Автор: Ткаченко Галина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Залог успеха на уроках музыки в современной школе"
Раздел: среднее образование
Залог успеха на уроках музыки в современной школе
Учитель музыки Ткаченко Галина Ивановна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Выборг
2017-2018
Весь процесс погружения в музыкальное искусство должен выглядеть
как совместная деятельность учителя и ребёнка по приближению к истине и
выражению её музыкально-художественными средствами.
Главным в педагогической деятельности является уважение к личности
ребёнка.
Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена
только всесторонним изучением личности каждого ребёнка: его характера,
темперамента, круга интересов, уровня интеллектуального развития,
направленности интересов, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и
выраженности художественных потребностей.
Непременным условием успеха всей музыкально-педагогической
деятельности является умение дружески и доброжелательно поддержать все
музыкальные и творческие проявления ребёнка, создание условий для его
самовыражения.
На занятиях музыки необходима атмосфера уважения, тепла,
приветливости, любви, дружественности, интереса и радости.
Диалог с ребёнком, диалогичность всего музыкально-педагогического
процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной
педагогики.
Для того чтобы поддерживать интерес к предмету, необходимо
насыщать каждый урок новой, яркой, увлекательной информацией.
Сегодня необходимо использовать такие формы и методы музыкальной
работы, которые являются актуальными для современных условий развития
общества.
1
Педагог – это всегда постоянное освоение новых технологий, методов,
новых подходов к содержанию и формам обучения и развития детей, это
постоянный творческий процесс, и в центре этого процесса находится
ребёнок…
Необходимо отметить эффективность таких методов как свободное
дирижирование, пластическое интонирование, моделирование эмоционально-
игровых ситуаций, выстраивание ассоциативного ряда, актуализирующего
жизненные впечатления ребёнка.
На занятиях музыки должны использоваться самые разнообразные
виды музыкальной деятельности: слушание музыки и анализ музыкальных
произведений, хоровое и вокальное пение, игра на музыкальных
инструментах, пластическое интонирование, импровизация.
Цель урока должна обеспечивать реализацию художественно-
педагогической идеи урока, воплотившись в определённые типы урока: урок-
игра; урок-дискусиия, урок-размышления, урок-концерт, урок-путешествие.
Основной критерий качества урока - целостность и логичность.
Целостность урока в первую очередь обусловлена интонационной
атмосферой урока.
Интонация – основное понятие, главный стержень уроков музыки. «…
Музыка – искусство интонируемого смысла», эти слова Бориса
Владимировича Асафьева являются сутью всего музыкально-педагогического
процесса.
Работа над интонацией должна продолжаться на протяжении всех лет
обучения музыки в общей школе.
Музыкальное искусство обладает своим понятийным аппаратом – это,
прежде всего, средства музыкальной выразительности. Путь формирования
понятий таков: накопление опыта, наблюдение, анализ каждого нового
явления и выделение в нём существенных признаков. Путь освоения всех
специфических понятий музыкального искусства проходит от элементарного
практического освоения видов музыкальной деятельности. Условно этот
2
процесс можно выразить таким образом: слушаю – ощущаю – чувствую –
делаю – понимаю.
Подобный подход А. Мелик-Пашаев называет методом сопереживания,
имея в виду, что сознательной деятельности с терминами и понятиями
должен предшествовать эмоциональный опыт.
Обеспечение на современном этапе образовательного процесса
высокой эмоциональной, познавательной и творческой активности детей,
развитие музыкального мышления выдвигает проблемы внедрения
различных видов самостоятельной учебной деятельности обучающихся на
уроке. Это работа с партитурами песен, с учебником, с нотным и
поэтическим текстом произведений, это различные дидактические игры,
разнообразные тесты. Тесты на определение исполнительских составов,
тембров, регистров, ладов, стилей и форм музыки.
Эффективность музыкально-педагогического процесса обеспечивается
формирование системы музыкальных знаний, умений и навыков.
Овладение музыкальными понятиями - элементами музыкального
языка – позволяет сделать наиболее полным восприятие смысла
музыкального произведения.
Музыка вызывает у человека самые различные ассоциации: образные,
зрительные, смысловые, двигательные, а также чисто музыкальные. Обилие
ассоциаций свидетельствует о богатой творческой фантазии, художественной
одарённости.
Огромное значение имеет творческая деятельность детей.
Необходимо предоставить возможность каждому ребёнку раскрыть
свой творческий потенциал.
Если ученик чувствует свою успешность, и уроки будут
продуктивными.
Опыт показывает, что надо хвалить детей как можно чаще, а главное,
искренне.
3
Похвала – главное «оружие», главная форма оценки музыкальных
знаний, умений и навыков. Дети сделают всё, если учитель сумел вызвать
отклик, сумел затронуть нужные струны детской души, сумел вызвать
желание творчества и сотворчества.
В каждой школе есть творчески одарённые дети – те, кто уже в детстве
сочиняет рассказы, песни, стихи. Чтобы не пройти мимо талантливых детей,
нужно внимательнее присмотреться к ним, увлечь делом, направить в нужное
русло их творческую энергию, создать условия, чтобы талант проявился.
Существует большое количество методов и приемов работы с
одарёнными детьми. Это вовлечение в проектную деятельность, в
дополнительные занятия по выбранному направлению, это постоянный
диалог, совместная деятельность ребенка и взрослого. Это поиск интересных
идей, разработка творческих проектов, которые могут мотивировать ребёнка
в дальнейшем.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты:
1) Выявление одаренных детей;
2) Развитие творческих способностей;
3) Создание условий для всестороннего развития.
Сначала размышляем над вопросами «Чему учить?» и «Как учить?»,
Затем ищем ответ на вопрос: «Какие условия необходимо создать
для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация
индивидуальности личности обучающихся.
… мало отыскать талант,
Что собственно уже награда.
Отшлифовать, как бриллиант –
Вот тут уж потрудиться надо!
Евгения Урусова
Музыкальная одарённость – качественно своеобразное сочетание
способностей, от которой зависит возможность успешных занятий
4
музыкальной деятельностью: сочинением, исполнением, восприятием и
анализом музыки.
Музыкальная одарённость не сводится к одной только музыкальности.
Одарённость – явление более широкое.
Под музыкальной одарённостью понимается качественное сочетание
тех способностей, которые влияют на осуществление музыкальной
деятельности.
Учитель музыки в современной школе должен обладать
многочисленными способностями:
- способностью к отбору музыкального репертуара;
-способностью к эмоциональной заразительности, яркости и
направленности эмоций, владением интонационной палитрой речи;
-способностью к творчеству, импровизации;
-способностью проникать во внутренний мир ребёнка, понимать его
состояние.
Учитель музыки должен умело приобщать детей к музыкальному
искусству, делать это в интересной форме:
-быть осведомлённым о характере музыкальных запросов учеников;
-хорошо играть на музыкальном инструменте;
-уметь пользоваться современной звуко- и видеовоспроизводящей
техникой;
-сопереживать учащимся на уроке.
Учитель должен всегда помнить, что он имеет дело с самым
многомерным видом искусства. Уроки музыки должны стать уроками
философии, уроками-размышлениями, уроками жизни.
Учитель работает во имя радости общения с детьми, ради духовного
развития личности ребёнка, приобщения его к высоким гуманистическим,
нравственным идеалам, к системе духовных ценностей, накопленных
человечеством посредством освоения искусства.
5