Напоминание

"Игры, которые лечат: зрительная гимнастика в условиях специализированной группы"


Автор: Коробка Елизавета Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры, которые лечат: зрительная гимнастика в условиях специализированной группы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игры, которые лечат: зрительная гимнастика

в условиях специализированной группы»

Подготовлена воспитателем МБДОУ № 59

Город Апатиты, Мурманской обл.,

Коробка Елизаветой Валентиновной

Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка с

нарушенным

зрением

заслуживают

исключительного

внимания

и

бережного

отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения,

которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более

80 % которой поступает через зрительный канал связи.

Особые климатические

условия , длительное отсутствие солнца неблагоприятно влияют на зрение. Сохранить

зрение,

научить

ребёнка

рационально

им

пользоваться

-

важнейшая

задача

коррекционной работы.

Зрительная гимнастика - составляющая часть этой работы. Она не существует

сама

по

себе,

а

продолжает

и

дополняет

аппаратную

тренировку

зрительного

анализатора, комплексно воздействует на развитие ребёнка и эффективно сочетается с

физическим развитием и развитием ориентировки в пространстве.

Глаз

-

самый

совершенный

и

подвижный

из

всех

органов

человеческого

организма. Он совершает постоянные микродвижения в состоянии кажущегося покоя.

Кроме

того,

мы

следим

глазами

за

движущимся

предметом,

поворачиваем

их

в

нужном направлении, переводим взор с одного предмета на другой, сводим их к носу,

когда предмет приближается к лицу, т.е. совершаем макродвижения.

Детей

с

нарушением

зрения

уже

с

2-х

лет

надо

обучать

различным

упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. В

воспитательную и коррекционную работу

с детьми, имеющими амблиопию

и

косоглазие,

мы

включаем

упражнения

для

активизации,

стимуляции

различных

зрительных функций.

Основными принципами зрительных гимнастик являются:

1

Индивидуальный подход с учётом возраста, зрительных нарушений , состояния

здоровья;

регулярность проведения;

постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и

сложности упражнений;

сочетание с двигательной активностью;

развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.

Для

поддержания

интереса

детей

используются

гимнастики

с

предметами,

яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся

на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.

Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата

глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная

музыка,

которая

регулирует

движение

взора.

Хорошую,

большую

амплитуду

движений глаз удаётся получить, используя «бегущие огни», расположенные на стене

или применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от

лазерной указки и других мигающих игрушек.

Широкое

применение

в

работе

с

детьми

с

нарушением

зрения

получили

таблицы-тренажеры. Их можно использовать индивидуально и с подгруппой детей.

Они

могут

быть

переносными

и

стационарными,

нарисованными

на

стене

или

потолке. Зрительный тренажер на потолке предполагает прослеживание глазами из

положения

лёжа,

что

очень

важно,

т.к.

позвоночник

находится

в

расслабленном

состоянии, кровоснабжение мозга не нарушается.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры, например,

«Кораблик», «Лето», «Пингвин», «Шоссе» и др. Ребёнок действует фигуркой сам и

следит за её движением. Привлекают внимание детей и заводные механические

игрушки, например: «Летающий вертолёт», «Паровозик из Ромашково», «Весёлые

лягушата» и т.д. Во время наблюдения за их действием дети с нарушением зрения

тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько

ярких предметов, игрушек (на стекле , на стене ) , повесить движущиеся мобили с

2

бабочками,

птичками

и

другими

яркими

фигурками,

предназначенными

для

упражнений «взор вверх , вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать

так называемые «комплексы в рисунках».

Следует

учитывать,

что

в

окклюзионный

период

лечения

зрительное

восприятие

у

ребёнка

затруднено,

поэтому

показ

движений

осуществляется

на

близком

расстоянии

(например,

при

работе

с

таблицами

-

тренажерами).

При

дальнозоркой

рефракции

рекомендуются

зрительные

упражнения

с

применением

материала более мелкого размера. При близорукости пособия даются крупнее, не

допускается зрительная перегрузка. Обязательно проведение зрительной гимнастики

в сочетании с двигательной активностью, особенно, если занятия требуют большую

зрительную нагрузку.

Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с

давних времён. Известны такие имена, как Уильям Бейтс, его преемница английский

врач Маргарет Корбет, профессор Демирчоглян

и многие другие. У. Бейтс писал:

«Научиться правильно смотреть - это искусство. Ежедневная тренировка в искусстве

зрения необходима всем, не только страдающим зрительными нарушениями». Когда

глаз

расслаблен,

он

будет

правильно

функционировать

-

утверждал

Бейтс.

Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.

Он предлагает 4 упражнения на расслабление: соляризация; пальминг;

раскачивание; мысленное представление.

1.

Соляризация:

глаза созданы для восприятия света. Им нужен свет, хорошее

освещение, тогда они лучше видят. Укрепление нервов сетчатки солнечным светом

очень важно для ослабленных глаз. Это такие упражнения: «Солнце целует нас»,

«Солнце приходит и уходит» . В наших условиях эти упражнения можно проводить с

настольной лампой.

2.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони) : применяется, чтобы снять усталость,

напряжение глаз , дать отдых мозгу. Пальминг в детском возрасте должен стать чем-

то вроде мытья рук, его не бывает много. Смысл пальминга состоит в том, чтобы

изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту.

3

Только полностью расслабленные глаза , если их закрыть и прикрыть чашеобразными

ладонями , увидят полную темноту. Упражнение проводится от 50 сек.

до 2 мин.

Дети любят делать это упражнение под звучание спокойной тихой музыки.

Это

упражнение

привлекает

простотой

исполнения,

его

легко

применить

в

любые

режимные моменты и на занятиях, из разных исходных положений - стоя , лёжа ,

сидя.

Перед тем, как начать пальминг, дети должны снять очки, разогреть свои

ладошки, потерев их друг о друга. Младшим дошкольникам можно предложить

просто закрыть глаза - «Глазки уснули», «Спрятались». Эффект от его выполнения

просто потрясающий!

3.

Раскачивание: Первый закон зрения - это движение. Когда глаз передвигается

-

он

видит.

Зрение

глаза,

который

смотрит

пристально,

слабеет.

Цель

этих

упражнений - разрушить привычку пристального смотрения.

делать

повороты

головы

,

головы

и

корпуса,

в

медленном

темпе

легко,

непрерывно.

повороты головы из стороны в сторону, направляя взор мимо пальчика или

предмета в руках, который расположен у носа.

Этими упражнениями добиваемся вибрации нервных клеток сетчатки. Эти нервы

нельзя привести в состояние вибрации сознательно.

4.

Простейший

способ

отдыха

для

глаз

-

их

закрытие

и мысленное

представление чего-нибудь приятного (пейзаж, красивая игрушка и т.д.) Этот приём

является элементом эстетотерапии.

Кроме упражнений, предлагаемых Бейтсом, необходимо использовать также:

5.

Моргание. При этом происходит смазывание глаз, их очищение и отдых. У

нормально видящих детей глаза в состоянии динамической релаксации моргают часто

и легко. А у детей с нарушением зрения, в связи с возможным напряжением при

плохом видении, моргание бывает затруднено, замедленно. Упражнение «Бабочка

машет крылышками».

Работа

глаз

основана

на

различении

между

светлым

и

тёмным,

крупным

и

мелким,

прямым

и

изогнутым,

глубоким

и

неглубоким,

близким

и

далёким,

4

расположенным

в

разных

направлениях.

Упражнения

на

развитие

подвижности

глазных

мышц

и

улучшение

зрения

подбирается

с

учётом

этих

положений.

Последовательность используемых упражнений отражена в таблице-тренажере. На

первых порах стоит задача научить ребёнка правильно выполнять условия зрительной

игры в определённых статических и динамических положениях тела. Например:

следить глазами за предметом, игрушкой вверх, вниз, вправо, влево, по кругу и т.д.

Дети ясельного возраста могут проделывать движения с поворотом головы. Более

старшие дети следят только глазами , не поворачивая при этом голову. Амплитуда

движений глазного яблока регулируется педагогом, начиная с малого расстояния,

постоянно

его

увеличивая.

Темп

проведения

движений

задаёт

музыка.

Начинать

нужно со среднего темпа и от него переходить к более медленному.

Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является

профилактикой близорукости и дальнозоркости. Через зрительную гимнастику мы, не

торопясь, изо дня в день, терпеливо и настойчиво, обучаем глаза детей хорошему

видению. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех

здорового зрения в будущем.

5



В раздел образования




Яндекс.Метрика