Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Давыдовский лицей»
Программа
внеурочной деятельности
для 5 – 6 классов по ФГОС
на 2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
План внеурочной деятельности является нормативным документом, определяющим в
рамках реализации федерального образовательного стандарта основного
общего
образования, образовательную деятельность, осуществляемую в рамках отличных от
классно-урочной и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования.
План внеурочной деятельности разработан на основе законодательства в сфере
образования, федеральных, региональных и муниципальных документов:
Федеральный Закон ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (принят
Государственной Думой 21.12.2012 г., дата подписания 29.12.2012 г.);
Приказ Министерства образования Московской области от 13.03.2013 г № 986 «О
введении федеральных государственных образовательных стандартов основного
общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «
Об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки
России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в
Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);
Образовательная программа основного общего образования муниципального
автономного общеобразовательного учреждения «Давыдовский лицей»;
Приказ по МАОУ «Давыдовский лицей»
от 3108.2014. года
№____ «Об
организации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов по
реализации государственного образовательного стандарта
начального общего
образования в 2015 – 2016 учебном году.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся 5 классов.
Организуется во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в
содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной
деятельности, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы
Цель:
1. Создание условий для достижения учащимися
необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
2. Создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося
в свободное от учёбы время.
3. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
4. Развитие здоровой,
творчески растущей личности,
с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в
новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность,
реализацию добровольческих инициатив.
Задачи:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся
совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение обучающихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -
для формирования здорового образа
жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы
время.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в
Образовательную
программу основного общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения «Давыдовский лицей».
Время, отводимое на
внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно,
исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации
основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей
(законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и
других условий.
Содержание занятий осуществляется в формах, отличных от урочной системы
обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые
и научные исследования и т. д.
Основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в
образовательном учреждении заключается в создании условий для полноценного
пребывания ребёнка в образовательном учреждении, содержательном единстве учебного,
воспитательного и развивающего процессов в рамках основной образовательной
программы образовательного учреждения.
При организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении
принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя
начальной школы, учителя-предметники, педагог-организатор, библиотекарь).
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет классный
руководитель, который взаимодействует с педагогическими работниками, организует
систему отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности
коллектива, в том числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную
деятельность обучающихся в соответствии с их выбором.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным
учреждением используются возможности учреждений дополнительного образования,
культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности
используются возможности специализированных лагерей, тематических лагерных
смен.
Рабочие программы внеурочной деятельности разработаны на основе Примерных и
авторских программ внеурочной деятельности, допущенных и рекомендованных к
использованию в образовательных учреждениях Министерством образования и науки
РФ.
Описание модели внеурочной деятельности для 5 классов
На выбор в 2015 - 2016 учебном году обучающимся 5 - 6 классов предлагается 5
направлений (виды внеурочной деятельности выбраны с учетом социального заказа
родителей и возможностей ОУ:
Внеурочная деятельность в основной школе по ФГОС (5-6 классы)
на 2015-2016 учебный год
Направления
5а 5б
Спортивно-оздоровительное
Спортивное ориентирование
1 1
Общекультурное
Кадетский час
1 1
Духовно-нравственное
Основы православной культуры
1 1
Социальное
Лицейский проект «Я – гражданин России, я –
гражданин Мира»
1 1
Общеинтеллектуальное
Страноведение (французский язык)
1 1
ИТОГО:
5ч. 5ч.
Направления
6а 6б
Спортивно-оздоровительное
Туризм и спортивное ориентирование
1 1
Общекультурное
Кадетский час
1 1
Духовно-нравственное
Основы православной культуры
1 1
Социальное
Я - гражданин России, я – гражданин Мира
1 1
Общеинтеллектуальное
Страноведение (английский язык)
1 1
ИТОГО:
5ч. 5ч.
Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям:
Духовно- нравственное;
Спортивно-оздоровительное;
Социальное;
Общеинтеллектуальное;
Общекультурное.
1. Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Спортивное
ориентирование» в 5-х классов,ружком «Туризм и сортивное ориентирование» в 6-х
классах.
В последние годы распространение получили соревнования по спортивному
ориентированию и туризму. Занимаясь на кружках спортивного туризма этим видом,
обучающиеся школы приобретают навыки преодоления различных препятствий, которые
встречаются в походах, а зачастую и в реальной повседневной жизни. Все это делает
человека более приспособленным к жизни, готовым к преодолению ситуаций, порой
угрожающих жизни или здоровью людей.
Настоящая программа имеет цель дать на
занятиях спортивного ориентирования
знания, умения
и навыки ,
необходимые для организации и
проведения
туристских
соревнований по ориентированию на местности.
Цель: обучение туристическим навыкам, от умения преодолевать трудности походной
жизни до умения принимать решение, нести за него реальную ответственность
перед
товарищами,
что является фактором формирования характера личности и граж
-
данина. Познание своей Родины, приобщение к краеведческой ис
следовательской
работе.
Объем двигательной активности – 100%
2. Общекультурное направление «Кадетский час»
Целью является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и
гражданской позиции воспитанников.
Для достижения указанной цели через классные часы решаются задачи:
расширение представлений об истории малой Родины, России;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию
Отечества;
развитие творческих способностей детей;
создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного
коллектива;
сохранение и укрепление здоровья школьников;
объединение усилий классного руководителя, воспитателей, руководителей
кружков для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;
сплочение коллектива для совместной творческой деятельности;
повышение престижности воинской службы, подготовка к службе в армии.
Формы занятий: беседы, игры, встречи, посещение театров, проекты, конкурсы.
Объем двигательной активности –
90%
2. Духовно-нравственное направление: «Основы православной культуры»
Актуальность
программы определена тем, что одной из важнейших задач
образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей,
накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его
поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными
взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет
сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и
развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного
воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания
школьника 5-6классов.
Программа «Основы православной культуры » составлена на основе программы Шевченко
ЛЛ. «Православная культура», и может быть реализована учителем в основной общей
школе в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных уча
-
щихся и педагогов дополнительного образования, священнослужителей. Учитель про
-
водит занятия во внеурочное время один раз в неделю.
4. Социальное направление представлено Проектом «Я - гражданин России»»
Цель:
- формирование понимания исторического пути
развитии народа, особенностей
формирования материальной и духовной культуры России, родного края;
- воспитание инициативного и компетентного гражданина России, осознающего
ответственность за ее настоящее и будущее, разделяющего духовные и культурные
традиции многонационального народа Российской Федерации
Задачи:
- формирование понимания, что патриотизм – это определенное чувство, которое должно
быть присуще любому человеку;
- формирование уважения к родному краю, формирование понимания того, что
история
страны складывается из истории отдельных регионов;
- формирование чувства гордости, сопричастности к своему краю, к Отечеству.
Формы
занятий: проекты, посещение краеведческого музея, экскурсии по деревне,
району, Московской области, России.
Объем двигательной активности – 70%
Формы
занятий:
проекты, эксперименты, экскурсии, конкурсы, беседы, игры.
Объем двигательной активности – 100%
5. Общеинтеллектуальное направление кружком «Страноведение» (фр.язык в 5 кл.),
«Страноведение» (англ. язык в 6 кл.)
Основной целью обучения французскому языку, как второму иностранному, является
формирование у учащегося способности, готовности и желания участвовать в
межкультурной коммуникации и самосовершенствоваться в овладеваемой им
коммуникативной деятельности. Реализация данной цели призвана способствовать
развитию поликультурной и мультилингвальной языковой личности учащегося.
Развитие способности к межкультурной коммуникации, осуществляемой с помощью
французского языка, предполагает формирование у учащегося прежде всего знаний,
навыков и умений, владение которыми позволяет ему приобщиться к
лингвоэтнокультурным ценностям страны изучаемого второго неродного языка и
практически пользоваться этим языком в ситуациях межкультурного взаимодействия и
познания. Развитие у школьника коммуникативной компетенции позволяет ему в
соответствии с его реальными и актуальными потребностями и интересами использовать
французский язык на базовом уровне в наиболее типичных ситуациях речевого общения.
Реализация данного курса дает возможность учащимся по окончании школы достичь
общеевропейского допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции
(уровня А2 в терминах Совета Европы) и позволит выпускникам школы использовать
второй иностранный язык для дальнейшего самообразования.
Данный уровень владения коммуникативной компетенцией предполагает наличие у
учащегося:
- знаний о системе французского языка и навыков оперирования языковыми средствами
общения данного языка;
- коммуникативных умений, т.е. умений понимать и порождать высказывания на
французском языке в соответствии с конкретной сферой, тематикой и ситуацией общения,
речевой задачей и коммуникативным намерением, а также с учетом национально-
культурной специфики страны/стран изучаемого языка.
Данные знания, навыки и умения призваны обеспечить учащимся способность: - в устной
и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнером по общению,
сообщать и запрашивать информацию различного объема и характера, логично и
последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнера по
общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражать при этом свое отношение
к предмету общения (теме, проблеме и др.) и использовать аргументацию и эмоционально-
оценочные суждения;
- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего и/или
письменного текста (понимание основного содержания, понимание полного содержания и
поиск необходимой/интересующей информации) и интерпретировать (творчески
перерабатывать) полученную информацию.
Актуальность
Проблема преподавания иностранных языков в школе в настоящее время актуальна.
Целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной
компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, так
как без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную
компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение языка и культуры одновременно
обеспечивает не только эффективное достижение практических, образовательных и
развивающих целей, но и представляет хорошую возможность для поддержания
мотивации учащихся. Создание данной программы было обусловлено усилением роли
иностранного языка как дисциплины, позволяющей обучаемым успешно включаться в
трудовые отношения в будущем. Программа призвана способствовать внедрению и
распространению инновационного опыта обучения и воспитания учащихся в области
изучения иноязычной культуры и иностранных языков. Занятия будут способствовать
осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны.
Формы
занятий:
проекты, экскурсии, конкурсы, беседы, игры.
Объем двигательной активности – 7%
Ожидаемые результаты:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе
внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),
понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения
к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;
- получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
-формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
-формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности
школьников;
-формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской),
этнической, культурной и др.
-увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
-воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
-формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры,
осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
-реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися
необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них
принимаемой обществом системы ценностей.
Основной формой учета внеурочных достижений обучающихся является
Портфолио
обучающихся.