Автор: Гайдаржи Светлана Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Тема: "Буратино в гостях у ребят"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
(тяжелыми нарушениями речи)
«Буратино в гостях у ребят»
Программное содержание:
- Учить считать в пределах 9.
- Познакомить с порядковым значением числа 8 и 9, учить правильно, отвечать на
вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
- Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов, раскладывать их в
убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый
большой, меньше, еще меньше, самый маленький (и наоборот)).
Корр.р. Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. Воспитывать чувство
взаимопомощи.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал. Фланелеграф, игрушка Буратино, веер, состоящий из 8 цветов
разного цвета, 2 картинки с изображением девочки Мальвины (картинки имеют 8 различий,
фланелеграф, 8 бантиков красного цвета, 1 бантик желтого цвета.
Раздаточный материал. 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих
детей, карточка с ниточкой (одна на двоих детей).
Ход занятия
1. Воспитатель: Ребята, отгадайте, кто к нам пришел в гости:
Загадка: У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?
Дети: Буратино.
Воспитатель вносит игрушку Буратино.
Воспитатель: Ребята, у Мальвины скоро день рождение и Буратино приготовил много подарков
для нее. Вот только не знает, что ей больше понравится.
Воспитатель: Посмотрите, какой разноцветный букет сделал Буратино.
Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных цветов.
Воспитатель: Давайте посчитаем цветы.
Дети: Восемь цветов.
Воспитатель: Посмотрите, все цветы разного цвета. Кто назовет цвета?
Отвечает ребенок.
Воспитатель: Давайте, все вместе посчитаем цветы по порядку.
Порядковый счет, обратный счет.
Воспитатель: Буратино говорит, что с таким веером можно поиграть! Внимательно посмотрим на
веер и запомним расположение цветов, теперь закроем глаза, а в это время Буратино уберет один
цветок.
Дети открывают глаза и определяют, какого цветка не хватает и где он был расположен (который
по счету).
Игра повторяется 2-3 раза. Каждый раз порядок цветов восстанавливается.
2.Красивые банты.
Воспитатель: Буратино для Мальвины решил подарить еще и красивые банты для платья.
На доске воспитатель выкладывает бантики: по 8 красного цвета и один желтый бант.
Воспитатель: Давайте посчитаем бантики красного цвета. Сколько получилось?
Дети: Восемь.
Воспитатель: А сколько бантиков желтого цвета?
Дети: Один.
Воспитатель: Давайте возьмем желтый бантик и положим его между вторым и третьим красными
бантиками.
Вызванный ребенок под контролем воспитателя выполняет задание на демонстрационном
материале.
Воспитатель: На котором по счету месте находится желтый бантик?
Ребенок: желтый бантик находится на третьем месте.
Правильность ответа воспитатель проверяет с детьми путем пересчитывания бантиков по
порядку.
Воспитатель: А теперь, положите желтый бантик на седьмое место. Между которыми по счету
красными бантиками находится синий бантик?
Ребенок: желтый бантик находится между шестым и восьмым бантами.
Воспитатель: Буратино говорит, что ему очень скучно. Мы все считаем и считаем, а не играем.
Поиграем с Буратино, чтобы ему стало веселее?
Физкультминутка музыкальная «На праздник к Мальвине».
Дети выполняют движения под слова Мальвины.
3. Игровое упражнение «Собираем бусы для Мальвины».
Воспитатель: Буратино нашел в коробочке несколько красивых бусинок (показывает круги-
бусинки). Какого цвета бусинки? Какой величины круги - бусинки?
Дети: Есть большие, маленькие, средние, очень маленькие бусинки.
Воспитатель: Покажите самую большую (маленькую) бусины. Как вы думаете, какой подарок для
Мальвины можно изготовить из бусин?
Дети: Бусы.
Воспитатель: Правильно, из этих бусинок мы сделаем бусы.
Буратино говорит, что бусы получатся особенно красивыми, если бусинки собрать на ниточку
по особому: начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой.
У вас на столах лежат бусинки разной величины и карточка с «ниточкой».
Сегодня мы работаем в парах, раскладываем по очереди, кто не раскладывает, анализирует работу
соседа.
По окончании работы, дети отмечают, как выполнено задание. Затем меняются ролями и
раскладывают бусинки, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.
Воспитатель: Вот какие подарки собрал Буратино. Какой же подарок оказался лучше?
Ответы детей.
4. Игровое упражнение «Найди отличия».
Воспитатель: Буратино решил подарить Мальвине все подарки! Посмотрите, какая она стала
красивая (воспитатель вывешивает картинку Мальвины: на ней бусы, в руках веер, на платье
банты). Так она понравилась Буратино, что ему захотелось нарисовать ее портрет. Взял он
альбом, кисти, краски и приступил к работе. Только Буратино, все время отвлекался, ему хотелось
закончить портрет быстрее, чтобы еще и поиграть.
-Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у Буратино (на экране еще один рисунок
Мальвины с отличиями). Мне кажется, что они чем-то отличаются, наверно Буратино слишком
спешил и что-то напутал и не дорисовал в портрете. Давайте внимательно рассмотрим рисунки и
найдем различия между ними.
Дети поочередно ищут различия, а воспитатель рядом с рисунком прикрепляет магнит за каждый
правильный ответ.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько ошибок мы нашли в рисунке.
Давайте посчитаем.
Дети считают магниты.
Воспитатель: Вот как много ошибок сделал Буратино. Что мы пожелаем Буратино впредь? Какой
вывод мы можем сделать?
Дети: Никогда не надо спешить, если хочешь все сделать хорошо.
Воспитатель: Какую пословицу мы уже знаем?
Дети: Поспешишь – людей насмешишь!
Воспитатель: Буратино благодарит за столь ценный совет. Теперь он всегда будет стараться.
Расскажите, Буратино, чему вы научились на занятии? Какой подарок от Буратино понравился
вам больше всего?