Напоминание

"Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"

Автор: Кондораки Марина Сабировна

Должность: учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МАОУ "СОШ №76"

Населённый пункт: Пермский край город Пермь

Наименование материала: технологическая карта

Тема: "Стихотворения в прозе И. С. Тургенева"

Описание:

Технологическая карта урока литературы в 10 классе, содержащая планируемые образовательные результаты,организационную структуру урока, формируемые УУД, используемые технологии и т.п.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=711

Опубликовано 27.09.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Технологическая карта
Урока литературы в 10 классе Учителя русского языка и литературы МАОУ «СОШ №76» г. Перми Свердловского района Кондораки Марины Сабировны
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Литература

класс

10 класс

Тема
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева
Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные
- Умение понимать тему, идею литературного произведения, учитывать родовую специфику. - Умение пересказывать, отвечать на вопросы. - Умение делать анализ художественного текста, используя авторский текст. -Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, формировать эстетический вкус. - умение работать индивидуально и в группе -умение корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом. -умение анализировать авторский текст. умение составлять связный текст. Устанавливать связи литературного произведения с эпохой его создания и современной жизнью. -формирование целостного мировоззрения. -ценностно-смысловая ориентация; -нравственно-этическое оценивание
Решаемые учебные

проблемы
1. Научить внимательному прочтению деталей текста. 2. Акцентировать внимание на черты стиля Тургенева, проявившиеся в миниатюрах. 3. Формировать навыки самостоятельного анализа литературных образов . 4. Обнаруживать авторские приёмы создания литературного образа.

Вид используемых на

уроке средств ИКТ
Презентация учителя и учащихся. Звуковые записи стихотворений в прозе в исполнении мастеров художественного слова.
Методическое

назначение средств

ИКТ
Усилить мотивацию и наглядность в обучении. Повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых.
Образовательные

интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного

восприятия нового материала

Формирование

конкретного

образовательного

материала
Формулировка целей и задач урока. Углубление в анализ художественного произведения.
Основной вид

деятельности,

направленный на

формирование

образовательного

результата
Вступительное слово учителя. На прошлых уроках мы говорили о цикле рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». Думали над тем, что такое красота, обратили внимание на поэтическое отношение писателя к природе. Сегодня мы обратимся к новому для нас жанру – стихотворению в прозе. Вы прочитали некоторые из них и обратили внимание на их необычность.
Методы обучения
Беседа
Форма организации

деятельности

учащихся. Роль

учителя
Сообщение задач урока, организация различных видов деятельности, сбор информации для групповой работы. Учащиеся организованы в группы.
Основные виды

деятельности

учителя
Организует работу по погружению в анализ текста.
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего

усвоения материала. Организация обратной связи.

Формирование
Цикл « Senilia» посвящен философским раздумьям

конкретного

образовательного

материала
писателя о жизни, о человеке, о себе. Как видим, произведения имеют серьёзное содержание. Подумайте, почему Тургенев даёт название цикла по- латыни, а не по-русски? Вы обратили внимание на то, каким стихотворением в прозе заканчивает свой цикл Тургенев? Как вы думаете, почему?
Основной вид

деятельности,

направленный на

формирование

образовательного

результата
Вступительное слово учителя. Обратите внимание на эпиграф к уроку: «Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта более пленительного, не было сердца более честного и более благородного». Далее следует отрывок из воспоминаний о Тургеневе французского писателя Ги де Мопассана. Учитель: Стихотворения в прозе как нельзя лучше иллюстрируют сказанное великим французом.
Методы обучения
Частично-поисковый, эвристическая беседа, работа в группах, аналитическое чтение.
Средства ИКТ для

реализации данного

вида деятельности
Презентация как повышение внимания к материалу. Аудиозаписи.
Форма организации

деятельности

учащихся
Поиск цитатного материала Представление групповых работ по итогам обсуждения. Анализирующее наблюдение.
Основные виды

деятельности

учителя, роль учителя
Организационная – работа в группах.
ЭТАП 3. Практикум

Формирование

конкретного

образовательного

материала.
Нахождение цитат, Представление групповых работ по итогам обсуждения.
Основной вид
Посмотрим, каким образом достигает автор влияния

деятельности,

направленный на

формирование

образовательного

результата?
на читателя, то есть обратим внимание на необычную форму прочитанных произведений. Вы заметили, как обозначен жанр? Давайте разберемся в этом. Сравним черты, присущие поэзии и прозе, подойдём к определению жанра стихотворения в прозе. 1. Определение специфических черт жанра стихотворения в прозе. Для выполнения этой задачи удобно воспользоваться таблицей, которую заполняют на доске. 2.Формулировка определения жанра стихотворения. 3.Словарная работа. Художественные средства выразительности: эпитет, метафора, сравнение, гипербола… 4. Выразительное чтение стихотворений «Старуха», «Щи», «Воробей», «Порог». 5. Группы готовятся к беседе по плану: темы, идеи; образы; поэтика (художественные средства) стихотворения в прозе.
Методы обучения
Аналитическая беседа, анализирующее чтение, частично – поисковая работа.
Средства ИКТ для

реализации данного

вида деятельности
Презентация
Форма организации

деятельности

учащихся
Работа с художественным текстом.
Основные виды

деятельности

учителя, роль учителя
Заполнение таблицы. Работа с цитатами.
Составление связного текста.

ЭТАП 4.Проверка полученных результатов. Коррекция.


Формирование

конкретного

образовательного

материала
Подведение итогов урока. Выявление степени осознанности учащимися проблематики произведений, их идейной направленности.
Основной вид

деятельности,

направленный на

формирование

образовательного

результата
Ключевые вопросы заключительной беседы: 1.Вернемся к вопросу, заданному в начале урока: Почему стихотворения в прозе И.С. Тургенев называет по-латыни, а не по-русски. 2. «Стихотворение в прозе» - дать определение и назвать черты жанра. 3.Как отражается в последнем произведении писателя «характеристика», данная ему Ги де Мопассаном (Снова обратимся к эпиграфу).
Методы обучения
1. «Творческое прочтение цикла; 2.Эвристический (используется при анализе произведений, в том числе образной системы и художественных приёмов; осмысление учениками нового для них жанра). 3.Репродуктивный (составление и запись таблицы с использование знаний, полученных ранее)
Основные виды

деятельности учителя
Учитель помогает, корректирует.
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по

достигнутым либо

недостигнутым

результатам
Критерии оценки работы в группе: - качество отобранного материала - степень участия в работе группы - качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.) - качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
(два варианта) 1. Проанализировать по плану, использованном на уроке, стихотворения в прозе: «Два богача», «Близнецы» или «Насекомое». 2. Сравнить в сочинении – миниатюре стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…» со стихотворением И. Северянина «Классические розы»
Используемые

технологии
Исследовательская. Деятельностный подход к изучению литературы, развивающее обучение. Работа в группах
Формирование

универсальных учебных

действий

Коммуникативные УД:
-умение работать в группе, устанавливать рабочие отношения и способствовать совместной деятельности. -Умение слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачей и условиями ситуации, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. -умение аргументировать свою позицию. Личностные УД: -умение устанавливать связи между учебной деятельностью и мотивом. -умение самовыражения через собственный текст. Познавательные УД: -Умение строить текст. -Умение находить ответы на поставленные вопросы. -умение делать выводы, обобщения и умозаключения Регулятивные УД: Планирование цели своей деятельности, пути её достижения. Уровень самооценки. Умение контролировать своё эмоциональное состояние
и поведение
Способы оценки на

уроке.
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценка результатов деятельности товарищей по группе.)


Яндекс.Метрика