Автор: Бичираева Зарема Магомедовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 87 "Кораблик"
Населённый пункт: город Белгород, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технологии здоровьесбережения в образовательной деятельности детского сада"
Раздел: дошкольное образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
В
настоящее
время
одной
из
актуальных
проблем
в
дошкольных
образовательных организациях является здоровьесбережение дошкольников и
формирование у детей здорового образа жизни.
Усилия
сотрудников
дошкольных
образовательных
учреждений
направлены на оздоровление детей дошкольного возраста, стимулирование у
них здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач
становятся
здоровьесберегающие
технологии,
без
которых
немыслим
педагогический процесс современного детского сада. В более узком смысле
слова-это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках
определенной
образовательной
системы
взаимодействие
детей
и
педагогов,
направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения
в ходе образования, воспитания и обучения.
Для того, чтобы подготовить ребенка к здоровому образу жизни следует
применять в его обучении здоровьесберегающие технологии, которые должны
стать приоритетом в деятельности каждого образовательного учреждения для
детей дошкольного возраста.
Существуют
следующие
виды
здоровьесберегающих
технологий
в
дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
-
здоровьесбережение
и
здоровьеобогащение
педагогов
дошкольного
образования;
- просвещение родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Подробней рассмотрим физкультурно-оздоровительные технологии. Они
включают
в
себя
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности,
становление
физической
культуры
дошкольников.
На
занятиях
с
детьми
применяются
дыхательная
гимнастика,
массаж
и
самомассаж,
физические
упражнения
на
профилактику
плоскостопия
и
формирование
правильной
осанки.
Также
используются
подвижные
игры,
оздоровление
средствами
закаливания, воспитываются привычки к повседневной физической активности
и заботе о своем здоровье.
Подвижные игры занимают особое место в развитии детей дошкольного
возраста. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных
навыков
и
умений,
предоставляют
возможность
развивать
познавательный
интерес.
Разнообразные
игровые
действия
развивают
ловкость,
быстроту,
координацию движений и благоприятно влияют на эмоциональное состояние
детей. Кроме подвижных игр, широко применяются разнообразные физические
упражнения
в
основных
видах
движений:
бег
и
ходьба,
прыжки,
метание,
бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.
В
группах
и
спортивном
зале
детского
сада
при
профилактике
плоскостопия
используется
хождение
по
ребристым
доскам,
по
следочкам
(нашитые пуговицы), массажным коврикам, гимнастической палке.
Дыхательная
гимнастика
в
физических
упражнениях
способствует
увеличению объема дыхания, улучшает качество дыхательной мускулатуры,
регулирует дыхательный ритм, формирует навык правильного дыхания у детей.
Самомассаж применяется
для стимуляция кинестетических ощущений
мышц,
происходит
нормализация
мышечного
тонуса
данных
мышц.
На
физкультурных занятиях используются
самомассажи лица, грудной клетки,
верхних и нижних конечностей.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии
детей дошкольного возраста позволяет нам видеть положительный результат.
Дети
быстрее
адаптируются
в
предметно-пространственной
среде,
к
сверстникам
и
взрослым,
у
них
повышается
двигательная
активность
и
сопротивляемость
организма
к
простудным
заболеваниям.
Так
же
хочется
отметить улучшение показателей социального здоровья.
Для сохранения и стимулирования здоровья воспитанников используются
пальчиковые игры для развития мелкой моторики детей, гимнастика для глаз,
направленная на укрепление мышц глаз, дыхательная гимнастика, физминутки
(динамическая
пауза),
предназначенные
для
предупреждения
утомления,
а
также релаксация, направленная на снятие эмоционального напряжения.
Также
для
обучения
здоровому
образу
жизни
применяются
коммуникативные игры, которые направлены на формирование и развитие у
детей навыков общения.
Для коррекции
эмоциональных состояний используется сказкотерапия.
Участие
в
занятиях
помогает
детям
эмоционально
разрядиться,
отыграть
глубоко
спрятанные
в
подсознании
страх,
беспокойство,
агрессию,
они
становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Используемые в совокупности здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Только
здоровый
ребенок
с
удовольствием
включается
во
все
виды
деятельности,
он
жизнерадостен,
оптимистичен,
открыт
в
общении
со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности
ребенка, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
1.Ахутина
Т.В.
Здоровьесберегающие
технологии
обучения:
индивидуально-
ориентированный подход, 2000.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
3.Сивцова
А.М.
“Использование
здоровьесберегающих
педагогических
технологий
в
дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.