Автор: Соболева Юлия Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол структурное подразделение детский сад "Золотой ключик" Населённый пункт: Самарская область, Сергиевский район, п.г.т. Суходол Наименование материала: статья Тема: "Роль конструирования в жизни дошкольника" Раздел: дошкольное образование
Соболева Юлия Николаевна
Роль конструирования в жизни дошкольника
Одним
из
наиболее
любимых
занятий
ребенка,
является
конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование
позволяет
ребенку
творить
свой
собственный
неповторимый
мир.
Конструирование
как
излюбленный
детьми
вид
деятельности не только интересное и увлекательное, но ещё и очень полезное
и важное занятие в жизни детей.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere»,
что означает – создание модели, построение, приведение в определенный
порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструктивная деятельность важна в развитии психических процессов и
умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок
легко усваивает многие знания, умения, навыки.
Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное
мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует
развитию
образного
мышления.
При
работе
с
конструктором
у
ребенка
развивается мелкая моторика, глазомер. Данный вид детской деятельности
формирует
такие
качества
личности
как
внимательность,
усидчивость,
самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. А самое главное
конструирование
предоставляет
большие
возможности
для
развития
фантазии и воображения детей.
Самым первым конструктором в жизни ребенка являются обычные,
простые кубики, изготовленные из мягкого приятного на ощупь материала.
Эти кубики можно использовать в раннем возрасте. Вначале малышу для
игры достаточно 3-5 кубиков, со временем их количество можно увеличивать
до 6-10штук.
К трем годам конструирование тесно связывается с сюжетными играми.
Любая постройка подталкивает ребенка к созданию новой игры или может
также
дать
толчок
к
изменению
направления
игры.
Дополнительно
к
наборам конструкторов нужно приобрести игрушки
соответствующие по
размеру
деталям
конструкторов.
Это
позволит
ребенку
обыгрывать
постройки.
Конечно без помощи взрослых малышам в этом возрасте не обойтись.
Взрослый должен объяснить и показать, как соединяются детали, обыграть с
ребенком, созданные постройки. Взрослым нужно запастись терпением, так
как не все сразу будет получаться у малыша. Но со временем ребенок станет
более опытным строителем и будет совершенствовать свои способности с
каждой новой идеей. Особое значение в отборе конструктора для младших
дошкольников
имеет
красочность
и
безопасность
деталей.
Способы
соединения деталей должны быть простыми и доступными для детей.
Для ребенка старшего дошкольного возраста необходимо приобрести
строительный
деревянный
конструктор,
который
не
потерял
своей
актуальности
в
настоящее
время.
Этот
строительный
набор
состоит
из
множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков. Не
стоит давать ребенку сразу все детали. Нужно постепенно знакомить его с
новыми составными частями строительного материала. Не нужно забывать,
что у всех деталей есть «взрослые и детские» названия, например, цилиндр и
труба, треугольная призма и крыша.
К старшему дошкольному возрасту конструирование становится
самостоятельной деятельностью и вызывает все больший интерес у ребенка.
В последнее время появляется все больше тематических наборов для
конструирования.
Такие
наборы
дают
возможность
моделировать
ту
или
иную среду: фермерское хозяйство, аквапарк, теремок, зоопарк, автостанцию,
полицейский участок и т.д..
Традиционными и известными стали для нас и блочные конструкторы –
«Lego». Этот конструктор появился в 50-е годы прошлого века и положил
начало
развитию
конструкторов.
Характерной
особенностью
этого
конструктора
является
совместимость
деталей
с
аналогичными
наборами
данной
фирмы.
Это
позволяет
расширить
игровые
и
строительные
возможности конструктора.
С 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные конструкторы с
болтовым
соединением.
Известным
среди
них
являются
металлические
конструкторы. Этот конструктор представляет собой пластинки различной
формы
с
отверстиями
для
скрепления
пластинок
между
собой.
Этот
конструктор позволяет собирать в основном различную технику: самолеты,
вертолеты, вездеходы, трактора и т.д..
Сейчас в продаже встречаются и пластмассовые конструкторы с
болтовым соединением, предназначенные для детей от 3-х лет.
Совсем недавно в магазинах появились магнитные конструкторы, из
которых
можно создавать архитектурные строения, конструкции с вращающимися
частями, технику и многое другое.
Овладение конструированием способствует расширению словарного
запаса детей, , обогащению детской речи, так как в процессе работы делятся
своими
замыслами,
учатся
общаться
друг
с
другом,
осуществляя
конструктивные действия, анализируя объекты.
Задача педагогов и родителей – сделать конструктор интересным и
привлекательным
для
ребенка,
а
это
можно
сделать
при
помощи
игры.
Поиграйте вместе с ребенком, придумайте что - то новое и интересное.
Помните о том, что не следует все время показывать и объяснять, как и что
надо делать. Дайте ребенку возможность поэкспериментировать самому с
материалом и что - нибудь придумать. Тогда ваш малыш сможет выразить
себя
и
создать
свой
собственный
уникальный,
неповторимый
и
интереснейший мир.
Литература:
1.
З.В. Лиштван «Конструирование», М., «Просвещение», 1981г.
2.
Е.В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», М., ТЦ Сфера,
2012
3.
Л.В Куцакова «Конструирование из строительных материалов», М.,
«Мозаика-Синтез», 2007 г.