Напоминание

"Минутка чистописания на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"


Автор: Масленникова Мария Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г. Томска
Наименование материала: Статья
Тема: "Минутка чистописания на уроках математики в коррекционной школе VIII вида"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Администрация города Томска Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №45 Г. Томска

«Минутка чистописания на уроках

математики в коррекционной школе VIII вида»

Масленникова Мария Васильевна

Наиболее трудным уроком для детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ)

является урок математики в силу того, что овладение

математическими знаниями связано со способностью к отвлечению, анализу,

обобщению

и

умению

сравнивать

и

классифицировать.

Функции

мыслительной деятельности у данной категории детей развиты очень слабо,

кроме

того,

у

них

нарушена

моторика,

плохо

развиты

мелкие

движения

пальцев

рук,

пространственная

ориентация,

что

затрудняет

письмо

и,

в

частности, написание цифр.

Развитие мелкой моторики напрямую связано со становлением многих

психических

процессов,

например,

речи,

мышления.

Работы

А.Р.Лурия,

В.М.Бехтерева,

А.Н.Леонтьева

доказали

влияние

манипуляций

рук

на

функции высшей нервной деятельности. Развивающая работа направлена от

движения

к

мышлению.

Как

писал

философ

Ф.И.Кант:

«Рука

является

вышедшим наружу головным мозгом».

Обучение

написанию

цифр

детей

с

ОВЗ

довольно

сложный

процесс,

который осуществляется на каждом уроке математики во время минуток

чистописания.

В

первом

классе

особое

внимание

обращается

на

последовательность

написания

элементов

цифр,

на

правильность

расположения

цифры

в

клетке,

потому

что

некоторым

детям

в

силу

ограниченных потенциальных возможностей это сразу не удаётся. С этой

целью для детей подбираются индивидуальные задания, например, письмо

мокрым

пальцем

на

доске,

по

крупе,

выкладывание

цифр

с

помощью

шнурков, гороха, фасоли, лепка цифр из пластилиновых «колбасок», чтобы

через зрительные образы усвоить конфигурацию цифры. В последующих

классах детям предлагаются разнообразные задания с цифрами и числами на

строке. Для закрепления навыка правописания цифр в группе продлённого

дня и домашних условиях рекомендуются задания на тактильное восприятие

цифры: обводка пальчиком цифры из набора, письмо «по следу», обводка.

Традиционные минутки чистописания, которые имеют своей целью работу

над

каллиграфией

и

формирование

у

ребёнка

двигательно-моторной

координации, неэффективны: дети стараются выводить несколько цифр, а

остальные пишут как попало, цифры «пляшут», располагаются больше, чем в

одной клетке, графическое написание нарушено, не выполняется наклон.

Поэтому

педагогу

минутки

чистописания

необходимо

проводить

с

разнообразными

заданиями,

которые

детям

понятны

и

интересны:

охарактеризовать

цифры,

составить

из

них

числа,

сравнить,

разложить,

произвести действия и т. д. Я назвала это чистописанием с заданием. В

тетрадях обучающихся делаются показы.

Перед началом работы ставлю

перед детьми задачу, даю чёткие инструкции. Такой приём помогает детям

выработать внимание, усидчивость, старание, развивать память, они больше

запоминают,

чаще

употребляют

в

речи

математические

термины,

размышляют, делают простейшие выводы.

В первом классе написание каждой цифры сопровождается словами из

стихотворения

С.Я.Маршака

«Весёлый

счёт»

дети

слушают

объяснения

цифры

и

с

удовольствием

проговаривают

слова

из

стихотворения.

Объяснение

написания

цифры

проводится

на

доске

в

большой

клетке,

составленной из длинных магнитов. Обязательна предварительная работа с

клеткой (на доске): счёт,

показ и называние углов (правые – верхний и

нижний; левые – верхний и нижний), сторон клетки; постановка точек в тех

углах клетки, где нельзя писать цифру.

Для каждого класса можно разработать целую систему заданий для

минуток чистописания, используя программный материал.

Ниже приведены некоторые примеры заданий для обучающихся разных

классов.

Задания для первого класса.

Задание 1.

7 1 I I I 7 1 7 1 7 1 7>1

прочитайте числа

какие они

назовите в числе одинаковые элементы

запишите этот элемент три раза

запишите цифры 7 и 1 до конца строки

сравни

последнюю

пару

чисел

(дополнительно:

можно

составить

пример на сложение).

Задание 2.

1 2 3 1 2 3 1 3 2 2 1 2 3 1< 2 1>3 2>3

прочитайте числа

запишите числа 1,2,3 один раз

запишите самое маленькое (большое) из этих чисел

запишите число, которое стоит между числами 1 и 3

запишите числа, которые являются предыдущими к числам 3 (2)

запишите числа, которые являются следующими к числам 1 (2)

сравните числа 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3 (дополнительно: можно составить

примеры на сложение и вычитание

Задание 3.

6 4

6 4 6-4=2

прочитайте числа

запишите каждое число один раз

устно сравни эти числа, большее число возьми в «облачко» (возьми в

кружок)

составьте и запишите пример на вычитание

скажите, из какого числа можно вычитать

Задание 4.

1 2 3 1+2=3 3-1=2 3-2=1

прочитайте числа

составьте пример на сложение, содержащий эти три числа

вспомните, из какого числа можно вычитать

составьте примеры на вычитание, содержащие эти три числа

Во втором классе задания усложняются.

Задание 5.

4 5 4 5 4 5

##

4+5=9 4

<

5 5-4=1 9

<

1

прочитайте числа

запишите числа до «заборчика» (ёлочки, домика …)

составьте пример на сложение

как называется результат сложения

подчеркните сумму

сравните числа, возьмите большее число в «облачко»

составьте пример на вычитание

как называется результат вычитания

подчеркните остаток

сравните сумму и остаток, сделайте вывод

Задание 6.

0 0+2=2 0+0=0 4-0=4 5-5=0 0-7=?

составьте примеры на сложение и вычитание с нулём

каким компонентом может быть 0

сделайте вывод: «Ноль может быть слагаемым, суммой, вычитаемым,

но не может быть уменьшаемым»

Задания для третьего класса.

Задание 7.

7 5 2 75 72 52 57 25 27

прочитайте числа

какие они

из этих цифр составьте и запишите двузначные числа

выберите и подчеркните самое большое и самое маленькое из этих

чисел

назовите, сколько в них десятков и единиц

Задание 8.

24 24 / 42 24+6=30 42+8=50 40 20

прочитайте число

какое оно

запишите число один раз

переставьте в нём цифры и запишите полученное число

прочитайте полученное число, какое оно

числа 24 и 42 дополни до круглого десятка

запиши числа, являющиеся круглыми десятками (с опорой на цифры 2

и 4)

Задание 8.

43 29 / 43 29 4

x

2=8 3

x

9=27 9:3=3

прочитайте числа

запишите данные числа один раз

первую цифру первого числа перемножьте на первую цифру второго

числа

вторую цифру первого числа перемножьте на вторую цифру второго

числа

вторую цифру второго числа разделите на вторую цифру первого числа

Задания

во

время

минуток

чистописания

можно

изменять,

дополнять,

упрощать или усложнять. В

результате таких минуток чистописания с

заданием детьми:

1.

отрабатывается правильное написание цифры отдельно и в

выражениях;

2.

выполняется запоминание чисел;

3.

даются характеристики числа, цифры;

4.

записываются разные комбинации цифр;

5.

производятся действия с числами, анализируются результаты действий,

делаются выводы;

6.

наполняется речь математическими терминами;

7.

письменная работа сочетается с устно мыслительной деятельностью и

развитием речи;

8.

проводится подготовительная работа к изучению новой темы;

9.

выполняется самооценка.

Данные

методиче ские

рекомендации

позволяют

детям

с

ограниченными возможностями здоровья осваивать счёт. Они постепенно

осознают и осваивают графический образ цифр и приобретают устойчивый

навык их написания, что помогает им поверить в свои силы и почувствовать

себя успешными.

Литература

1.

Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных

школах. М.: «Просвещение», 1981.

2.

Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе под редакцией В.В.

Воронковой. М. 1994.

3.

Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах.

М: «Просвещение», 1985.

4.

Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. М: Просвещение, 1981.

5.

Перова М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.:

«Просвещение», 1978.

6.

Перова

М.П.

Дидактические

игры

и

упражнения

по

математике.

М.:

«Просвещение», 1996.

7.

Рубинштейн

С.Я.

Психология

умственно

отсталого

школьника.

М.:

«Просвещение», 1986.

8.

Экк

В.В.

Обучение

математике

учащихся

младших

классов

вспомогательной

школы. – М.:Просвещение, 1990



В раздел образования




Яндекс.Метрика