Эстетические и этические категории на уроках истории и
обществознания
Тетушкина Л.М. учитель истории МАОУ «Центр образования №13 имени
Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова» г. Тамбова
Культурно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории
значительное место. И это полностью оправдано, если
учесть важное значение
указанного материала в образовательном и
воспитательном отношении. В
последнее время в школьной программе появился новый предмет под названием
"Мировая художественная культура". Появление нового предмета не должно
означать того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к
культурно-историческому материалу. Ведь содержание культурно-эстетического
материала имеет особо важное значение в
плане эстетического воспитания
школьника и его общего развития. Например, в курсе
новой истории в 8-м
классе мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и
утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и
естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с
великими писателями и поэтами Гете и Шиллером,
Байроном и Бальзаком,
Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере
творчества Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о
классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего
непонятно развитие русской живописи первой половины
XIX в., с которой они
знакомятся на уроках.
На уроках
истории России учащиеся знакомятся с культурой нашей
страны, с достижениями литературы, живописи, архитектуры.
Так на уроках по истории культуры происходит обучение школьников
умению рассказать содержание и дать элементарный
анализ художественных
особенностей картины художника , пользуясь ее красочной репродукцией. Для
этого часто используются картины на исторические темы ( В.А.Серов «Петр
I»,
В.И.Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» ит.д.). При
подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков
необходимо соблюдение двух обязательных условий, изучения школьником
необходимого
минимума литературы о самом художнике и о его картине;
свободного рассказа докладчика по репродукции - без пользования
дословным
текстом или конспектом. Все это имеет большое
значение в вопросе
эстетического воспитания в школе.
Одним из направлений эстетического воспитания в процессе
изучения
истории являются
письменные работы, сочинения,
рефераты учеников на
заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над
поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу
и к собственному творчеству.
Эстетическое воспитание учащихся происходит и во внеклассной работе по
истории . Особенность внеклассной работы заключается в том, что внеклассная
работа «достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными
средствами» (А.Ф.Родин).
Данное положение верно в том смысле, что общей задачей
внеклассной
работы по истории является воспитание,
формирование мировоззрения
учащихся на историческом материале. В ходе ее осуществляется воспитание
учащихся в духе
патриотизма, гуманизма, нравственности. Осуществляется
раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы,
которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности.
В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование
познавательных интересов и любви к истории, достигается такое углубление
исторических знаний в определенной, пусть
ограниченной области, какое
немыслимо достигнуть в ходе классных
занятий; осуществляется выработка и
развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы,
заключающей в
себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования.
Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и
улучшается
результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов
(литература, география).
Внеклассная работа осуществляется
разнообразными методами . В
практике школьной работы учителя используют экскурсии : учебные, связанные
с изучением программного исторического материала и нередко представляющие
собой особый тип урока на наглядном материале (например, «По одежке
встречают… (из истории городского костюма конец
XIX- начало
XX века)»;
экскурсии внепрограммные проводимые в плане внеклассных мероприятий,
непосредственно не связанные с
изучаемым программным материалом, но
имеющие большое
образовательное и воспитательное значение («Русская
наградная и памятная медаль»). Для проведения экскурсий используется
Тамбовский краеведческий музей, Тамбовская картинная галерея.
Обществоведческое образование школьников, ориентированное на
становление их правовой культуры, будет тем успешнее, если его подкрепить
этическим образованием и нравственным воспитанием
. В основе
современного обществоведческого образования положена гуманистическая
этика.
Гуманистическая этика определяет приоритеты таких нравственных
ценностей, как жизнь и свобода человека, добро и зло, добродетель и грех.
Содержание этического образования определяется тем, что:
На образно–эмоциональном уровне раскрывается система
гуманистических морально–нравственных ценностей (свобода, честь,
достоинство; любовь и дружба, мир, отсутствие насилия, агрессии, уважение к
правам человека).
Развиваются представления школьников о добре и зле.
Учащиеся накапливают опыт нравственного переживания и
сопереживания, у них формируется стремление быть хорошими и добрыми,
накапливается опыт общения на гуманистической основе, учащиеся усваивают
основные правила вежливости, приобретают навыки культурного поведения.
В 5-6 классе в обществоведческий курс включены темы связанные с
основными категориями этики: добро и зло, совесть, честь.
Так, например, в 6 классе на уроке – размышление на тему «Совесть »,
ставится следующие цели:
1. Показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе;
2. Обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к
«внутреннему судье», объективно оценивать свои и чужие поступки.
Эпиграфом данного урока стали слова В.А.Сухомлинского «Человек
является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная
человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет
не кто-то, а его собственная совесть».
На уроке учащиеся работают над понятиями вера, совесть, истина, стыд,
поступок, угрызения совести.
В качестве домашнего задания было предложено мини –сочинение на
тему: «Случай из жизни, когда внутренний голос – совесть – вам или вашим
близким помог совершить нравственный поступок».
Урок на тему: «Доброта и гуманность»
в 6 классе преследовал цель
раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; способствовать
развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
Эпиграфом урока стала фраза В.О.Ключевского: «Добрый человек – не
тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло. Учащимся было
предложено объясните эпиграф урока, что хотел сказать великий историк,
подтвердите его мнение сюжетом известной вам сказки. Учащимся
предлагалось ответить на вопросы:
Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?
Учитель предлагает подумать над стихотворными строками:
Есть люди необычной доброты.
Ее всю без остатков отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Кого называют добрым человеком?
Попробуйте составить его «словесный портрет» (гуманный,
справедливый, человеколюбие, благотворительность).
8-9 класс – «Человек среди людей», «Человек в обществе».
Опора в рассмотрении данных вопросов делается на систему заданий
аналитического характера, моделировании конкретных ситуаций, перед
учащимися ставятся уже философские вопросы о смысле жизни, о смерти, о
долге , совести.
Эта тема близка учащимся. Разговор о любви, дружбе, умении общаться в
малой социальной группе, вызывает интерес, особенно когда разговор
подкрепляется примерами из школьной жизни. Размышляя над словами Лиса из
сказки Сент – Экзюпери «Маленький принц»: «Ты всегда в ответе за тех, кого
приручил», подростки начинают осмысливать сложную проблему
взаимоотношений людей, ответственности за ближнего.
Я сегодня за тебя в ответе,
Завтра ты в ответе за меня.
Урок на тему: «Твори добро по велению души» в 10 классе
Учащимся было предложено раскрыть смысл основных моральных
понятий - добро и зло, объяснить понятие морального выбора, необходимость
осознания ответственности за свой выбор, свои поступки, преодоление зла в
себе. На уроке шла работа по изучению норм международного гуманитарного
права по отношению к раненым и больным, терпимость и гуманное поведение в
ситуациях вооруженного конфликта.
Ученики работали с извлечением из Женевской конвенции «Об
улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и отрывком из
произведения В. Закруткина «Матерь человеческая».
На уроке перед ребятами ставится проблемный вопрос: Как сделать мир
добрее?
Работа с фразой из текста: «Девять ступенек приближали Марию к
моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите словами из текста.
Задание: Проведите параллели между текстом конвенции и текстом
произведения.
Следует учесть и то, что сам предмет история и обществознание несет в
себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности
тех
или иных исторических персонажах, ученик учится быть
гражданином своего
Отечества, патриотом.