Автор: Добрынина Ирина Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 1"
Населённый пункт: город Киренск, Иркутской области
Наименование материала: Конспект интегрированного занятия
Тема: "Расписные прянички"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по теме «Расписные прянички» в
средней группе МКДОУ «Детский сад № 1» г.Киренска Иркутской области
воспитателя Добрыниной Ирины Александровны.
Цель: Познакомить детей с традицией готовить пряники к празднику, с
элементами простой росписи с помощью крема. Продолжать учить вырезать из
теста формочками пряники. Развивать мелкую моторику рук, творческие
способности. Воспитывать желание трудиться для того, что бы угостить друзей
и оказывать помощь.
Интеграция образовательных областей: «Труд», «Социализация»,
«Коммуникация», «Здоровья», «Безопасность».
Предварительная работа: беседа о профессии кондитера, замешивание
песочного теста, лепка пряников из соленого теста, просмотр фильма
«Рождественское печенье», просмотр мультфильма «Дед Мороз и волк»,
рисование «Украшаем глазурью прянички», приготовление белой шоколадной
стружки.
Оборудование: шприцы с белковым кремом, пиалы с кремом и вилкой для
сбивания крема, готовые пряники разной формы, фартуки, колпачки, салфетки
бумажные, салфетки влажные, тарелочки одноразовые, скалки, формочки для
печенья, тесто песочное – по количеству детей; колпак и фартук для
воспитателя, картинки кондитерских изделий, работы детей «Печенье для
кукол», миксер электрический, видео фильм «Письмо от Снегурочки», поднос,
лист для запекания, лопаточки деревянные.
Ход.
- дети моют руки и выходят в группу. Входит в группу старший воспитатель.
Ст. воспитатель. Здравствуйте, Ирина Александровна, здравствуйте дети! Ваша
группа называется «Дружная семейка»? (да). Тогда это вам пришла посылка и
видео письмо. Возьмите, пожалуйста.
Воспитатель. Спасибо большое. Ребята сейчас мы включим и узнаем от кого
нам пришло видео письмо. (включение видео письма от Снегурочки).
Содержание письма: «Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? (пауза) Ребята
скоро наступить праздник – Новый год! У нас с Дедушкой Морозом перед
праздником много дел - нужно приготовить всем подарки. Вы любите
получать подарки? (пауза). А вы знаете, что сейчас лесным жителям очень
холодно и голодно в лесу, но они тоже ждут подарочки. Для зверят я решила
испечь сладкое угощение, но, к сожалению, не успеваю, нужно помочь Дедушке
Морозу. Прошу вас помочь мне приготовить угощение для моих лесных зверей.
(пауза). Отправляю вам по почте посылку, что там увидите. За угощением я
пришлю своего помощника – Снеговика. До свидание ребята! ( пауза). Удачи
вам!
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, чем можно угостить лесных зверей? (торт,
печенье, рулет, пряники). А я ребята, знаю интересную интересную историю о
пряниках. Хотите послушать? (дети присаживаются на ковер и
рассматривают иллюстрации)
Воспитатель. Пряник – это любимое лакомство с давних пор. Нарядные
пряники украшали праздничный стол. Пряничную поверхность украшали
разноцветной сахарной глазурью, кремом, сахарной пудрой. Для детей выпекали
фигурные пряники. Кого только ни изображали на таких пряниках: сказочных
птиц, животных, расписывали разными орнаментами. В Новогодние праздники
тоже выпекали расписные прянички.
Ребята, отгадайте загадку о профессии человека, который выпекает разные
сладости.
Я пеку пирожные, всевозможные,
Я и сам очень горд, что испечь умею торт,
Дайте мне друзья продукты: молоко, сахар и фрукты.
Без особого труда ждет вас вкусная еда. Кто это? (кондитер – показ фото)
Воспитатель. Правильно, кондитер! А что может испечь кондитер? (печенье,
торт, рулет, вафли, пряники).
Воспитатель. Ребята, а как мы поможем Снегурочке? (дети высказывают свои
предположения). Давайте представим, что наша группа настоящий кондитерский
цех, а мы с вами настоящие кондитеры. Что для этого нужно сделать?
(превратиться в кондитеров – надеть фартуки и колпачки, вымыть руки).
Правильно. (дети одеваются). В целях гигиены необходимо помыть руки с
мылом, чтобы не занести микробов, грязь. (вытирают руки влажными
салфетками). Ребята посмотрим что нам прислала Снегурочка. (дети
рассматривают готовые заготовки фигурного печенья, песочного теста,
формочек, скалок, яйца куриные, сахар - называют что это такое и для чего
необходимо).
Дети встают вокруг стола.
Воспитатель. Ребята, что мы будем делать с тестом? (выслушать
предположение детей). Показ раскатывания теста скалкой и вырезание
формочками печенья, деревянной лопаткой переложить готовое печенье на
лист для выпекания.
Воспитатель. Ребята как мы будем украшать готовые пряники? (выслушать
советы детей). Для украшения пряников нам понадобиться крем, который мы с
вами сделаем из яиц и сахарной пудры. (разбить в миску яйцо и отделить
желток от белка). Из чего состоит яйцо из желтка и белка. Желток находиться в
серединке. Какого он цвета? (желтого), а белок какой (прозрачный). Для крема
нам понадобиться только белок и я отделяю желток от белка (показ) и добавляю
сахарную пудру ложкой. Для того чтобы получился крем нужно взбить белок и
сахарную пудру (показать способ взбития крема с помощью вилки).
Предложить детям взбить крем в отдельных мисочках с помощью вилок.
Воспитатель. Взбивать вручную крем очень долго и поэтому у кондитера есть
электрический помощник, который может быстро взбить крем. Он мгновенно
без проблем, нам собьет для пряников крем. Что это? (миксер, блендер). Наш
помощник работает с помощью электричества. Детям можно пользоваться
электрическими приборами? (нет, потому что это может быть опасно). Поэтому
в целях безопасности немного отойдите от стола, пока я буду пользоваться
электрическим прибором. ( слить из мисочек крем и взбить в миксере).
Посмотрите, ребята какого цвета получился наш крем? Правильно. Белого. Вот
таким кремом мы будем украшать наши пряники.
Показать готовые пряники, разной формы (домик, снеговик, елочка, сапожок,
варежка, елочный шарик, пряничный человечек, колокольчик).
Воспитатель. Для украшения мне понадобиться шприц с кремом. Посмотрите,
как я буду медленно (давить не нужно сильно) выдавливать крем из шприца на
готовый пряник (простые элементы - точки, линии). Для того чтобы украсить
пряник можно воспользоваться образцом. (показать готовые схемы, силуэты
пряников расписанные детьми).
Воспитатель. Украшать пряники – это очень кропотливое дело. Тут нужна и
сила, и фантазия, и аккуратность, и терпение. Покажите мне свои руки. Я вижу
руки талантливых детей, руки тружеников. Нашим рукам, сейчас предстоит
немного размять наши пальчики и настроить наши ручки на рабочий лад.
Пальчиковая гимнастика «Тесто мы месили».
Тесто мы месили (месим тесто руками)
Мы пирог лепили (лепим пирожки)
Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп (хлопаем в ладоши)
Слепим мы большой пирог (показываем большой пирог)
А потом заварим чай (мешаем сахар)
В гости друга приглашай (зазываем пальчиком)
Предложить детям и пройти в кондитерские цеха.
Воспитатель. Первый цех – цех готовой продукции, где необходимо украсить
кремом готовые пряники (детям предоставлены на выбор разной формы
пряники с новогодней тематикой), второй цех – цех сырой продукции, где
необходимо вырезать формочками из теста печенье. Консультантом в этом цехе
будет Жанна Сергеевна. (оказывает помощь в раскатывании теста, выкладывает
на лист готовые пряники)
Практическая часть.
Дети проходят и садятся по личному выбору на рабочие места.
Воспитатель. Выберите пряник для украшения. Прежде чем приступить к
украшению пряников рассмотрите предложенные образцы. Возьмите шприц с
кремом и приступайте к работе.
В течение самостоятельной деятельности детям оказывается индивидуальная
помощь. (Звучит новогодняя музыка)
По окончании работы все украшенные пряники складываются на отдельный
поднос, вырезанные из теста складываются с помощью деревянных лопаток на
лист для выпечки, дети вытирают руки, снимают фартуки и колпачки.
Итог.
Раздается стук в дверь. Дети приглашают гостя войти. (проходите
пожалуйста).
Снеговик. Здравствуйте ребята, меня прислала к вам Снегурочка, для того
чтобы забрать угощение, которые вы приготовили для лесных обитателей.
Воспитатель. Дорогой снеговик, у нас все готово. (показывает готовые пряники)
Снеговик. Ребята, что вы приготовили? Как вы сделали такие красивые
пряники? Из чего сделали крем? Как украшали?
Дети рассказывают из чего делали крем, как украшали пряники, вырезали из
теста формочками пряники.
Снеговик. Ребята вы большие молодцы. Но к сожалению мне пора, меня ждут
лесные обитатели. Досвидание. (уходит)
Воспитатель. Досвидание Снеговик, передавай привет от нас Снегурочке. У нас
осталось печенье, которые ребята вырезали из теста. Мы попросим Жанну
Сергеевну, она унесет его на кухню нашим поварам и они испекут пряники.
Вечером мы его украсим кремом и будем пить с ним чай. Согласны. А сейчас
наш кондитерский цех закрывается, нам необходимо убрать свои рабочие места.
Дети убирают свои рабочие места, моют руки.