Цели:
- рассмотреть типичные ошибки в
воспитании детей;
- дать рекомендации родителям по
воспитанию социально одобряемого
поведения ребёнка.
Воспитание
Воспитание – это постоянное, не разовое,
привитие каких-то навыков тому, кого
воспитывают. Воспитание – это процесс.
Воспитание чаще всего направлено на
ребенка. День за днем, шаг за шагом, дома
и в школе ребенку разными путями
прививаются различные знания, навыки и
умения. Иногда воспитание человека
происходит до зрелого возраста.
Воспитание
Воспитание - это человеческие
действия, направленные на другого
человека с целью объяснить ему
смысл жизни и как в ней нужно
действовать.
«Виды воспитания».
«Виды воспитания».
По содержанию воспитания человека выделяются
следующие виды воспитания:
умственное
трудовое
физическое
нравственное
эстетическое
правовое
половое
экономическое
экологическое
Сегодня мы рассмотрим ошибки воспитания,
совершаемые взрослыми главным образом
подсознательно, иногда даже с глубоким
убеждением, что они делают ребёнку добро.
Иногда взрослый помнит, что именно так
воспитывали его самого. И он рассуждает
следующим образом: «Ведь и меня «гоняли» и
даже били в детстве, а человеком сделали!».
Нередко в семье ребёнок исполняет роль,
предопределённую для него взрослым. Условно
выделяют следующие роли детей в семье:
«кумир семьи»;
«сокровище»;
«паинька»;
«болезненный ребёнок»;
«ужасный ребёнок», «мучитель»;
«козёл отпущения»;
«золушка»
и т.д.
«Кумир семьи»
Рассмотрим первую роль: «кумир
семьи». Как бы ребёнок ни вёл себя,
он вызывает общее восхищение
домашних, обращаются к нему
почти всегда умильным тоном.
Любая или почти любая его прихоть
немедленно выполняется взрослыми.
«Мамино, папино, бабушкино и
т. д. сокровище».
Иногда ребёнок выполняет другую роль – « маминого,
папиного, бабушкиного и т. д. сокровища». Она похожа на
роль «кумира семьи», но в данном случае ребёнок является
не всеобщим, а чьим - то личным кумиром. За
навязыванием ребёнку подобной роли может таиться
немало сложных психологических причин. Ребёнку
мучительно «разрываться» между несколькими старшими,
отчётливо при этом осознавая, что с одним надо вести себя
не так, как с другими. Роль чьего – то любимца,
навязываемая ребёнку, зачастую свидетельствует об остром
соперничестве между взрослыми. В семье образуются
«коалиции», например, мамы с ребёнком против папы. Всё
это, мягко говоря, проявления педагогической
неграмотности и безответственности родителей.
«Паинька»
В некоторых семьях ребёнок исполняет роль «паиньки».
Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный
ребёнок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для
родительской гордости. От ребёнка ждут в первую очередь
соблюдения приличий; эти ожидания он и подтверждает
своим образцовым поведением. За это он старшими
вознаграждается. Какова же внутренняя жизнь ребёнка, до
этого, в сущности, никому в семье нет дела. Не так уж
редки случаи, когда ребёнок, образцовый дома, к
искреннему недоумению своей семьи неожиданно
совершает противоправные поступки.
«Болезненный ребёнок».
Возможна роль «болезненного ребёнка». Конечно, есть
немало детей, здоровье которых требует особого внимания.
Однако можно наблюдать и такую картину: долго
болевший ребёнок выздоровел и хотел бы чувствовать себя
равным со всеми детьми, однако кто–то в семье упорно
считает его слабым, болезненным и требует от остальных
того же отношения к нему.
Видимо, взрослым не удаётся или не хочется ломать
сложившийся стереотип их взаимоотношений с ребёнком.
Куда легче обращаться с ним как с больным, продолжая
привычно хлопотать вокруг него (режим, лекарства и т. д.),
чем искать новые формы контакта. Все перечисленные
роли называем позитивными.
«Ужасный ребёнок».
Теперь рассмотрим негативные роли, с помощью которых
фиксируется низкая ценность ребёнка в семье. Прежде
всего, необходимо выделить роль «ужасного ребёнка».
Ребёнок, вынужденный играть эту роль (ибо таковы
ожидания старших), воспринимается в семье как субъект,
создающий лишь хлопоты и напряжённые ситуации. Он
непослушен, своеволен, расхлябан, лишён чувства долга и
даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно
рассматривать как действия «назло взрослым». Все в семье
призывают его к порядку бесконечными выговорами и
наказаниями. Поскольку уже часто это не эффективно,
ребёнок кажется взрослым ещё более «ужасным». Так у
него появляется роль «мучителя».
«Ужасный ребёнок».
Наиболее горько наблюдать случаи, когда приписывание
ребёнку роли «ужасного» или «мучителя» является
способом изолировать его от семьи.
Например: в семье есть ребёнок от первого брака;
рождается новый – на нём концентрируются все нежные
чувства взрослых, а на старшего никто не обращает
внимания. Старший ребёнок не может не реагировать на
это обидой и ревностью. Эти чувства рано или поздно
выходят наружу в виде так называемых «реакций
протеста» (непослушание, капризы, действия назло).
Такими реакциями он, по существу, стремится вернуть
себе утраченное внимание взрослых. Взрослые, однако,
объявляют ребёнка «ужасным» и тем самым оправдывают
его изоляцию.
«Козёл отпущения».
Такой ребёнок подчас выступает в семье и в роли «козла
отпущения». Взрослые разряжают на нём свою
агрессивность. Ведь это безопаснее, чем срывать зло друг
на друге… Ребёнок при таком обращении с ним может из
«ужасного» превратится в «забитого»: он начинает бояться
наказания за любое своё высказывание и любой поступок.
Такому ребёнку нередко приходится исполнять ещё одну
роль – «путающийся под ногами»: он чувствует, что всем
мешает и вызывает у домашних одно раздражение.
Психику ребёнка ранит и деформирует необходимость
использовать в семье какую – либо из описанных ролей.
Совесть
Может ли ребёнок стать послушным, если к нему так относятся?
Сущность правильного воспитания в том, чтобы к социально
одобряемому («хорошему») поведению ребёнка подталкивали не
страх и не желание перед кем – либо выслужиться, а его собственная
совесть. Если она разбужена у ребёнка, то он сам в душе корит себя за
всякий неблаговидный поступок. Если же за любую ошибку или
шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение
родительских симпатий тоже наказание, и весьма суровое), то совесть
его приучается бездействовать. Вместо её укоров, на которые
рассчитывают родители, ребёнок в этой ситуации чувствует лишь
обиду и «жажду мщения». Мстя взрослым за притеснения той или
иной выходкой, он подтверждает в семье свою роль «ужасного
ребёнка». В других же случаях, видя, что за свою выходку он будет
сурово наказан, ребёнок рано приучается хитрить, сваливать свои
проступки на других детей либо на взрослых, искать поддержку у
одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого, и т.д.
Так за ним закрепляется роль маленького «хитреца».
«Золушка».
И, наконец, ещё одна аномальная детская роль
(впрочем, в современных семьях она встречается
всё реже) – роль «золушки». Из ребёнка
откровенно делают прислугу в доме, а всё лучшее,
включая поощрения, принадлежит в семье другим
детям либо взрослым. К сожалению, в жизни эта
ситуация разрешается не так благополучно, как в
известной сказке Ш. Перро.
Подобное «воспитание» подчас искажает характер
либо закрепляет врождённые психические
аномалии ребёнка.
В нормальной семье
В нормальной семье ребёнку не уготованы никакие роли. Его просто
любят – и чаще всего он чувствует себя «кумиром семьи». На
следующий день ребёнок совершил шалость или проступок (без этого
в детстве просто невозможно) – и его воспринимают как «ужасного
ребёнка», наказывают. Стараясь вернуть расположение взрослых, он
делается «паинькой» и при этом подчас «хитрецом» (нет ребёнка,
который бы хоть раз не схитрил). Видя, что хитрости его легко
разоблачаются, а причины примерного поведения понятны взрослым,
ребёнок с лёгкостью «выходит из роли» и снова делается самим собой.
Все эти роли он исполняет с удовольствием, но не застревает ни в
одной из них, поскольку никто его к этому не вынуждает, а самому
ему выступать в одной и той же роли попросту скучно. Бывает он и
«мучителем», и «путающимся под ногами», но всё это мимолётно;
спустя пару часов он опять «кумир семьи».
В нормальной семье
Кем ребёнок почти никогда не бывает в
нормальной жизни, так это «козлом отпущения»,
«забитым» и «золушкой». Зато ему
предоставляют роли, которых не дают детям в «
трудных» семьях. Это роли помощника,
равноправного участника беседы, интересного
человека (интересно думающего,
фантазирующего, рисующего, конструирующего
и т. д.), порядочного человека и даже…
советчика!
Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»
Памятка – советы родителям «Азбука воспитания»
Никогда не говорите ребёнку, что не будете его любить.
Не будьте безразличными.
В воспитании не должно быть слишком много строгости.
Не балуйте детей.
Не навязывайте своему ребёнку какую-то определённую роль.
Хорошее воспитание не зависит от количества денег.
Не стройте «наполеоновские» планы.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою
любовь.
Воспитание и общение с ребёнком не должно зависеть от вашего
настроения.
Уделяйте время своему ребёнку каждый день, будьте открыты для
общения с ребёнком.
Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание»
Афоризмы и цитаты по теме «Воспитание»
Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью. - А. Чехов
Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек
предъявляет требования к другим. – Конфуций
Лишившись по какой-то причине своего превосходства над детьми,
мы по той же причине уже не можем обрести его вновь. - Ж.
Лабрюйер
Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что
делает из него воспитание. - И. Кант
Воспитание - это учебный процесс, в начале которого ребенка учат
говорить, а в конце - молчать. - Л. Левинсон
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а
если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь
тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может
считаться достойным человеком. - Конфуций