Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра) "Сундучок сокровищ Земли" по географии в 6 классе и игровое упражнение на уроке в 10 классе "Расшифровка аббревиатур"
Автор: Сухих Ольга Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей"
Населённый пункт: г.о. Протвино Московская область
Наименование материала: разработка активных методов обучения (АМО)
Тема: Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра) "Сундучок сокровищ Земли" по географии в 6 классе и игровое упражнение на уроке в 10 классе "Расшифровка аббревиатур"
Описание:
Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения. Ролевая игра "Сундучок сокровищ Земли" (дидактическая обобщающая игра), которая проводится в целях возбуждения интереса и мотивации к новым знаниям,, развития познавательных и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, выявлять причинно-следственные связи, ставить и решать проблемы на уроке географии в 6 классе по теме "Горные породы и минералы". А также игровое упражнение "Расшифровка аббревиатур" в 10 классе на начальном этапе урока по теме "Международная интеграция"
Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра на уроке географии в 6 классе)
«Сундучок сокровищ Земли».
Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения.
Автор: учитель географии МБОУ «Лицей» г. Протвино Московской области
1.
Предмет, на котором может
быть использован метод
География, или во время внеурочной деятельности
(при проведении Недели географии или
интеллектуального марафона и др.)
2.
Класс, в котором
использован метод
6 класс
3.
Этап образовательного
мероприятия (урока)
1.Тема урока: «Горные породы и минералы»,
заключительный этап – закрепление и проверка
полученных знаний. 2.Урок обобщения и
закрепления полученных знаний по теме
«Литосфера» - на любом этапе в течение
закрепления знаний.
4.
Название метода
Ролевая игра «Сундучок сокровищ Земли»
(дидактическая обобщающая игра).
5.
Цели использования метода
Возбуждение интереса и мотивации к новым
знаниям. Развитие познавательных и творческих
умений учащихся, а также умений самостоятельно
конструировать свои знания, выявлять причинно-
следственные связи, ставить и решать проблемы.
6.
Количество участников
От 12 и более (в зависимости от уровня
подготовленности и организации игры).
7.
Технология проведения
В класс входит пират капитан Флинт с сундучком и
произносит монолог с ключевыми фразами: «Я
нашёл остров сокровищ! Все сокровища достались
мне одному!». На глазах у всех ребят открывает
сундучок и последовательно вынимает оттуда
завязанные разноцветные мешочки. Открывает
первый и удивлённо знакомится с его содержимым.
В мешочке оказалось: сучок дерева, мешочек с
торфом, каменный уголь или антрацит, а также
металлическая (стальная) пластина. Не найдя здесь
золота и других драгоценностей, спешит развязать
второй мешочек. В нём оказались: раковины
моллюсков, пакетик цемента, известняк-
ракушечник, кусочек мраморной плиты и
фотография древнегреческих скульптур. С
нарастающей досадой и злостью, пират отдаёт
мешочек желающим ученикам, положив им на
парту. А сам вскрывает третий мешочек, в
содержимом которого видит: галит, баночку сельди,
кусочки кожи и мыла, и фрагмент карты с
изображением солёных озёр (например,
оз.Баскунчак и оз.Эльтон). Недоумевая, отдаёт его
желающим ученикам. В четвёртом мешочке
оказались: самородная сера, картинка с
изображением жерла вулкана, спички, гильза от
патрона, пакет с минеральным удобрением. В пятом
мешочке: слюда (биотит- чёрная разновидность и
мусковит- белая разновидность), кварц, полевой
шпат и гранит, фотография берегов р.Невы в Санкт-
Петербурге и картинка с изображением строения
континентальной земной коры. Пират высказывает
свои ошибочные умозаключения, например, что
кварц – это алмаз, который спрятан во дворце
русских императоров. В последнем мешочке
оказалась бутылочка с чистой питьевой водой и
записка с таким текстом: «Самый драгоценный
минерал на Земле. Всё из неё или благодаря ей» -
академик минералогии А.Е.Ферсман. Пират в
отчаянии садится на стул и выпивает воду из
бутылки, вопрошая: «Где мои сокровища?»
Учитель просит ребят помочь пирату раскрыть
тайну сундучка с сокровищами Земли. Раздаёт
мешочки всем желающим. Сообщает задание.
Задание на проверку усвоенных знаний и развитие
логических способностей учащихся:
в каждом мешочке находятся предметы, между
которыми вы должны установить взаимосвязи в
их происхождении и применении, установить
причины и их следствия. Составить
аргументированный текст - доказательство о
значении найденного пиратом клада.
Организовать работу можно как индивидуально, так
и по группам (4–5 чел.). Выступление с
сообщением длится не более 2-х мин. Если пирату
не кажется убедительным их доказательства, он
задаёт дополнительные вопросы, на которые вправе
отвечать любые ученики.
8.
Продолжительность
проведения
От 15 минут и более (в зависимости от формы
проведения метода).
9.
Предварительная подготовка
(если требуется)
Подготовить реквизит и костюм для пирата.
Подготовить ученика (желательно
старшеклассника) для роли пирата и заранее
подготовить предполагаемые ответы учащихся.
Заполнить содержимое мешочков
соответствующими горными породами и другими
вышеназванными предметами.
10.
Необходимые материалы
(канцелярские товары и др.),
которые понадобятся для
успешного проведения
метода
Элементы пиратского костюма: чёрная повязка на
глаз, шляпа, тельняшка, жилет, сапоги, ремень-
партупея с игрушечным оружием. Грим. Коробка
стилизованная под старинный сундучок, 6 плотных
мешочков, горные породы и минералы из учебной
дидактической коллекции: антрацит, сера, кварц,
слюда (биотит и мусковит), полевой шпат, гранит и
галит , известняк-ракушечник. Раковины
моллюсков, кусочек мраморной плитки и пакетик
цемента. Бутылочка с водой. Фотографии
набережной Невы с Зимним Дворцом и
мраморными древнегреческими скульптурами,
картинки с изображением жерла вулкана и
материковой земной корой, фрагмент карты
Нижнего Поволжья, свиток с текстом
А.Е.Ферсмана.
Краски или цветная бумага, клей для оформления
сундука.
11.
Примечание (что важно
знать или учитывать
педагогу при использовании
данного метода)
Во-первых, знать ответы на заданные детям
«головоломки». Примерные ответы учеников.
1.В первом мешочке: сучок дерева – исходный
материал, символизирующий образование
каменного угля из отмерших остатков древесной
растительности; торф или гумус (перегной) – это
признак, характеризующий условия образования –
болото (например, уголь Подмосковного бассейна,
возникший в болотах в каменноугольный период);
антрацит (коксующийся уголь) используется в
металлургической промышленности при плавке руд
для получения чугуна и стали, о чём
свидетельствует металлическая пластина.
2.Известняк-ракушечник образуется из скелетных
остатков (раковин), вымерших морских животных в
морских бассейнах. Под воздействием высоких
температур и высокого давления в недрах земли,
под химическим влиянием магмы, горячих вод и
газов известняк преобразуется в мрамор. Мрамор
является прекрасным облицовочным, декоративным
и скульптурным материалом, о чём свидетельствует
фотография древнегреческих скульптур.
Используется как строительный материал, о чём
свидетельствует пакетик с цементом.
3.В третьем мешочке, нетрудно догадаться,
находился галит или каменная, поваренная соль.
Баночка с этикеткой солёной сельди указывает на
способ применения в пищевой промышленности.
Сложнее ученикам 6 класса узнать для чего мыло и
кусочек кожи? Галит используют также при
выделке кожи и производства мыла.
Минералообразование происходит в озёрах и
морских лагунах в условиях жаркого климата, о чём
свидетельствует фрагмент каты Нижнего Поволжья
(оз.Баскунчак и Эльтон).
4. В четвёртом мешочке находится сера, которая
образуется в жерле вулкана, осаждаясь после его
извержения. Используется при производстве спичек
и пороха, о чём и свидетельствуют спички и гильзы
патронов. О применение её в производстве
химических удобрений для нужд сельского
хозяйства указывает пакетик с удобрением.
5. В пятом мешочке все минералы: кварц, слюда и
полевой шпат составляют магматическую горную
породу гранит, которая используется как
строительный материал для мощения дорог,
укрепления берегов, это видно на фотографии. В
строение земной коры составляет слой материковой
коры, что можно понять из соответствующей
картинки.
6.Бутылочка с водой в шестом мешочке и бумажный
свиток со словами минеролога А.Е.Ферсмана
говорит о том, что вода является самым
драгоценным минералом на Земле.
Роль учителя на данном этапе урока не
контролирующая, а организующая и
консультирующая. Ответы учеников оценят их
товарищи и старшеклассник в роле пирата, который
должен при правильном убедительном ответе
вернуть себе мешочек, положив его в сундук.
Собрать все мешочки обратно в сундук и выразить
признательность словами Ферсмана: «Природа, её
тайны не даются без борьбы, и в этой борьбе за
овладение тайнами природы, её силами –
счастливый удел учёного».
Во-вторых, следует помнить, что это этап
закрепления и проверки усвоенных знаний на
уроке, а значит, при объяснении нового материала о
классификации горных пород по происхождению и
назначению используемые породы необходимо
продемонстрировать.
Описание активного метода обучения (самостоятельного разработанного).
1
Предмет, на котором
использован метод
география
2
Класс, в котором
использован метод
10 класс
3.
Этап образовательного
мероприятия
Начало урока по теме «Международная
интеграция»
4.
Название метода
Расшифровка аббревиатур.
5.
Цели использования метода
Расшифровка аббревиатур позволяет в игровой
ситуации упражнять своё воображение и память,
знание окружающей реальности и
интеллектуальное развитие.
6.
Количество участников
Весь класс.
7.
Технология проведения
В первой части урока после объявления темы, цели
и задач урока учитель предлагает игру-упражнение.
Прослушав текст, ученики должны запомнить,
записать и расшифровать аббревиатуру.
«Учат дети на планете горы, страны, те да эти.
Как познать номенклатуру?
Расшифруй аббревиатуру!
Каждый пятый в наше время
Проживает в КНР,
Результаты НТР пригодились в АТР.
В СНГ живут народы
Очень разные по роду,
А чукотский эскимос с инуитом вместе рос.
Хорошо живут в ЕС,
Продолжается прогресс,
В странах НИС чуть-чуть похуже,
Всё равно мы с ними дружим.
Нефти много у ОПЕК,
Может, хватит на наш век.
Мы же спросим у Газпрома:
Почему нет газа дома?
МАГАТЭ имеет вес
В мире строятся АЭС.
Теребит ООН Иран:
« Где используют уран?»
СЭЗ господствует в пространстве.
Засоряет море транспорт.
Упрощаются границы,
Люди стали словно птицы»
Закончив чтение стихотворения, учитель отводит 3
минуты на расшифровку и начинает проверку.
- Сколько сокращённых названий вам удалось
запомнить и расшифровать?
Затем учитель поднимает заготовленную карточку и
просит желающих её расшифровать. Например,
НТР – Научно-Техническая Революция, даёт
определение этого понятия. После опроса учитель
вывешивает плакат с расшифровкой для того, чтобы
ученики смогли сверить свои ответы и провести
самооценку.
8.
Продолжительность
10 – 15 минут.
9.
Предварительная подготовка
Заготовить карточки с аббревиатурой и плакат с
расшифрованными буквами.
10.
Необходимые материалы
Лист ватмана, фломастер, линейка и 6 листов
плотной бумаги для изготовления карточек с
надписями.
11.
Примечание
Увидеть за буквами слова, да ещё организованные
между собой в название государства или какой-либо
международной организации, - задача для учащихся
не столько трудная, сколько неожиданная. Ученики
легко начинают шутить, придумывать смешные
названия. Не следует их резко ограничивать, надо
лишь правильно их ориентировать.
12.
Автор метода и источник,
где описан метод
Сухих Ольга Александровна, собственная
разработка.