Напоминание

"Роль конструирования в жизни дошкольника"


Автор: Соболева Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №1 п.г.т. Суходол структурное подразделение детский сад "Золотой ключик"
Населённый пункт: Самарская область, Сергиевский район, п.г.т. Суходол
Наименование материала: статья
Тема: "Роль конструирования в жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Соболева Юлия Николаевна Роль конструирования в жизни дошкольника Одним из наиболее любимых занятий ребенка, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только интересное и увлекательное, но ещё и очень полезное и важное занятие в жизни детей. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. Конструктивная деятельность важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения, навыки. Во время конструирования развиваются в первую очередь пространственное мышление и конструктивные способности. Конструирование способствует развитию образного мышления. При работе с конструктором у ребенка развивается мелкая моторика, глазомер. Данный вид детской деятельности формирует такие качества личности как внимательность, усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для развития фантазии и воображения детей. Самым первым конструктором в жизни ребенка являются обычные, простые кубики, изготовленные из мягкого приятного на ощупь материала. Эти кубики можно использовать в раннем возрасте. Вначале малышу для игры достаточно 3-5 кубиков, со временем их количество можно увеличивать до 6-10штук. К трем годам конструирование тесно связывается с сюжетными играми. Любая постройка подталкивает ребенка к созданию новой игры или может также дать толчок к изменению направления игры. Дополнительно к наборам конструкторов нужно приобрести игрушки соответствующие по размеру деталям конструкторов. Это позволит ребенку обыгрывать постройки. Конечно без помощи взрослых малышам в этом возрасте не обойтись. Взрослый должен объяснить и показать, как соединяются детали, обыграть с ребенком, созданные постройки. Взрослым нужно запастись терпением, так как не все сразу будет получаться у малыша. Но со временем ребенок станет более опытным строителем и будет совершенствовать свои способности с
каждой новой идеей. Особое значение в отборе конструктора для младших дошкольников имеет красочность и безопасность деталей. Способы соединения деталей должны быть простыми и доступными для детей. Для ребенка старшего дошкольного возраста необходимо приобрести строительный деревянный конструктор, который не потерял своей актуальности в настоящее время. Этот строительный набор состоит из множества деталей разнообразной формы: конусов, цилиндров, брусков. Не стоит давать ребенку сразу все детали. Нужно постепенно знакомить его с новыми составными частями строительного материала. Не нужно забывать, что у всех деталей есть «взрослые и детские» названия, например, цилиндр и труба, треугольная призма и крыша. К старшему дошкольному возрасту конструирование становится самостоятельной деятельностью и вызывает все больший интерес у ребенка. В последнее время появляется все больше тематических наборов для конструирования. Такие наборы дают возможность моделировать ту или иную среду: фермерское хозяйство, аквапарк, теремок, зоопарк, автостанцию, полицейский участок и т.д.. Традиционными и известными стали для нас и блочные конструкторы – «Lego». Этот конструктор появился в 50-е годы прошлого века и положил начало развитию конструкторов. Характерной особенностью этого конструктора является совместимость деталей с аналогичными наборами данной фирмы. Это позволяет расширить игровые и строительные возможности конструктора. С 6-7 лет можно предложить ребенку более сложные конструкторы с болтовым соединением. Известным среди них являются металлические конструкторы. Этот конструктор представляет собой пластинки различной формы с отверстиями для скрепления пластинок между собой. Этот конструктор позволяет собирать в основном различную технику: самолеты, вертолеты, вездеходы, трактора и т.д.. Сейчас в продаже встречаются и пластмассовые конструкторы с болтовым соединением, предназначенные для детей от 3-х лет. Совсем недавно в магазинах появились магнитные конструкторы, из которых можно создавать архитектурные строения, конструкции с вращающимися частями, технику и многое другое. Овладение конструированием способствует расширению словарного запаса детей, , обогащению детской речи, так как в процессе работы делятся своими замыслами, учатся общаться друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты.
Задача педагогов и родителей – сделать конструктор интересным и привлекательным для ребенка, а это можно сделать при помощи игры. Поиграйте вместе с ребенком, придумайте что - то новое и интересное. Помните о том, что не следует все время показывать и объяснять, как и что надо делать. Дайте ребенку возможность поэкспериментировать самому с материалом и что - нибудь придумать. Тогда ваш малыш сможет выразить себя и создать свой собственный уникальный, неповторимый и интереснейший мир. Литература: 1. З.В. Лиштван «Конструирование», М., «Просвещение», 1981г. 2. Е.В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», М., ТЦ Сфера, 2012 3. Л.В Куцакова «Конструирование из строительных материалов», М., «Мозаика-Синтез», 2007 г.


В раздел образования




Яндекс.Метрика