Напоминание

Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра) "Сундучок сокровищ Земли" по географии в 6 классе и игровое упражнение на уроке в 10 классе "Расшифровка аббревиатур"

Автор: Сухих Ольга Александровна

Должность: учитель географии

Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Лицей"

Населённый пункт: г.о. Протвино Московская область

Наименование материала: разработка активных методов обучения (АМО)

Тема: Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра) "Сундучок сокровищ Земли" по географии в 6 классе и игровое упражнение на уроке в 10 классе "Расшифровка аббревиатур"

Описание:

Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения. Ролевая игра "Сундучок сокровищ Земли" (дидактическая обобщающая игра), которая проводится в целях возбуждения интереса и мотивации к новым знаниям,, развития познавательных и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, выявлять причинно-следственные связи, ставить и решать проблемы на уроке географии в 6 классе по теме "Горные породы и минералы". А также игровое упражнение "Расшифровка аббревиатур" в 10 классе на начальном этапе урока по теме "Международная интеграция"

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=61

Опубликовано 24.07.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Ролевая игра (дидактическая обобщающая игра на уроке географии в 6 классе)

«Сундучок сокровищ Земли».

Описание самостоятельно разработанного активного метода обучения.

Автор: учитель географии МБОУ «Лицей» г. Протвино Московской области
1. Предмет, на котором может быть использован метод География, или во время внеурочной деятельности (при проведении Недели географии или интеллектуального марафона и др.) 2. Класс, в котором использован метод 6 класс 3. Этап образовательного мероприятия (урока) 1.Тема урока: «Горные породы и минералы», заключительный этап – закрепление и проверка полученных знаний. 2.Урок обобщения и закрепления полученных знаний по теме «Литосфера» - на любом этапе в течение закрепления знаний. 4. Название метода Ролевая игра «Сундучок сокровищ Земли» (дидактическая обобщающая игра). 5. Цели использования метода Возбуждение интереса и мотивации к новым знаниям. Развитие познавательных и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, выявлять причинно- следственные связи, ставить и решать проблемы. 6. Количество участников От 12 и более (в зависимости от уровня подготовленности и организации игры). 7. Технология проведения В класс входит пират капитан Флинт с сундучком и произносит монолог с ключевыми фразами: «Я нашёл остров сокровищ! Все сокровища достались мне одному!». На глазах у всех ребят открывает сундучок и последовательно вынимает оттуда завязанные разноцветные мешочки. Открывает первый и удивлённо знакомится с его содержимым. В мешочке оказалось: сучок дерева, мешочек с торфом, каменный уголь или антрацит, а также металлическая (стальная) пластина. Не найдя здесь золота и других драгоценностей, спешит развязать второй мешочек. В нём оказались: раковины моллюсков, пакетик цемента, известняк- ракушечник, кусочек мраморной плиты и фотография древнегреческих скульптур. С нарастающей досадой и злостью, пират отдаёт мешочек желающим ученикам, положив им на парту. А сам вскрывает третий мешочек, в содержимом которого видит: галит, баночку сельди, кусочки кожи и мыла, и фрагмент карты с изображением солёных озёр (например, оз.Баскунчак и оз.Эльтон). Недоумевая, отдаёт его желающим ученикам. В четвёртом мешочке оказались: самородная сера, картинка с изображением жерла вулкана, спички, гильза от патрона, пакет с минеральным удобрением. В пятом
мешочке: слюда (биотит- чёрная разновидность и мусковит- белая разновидность), кварц, полевой шпат и гранит, фотография берегов р.Невы в Санкт- Петербурге и картинка с изображением строения континентальной земной коры. Пират высказывает свои ошибочные умозаключения, например, что кварц – это алмаз, который спрятан во дворце русских императоров. В последнем мешочке оказалась бутылочка с чистой питьевой водой и записка с таким текстом: «Самый драгоценный минерал на Земле. Всё из неё или благодаря ей» - академик минералогии А.Е.Ферсман. Пират в отчаянии садится на стул и выпивает воду из бутылки, вопрошая: «Где мои сокровища?» Учитель просит ребят помочь пирату раскрыть тайну сундучка с сокровищами Земли. Раздаёт мешочки всем желающим. Сообщает задание.
Задание
на проверку усвоенных знаний и развитие логических способностей учащихся: в каждом мешочке находятся предметы, между которыми вы должны установить взаимосвязи в их происхождении и применении, установить причины и их следствия. Составить аргументированный текст - доказательство о значении найденного пиратом клада. Организовать работу можно как индивидуально, так и по группам (4–5 чел.). Выступление с сообщением длится не более 2-х мин. Если пирату не кажется убедительным их доказательства, он задаёт дополнительные вопросы, на которые вправе отвечать любые ученики. 8. Продолжительность проведения От 15 минут и более (в зависимости от формы проведения метода). 9. Предварительная подготовка (если требуется) Подготовить реквизит и костюм для пирата. Подготовить ученика (желательно старшеклассника) для роли пирата и заранее подготовить предполагаемые ответы учащихся. Заполнить содержимое мешочков соответствующими горными породами и другими вышеназванными предметами. 10. Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода Элементы пиратского костюма: чёрная повязка на глаз, шляпа, тельняшка, жилет, сапоги, ремень- партупея с игрушечным оружием. Грим. Коробка стилизованная под старинный сундучок, 6 плотных мешочков, горные породы и минералы из учебной дидактической коллекции: антрацит, сера, кварц, слюда (биотит и мусковит), полевой шпат, гранит и галит , известняк-ракушечник. Раковины моллюсков, кусочек мраморной плитки и пакетик цемента. Бутылочка с водой. Фотографии набережной Невы с Зимним Дворцом и мраморными древнегреческими скульптурами,
картинки с изображением жерла вулкана и материковой земной корой, фрагмент карты Нижнего Поволжья, свиток с текстом А.Е.Ферсмана. Краски или цветная бумага, клей для оформления сундука. 11. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) Во-первых, знать ответы на заданные детям «головоломки». Примерные ответы учеников. 1.В первом мешочке: сучок дерева – исходный материал, символизирующий образование каменного угля из отмерших остатков древесной растительности; торф или гумус (перегной) – это признак, характеризующий условия образования – болото (например, уголь Подмосковного бассейна, возникший в болотах в каменноугольный период); антрацит (коксующийся уголь) используется в металлургической промышленности при плавке руд для получения чугуна и стали, о чём свидетельствует металлическая пластина. 2.Известняк-ракушечник образуется из скелетных остатков (раковин), вымерших морских животных в морских бассейнах. Под воздействием высоких температур и высокого давления в недрах земли, под химическим влиянием магмы, горячих вод и газов известняк преобразуется в мрамор. Мрамор является прекрасным облицовочным, декоративным и скульптурным материалом, о чём свидетельствует фотография древнегреческих скульптур. Используется как строительный материал, о чём свидетельствует пакетик с цементом. 3.В третьем мешочке, нетрудно догадаться, находился галит или каменная, поваренная соль. Баночка с этикеткой солёной сельди указывает на способ применения в пищевой промышленности. Сложнее ученикам 6 класса узнать для чего мыло и кусочек кожи? Галит используют также при выделке кожи и производства мыла. Минералообразование происходит в озёрах и морских лагунах в условиях жаркого климата, о чём свидетельствует фрагмент каты Нижнего Поволжья (оз.Баскунчак и Эльтон). 4. В четвёртом мешочке находится сера, которая образуется в жерле вулкана, осаждаясь после его извержения. Используется при производстве спичек и пороха, о чём и свидетельствуют спички и гильзы патронов. О применение её в производстве химических удобрений для нужд сельского хозяйства указывает пакетик с удобрением. 5. В пятом мешочке все минералы: кварц, слюда и полевой шпат составляют магматическую горную породу гранит, которая используется как строительный материал для мощения дорог,
укрепления берегов, это видно на фотографии. В строение земной коры составляет слой материковой коры, что можно понять из соответствующей картинки. 6.Бутылочка с водой в шестом мешочке и бумажный свиток со словами минеролога А.Е.Ферсмана говорит о том, что вода является самым драгоценным минералом на Земле. Роль учителя на данном этапе урока не контролирующая, а организующая и консультирующая. Ответы учеников оценят их товарищи и старшеклассник в роле пирата, который должен при правильном убедительном ответе вернуть себе мешочек, положив его в сундук. Собрать все мешочки обратно в сундук и выразить признательность словами Ферсмана: «Природа, её тайны не даются без борьбы, и в этой борьбе за овладение тайнами природы, её силами – счастливый удел учёного». Во-вторых, следует помнить, что это этап закрепления и проверки усвоенных знаний на уроке, а значит, при объяснении нового материала о классификации горных пород по происхождению и назначению используемые породы необходимо продемонстрировать.
Описание активного метода обучения
(самостоятельного разработанного). 1 Предмет, на котором использован метод география 2 Класс, в котором использован метод 10 класс 3. Этап образовательного мероприятия Начало урока по теме «Международная интеграция» 4. Название метода Расшифровка аббревиатур. 5. Цели использования метода Расшифровка аббревиатур позволяет в игровой ситуации упражнять своё воображение и память, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. 6. Количество участников Весь класс. 7. Технология проведения В первой части урока после объявления темы, цели и задач урока учитель предлагает игру-упражнение. Прослушав текст, ученики должны запомнить, записать и расшифровать аббревиатуру. «Учат дети на планете горы, страны, те да эти. Как познать номенклатуру? Расшифруй аббревиатуру! Каждый пятый в наше время Проживает в КНР, Результаты НТР пригодились в АТР.
В СНГ живут народы Очень разные по роду, А чукотский эскимос с инуитом вместе рос. Хорошо живут в ЕС, Продолжается прогресс, В странах НИС чуть-чуть похуже, Всё равно мы с ними дружим. Нефти много у ОПЕК, Может, хватит на наш век. Мы же спросим у Газпрома: Почему нет газа дома? МАГАТЭ имеет вес В мире строятся АЭС. Теребит ООН Иран: « Где используют уран?» СЭЗ господствует в пространстве. Засоряет море транспорт. Упрощаются границы, Люди стали словно птицы» Закончив чтение стихотворения, учитель отводит 3 минуты на расшифровку и начинает проверку. - Сколько сокращённых названий вам удалось запомнить и расшифровать? Затем учитель поднимает заготовленную карточку и просит желающих её расшифровать. Например, НТР – Научно-Техническая Революция, даёт определение этого понятия. После опроса учитель вывешивает плакат с расшифровкой для того, чтобы ученики смогли сверить свои ответы и провести самооценку. 8. Продолжительность 10 – 15 минут. 9. Предварительная подготовка Заготовить карточки с аббревиатурой и плакат с расшифрованными буквами. 10. Необходимые материалы Лист ватмана, фломастер, линейка и 6 листов плотной бумаги для изготовления карточек с надписями. 11. Примечание Увидеть за буквами слова, да ещё организованные между собой в название государства или какой-либо международной организации, - задача для учащихся не столько трудная, сколько неожиданная. Ученики легко начинают шутить, придумывать смешные названия. Не следует их резко ограничивать, надо лишь правильно их ориентировать. 12. Автор метода и источник, где описан метод Сухих Ольга Александровна, собственная разработка.


Яндекс.Метрика