Автор: Безрукавая Валентина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 67 "Умка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах.
Тема: Развитие музыкальных способностей в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
через игру на музыкальных инструментах.
Я, как и многие педагоги, на протяжении многих лет своей деятельности
занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом
взаимодействии с детьми.
Меня волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное
занятие было интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто
рассказать им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать,
фантазировать, придумывать.
Сейчас уже многим педагогам понятно, что для детей игровой подход
представляет единственно возможную форму участия в любой деятельности,
в том числе и в музыкальной.
Современное понимание проблемы музыкального обучения детей
предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе
деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает
участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает
дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах
совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается
память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра
на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику
пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и
двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие
способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
Игру на музыкальных инструментах можно использовать в самых различных
условиях:
музыкальные занятия
театральная деятельность
выступления на праздниках
кружковая работа.
В разных видах деятельности:
пение
слушание музыки
движение.
В своей работе я использовала авторскую программу Т.Э. Тютюнниковой
“Элементарное музицирование с дошкольниками”, учебно-методические
пособия “Бим! Бам! Бом! Игры звуками”, “Уроки музыки по системе
обучения К.Орфа”.
Мне понравилось в этой программе то, что она дает наиболее широкий
спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как
следствие проявлению музыкальных и творческих возможностей детей.
Система заданий, которые входят в эту программу позволяют:
Поддерживать у детей устойчивый интерес к музыке
Привить навыки игры на музыкальных инструментах
Знакомить с произведениями детской классической музыки на практике.
Овладевать простейшими элементами музыкального языка.
Формировать у детей такие качества как творческая индивидуальность,
самостоятельность и свобода мышления
Развивать навыки общения и сотрудничества.
Основными видами деятельности по элементарному музицированию
являются активные формы:
Пение
Игра на детских музыкальных инструментах
Речевые упражнения и движения
Цели:
Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого
музицирования на основе развития импровизационного мышления и
первичного моделирования творческих процессов.
Развивать музыкальные способности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.
Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
Исполнять небольшие песенки-распевки с постепенным мелодическим
движением.
Исполнять не сложный аккомпанемент в виде остинатных ритмоформул.
Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими
жестами или музыкальными инструментами.
Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.
Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на
музыкальных инструментах.
Развивающие:
Развивать чувство ритма, тонкость и чуткость тембрового слуха,
фантазию в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
Развивать у детей чувство уверенности в себе.
Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.
Воспитательные:
Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
Мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному
обучению детей. Она утверждает: “Ребенок, не испытавший радости и
удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном
общении, с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности
слушать классическую музыку”.
Желаю удачи!
Музыкальный руководитель -
Валентина Безрукавая