Напоминание

"Эстетические и категории на уроках истории и обществознания"

Автор: Тетушкина Лариса Михайловна

Должность: учитель истории

Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова"

Населённый пункт: г. Тамбов

Наименование материала: статья

Тема: "Эстетические и категории на уроках истории и обществознания"

Описание:

В публикации рассматривается опыт использования этических и эстетических категорий на уроках истории и обществознания

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=5160

Опубликовано 25.01.2017




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Эстетические и этические категории на уроках истории и

обществознания
Тетушкина Л.М. учитель истории МАОУ «Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Н.А.Кузнецова» г. Тамбова Культурно-эстетический материал занимает в школьном курсе истории значительное место. И это полностью оправдано, если учесть важное значение указанного материала в образовательном и воспитательном отношении. В последнее время в школьной программе появился новый предмет под названием "Мировая художественная культура". Появление нового предмета не должно означать того, чтобы мы, учителя истории, уделяли бы меньше внимания к культурно-историческому материалу. Ведь содержание культурно-эстетического материала имеет особо важное значение в плане эстетического воспитания школьника и его общего развития. Например, в курсе
новой истории в 8-м

классе
мы знакомим его с прогрессивной культурой периода победы и утверждения капитализма, с невиданными до того успехами математики и естествознания, связанными с именами Ньютона, Лавуазье, Дарвина, с великими писателями и поэтами Гете и Шиллером, Байроном и Бальзаком, Диккенсом и Гейне, с великими композиторами и художниками. На примере творчества Давида, Делакруа, Курбе мы даем учащимся представление о классицизме, романтизме и реализме в изобразительном искусстве, без чего непонятно развитие русской живописи первой половины XIX в., с которой они знакомятся на уроках. На уроках
истории России
учащиеся знакомятся с культурой нашей страны, с достижениями литературы, живописи, архитектуры. Так на уроках по истории культуры происходит обучение школьников умению рассказать содержание и дать элементарный
анализ художественных

особенностей картины художника
, пользуясь ее красочной репродукцией. Для этого часто используются картины на исторические темы ( В.А.Серов «Петр I», В.И.Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» ит.д.). При подготовке и проведении таких выступлений на уроке или после уроков необходимо соблюдение двух обязательных условий, изучения школьником необходимого минимума литературы о самом художнике и о его картине;
свободного рассказа докладчика по репродукции - без пользования дословным текстом или конспектом. Все это имеет большое значение в вопросе эстетического воспитания в школе. Одним из направлений эстетического воспитания в процессе изучения истории являются
письменные работы, сочинения,

рефераты
учеников на заданную тему, где они способны рассказать, изложить или порассуждать над поднятыми проблемами. Работая в этом направлении, они развивают в себе тягу и к собственному творчеству. Эстетическое воспитание учащихся происходит и во
внеклассной работе по

истории
. Особенность внеклассной работы заключается в том, что внеклассная работа «достигает тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами» (А.Ф.Родин). Данное положение верно в том смысле, что общей задачей внеклассной работы по истории является воспитание, формирование мировоззрения учащихся на историческом материале. В ходе ее осуществляется воспитание учащихся в духе патриотизма, гуманизма, нравственности. Осуществляется раскрытие исторических связей и закономерностей и т. д., т. е., те же проблемы, которые разрешаются на историческом материале в ходе классной деятельности. В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к истории, достигается такое углубление исторических знаний в определенной, пусть ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе (в различной степени!) элементы поиска, исследования. Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по истории и по ряду родственных предметов (литература, география). Внеклассная работа осуществляется
разнообразными методами
. В практике школьной работы учителя используют
экскурсии
: учебные, связанные с изучением программного исторического материала и нередко представляющие собой особый тип урока на наглядном материале (например, «По одежке встречают… (из истории городского костюма конец XIX- начало XX века)»;
экскурсии внепрограммные проводимые в плане внеклассных мероприятий, непосредственно не связанные с изучаемым программным материалом, но имеющие большое образовательное и воспитательное значение («Русская наградная и памятная медаль»). Для проведения экскурсий используется Тамбовский краеведческий музей, Тамбовская картинная галерея. Обществоведческое образование школьников, ориентированное на становление их правовой культуры, будет тем успешнее, если его подкрепить
этическим образованием и нравственным воспитанием
. В основе современного обществоведческого образования положена гуманистическая этика. Гуманистическая этика определяет приоритеты таких нравственных ценностей, как жизнь и свобода человека, добро и зло, добродетель и грех. Содержание этического образования определяется тем, что:  На образно–эмоциональном уровне раскрывается система гуманистических морально–нравственных ценностей (свобода, честь, достоинство; любовь и дружба, мир, отсутствие насилия, агрессии, уважение к правам человека).  Развиваются представления школьников о добре и зле.  Учащиеся накапливают опыт нравственного переживания и сопереживания, у них формируется стремление быть хорошими и добрыми, накапливается опыт общения на гуманистической основе, учащиеся усваивают основные правила вежливости, приобретают навыки культурного поведения. В 5-6 классе в обществоведческий курс включены темы связанные с основными категориями этики: добро и зло, совесть, честь. Так, например, в 6 классе на
уроке – размышление на тему «Совесть
», ставится следующие цели: 1. Показать роль совести как регулятора поведения человека в обществе; 2. Обратить внимание учащихся на необходимость прислушиваться к «внутреннему судье», объективно оценивать свои и чужие поступки. Эпиграфом данного урока стали слова В.А.Сухомлинского «Человек является тем, чем он становится, оставаясь наедине с самим собой. Истинная человеческая сущность выражается в нем тогда, когда его поступками движет
не кто-то, а его собственная совесть». На уроке учащиеся работают над понятиями вера, совесть, истина, стыд, поступок, угрызения совести. В качестве домашнего задания было предложено мини –сочинение на тему: «Случай из жизни, когда внутренний голос – совесть – вам или вашим близким помог совершить нравственный поступок».
Урок на тему: «Доброта и гуманность»
в 6 классе преследовал цель раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков. Эпиграфом урока стала фраза В.О.Ключевского: «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло. Учащимся было предложено объясните эпиграф урока, что хотел сказать великий историк, подтвердите его мнение сюжетом известной вам сказки. Учащимся предлагалось ответить на вопросы:  Почему в сказках добро всегда побеждает зло?  Всегда ли в жизни добро торжествует над злом? Учитель предлагает подумать над стихотворными строками: Есть люди необычной доброты. Ее всю без остатков отдавая, Горят, как маленькие, яркие костры, Своим теплом нас согревая.  Кого называют добрым человеком? Попробуйте составить его «словесный портрет» (гуманный, справедливый, человеколюбие, благотворительность).
8-9 класс – «Человек среди людей», «Человек в обществе».
Опора в рассмотрении данных вопросов делается на систему заданий аналитического характера, моделировании конкретных ситуаций, перед учащимися ставятся уже философские вопросы о смысле жизни, о смерти, о долге , совести. Эта тема близка учащимся. Разговор о любви, дружбе, умении общаться в малой социальной группе, вызывает интерес, особенно когда разговор подкрепляется примерами из школьной жизни. Размышляя над словами Лиса из
сказки Сент – Экзюпери «Маленький принц»: «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил», подростки начинают осмысливать сложную проблему взаимоотношений людей, ответственности за ближнего. Я сегодня за тебя в ответе, Завтра ты в ответе за меня. Урок на тему:
«Твори добро по велению души» в 10 классе
Учащимся было предложено раскрыть смысл основных моральных понятий - добро и зло, объяснить понятие морального выбора, необходимость осознания ответственности за свой выбор, свои поступки, преодоление зла в себе. На уроке шла работа по изучению норм международного гуманитарного права по отношению к раненым и больным, терпимость и гуманное поведение в ситуациях вооруженного конфликта. Ученики работали с извлечением из Женевской конвенции «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях» и отрывком из произведения В. Закруткина «Матерь человеческая». На уроке перед ребятами ставится проблемный вопрос: Как сделать мир добрее? Работа с фразой из текста: «Девять ступенек приближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите словами из текста. Задание: Проведите параллели между текстом конвенции и текстом произведения. Следует учесть и то, что сам предмет история и обществознание несет в себе воспитательное начало. На исторических событиях, на деятельности тех или иных исторических персонажах, ученик учится быть гражданином своего Отечества, патриотом.


Яндекс.Метрика