Напоминание

"Залог успеха на уроках музыки в современной школе"


Автор: Ткаченко Галина Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №7"
Населённый пункт: город Выборг, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Залог успеха на уроках музыки в современной школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Залог успеха на уроках музыки в современной школе

Учитель музыки Ткаченко Галина Ивановна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Выборг

2017-2018

Весь процесс погружения в музыкальное искусство должен выглядеть

как совместная деятельность учителя и ребёнка по приближению к истине и

выражению её музыкально-художественными средствами.

Главным в педагогической деятельности является уважение к личности

ребёнка.

Эффективность работы в этом направлении может быть обеспечена

только всесторонним изучением личности каждого ребёнка: его характера,

темперамента, круга интересов, уровня интеллектуального развития,

направленности интересов, своеобразия эмоциональной сферы, наличия и

выраженности художественных потребностей.

Непременным условием успеха всей музыкально-педагогической

деятельности является умение дружески и доброжелательно поддержать все

музыкальные и творческие проявления ребёнка, создание условий для его

самовыражения.

На занятиях музыки необходима атмосфера уважения, тепла,

приветливости, любви, дружественности, интереса и радости.

Диалог с ребёнком, диалогичность всего музыкально-педагогического

процесса являются необходимым условием эффективности музыкальной

педагогики.

Для того чтобы поддерживать интерес к предмету, необходимо

насыщать каждый урок новой, яркой, увлекательной информацией.

Сегодня необходимо использовать такие формы и методы музыкальной

работы, которые являются актуальными для современных условий развития

общества.

1

Педагог – это всегда постоянное освоение новых технологий, методов,

новых подходов к содержанию и формам обучения и развития детей, это

постоянный творческий процесс, и в центре этого процесса находится

ребёнок…

Необходимо отметить эффективность таких методов как свободное

дирижирование, пластическое интонирование, моделирование эмоционально-

игровых ситуаций, выстраивание ассоциативного ряда, актуализирующего

жизненные впечатления ребёнка.

На занятиях музыки должны использоваться самые разнообразные

виды музыкальной деятельности: слушание музыки и анализ музыкальных

произведений, хоровое и вокальное пение, игра на музыкальных

инструментах, пластическое интонирование, импровизация.

Цель урока должна обеспечивать реализацию художественно-

педагогической идеи урока, воплотившись в определённые типы урока: урок-

игра; урок-дискусиия, урок-размышления, урок-концерт, урок-путешествие.

Основной критерий качества урока - целостность и логичность.

Целостность урока в первую очередь обусловлена интонационной

атмосферой урока.

Интонация – основное понятие, главный стержень уроков музыки. «…

Музыка – искусство интонируемого смысла», эти слова Бориса

Владимировича Асафьева являются сутью всего музыкально-педагогического

процесса.

Работа над интонацией должна продолжаться на протяжении всех лет

обучения музыки в общей школе.

Музыкальное искусство обладает своим понятийным аппаратом – это,

прежде всего, средства музыкальной выразительности. Путь формирования

понятий таков: накопление опыта, наблюдение, анализ каждого нового

явления и выделение в нём существенных признаков. Путь освоения всех

специфических понятий музыкального искусства проходит от элементарного

практического освоения видов музыкальной деятельности. Условно этот

2

процесс можно выразить таким образом: слушаю – ощущаю – чувствую –

делаю – понимаю.

Подобный подход А. Мелик-Пашаев называет методом сопереживания,

имея в виду, что сознательной деятельности с терминами и понятиями

должен предшествовать эмоциональный опыт.

Обеспечение на современном этапе образовательного процесса

высокой эмоциональной, познавательной и творческой активности детей,

развитие музыкального мышления выдвигает проблемы внедрения

различных видов самостоятельной учебной деятельности обучающихся на

уроке. Это работа с партитурами песен, с учебником, с нотным и

поэтическим текстом произведений, это различные дидактические игры,

разнообразные тесты. Тесты на определение исполнительских составов,

тембров, регистров, ладов, стилей и форм музыки.

Эффективность музыкально-педагогического процесса обеспечивается

формирование системы музыкальных знаний, умений и навыков.

Овладение музыкальными понятиями - элементами музыкального

языка – позволяет сделать наиболее полным восприятие смысла

музыкального произведения.

Музыка вызывает у человека самые различные ассоциации: образные,

зрительные, смысловые, двигательные, а также чисто музыкальные. Обилие

ассоциаций свидетельствует о богатой творческой фантазии, художественной

одарённости.

Огромное значение имеет творческая деятельность детей.

Необходимо предоставить возможность каждому ребёнку раскрыть

свой творческий потенциал.

Если ученик чувствует свою успешность, и уроки будут

продуктивными.

Опыт показывает, что надо хвалить детей как можно чаще, а главное,

искренне.

3

Похвала – главное «оружие», главная форма оценки музыкальных

знаний, умений и навыков. Дети сделают всё, если учитель сумел вызвать

отклик, сумел затронуть нужные струны детской души, сумел вызвать

желание творчества и сотворчества.

В каждой школе есть творчески одарённые дети – те, кто уже в детстве

сочиняет рассказы, песни, стихи. Чтобы не пройти мимо талантливых детей,

нужно внимательнее присмотреться к ним, увлечь делом, направить в нужное

русло их творческую энергию, создать условия, чтобы талант проявился.

Существует большое количество методов и приемов работы с

одарёнными детьми. Это вовлечение в проектную деятельность, в

дополнительные занятия по выбранному направлению, это постоянный

диалог, совместная деятельность ребенка и взрослого. Это поиск интересных

идей, разработка творческих проектов, которые могут мотивировать ребёнка

в дальнейшем.

Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие

компоненты:

1) Выявление одаренных детей;

2) Развитие творческих способностей;

3) Создание условий для всестороннего развития.

Сначала размышляем над вопросами «Чему учить?» и «Как учить?»,

Затем ищем ответ на вопрос: «Какие условия необходимо создать

для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация

индивидуальности личности обучающихся.

… мало отыскать талант,

Что собственно уже награда.

Отшлифовать, как бриллиант –

Вот тут уж потрудиться надо!

Евгения Урусова

Музыкальная одарённость – качественно своеобразное сочетание

способностей, от которой зависит возможность успешных занятий

4

музыкальной деятельностью: сочинением, исполнением, восприятием и

анализом музыки.

Музыкальная одарённость не сводится к одной только музыкальности.

Одарённость – явление более широкое.

Под музыкальной одарённостью понимается качественное сочетание

тех способностей, которые влияют на осуществление музыкальной

деятельности.

Учитель музыки в современной школе должен обладать

многочисленными способностями:

- способностью к отбору музыкального репертуара;

-способностью к эмоциональной заразительности, яркости и

направленности эмоций, владением интонационной палитрой речи;

-способностью к творчеству, импровизации;

-способностью проникать во внутренний мир ребёнка, понимать его

состояние.

Учитель музыки должен умело приобщать детей к музыкальному

искусству, делать это в интересной форме:

-быть осведомлённым о характере музыкальных запросов учеников;

-хорошо играть на музыкальном инструменте;

-уметь пользоваться современной звуко- и видеовоспроизводящей

техникой;

-сопереживать учащимся на уроке.

Учитель должен всегда помнить, что он имеет дело с самым

многомерным видом искусства. Уроки музыки должны стать уроками

философии, уроками-размышлениями, уроками жизни.

Учитель работает во имя радости общения с детьми, ради духовного

развития личности ребёнка, приобщения его к высоким гуманистическим,

нравственным идеалам, к системе духовных ценностей, накопленных

человечеством посредством освоения искусства.

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика