Тема: "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике"
Описание:
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов. Передо мной встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки детей к экзамену. В данной статье написала о том,как достичь хороших результатов в ЕГЭ по математике (профиль)
«Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике» учителя
математики МАОУ СОШ №159 города Уфы Октябрьского района
республики Башкортостан Бадретдиновой Гузель Мавлитовны.
Единый государственный экзамен по математике – серьёзное испытание в
жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ по
математике – он является обязательным для всех учащихся 11 классов.
Передо мной встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки
детей к экзамену. Для того, чтобы наилучшим образом подготовиться к нему,
надо иметь не только хорошие знания по предмету, но так же хорошо
представлять себе структуру экзаменационной работы и процедуру экзамена.
Уже первый сборник заданий ЕГЭ был для меня, да и для всех учителей
математики, настоящим «сюрпризом». Если раньше на выполнение 5 - 10
заданий экзаменационной работы отводилось 4 часа , то теперь эти 4 часа
отводились на выполнение 30 заданий в 2003 году, 29 заданий – в 2004г., 26
заданий в 2007- 2009г., 18 заданий в 2010 и 2011 г.,20 заданий в 2012 г., 21
задание в 2015 году .
Задания первой части ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но
не все задания второй части рассчитаны на максимальную стимуляцию
нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как
подготовить выпускников школы к успешной сдаче экзамена?».Мои ученики
сдавали ЕГЭ с 2002 года.
Первое, что сделала я – изучила весь материал, посвящённый ЕГЭ.
Второе – приобрела сборники с материалами ЕГЭ, демоверсии ЕГЭ все с
2002 года и стала их прорабатывать. Создала банк тестовых заданий.
Использовала сборники тестовых заданий с грифами ФИПИ.
Дидактические материалы.
Различные тесты информационных ресурсов Интернета.
Активно работали с выпускниками по книге
1.
«ЕГЭ 3000 задач с ответами» А.Л. Семенова И.Л. , Ященко. Все
задания группы В. «Закрытый сегмент» Удобно тем , что книгу
приобретает каждый ученик и ее можно также использовать для
самостоятельной работы дома и в классе.
2.
«ЕГЭ». Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся.
Математика. А.В. Семенов И.В. Ященко м. «Интеллект-Центр»
В этой книге удобно, что материал расположен по темам:
а)Алгебра
б)Геометрия
в)Практико-ориентированные задачи (текстовые, графики и
диаграммы, вероятность)
г)Начала математического анализа(геометрический и физический
смысл производной, техника дифференцирования, исследование функций,
первообразная)
д) Задачи повышенной сложности.
В каждой теме порядка 30 задач, что позволяет доводить решение до
автоматизма.
В своей работе использую демоверсии КИМов, материалы
репетиционных экзаменов, различные тесты информационных ресурсов
интернета.
В течение всего года знакомлю детей с материалами ОГЭ и ЕГЭ. Устный счёт
на каждом уроке строю только на основе упражнений ЕГЭ и ОГЭ. Кроме
этого, систематически на уроках каждому раздаю тест ЕГЭ. Прошу ребят
найти в тестах те задания, с которыми они могут справиться уже сегодня и
решить их. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и
только потом раскрываю секрет, как можно было решить задачу
рациональнее, чтобы сэкономить время.
Из урока в урок отрабатываем тесты на скорость: например, за 15 минут
школьникам необходимо решить 6– 8 заданий теста.
Советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только
затем можно приступать ко второй части .По результатам достижений
определяю двух, трёх учеников, которых можно подготовить к выполнению
более сложных заданий и работаю с ними индивидуально.
Чтобы работу по подготовке к экзамену проводить в течение всего учебного
года, в кабинете необходимо иметь большое количество тестового материала.
Вот тут мне на помощь приходит компьютер, с помощь которого я использую
в работе прототипы заданий к ЕГЭ.
Для хорошей подготовки к экзамену необходимо целенаправленное
повторение. Всегда стараюсь выдать теорию по теме за 1-2 урока и лекцию
построить так, чтобы она содержала все необходимые сведения для решения
текущей контрольной работы и экзаменационного материала. Остальные
уроки посвящаю практике. Уроки-практикумы попутно дополняю
недостающим теоретическим материалом. Сразу после объяснения нового
материала и его первичного закрепления показываю, как эта тема вышла на
ЕГЭ. Стараюсь при этом продемонстрировать всё разнообразие заданий,
используя сборники с материалами ЕГЭ разных лет. Провожу
диагностические работы для определения пробелов в знаниях. Полученные
результаты определяют индивидуальную и дифференцированную работу.
Мониторинг и диагностику планирую на основе экзаменационных
материалов. Ребят, успешно справляющихся с первой частью, привлекаю в
качестве консультантов.
Хотя я стараюсь максимально использовать урочное время для подготовки
учеников к экзамену, но этого недостаточно, поэтому в 9-11 классах
систематически провожу углублённую работу по предмету. В 11 классе
«Решение уравнений и неравенств с параметрами» - 34 ч. Разработала и
систематизировала тестовый материал, по подготовке к промежуточным
аттестациям, ГИА и ЕГЭ. Приобрела для кабинета большое количество
методической и математической литературы по ключевым вопросам ЕГЭ.
В 2015 году ученики 11а класса успешно сдали ЕГЭ. Максимальный – 72.
Средний балл – 49 . Из 22 учеников поступили:
в Московский технический университет связи и информатики -1 (Маханьков
В – инфокоммуникационные технологии и системы связи) ,
в УГАТУ – 6 ( Гильфанов Л - прикладная математика и информатика,
Идиатуллин Д - математика и компьютерные науки ,
Призова А - технология транспортных процессов ,
Чербаев Р - авиастроение,
Фахретдинова А и Денисова К – экономика )
в УГНТУ - 3 (Иванов А - химическая технология природных
энергоносителей и углеродных материалов ,
Десяткин Д - эксплуатация и обслуживание объектов транспорта и хранения
нефти и газа ,
Газизов М - геофизические методы исследования скважин,
в УГУЭС - 3 ( Платонова К – дизайн,
Фаткулбаянов А – прикладная информатика,
Куркамбаева К – туризм)
в БГУ – 4 ( Кутушева А и Галяутдинова Д – экономика,
Хабибуллина В и СулеймановР – юриспруденция),
в БГМУ – 1 (Мустафина Г - стоматология)
в Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова – 1
(Айтуганов А –менеджмент)
в Санкт – Петербургский авиационный колледж – 1 (Пушкарева О –
управление воздушным транспортом)
в БЭК – 1 ( Новиков И –юрист).
В заключении хочу сказать, что такая система подготовки детей к итоговой
аттестации помогла в этом году получить хорошие результаты ЕГЭ по
математике.