Напоминание

"Научно-исследовательская деятельность на основе краеведческого материала как одно из направлений патриотического воспитания школьников"

Автор: Михайлова Галина Леонидовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МОУ Мишелёвская СОШ №19

Населённый пункт: пос. Мишелёвка

Наименование материала: статья

Тема: "Научно-исследовательская деятельность на основе краеведческого материала как одно из направлений патриотического воспитания школьников"

Описание:

В статье дана система работы учителя по организации научно-исследовательской работы с учащимися и показана её роль в патриотическом воспитании школьников

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=414

Опубликовано 10.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Научно-исследовательская деятельность на основе краеведческого

материала как одно из направлений патриотического воспитания

школьников
Формирование патриотического сознания школьников – одно из приоритетных направлений современного российского образования. В настоящее время сформировалось понимание патриотизма как духовного ориентира и важнейшего ресурса развития современного российского общества. Ни у кого не вызывает сомнения в необходимости возрождения героического прошлого России, обладающего богатейшим воспитательным потенциалом, основанным на познании боевых и трудовых традиций, исторических свершений в борьбе за свободу и независимость Отчизны. Педагоги понимают, что знание исторических, этнографических и культурных корней развития российского общества - мощное средство в воспитании гражданина и патриота. Неслучайно в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ разработана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой чётко сформулирован национальный воспитательный идеал, цель, задачи и содержание духовно- нравственного развития и воспитания, базовые национальные ценности, определены основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения в России. Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ - таков национальный воспитательный идеал. Для того чтобы его достичь, нужно формирование в каждом воспитаннике таких национальных ценностей, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, Человечество. В современных условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих себя со своим народом и страной. Оно берет начало с познания ребенком историко – культурных традиций родного края. Только знание истории своей малой родины, её традиций, постижение опыта предков способствует формированию национального самосознания личности, ориентирующего ее на такие ценности, как СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА. Одним из путей решения проблемы патриотического воспитания школьников является научно-исследовательская деятельность на основе краеведческого материала, позволяющая эффективно осуществлять процесс социального становления личности ребенка. В ходе научно-исследовательской краеведческой деятельности подросток учится умению формировать собственное мнение, давать оценку историческому факту, событию, уметь строить монологическое высказывание и вести диалогическую речь; осваивает различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития родного края и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества. Получая новые знания в ходе поисковой и исследовательской работы, ученик не только оценивает их значимость для общества, людей, но и делает их ценностными лично для себя, чувствует свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям, приобретает возможность практической реализации знаний и
навыков, реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации.
В моей педагогической деятельности сложилась определённая система
научно-исследовательской деятельности со школьниками на основе краеведения. Мои воспитанники подготовили такие работы, как «Особенности речи жителей п. Мишелёвка (диплом I степени и премия мэра на РНПК), «Особенности архитектуры п. Мишелёвка» (диплом II степени на РНПК ), «Особенности топонимики Усольского района» (диплом II степени на РНПК юниоров), «Деревня, которой нет» (грамота «За лучшую работу» в областном конкурсе «Былое не забыто», диплом II степени на РНПК юниоров), «Мишелёвка литературная» (диплом II степени на РНПК старшеклассников, сертификат участника II регионального фестиваля «Планета Интеллект». К истокам русской культуры обращена работа «Образ Солнца в русском народно-поэтическом творчестве» (дипломы III степени на РНПК юниоров, на Региональной конференции молодых исследователей «Шаг вперёд, юниор!»). Восьмиклассница, выполнявшая работу, собрала богатейший материал (сказки, пословицы, поговорки, заклички, народные песни, сказания), встретилась со старожилами поселка и сделала в итоге изумительный вывод: « Образ солнца в произведениях устного народного творчества позволяет судить о системе нравственных ценностей русского человека с точки зрения его исторического развития и формирования русского национального характера». Научно- исследовательская работа - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, главной целью которого является образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Занимаясь организацией исследовательской работы с учащимися с 2001 года, я пришла к выводу, что в организации работы с одаренными детьми в плане проведения исследований очень важным моментом является структурирование. Ребёнку трудно осознать и воспринять огромный объём работы, который ему предстоит выполнить. Чаще всего он теряется, пугается, теряет интерес. Поэтому, разбивая предстоящую работу на этапы, как бы ведёшь ребёнка вверх по лестнице - к открытию. На одну ступеньку ему легче подняться, чем освоить все пролёты сразу. Выделяю следующие этапы в разработке проектов на краеведческом материале: I этап - «Мотивация» и выбор темы. Работу рекомендуется начинать с установки на проблему, осмысления цели. Очень ответственным моментом в подготовке исследования является обоснование актуальности темы. Обосновать актуальность темы – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего научного познания. Обосновывая актуальность, желательно осветить причины, по которым обращаемся к теме. Здесь же происходит и первичное формулирование темы. Тема – ракурс, через который рассматривается проблема, она своего рода визитная карточка исследования. Определяются задачи исследования – выбор путей и форм для достижения поставленной цели. При выборе темы всегда учитываются интересы ребёнка. И если замечена увлечённость каким- либо предметом, то разрабатываются интегративные темы. Например, «Ономастика и краеведение» (русский язык, история, краеведение, литература); «Вампилов в Мишелёвке» (литература, история, краеведение, технология). Кстати, обе работы отмечены: 1- дипломом РНПК, вторая объявлена победителем в районном этапе областного конкурса «Моё слово о Вампилове» II этап - «Информационное обеспечение»
Формируются умения самостоятельного поиска и получения информации из различных источников, умение ее анализировать и критически осмысливать. Задача этого этапа - собрать как можно больше информации по данному вопросу. Важный этап –
работа с литературой
. И этому ребёнка нужно научить. Работая с литературой, ученик должен овладеть разными типами чтения, предполагающими разную глубину проникновения в материал. 
Просмотровое чтение
используется, когда нужно знание общего содержания текста. Здесь нужно уметь ориентироваться в структуре издания. Видеть функции заголовка, аннотации, оглавления, предисловия, послесловия, справочного материала. 
Ознакомительное (выборочное) чтение
поможет в поиске ответов на определённые вопросы по нескольким источникам и для сравнения и сопоставления найденной информации, выработке своей собственной точки зрения. 
Изучающее чтение
– активный вид подробного чтения. Цель изучающего чтения – получение необходимой информации, понимание логики доказательств и т.д. Особое место занимает обучение методам работы с литературой. Обращается внимание на формирование умений делать выписки в виде конспектов, тезисов, цитат, делать заметки и главное – правильно оформлять полученный материал. Например, разрабатывая тему «Деревня, которой нет», очень много пришлось работать с архивными документами. Огромную помощь в этом плане оказали родители ученицы, которые возили дочь в Архив Усольского района. Конечно, перед этим проводилась определенная подготовка девочки и её родителей по ознакомлению с правилами работы с архивными документами, особенностями их использования при доказательстве какой-либо мысли в исследовательском проекте. III этап - «Первичная обработка информации учеником» Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску. Происходит первичный анализ материала, исходя из собственного опыта и имеющихся знаний. IV этап- «Обработка информации вместе с учителем» На III- IV этапах важно познакомить юного исследователя с основными методами исследования
,
показать что существуют теоретические и практические методы: теоретические:  Моделирование  Абстрагирование  Анализ и синтез  Восхождение от абстрактного к конкретному Практические (эмпирические)методы:  Наблюдение  Сравнение  Эксперимент  Опрос, интервью, беседа
Метод – способ достижения цели исследования.
Учитель предлагает конкретный набор поисковых задач. Происходит определение «белых пятен» в контексте, выделяется тема и подтемы, формулируются основные мысли. V этап - «Дополнительный сбор информации» В процессе работы обучающиеся непременно сталкиваются с проблемой “нехватки” материала. Появляются материалы проблемного характера. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения «под углом
нерешенных вопросов». Формируется умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию. VI этап - «Осмысление, сравнивание, анализ и коррекция» Это самый важный период в работе, т.к. именно здесь происходит интеллектуальный рост ребёнка, становления личности. Он совершенствует свои умения анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию и – главное- переводит их на принципиально новую стадию - навыки. VII этап (заключительный) - «Защита проекта» На этом этапе совершенствуются умения и навыки публичного выступления и работы в режиме презентации. Самое главное, что в процессе работы над краеведческой темой, школьник приобретает осознание, что его малая родина столь же славна деяниями, как и великая Россия в целом, в истории родного края отражается история России. Например, исследовательская работа «Деревня, которой нет» посвящена исследованию истории таёжной сибирской деревни Уразаевка Усольского района (В работе употреблено слово «посёлок», так как это название в большей степени отражает уклад жизни жителей Уразаевки, чем слово «деревня» в традиционном значении). Цель работы – исследовать причины возникновения и исчезновения таёжного посёлка, особенности его расположения, уклад жизни уразаевцев. Вот как юная исследовательница обосновала актуальность проблемы: «Каждый гражданин должен знать историю своей страны и, прежде всего, историю родного края. А в истории не должно быть белых пятен», сделала выводы : История Уразаевки отражает историю многих посёлков Иркутской области, появление и исчезновение которых связано с историей и особенностями развития лесной промышленности. Истощились ресурсы (в архивном документе «отработанный участок») – исчезает населённый пункт. Исследование «Мишелёвка литературная» учениц 10 класса МОУ Мишелёвской СОШ №19 Каширихиной Татьяны и Яшкиной Софьи проведено в номинации «Литературное краеведение». Цель работы – доказательство того, что посёлок Мишелёвка имеет право называться литературным. Исследовательская работа построена на основе поиска, анализа, изучения архивных документов в музее школы, посёлка, художественных произведений, написанных о Мишелёвке или мишелёвцами, электронных источников по проблеме, бесед со старожилами п. Мишелёвка. Центральное место в работе занимает исследование истории поселка Мишелёвка с точки зрения литературы. Ниже представлены тезисы этой работы: «В наши дни, когда падает интерес к литературе, особенно важно обратить внимание на то, как в художественном произведении о родном крае находит отражение неразрывная связь времён, запечатлеваются необратимые моменты уходящего, раскрываются истоки любви к родине, передаются чувства и мысли наших предков. Работа посвящена исследованию истории посёлка Мишелёвки с точки зрения литературы. Этот небольшой посёлок всегда отличался атмосферой любви к художественному слову. Возможно, этому способствует красота окружающей природы, богатая история самого посёлка, история людей, его населяющих. А может, всё вместе. История посёлка так или иначе связана с историей Хайтинского фарфорового завода. Ещё в начале века на фарфорово-фаянсовой фабрике Перевалова функционировала изба-читальня. Доказательством этого служат дореволюционные издания художественных книг с данным грифом. (Эти книги принадлежали,
очевидно, специалистам, которые были приглашены Переваловым из южных областей России) Известные художники-живописцы ХФЗ в своих работах часто обращались к литературным сюжетам, оформляя изделия: басням И.А Крылова «Лиса и виноград» (кружка «Напейся-не облейся» с формованным и рисованным сюжетом), к сказкам А.С. Пушкина, русским народным сказкам (рисунки на детской посуде), былинам (на сервизах, чайниках-богатырях) В течение нескольких десятков лет в посёлке существует особая любовь и признательность к театру. Самодеятельный театр берёт своё начало с 20 годов прошлого столетия. Самодеятельные артисты ставили спектакли по многим известным произведениям: Н.В Гоголя «Женитьба», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и др. Но литературная Мишелёвка ещё и потому, что судьбы многих писателей Иркутской области связаны с ней: о Мишелёвке писали (Исаак Григорьевич Гольдберг, Эльвира Альбертовна Каменщикова, Александр Вампилов), в Мишелёвке жили (Александр Иванович Обухов) или учились ( Юрий Макаров и Александр Маковский)». Ученицы, проводившие данное исследование, были удивлены тем открытиям, которые они сделали. Чувство гордости за свой край переполняло их, когда они представляли свои наработки сверстникам. Кстати, позже они разработали на основе исследовательской работы экскурсионный маршрут «Ожившее слово», который успешно представили на районном конкурсе проектов. Научно-исследовательская работа с учащимися выполняет задачу - формирование личности ученика, его гражданского самосознания, осознания основополагающих ценностей российской и мировой культуры, способность к выполнению социальных ролей, то есть формирует гражданскую компетентность. Исследовательскую работу «Образ Солнца в устном народном творчестве» выполняла ученица средних классов. Исследование построено на основе поиска, анализа и сравнения произведений устного народного творчества и воспоминаний старожилов п. Мишелёвка. Центральное место в работе занимает исследование обрядовой поэзии, основанной на почитании Солнца земледельцами. Автор отмечает, что обрядовыми действиями отмечались все вехи человеческой жизни. Особое внимание при этом уделяется обрядам и обычаям, связанным с трудовыми циклами земледельцев: пахотой, севом, сенокосом, уборкой урожая и другими. В работе подчёркивается, что верность подрастающего поколения обычаям в народе рассматривается как основной закон жизни. Через обрядовую позицию народ воспроизводит свой характер и психологию, духовную культуру. Без сомнения, данная работа способствует формированию у подростков российской идентичности. Автор исследовательской работы «Вампилов в Мишелёвке» пишет: Литературное краеведение является составной частью краеведческой работы. Литературные произведения являются важным источником при изучении истории нашей родины и в частности родного края. Печатные документы дают важнейшую информацию для воссоздания эпохи тех или иных событий, примечательных фактов общественной или культурной жизни. Поэтому для краеведов имеет большое значение местные газеты, на страницах которых публикуются различные материалы об экономическом и культурном развитии села. Прочитав критическую статью А. Вампилова «Плюс-минус реконструкция» о Хайтинском фарфоровом заводе, я осознала, что в ней упоминаются знакомые мне фамилии, эта статья о моём родном посёлке. Я решила – исследовать обстоятельства пребывания известного
сибирского драматурга А. Вампилова в п. Мишелёвка. Исследования проводились в канун юбилея А. Вампилова. Творчество сибирского драматурга широко известно в стране и за её пределами; спектакли по пьесам Вампилова ставятся на сценах театров разных стран. И важно знать даже крупицы его биографии, чтобы иметь представление о том, где истоки его таланта. Я задумалась, почему Вампилов написал о моих земляках, почему его интересовала жизнь удалённого от областного центра, мало кому известного посёлка» Вот это «почему» часто приводят детей к их «великим» открытиям, к осознанию сопричастности к истории, к тому, что вней меньше становится белых пятен. Изучая историю и культуру своей малой Родины, учащиеся обретают знания в разных образовательных областях, развивают абстрактное и критическое мышление, саморефлексию, определяют своею собственную позицию, учатся бережно относиться к национальным традициям и культурным ценностям. Научно-исследовательская работа предполагает также формирование коммуникативной компетентности, обеспечивающей взаимодействие и общение человека с другими людьми. Во время работы он поневоле должен устанавливать конструктивные отношения с людьми, уметь работать в группе, выражать и отстаивать свое мнение, слушать другого человека; проявлять готовность к разумному компромиссу, проявлению навыков толерантного поведения. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею. А это имеет немаловажное значение для формирования гражданских компетенций. При выполнении научно-исследовательской работы на краеведческом материале учащийся в эмоциональном плане испытывает чувство удовлетворённости от проделанной работы, желание поделиться её результатами с другими, что повышает уровень его самооценки. Одновременно происходит формирование социально-практической компетентности, которая включает в себя понимание социальных проблем, сущности явлений, происходящих в родном краю, социальную адаптацию, осознание своего собственного «Я», профориентацию. Повышается социальная активность школьника, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на творчество, самостоятельность, результативность действий. А все вместе делает его настоящим патриотом.


Яндекс.Метрика