Напоминание

"Изучение темперамента школьников"

Автор: Потапова Мария Владимировна

Должность: учитель технологии

Учебное заведение: МБОУ "Табалахская СОШ"

Населённый пункт: с.Улахан-Кюель

Наименование материала: статья

Тема: "Изучение темперамента школьников"

Описание:

Предлагаю вам один из подходов к индивидуализации обучения, рассматривая отношение учителя к детям с точки зрения их темперамента. Классные руководители вместе с учителями ОБЖ, а также с другими педагогами, специализирующимися на других предметах обучения, должны принимать непосредственное участие в планировании учебно-воспитательной работы. Данная модель обучения позволяет ослабить стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=4555

Опубликовано 24.10.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Изучение темперамента школьников Автор: Потапова М.В.
Предлагаю вам один из подходов к индивидуализации обучения, рассматривая отношение учителя к детям с точки зрения их
темперамента
. Классные руководители вместе с учителями ОБЖ, а также с другими педагогами, специализирующимися на других предметах обучения, должны принимать непосредственное участие в планировании учебно-воспитательной работы. Данная модель обучения позволяет ослабить стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников. В первую очередь бы хотела рассмотреть этот вопрос с точки зрения физиологии.
Типы нервной деятельности
1. С точки зрения генетики от родителей к потомству передаются по 23 хромосом, участки хромосом называются генами . Они несут определенные признаки от родителей. При слиянии мужских и женских клеток образуется зигота---делится формируются органы зародыша, в том числе нервная система –рождается ребенок, который носит наследственные признаки родителей. 2. Головной и спинной мозг представляют собой большие скопления нервных клеток - нейронов, В головном и спинном мозгу различают серое и белое вещество. Серое вещество состоит из нервных клеток (дендритов и частично аксонов), а белое вещество - в основном из аксонов, нервных отростков. Сплошной слой серого вещества на поверхности больших полушарий головного мозга называется корой головного мозга. Отдельные скопления нервных клеток (серого вещества), расположенные внутри белого вещества в различных частях головного мозга, называются ядрами, 3. При обязательном участии коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований в виде сложных рефлекторных реакций проявляется деятельность высшей нервной системы человека - это деятельность мозга, связанная с его психикой 4..Ученые давно подметили, что разные люди на одни и те же события реагируют по разному Это связано с тем, что нервные процессы, происходящие в организме, различаются по силе, подвижности и уравновешенности т.е различаются по темпераменту. Темперамент складывается из общей активности человека, её двигательных проявлений и из его эмоциональности. Первую классификацию темпераментов человека дал почти 2500 лет назад знаменитый врач Гиппократ. Он разделял людей на холериков (неуравновешенный, легковозбудимый ) сангвиник (уравновешен,
оптимист) флегматик (уравновешенный, спокойный, инертный) меланхолик (мрачный, подавленный, скептик) В настоящее время используются классификацией, предложенной И.П.Павловым. Русский ученый И.П. Павлов экспериментально подтвердил эти идеи и создал новый раздел в науке - физиологию высшей нервной деятельности Типы высшей нервной деятельности Сильный Слабый Уравновешенный Неуравновешенный 1 2 Подвижный Инертный Люди с сильной нервной системой могут быть уравновешенными или неуравновешенными. Люди с сильной неуравновешенной системой отличаются с повышенной возбудимостью, раздражительностью. Люди с сильной нервной системой уравновешенного подвижного типа могут различаться, быстротой реагирования, легко ориентируются в обстановке. Они общительны, жизнерадостны. Люди с сильной нервной системой уравновешенного инертного типа спокойны, малообщительные, подолгу обдумывают задание, но выполняют до конца. По мнению Павлова - это люди труженики. Для людей слабого типа характерно заторможенность, малообщительны, мнительны, неуверенны, эмоции глубоки устойчивы. Тип нервной системы наследуется от родителей, но на него влияние оказывает окружающая среда. Человек с сильной волей любым типом нервной деятельностью, может подавить отрицательные качества темперамента, развить положительные стороны.
Выделенные Павловым типы нервной системы не только по количеству, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классическим типам темперамента: 1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип. 2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный) тип. 3. Холерик – сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами. 4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения (слабый тип). Теперь с точки зрения психологии. Для этого, я предлагаю вам модифицированный опросник английского психолога Ганса Айзенка по определению темперамента.
1.
Перед вами 40 утверждений
(слайд)
, касающихся ваших чувств и реакций в различных ситуациях. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером
«+»
, если нет –
«-».

2.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл
(слайд). Результат пишете на столбце.
Если вы набрали больше трёх баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.
3.
Теперь подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39
(слайд
).
4.
У вас на обратной стороне опросника есть шкала. На горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» отметьте сумму положительных баллов, которая у вас получилось.
1-6 баллов.
Если вы набрали
меньше 6 баллов
, то вы - интроверт.
Интроверт
(от латинского слова «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми.
6–11 баллов.
Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского «ambi» — двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает.
12–17 баллов.
Если вы набрали больше 12 баллов, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского « extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли.
5.
Теперь подсчитайте количество своих
положительных
ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40
.(слайд)
. Отметьте сумму положительных баллов на вертикальной оси «
Стабильность –

чувствительность».

1–6 баллов.
Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы скорее поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки.
7–11 баллов.
Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его.
12–17 баллов.
Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям.
Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.
При сочетании этих шкал мы получаем 4 типа темперамента: сангвиник, холерик,

меланхолик и флегматик.
Как уже говорила Надежда Николаевна темперамент определяет, в каком темпе, с какой скоростью человек думает, воспринимает информацию, вспоминает что- либо, а также насколько он подвижен, активен, быстро или медленно реагирует на что-либо и т.д. Темперамент имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках человека - Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. - Если ваша точка оказалось на одной из двух осей , значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. - Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.
Сейчас более подробно остановимся на проявления этих темпераментов.

Сангвиник.

Устойчивый экстраверт.

Внешние проявления:
Жизнерадостный, энергичный и любознательный. У него живая мимика, выразительные движения. По лицу легко узнать его настроение, отношение к чему-либо. Настроение в основном хорошее. При желании может сдерживать проявления своих чувств и эмоций. Быстрые движения. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами. Находчив, дисциплинирован. Легко откликается на все, что привлекает его внимание.
Общение:
Общительный и отзывчивый. Легко сходится с новыми людьми. Готов прийти на помощь.
Сильные стороны
: Быстро привыкает к новым требованиям, обстановке, легко переучивается в случае необходимости. Быстро схватывает новое. Спокойно переживает неудачи и критику. Легко адаптируется к новым ситуациям. Достижение сангвиником цели – быстрое, плавное, с обходом препятствий и учетом ситуации. Способен сохранять самообладание в неожиданной, сложной ситуации.
Слабые стороны:
Быстро остывает, если начатое дело перестает интересовать; может не довести его до конца. Склонен переоценивать себя. Может быть несобранным, поспешным в решениях.
Отношение к учебе:
Активно принимается за новое дело. Может работать долго и при этом не утомляться. Способен сохранять сосредоточенность. Плохо переносит однообразную, монотонную и бессмысленную, на его взгляд, работу. В этом случае начинает скучать, работать вяло и безразлично. Продолжает работать в силу хорошей способности себя контролировать. Без усилий переключается с одного вида деятельности на другой. При ответах склонен к импровизации, уходу от книжного текста.
Способы работы на уроке:
Перед
сангвиником
следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Важна возможность практического использования получаемых знаний. Необходимо постоянно включать его в активную деятельность, например, можно привлечь такого ребенка к исправлению ошибок в ответах одноклассников.
Хорошо подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Возможна работа над исследовательскими проектами с практическим уклоном. Нужно довольно частое повторение пройденного материала. Важно систематически поощрять его усилия.
Холерик.

Неустойчивый экстраверт

Внешние проявления:
Натура увлекающаяся и страстная. Быстрый, очень подвижный. Решительный и инициативный. Движения резкие, быстрые. Такая же быстрая и страстная речь. Выразительная мимика. Склонность к резкой смене настроения. Тем не менее, преобладающее настроение – бодрое, боевое. Такие люди несдержанны, нетерпеливы и вспыльчивы. Необидчив и незлопамятен. Упрям. Часто отличаются чувством собственного превосходства над другими. Может быстро истощаться, но также быстро восстанавливает энергию.
Общение:
В общении с людьми Х. допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он сам может создавать конфликтные ситуации. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают общение с холериками крайне тяжелым.
Сильные стороны:
Достаточно высокая устойчивость интересов и стремлений, большая настойчивость и упорство в достижении цели. Находчивость в споре. Легко адаптируется к новым условиям. Высокая инициативность, энергичность. Способность быстро действовать и принимать решения.
Слабые стороны
: Неусидчивость. Нетерпимость к чужим недостаткам. Вспыльчивость и агрессивность. Плохо переносит критику – встречает ее довольно агрессивно. Значительная переоценка себя, «все сделаю сам».
Отношение к деятельности:
Учится в силу внутренней потребности все знать. Неустанно стремится к новому. С увлечением и даже страстью берется за дело, выказывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у Х. запас энергии в процессе работы может быстро истощиться, и тогда наступает резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Переучивается довольно быстро, но с некоторыми сложностями. Достижение цели – прямое, рывками, с полной отдачей сил. Отвлекаются только для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую скучной. Критично подходит к объяснениям.
Способы работы в уроке:
Важна общественная значимость и престижность получаемых знаний. Быстро усваивают новую информацию. Легко перебирают большое количество вариантов решения поставленной задачи. Хорошо работают при проблемном изложении материала. Хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартного решения. Как и сангвиники, легко включаются в интенсивный фронтальный опрос. Возможно использование неожиданных вопросов; возможен опрос и по только что объясненной теме.

Флегматик.

Устойчивый интроверт

Внешние проявления
: Невозмутимый, спокойный даже посреди общего веселья. Спокойный, хладнокровный, последовательный. Трудно рассмешить или опечалить. Настроение спокойное, ровное. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Строго придерживается выработанного распорядка. Его нелегко вывести из себя, задеть эмоционально.
Общение:
С новыми людьми сходится с трудом, довольно замкнутый. Осторожный.
Сильные стороны:
Энергичен, работоспособен, терпелив. Хорошая выдержка, самообладание. Основательность и постоянство. Умеет не растрачивать силы по пустякам. Незлобливость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. Аккуратность и порядок во всем.
Слабые стороны:
Малая чувствительность и эмоциональность. Ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. Медленно перестраивает навыки и привычки. Приверженность давно усвоенным стереотипам.
Отношение к деятельности:
Медленно сосредотачивается на новой деятельности, но, сосредоточившись, уже не отвлекается. Доводит начатое до конца. Неутомимый труженик. Достижение цели – медленное, но упорное и верное. Трезвая оценка своих возможностей, а также возможностей других
Способы работы в уроке:
Важно дать флегматику подготовится к тому, что предстоит делать на уроке. Хорошо воспринимает не только практическую значимость изучаемого материала, но и теоретическую часть. Его нельзя переключать с одной задачи на другую. Там, где нужно быстро понять или запомнить – флегматик беспомощен. Хорошо использовать наглядные материалы – схемы, таблицы. Лучше использовать формы самостоятельной работы (письменные самостоятельные работы по индивидуальным карточкам), давать задания на длительный период времени. Индивидуальные проекты, в которых флегматик может самостоятельно организовывать свою деятельность. Для усвоения материала необходима проработка его дома. Устный опрос допустим, но вопросы должны быть известны ученику. Мало восприимчив к порицанию и одобрению.

Меланхолик

. Неустойчивый интроверт

Внешние проявления:
Высокая чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы. Мимика и жесты невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Трудности заставляют опустить руки. Быстро истощается и потом медленно восстанавливает энергию. Настроение неустойчивое, с преобладанием тоски.
Общение:
Необщителен. Застенчивый, робкий и нерешительный. Невольное приспособление к характеру собеседника.
Сильные стороны:
Успешно справляется с жизненными задачами в привычной обстановке. Терпелив. Легко переносит одиночество. Глубокая эмоциональная чувствительно. Аккуратный вплоть до педантизма (нравится сам процесс наведения порядка). Тактичен, деликатен.
Слабые стороны:
Чрезмерная обидчивость, болезненная чувствительность. Неустойчивое внимание. Внушаемый, мнительный. Не верит в собственные силы. Теряется в незнакомой обстановке.
Отношение к деятельности:
Работоспособность низкая, легко утомляется. С трудом переучивается. Все новое, необычное вызывает у М. состояние заторможенности. В работу «входит» медленно. Предпочитает работать шаг за шагом.
Способы работы в уроке:
Благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работу по четкому алгоритму. Хорошо составляет планы в письменной форме. При ответах нуждается в наглядных опорах. Лучший вариант опроса – письменный, а не устный, тогда меланхолик успевает сосредоточиться. Неожиданные вопросы вызывают волнение и растерянность. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность, волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
Таким образом, если на уроке созданы условия
, соответствующие темпераменту ученика,  то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться – на учебную деятельность;
(слайд)
 холерику помогают преодолеть возбуждение, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; (
слайд)
 флегматику – переключить внимание на предстоящую деятельность и сосредоточиться на изучении темы;
(слайд)
 а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в собственных силах.
(слайд)

Темперамент – не приговор Следует помнить, что деление людей на 4 вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных типов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.
Игнорирование же особенностей темперамента не просто делает успеваемость ниже

возможной, но и вызывает психологический дискомфорт, а значит – ухудшает физическое

и психологическое здоровье учащихся.
И, в заключении ещё раз хочу сказать, что эта модель обучения позволяет ослабить стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников. Ув. Коллеги, надеюсь, что данная модель обучения поможет вам при использовании ее в индивидуальной работе с учащимися.

Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик
Внешние проявления - Жизнерадостный, энергичный. - живая мимика, - Настроение в основном хорошее. - Находчив, дисциплинирован. - решительный, инициативный - резкий, вспыльчивый - увлекающаяся, страстная натура - настроение чаще всего боевое - уравновешен, невозмутим - настроение ровное - приверженец раз и навсегда выработанных схем и правил - высокая эмоциональная чувствительность, ранимость - робость, неуверенность в себе Общение Общительный и отзывчивый Общителен, но излишне резок Малообщителен. С трудом сходится с новыми людьми. - малообщителен - застенчивый Сильные стороны - Быстро привыкает ко всему новому - Спокойно переживает неудачи и критику. - настойчивость, упорство - энергичность - способность быстро принимать решения и действовать - Терпелив, настойчив - основателен и аккуратен - не расходует силы по пустякам. - снисходителен к колкостям в свой адрес - хорошо работает в знакомой обстановке - четко следует алгоритму - аккуратен - тактичен Слабые стороны - не доделывает то, что не интересно - Склонен переоценивать себя. - Может быть несобранным - вспыльчивость, агрессивность - нетерпимость к чужим недостаткам - плохо переносит критику - с трудом переключается на новую деятельность - долго и трудно адаптируется в новых ситуациях - ненаходчив - мало эмоционален - с трудом переносит все новое - долго переучивается - внушаемый, мнительный - теряется в незнакомой обстановке - болезненно чувствителен Отношение к учебе - Активно включается в работу - Работоспособен и усидчив - Плохо переносит монотонную, однообразную деятельность - Легко переключается с одного вида деятельности на другой. - При ответах часто может начать импровизировать, отходя от книжного текста - настойчивое стремление ко всему новому - целеустремленность - преодолевает возникающие трудности - легко находит несколько вариантов решения поставленной задачи - медленно сосредотачивается, но не отвлекается - неутомимы труженик - доводит начатое до конца - трезво оценивает свои возможности - хорошо выполняет монотонную работу - низкая работоспособность - быстро утомляется - предпочитает работать по алгоритму, «шаг за шагом» - в работу «входит» медленно - при возникновении трудностей «опускает руки» Приемы работы - Фронтальный опрос в быстром темпе - Исправление ошибок в ответах других детей - Важна практическая сторона получаемых знаний - Постановка сложных задач, требующих сосредоточения - Нужно повторение пройденного - Систематическое поощрение - коллективная проектная деятельность - интенсивные фронтальные опросы, в том числе и по только что пройденному материалу - в новых знаниях важна их общественная значимость, престижность - хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартных решений - походит проблемное изложение материала - нужно время, чтобы сосредоточиться на уроке - необходимы наглядные схемы, чтобы структурировать материал - запоминает медленно, но крепко; необходима проработка нового материала дома - лучше индивидуальная самостоятельная работа по карточкам; - фронтальный опрос – по заранее известным вопросам - хорошо выполняет монотонную работу, требующую планомерности - легко составляет списки, планы, классификации - лучше работает при письменном опросе – успевает сосредоточиться - малейшая критика надолго выбивает из колеи - нуждается в постоянном подбадривании, похвале

Определение темперамента
1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях. 2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов. 3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая. 4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины. 5. На спор я могу совершить необычный поступок. 6. Иногда я нарушаю свои обещания. 7. У меня часто меняется настроение. 8. Мне нравятся азартные игры. 9. У меня бывает учащенное сердцебиение. 10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так. 11. Мне нравится работа, которая требует быстроты. 12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых. 13. Меня легко обидеть. 14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей. 15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук. 16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному. 17. Я долго переживаю неудачу. 18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других. 19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании. 20. Мои нервы часто натянуты до предела. 21. Думаю, что меня считают веселым человеком. 22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах. 23. На грубость я отвечаю грубостью. 24. Я могу опоздать. 25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании. 26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли. 27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому. 28. Я часто испытываю чувство вины. 29. Мне нравится быть в центре внимания. 30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 31. Мне часто снятся кошмары. 32. Мне легко общаться с незнакомым человеком. 33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других. 34. Думаю, что я — уверенный в себе человек. 35. Меня задевает критика. 36. У меня есть кое-какие вредные привычки. 37. Я могу внести оживление в скучную компанию. 38. Я беспокоюсь о своем здоровье. 39. Я люблю подшучивать над другими. 40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят. Определение темперамента 1. Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях. 2. Мне бывает трудно отказаться от своих планов. 3. Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая. 4. Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины. 5. На спор я могу совершить необычный поступок. 6. Иногда я нарушаю свои обещания. 7. У меня часто меняется настроение. 8. Мне нравятся азартные игры. 9. У меня бывает учащенное сердцебиение. 10. Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так. 11. Мне нравится работа, которая требует быстроты. 12. Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых. 13. Меня легко обидеть. 14. Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей. 15. Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук. 16. Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному. 17. Я долго переживаю неудачу. 18. У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других. 19. Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании. 20. Мои нервы часто натянуты до предела. 21. Думаю, что меня считают веселым человеком. 22. Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах. 23. На грубость я отвечаю грубостью. 24. Я могу опоздать. 25. Обычно мне легко и приятно в шумной компании. 26. Иногда мне мешают уснуть разные мысли. 27. Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому. 28. Я часто испытываю чувство вины. 29. Мне нравится быть в центре внимания. 30. Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь. 31. Мне часто снятся кошмары. 32. Мне легко общаться с незнакомым человеком. 33. Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других. 34. Думаю, что я — уверенный в себе человек. 35. Меня задевает критика. 36. У меня есть кое-какие вредные привычки. 37. Я могу внести оживление в скучную компанию. 38. Я беспокоюсь о своем здоровье. 39. Я люблю подшучивать над другими.
40. Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.


Обработка и интерпретация результатов

1.
Перед вами 40 утверждений
(слайд)
, касающихся ваших чувств и реакций в различных ситуациях. Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером
«+»
, если нет –
«-».

2.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл
(слайд).

Результат пишете на столбце.
Если вы набрали больше трёх баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы.
3.
Теперь подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39
(слайд
).
4.
У вас на обратной стороне опросника есть шкала. На горизонтальной оси «Интроверсия-экстраверсия» отметьте сумму положительных баллов, которая у вас получилось.
1-6 баллов.
Если вы набрали
меньше 6 баллов
, то вы - интроверт.
Интроверт
(от латинского слова «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми.
6–11 баллов.
Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского « ambi» — двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает.
12–17 баллов .
Если вы набрали больше 12 баллов, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли.
5.
Теперь подсчитайте количество своих
положительных
ответов на вопросы 2, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 17, 20, 22, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40
.(слайд)
. Отметьте сумму положительных баллов на вертикальной оси «
Стабильность –

чувствительность».

1–6 баллов .
Вас трудно вывести из равновесия. Вы хладнокровны и невозмутимы. Переживания многих людей вам непонятны. Вы скорее поможете делом, чем будете на словах выражать свое сочувствие. Вы способны выдерживать большие эмоциональные нагрузки.
7–11 баллов

.
Эмоциональная стабильность. В вас удачно сочетаются устойчивость и чувствительность нервной системы. Вы легче многих справляетесь с жизненными трудностями и при этом способны понять и почувствовать эмоциональное состояние другого человека, поддержать его.
12–17 баллов.
Вероятно, вы принимаете близко к сердцу не только свои проблемы, но и проблемы своих друзей и знакомых. Ваша готовность прийти на помощь другому человеку, вероятно, нравится другим людям. Природа наградила вас более тонкой нервной системой, чем других людей. Если помнить об этом, то окружающий мир будет восприниматься намного спокойней. Ваша отзывчивость наверняка притягивает людей, которые нуждаются в вашем сочувствии. Но в первую очередь вы должны сами обрести силу и уверенность.
При сочетании этих шкал мы получаем 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик

и флегматик.
- Чем дальше вы от центра, тем ярче у вас выражены черты одного из четырех темпераментов. - Если ваша точка оказалось на одной из двух осей , значит, вам удается сочетать черты двух темпераментов. - Если вы «попали в яблочко», то есть в центр, вы сочетаете черты всех четырех темпераментов. Будем надеяться, что самые лучшие.



Яндекс.Метрика