Автор: Панкратова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "ОК Лицей №3"отделение дошкольного образования "Детский сад "теремок"
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "Продуктивная деятельность, как средство патриотического воспитания детей"
Раздел: дошкольное образование
Продуктивная деятельность, как средство
патриотического воспитания детей.
Подготовили: Панкратова Н.И.
(Слайд №1). Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с
самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского сада,
родного города…
Воспитание любви к Родине, к семье, к детскому саду, родной природе,
уважительного отношения к символике страны – гербу, гимну, флагу -
необходимо начинать в дошкольном детстве (Слайд №2).
Деятельность детей в детском саду многообразна. Полноценно раскрыть
таланты ребенка мне помогает продуктивная деятельность - это
деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка,
аппликации, поделок из пластилина, глины и т.п.), обладающего
определенными заданными качествами. Основными ее видами являются
конструктивная и изобразительная (Слайд№3). Продуктивная
деятельность детей формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой,
имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка.
Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс
деятельности. Такая деятельность развивает не только образные формы
мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение
планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач
патриотического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание
детских работ, закрепляющих определенное отношение к Родине,
воспитание у детей патриотизма. Но, как правило, знакомство с Родиной
начинается со знакомства с родным городом. С этой тематикой у нас
связаны следующие работы: ( Слайд №4), вот это - бренд нашего города
«Созидать объединяя», который дети вылепили на пластине, а это -
(Слайд №5) рисунки вечернего города, выполненные в технике «граттаж».
Также мы принимали участие в конкурсе рисунков «Оскольский вернисаж».
(Слайд №6)
Знакомство с Родиной является стержнем, вокруг которого
реализуются различные виды деятельности детей, разнообразные отрасли
знания. Например, мы знакомим детей с Российским флагом, а в День
Государственного Флага Российской Федерации (Слайд №7) дети
изображают Российский флаг на асфальте цветными мелками, (Слайд №8)
а этот триколор появляется в процессе образовательной деятельности.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Гуляя с
детьми по осеннему парку, любуемся красотой родной природы, собираем
листья. А потом, при помощи поэтического слова, песенного творчества мы
показываем красоту символа России – русской березки. (Слайд №9)
Вернувшись с прогулки, дети рисуют берёзу в золотом платье, а также
выполняют аппликационные работы из засушенных листьев. Ведь чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему
он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
При работе над темой «Москва – столица России» для ознакомления с
историей
города
мы
использовали
исторические
и
современные
фотоальбомы
о
столице.
После
чего
провели
игру
по
моделированию
крепостных стен и башен Кремля. Предварительно
познакомив
детей с
названием башен, храмов, дворцов, палат и историей их создания. (Слайд
№10). На основе полученных знаний, дети вначале нарисовали Кремль, а
потом делали модель Кремля из готовых деталей, заселяли его людьми,
строили дома – таким образом, реализовывали полученные знания.
Но
патриотическое
воспитание
базируется
не
только
на
любви
к
Родине, но и на любви к семье, родным, близким. Для того чтобы раскрыть
все грани таланта ребенка, мы находим ту сферу деятельности, в которой
он мог бы проявить себя с наилучшей стороны. Во время продуктивной
деятельности
мы
ориентируем
детей
на
результат,
подчёркивая
определённую
направленность
работы.
Дети
начинают
понимать,
что
рисунок должен быть
красивый,
поделка - необыкновенной, чтобы они
смогли
порадовать
маму,
бабушку.
(Слайд
№11)
Мы
с
ребятами
обязательно готовим рисунки или поделки для поздравления с праздником.
В связи с этим хорошей традицией в нашей группе, да и во всём
детском саду стало проведение праздника «День матери», праздника «8
марта». (Слайд №12) . Были выпущены фотогазеты «Моя мама дома и на
работе», «Мамочка любимая», а также
альбом «Женские профессии в
семье».
Ко
«Дню
семьи
любви
и
верности»
изготовили
рамки
для
семейных портретов из природного и бросового материала.
С младенчества ребёнок слышит родную речь, песни мамы, сказки,
которые открывают ему окно в мир, вселяют надежду и веру в добро.
Знакомив
детей
с
русскими
народными
сказками,
былинами
мы
обязательно закрепляем эти знания продуктивной деятельностью. (Слайд
№13). Вот русские богатыри на странице книги, а вот уже вылепленные из
пластилина и сделанные на пластине.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование
представлений
о
Великой
Отечественной
войне
и
людях,
одержавших
победу на фронте и в тылу. (Слайд №14). Реализация этой части работы
включает в себя мероприятия разнообразных организационных форм, где
взаимодействуют
все
участники
образовательного
процесса
-
дети,
родители, воспитатели, ветераны войны, работники музея и библиотеки.
(Слайд
№15). Неоднократно
проводились
экскурсии
в
музей,
к
историческим памятникам, оформлен стенд «Бессмертный полк». (Слайд
№16). Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию,
уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание
быть похожими на сильных смелых российских воинов. Везде соблюдается
традиция: «Родина помнит героев, защитивших её от врагов».
Дети
выражают
своё
уважение
и
свою
благодарность
через
творчество. (Слайд
№17). Ребята
своими
руками,
используя
различные
способы работы с бумагой, изготавливают подарки папам и дедушкам в
«День защитника Отечества».
(Слайд №18) Из рисунков детей на тему «Салют Победы» и «Солдат
победитель» была организована выставка «Радость Победы».
И
в
заключении
хочется
сказать:
«Созданный
в
ходе
детской
деятельности продукт, отражает представления ребенка об окружающем его
мире,
его
эмоциональное
состояние,
что
позволяет
рассматривать
продуктивную деятельность как средство развития патриотических чувств у
дошкольника.
А
важность
воспитания
патриотических
чувств
у
детей
дошкольного возраста огромна, не только для отдельно взятой личности, но
и для всего общества в целом».
Литература
1.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
2.
Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» //
Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. /
Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.
3.
Лыкова И.А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в
изобразительной деятельности дошкольников. М., 2009. – 350 с.
4.
Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва – 2009.
5.
А.Я. Ветохина, З.С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание
детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург,
2009 г.
6.
Н.Г. Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в России. Изд. «Издательство
Скрипторий», Москва, 2007 г.
7.
М.Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.