Напоминание

"Внеурочная проектная деятельность учащихся (6 класс)."

Автор: Беляева Ирина Викторовна

Должность: учитель истории и обществознания

Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"

Населённый пункт: Город Пермь

Наименование материала: "Из опыта работы учителя"

Тема: "Внеурочная проектная деятельность учащихся (6 класс)."

Описание:

Сегодня много говорят о проектной детельности,и я хочу представить вам опыт своей работы по применению данной технологии. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Я люблю погружать своих учеников в атмосферу, требующую думать, искать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли (то, что сейчас называют метпредметными умениями ), т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Проект для ученика – это деятельность пяти "П": Проявить себя Попробовать свои силы Приложить свои знания Принести пользу Показать публично достигнутый результат. Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/osnovnoe_polnoe/index?nomer_publ=801

Опубликовано 04.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации

Я, Беляева Ирина Викторовна, учитель истории и обществознания I квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения лицей №3 города Перми. Педагогический стаж работы 28лет. Стаж работы в данном учреждении 3 года Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Сегодня много говорят о проектной детельности ,и я хочу представить вам опыт своей работы по применению данной технологии . Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица: “Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь”. Какие из педагогических технологий целесообразно применять в школе, чтобы помочь ребёнку овладеть этими умениями? Каждый учитель подходит к этому вопросу индивидуально. Я люблю погружать своих учеников в атмосферу, требующую думать, искать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли (то, что сейчас называют метапредметными умениями ), т.е. могли бы применять все имеющиеся у них знания на практике. Одним из инновационных способов решения таких задач явлется проект. В буквальном переводе с латинского - «брошеный вперед». Он включает в себя исследоватеские, поисоквые,научные методы. Цель ПД( как я ее понимаю): - Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач. - ориентирование детей на коллективную, групповую, парную и индивидуальную работу Задачи: Дети должны учиться: 1.организовывать свою деятельность 2.определять ее цели, задачи 3.выбирать средства реализации и применения на практике 4.ориентироваться в мире социалных,нравственных и эстетических ценностей. 5.решать проблемы,свзанные с выполнением определенных социальных ролей(поребителя,пользователя) 6.Формировать умение анализировать свою (и своих товарищей) деятелность, результат. Занимаясь проектами не первый год ,я наблюдала за интересом детей в данной деятельности , видела их желание ставить и решать перед собой задачи , демонстрировать свой опыт. Создала программу «Выбор и отвственность» для учащихся 8 классов ( в рамках предпрофильности)- где мои ученики знакомились с различными профессими, с «+», «-»профессий, видами их детельности, «мерили» на себя,подходит ли данная профессия для будущего..Почему «да»?? почему «нет» … Т.е. я пыталась активно способствовать их самоопределению в будущем. Включать школьников в проектную деятельность я начала постепенно. Сначала это были краткосрочные творческие проекты: книжки – малышки, выставки рисунков и поделок,класссные часы( дети готовили классые часы, объединившись в группы по интересам), сборники загадок,серия «Экономических сказок», стенгазеты… В этом году с 6 классами в рамках предмета обществознания и внепредметной деятельности решила более плотно работать с детьми в данном направлении. Предлагая проектную деятельность учащимся 6 классов (12-13 лет), я старалась учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, направля их деятельность на посильные возможности ,что во многом определит ее успех. Я старалась заинтересовать проектной деятельностью детей, еще на старте объяснить суть и перспективы практической и социальной пользы проектов. Мы определились с ролью ученика: Дети моги участвовать одновременно в нескольких проектах в разных ролях
В любой момент начать новый проект, даже отказаться, но таких случаев в моей практике до сих пор не было. Учащиеся познакомились и обсудили принципы и этапы проектной деятельности При этом необходимо учитывать: 1.Посильность для выполнения 2.Каждый учащийся должен быть вовлечен в ПД и четко показать свой вклад в выполнение проекта. 3.Вести подготовку к выполению проекта 4.Обязательная презентация результа работы. 5.Ребята выбирали сомостоятельнотему проекта, каким составом они будут работать (индивидуальный, парный, групповой( не более 5 чел). 6.Распределили роли внутри группы. 7.Определии временные рамки отчета в классе ( 2 недели-14дней). 8.В ходе подотовки проектов шло обсуждение и уточнение тем, выяснение проблем, постановка цели, предполагаемых проектных продуктов. 9.Ознакомление критериями и технологий критериального оценивания. По мере необходимости я старалась направять ,наталкивать,а иногда и провоцировать моделируя различные ситуации, детей на поиск ответа на возникающие у них вопросы,проблемы.( выполняя роль тьютера) Проект для ученика – это деятельность пяти «П»:
Проявить себя

Попробовать свои силы

Приложить свои знания

Принести пользу

Показать публично достигнутый результат
Этапы ПД,( как я это понимаю и делаю): I этап Подготовительный. 1.Анализ ситуации (а) действительая; б) желаемая 2.Выделение проблемы 3.Формирование : а) цели б) задачи ( что нужно сделать для реализации цели,детальны шаги) 4.Сформулировать преварительный результат 5.Планирование проекта: а)пошаговое действие б)распределение ролей в)расчет бюджета г)предполагаемые риски иих устранение II этап Осуществление ( деятельность) проекта. Фотоотчет проекта IIIАнализ проекта IV Предствление проекта ( а) перед классом (практикую заранее выбирать жюри из одноклассников, обговаривать критерии ) б) перед учащимися 6 классов и жюри( в роли жюри блыли ученики и учителя) в) лучшие проекты - на школьной конференции ( возможно городской) Ответы на вопросы учеников и учителя «из зала». Самооценка подготовки и выступление. После представлении проектов внутри класса, наиболее удачные,те,что допустили жюри класса, были представлены на паралель 6 классов. Дети испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями ,ответить на интересующие ребт вопросы. И тут ждал детей испытание-отбор самых самых лучших проектов. Ими стали: 1.место-«Наш любимый детский сад» (« Праздник осени») 2 место- «Старинна книга»
3 место-«Шоколад своими руками». Критерии оценки Проектов Оценивание проекта Этапы Критерии оценки Самооценка Жюри Защита Представление (5 баллов) Ответы на вопросы (5 баллов) Процесс проектирования Интеллектуальная активность (5 баллов) Творчество (5баллов) Практическая деятельность (5 баллов) Умение работать в команде (5 баллов) Итог Достигнутый результат (5 баллов) Оформление (5 баллов) 40-30баллов – «отлично»;29-20- баллов – «хорошо»; 19-10 баллов – «удовлетворительно»; менее 10 баллов - «неудовлетворительно». Для меня, как учителя, самым ценным в методе проектов является сам процесс работы, так как он представляет собой инструмент, дидактическое средство обучения и развития детей. Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего детского потенциала, деятельность, которая позволяет: проявить себя, попробовать свои силы,приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных (метапредметных) умений: Проектировочные Исследовательские Информационные Коммуникативные Экспериментальные Рефлексивные Презентационные Ребята талантливы, они устремленны на победу, на приобретение новых знаний, их увлекает соревновательность, поиск. В результате мы получаем огромное разнообразие проектов. Подчеркну, что некоторые проекты удались благодаря активному участию в них родителей, бабушек, находились другие заинтересованные участники. На сегодня можем похвастаться такими проектами: Социльные - Есть проект помощи пожилым людям - Провели несколько мероприятий в младших классах( «Праздник осени», конкурс стихов, «спортивный прадник»… - В детских садах ( занятие «Пусть снежинка не растает»(оригами), праздник «Осений бал», «Наш любимый детский сад»... «Вкусные» прооекты ( рецепты): изготовление шоколада, выпечка пицы, кекс в микроволновой печи, торты…, мастерская итальянской кухни- суп гаспачо…
Легко и радостно в совместной деятельности научились варить мыло своими руками,шить игрушки ( медвеженок, зайчик из носка, кукла «зерновушка».), создавать украшения из полимерой глины , делать объемные игрушки оригами, очки «3D»,жидкие кристаллы ,старинная книга,… Туристический проект-« Приезжйте в гости в Пермь» Фото проект-«Прекрасое рядом» , Выясняли,какой водой лучше поливать растения и др. Детей заинтересовала данная детельность и многие захотели продолжить свои проекты и начать работать над другими. Они испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями. О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. К каждому из них учащиеся подходят творчески, проявляют максимум самостоятельности, наглядно видят результаты своего труда, пользу своего проекта. Сами дети отмечают, что, работая над проектом в группах, становятся дружнее, сплоченнее, внимательнее друг к другу, учатся прислушиваться к чужому мнению, обсуждать его, а не опровергать сразу, как иногда бывает. Проект - это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может быть использован и на уроках, и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. Этот вид деятельности интересен как мне, так и учащимся. Поэтому работа в данном направлении будет вестись и дальше.


Яндекс.Метрика