Напоминание

Игры на уроках обучения грамоте


Автор: Ахметова Эльза Фидарисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МОБУ СОШ им. М.Г. Хайруллиной д. Кашкалево в д.Старокарагушево
Населённый пункт: Бураевский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Игры на уроках обучения грамоте
Раздел: начальное образование





Назад




Филиал МОБУ СОШ им. М. Г. Хайруллиной д. Кашкалево в д. Старокарагушево

Бураевский район, Республика Башкортостан

Игры на уроках обучения грамоте

Ахметова Эльза Фидарисовна

учитель начальных классов.

Игра «Поставь буквы правильно».

На наборном полотне выставлены карточки-буквы:

1). Разделите буквы на две группы. Дети должны не только правильно поставить

буквы, но и расположить их таким образом, чтобы на верхней строке наборного

полотна были заглавные буквы, а на нижней – строчные.

2).Затем необходимо разделить данные буквы на две группы в соответствии с

выбранной фишкой (на наборном полотне две фишки – зеленая и синяя).

– Какие гласные буквы пишутся после твердого согласного? (Буквы а, о.)

– Какие гласные буквы пишутся после мягкого согласного? (Буквы я, ё.)

Н а

д о с ке записаны слоги.

ЗЁ ВА ТЕ РО ГЫ ДЭ КЯ СЮ ЛУ ЖИ

– Разделите слоги на две группы. (ВА РО ЛУ ГЫ ДЭ; КЯ ЗЁ СЮ ТЕ.)

– Почему слог «жи» не включили ни в какую группу? (Буква и указывает

на мягкость предшествующего согласного, но в данном случае этого не

происходит, так как звук

ж

всегда твердый.)

Задание для читающих детей.

– Разгадайте ребусы. Чем похожи все слова? Что в них общего? (Во всех

словах есть одинаковая часть – «ель».)

– Вставим вместо рисунков слово «ель» и прочитаем новые слова.

– Где спряталась ель?

(Ельник, пельмени, мельник, рельсы, акварель, дрель.)

Тест.

1) Соедините рисунок и букву.

У

Ю

2) Впишите букву У или Ю.

Зеленая фишка

?

Синяя фишка

?

3) Замените первый согласный звук в слове его мягкой парой и прочитайте

новое слово. (Лук – люк.)

Игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую

карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки

с буквами – а, я, о, ё, у, ю.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной

дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог

пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик.

(В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)

Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик.

Учитель обращается к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы

А и Я обозначают звук

а

после согласных. Букву А пишем после твердых

согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная

работа

проводится

с

остальными

буквами,

после

чего

учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.

– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые

пишутся после твердого согласного.

Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.

– Назовите эти гласные.

Потом

спрятались

гласные

буквы,

которые

пишутся

после

мягкого

согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?

Работа

в

парах. Игра «Собери буквы в лукошко».

На каждой парте разложены карточки. (Одна корзина зеленого цвета,

другая – синего.)

– Лес, ребята, волшебный, поэтому мы будем собирать не грибы, а буквы.

Выберите себе лукошко и соберите в него нужные буквы: соедините буквы с

лукошком.

П р о в е р к а

р а б о т ы.

(В зеленом лукошке буквы я, ю, ё, е, так как они

пишутся после мягких согласных. В синем – а, о, у, э, так как они пишутся

после твердых согласных.)

Н а

д о с ке: а, о, у, и, ё, ы, э, я, у, ю.

Что

можете

сказать

о

буквах,

записанных

на

доске? (Это гласные

буквы.)

Распределите

гласные

буквы

на

две

группы,

назовите

признак,

по

которому

вы

такое

распределение

произвели.

(Гласные

буквы

можно

распределить по обозначению твердости или мягкости согласных звуков.

Гласные, обозначающие один звук, – у, ы, а, о, э, и; и два звука – я, ю, е, ё.)

Е, ё, ю, я – это необычные гласные. Почему? (Они могут обозначать

два звука.)

Когда

эти

гласные

обозначают

два

звука? (В

начале

слова.

После

гласной.)

Учитель убирает несколько гласных и выставляет несколько согласных

букв.

– Что изменилось?

– На какие две группы теперь разделим слова? (На гласные и согласные.)

Стихи о буквах

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,

Шелестеть ,шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть ,

Но не хочется им петь .

« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .

« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат .

« Р- р - р» - моторы тарахтят .

Игра: « Делим слова на слоги».

Цель : научить делить слова на слоги.(используется мяч)

-

Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое - нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

- Под мяч начинаем! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на),

сливы ( сли- вы ).

Игра: « Составляем слова из слогов»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.

(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)

Игра: « Живые слова»

Цель : научить детей составлять предложения , определять кол — во слов

предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников

.Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей - составить

предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица . (Можно

изменить порядок слов.) Маленькая

птица сидит на ветке .

Игра «Найди лишнего».

Цель :научить детей работать со схемой предложения.

На доске неправильно составленная схема предложения. Детям предлагается

найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу.

Игра «Укрась предложение».

Цель: научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение:

Девочка поет песню .

Учитель показывает на схеме предложения место, где дети должны вставить

слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка

поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Игра «Закончи предложение».

Цель : научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ... .

Человек находится в ....

Мы играли на ....

Дети пошли утром ....

Игра «Найди помощника».

Цель: научить определять предлоги в словах.

Учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира

спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса .

Игра: «Вылечи предложение».

Цель: научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель

предлагает на слух предложения без предлогов. Дети должны произнести его

правильно, с нужным предлогом.

Вариант 1.

... гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Задание сопровождается составлением схем предложения.

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока

села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают

листья. Ира пришла в магазин.

Игра «Помоги другу».

Цель: научить детей работать со схемой предложения.

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Игры со звуками.

Игра «Наоборот».

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон , раб , ноль , лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .) Игра сопровождается

составлением схем слов.

Игра «Нужный работник».

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов .

Книга

гора

Бокс гуси

Веник

пол

Свет клумба

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

(звуковой анализ)

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

такой последовательности:

-

составление схемы целого предложения;

-

составление слоговых схем;

-

выделение гласных звуков точками;

Игра «Хор гласных».

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без

ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет

различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не

фиксируются.

Мышата

гуляли

-ы-а-а

-у-а-и

-ы-а-а

-у-а-и

Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно состав

схему слов.

Дом

Домик

Слова для предъявления: час , минута ; ручей , река ; червяк , змея ; ключ

ключик .

Игра «Какой звук лишний».

Вадик спит и видит сЛон ,

Что летит в ракете он.

В нашем доме на окошке,

Сидят серенькие кРошки.

Игра «Замени звук».

Утром Кости к нам пришли,

И подарки принесли.

Прилетел из леса Лук,

И залез под толстый сук.

Тащит мышонок в норку,

Огромную хлебную Горку.

Не учил уроки, а играл в футбол,

Оттого в тетради появился Гол.

Русская красавица

Своей коЗою славится.

На поляне весной

Вырос Зуб молодой.

У Печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

Усатый кИт сидит на печке

Выбрав теплое местечко.

Посмотрите на лужайку, вот так - так,

Распустился тонконогий красный Рак.

Под березами, где тень,

Притаился старый День.

Загремел весенний гНом

Тучи на небе кругом.

Кто, ребята, смелый

И при этом ловкий,

Может у Ужонка,

Посчитать иголки.

Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки, в названиях которых есть определенные

звуки, например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый

ученик должен поставить свою картинку к соответствующему звуку.

Игра «Кто лучше слушает»

Учитель дает установку: поднимать руку только тогда, когда услышите ... звук.

Игра «Цепочка»

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на

которую оканчивается слово, названное учителем и т. д. Например, яблоко, ольха,

астра...

Игра «Кто больше»

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые

начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово ученик

получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

Игра «Звуковые часы»

В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель

может составить сам. На макете часов расположены различные предметные

картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть

такими:

- найти и назвать слова, в которых есть ... звук;

- выделить и назвать первый и последний звук в слове, указанном

стрелкой;

- показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

- подобрать слова, начинающиеся с того же звука, что и название

данного предмета . И т.д.

Игра «Мы — писатели»

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить

предложения. Учитель дает задание: составить рассказ, чтобы в нем было как

можно больше слов с заданным звуком .Н-р ,со звуком п.

Папа пришел домой и принес покупки. Потом прибежал Павлик. Папа с

Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проносились

машины.

Игры формирующие умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Игра «Полубуковка»

Даны элементы букв, нужно найти недостающие элементы.

Игра «Найди букву»

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.

Игра «Поставь буквы правильно»

Буквы стоят боком, «вниз головой».

Игра «Найди пару»

На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и

строчные буквы . Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

Игра «Поймай рыбку»

В небольшом аквариуме «рыбки», к хвостам которых привязаны маленькие

карточки с печатными буквами. Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет

букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же

букву. Когда все «рыбки пойманы», дети составляют слово ( н - р, к,о, у ,ъ ,н-

окунъ)

Игры со слогами

Игра «Капитаны»

Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты, корабликов с

согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет, а другая

-в зеленый). Карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На

картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к

острову, капитан читает название острова ка , хо ,ки Если слияние мягкое, то

поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние - на синюю

сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.

Для отработки навыков чтения слогов - слияний и для совершенствования речи

учащихся можно использовать игровые тематические таблицы .

«Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней цыплятки — малые ребятки.

- Цып - цып - цып

-Сюда,сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, прочитали дети ...(на).

Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну).

Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).

« Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная , но дружна с согласными .

Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети ...(ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..

Игра « Помоги Карлсону приземлиться»

На парашютиках слоги.Задания : прочитать слоги с мягкими согласными , с

твердыми согласными; дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было

поставить вопрос что делает ? что ?

Игра «Составить слово»

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Мо- ло — ко

Ро-

Ва-

Игра в слова.

Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на

отдельных карточках.

Вот из слова « гастроном»

Вышел

важный

астроном,

Вышел маг , и вышел гном ...

Дидактические игры и упражнения с использованием

слоговой таблицы

- Кого нет в домике ? ( слог удален )

- Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с

согласной.

- Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)

- Договори слог до целого слова.

- Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)

- Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным

шрифтом на карточках).

Подари игрушку.

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например: са, ку, на, но.

На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на),

ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши

— н а ), и получает право «подарить» игрушку товарищу

С кочки на кочку.

Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называют

каждый слог. Темп игры меняется.

-

Прочитай слово (по указанным слогам и буквам). Составь с данным

словом предложение.

-

Кто это или что это?

Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы

получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не

произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У него всегда

дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать

слово вслух.

- Составление слов из слогов и букв на наборном полотне. Для записи таких

слов остается уточнить лишь соединения букв не буквосочетаний СГ.



В раздел образования




Яндекс.Метрика