристика качества подготовки
специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности.
Теоретические основы профессиональной компетентности,
были разработаны учеными,
которые выделили в содержании профессионального образования три ключевые позиции:
компетентность
компетенции
квалификации.
Чем же отличаются понятия «компетентность» и «компетенция»? Интересным является
тот факт, что ученые
трактуют «компетентность» как производное понятие, вторичное по
отношению к «компетенции». Различая эти понятия, ученые
отмечают, что знания, умения и
опыт определяют
компетентность человек а, а способность мобилизовать их обуславливает
компетенцию образованной, профессионально успешной личности.
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и
разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. В
педагогической науке на данный момент нет единого подхода к определению понятия
“профессиональная компетентность педагога».
Согласно словарю
понятие «компетентный» определяется как «осведомленный,
авторитетный в какой-либо области».
Исследователи
считают профессионально компетентным
труд учителя, в котором на
достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое
общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и
воспитанности школьников.
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога с практической
точки зрения, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество – учительское
мастерство. Мастерство по Ю.П. Азарову – это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство
и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог
мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо
знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в
вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и
воспитания». Стремясь постичь секреты профессиональной компетентности, педагог главным
образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся. Именно с помощью методов и
приемов учитель включает своих воспитанников в различные виды учебной работы (в первую
очередь творческой) и тем самым формирует у них определенные знания, умения, навыки,
отношения, поведение.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования
профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная
компетентность является условием эффективности организации воспитательно-образовательного
процесса. Компетентные педагоги постоянно обращают внимание на реакцию, которую вызывают
их действия у учащихся, нащупывают их возможности, а поэтому систематически корректируют
свою работу. Под воздействием таких учителей ученик испытывает радость познания в учении,
чувствует, что он может учиться лучше или еще лучше. У таких педагогов методы обучения и
воспитания учащихся становиться как бы средством реализации запрограммированных качеств в
личности самого педагога, проводником моральных ценностей от педагога к учащимся.
Воспитатель может дать своему воспитаннику только то, что имеет сам. Поэтому
профессиональная компетентность педагога правомерно рассматривать как совокупность
определенных качеств личности учителя, которые обуславливаются высоким уровнем его
психолого-педагогической подготовленности, способностью оптимально решать педагогические
задачи (обучения, воспитания и развития ребенка). А для этого у компетентного педагога, по
мнению Романовой Е.С., должны быть следующие личностные качества, интересы и склонности:
склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая
степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость, безоценочное
отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к познанию,
саморазвитию; оригинальность, находчивость, разносторонность; тактичность;
целеустремленность; артистизм; требовательность к себе и другим.