Напоминание

"Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ".


Автор: Фатыхова Эльвира Данисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 82 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в

воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

Использование информационно-коммуникационных технологий в

детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.

Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного

образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот

современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает

самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет

развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить

воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его

эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в

современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием

информационного общества, широким распространением технологий

мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в

качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой

частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и

привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного

педагога.

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,

обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации

и ориентированных на повышение эффективности и производительности

труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую

взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает,

комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное

взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и

образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:

привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

формировать информационную культуру у детей;

активизировать познавательный интерес;

реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный

подходы в обучении;

дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к

работе;

активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и

др.);

ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в

информационное пространство как с обращением за методической помощью

в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных

методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и

др.

значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как

почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном

виде;

меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического

сопровождения к НОД.

с помощью ИКТ создаются условия для профессионального

саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет

можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами

посредством электронной почты.

Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна

реальность.

ИКТ - это прежде всего:

преобразование предметно-развивающей среды,

создание новых средств для развития детей,

использование новой наглядности,

дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в

печатном издании,

разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и

динамический (анимации, видеоматериалы),

в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это

наиболее демократичный способ распространения новых педагогических

идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от

места их проживания и уровня дохода,

поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам

возможность найти практически любой материал по вопросам развития и

обучения и любые фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

1.

Подбор иллюстративного материала к совместной организованной

деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2.

Подбор дополнительного познавательного материала.

3.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других

педагогов.

4.

Оформление групповой документации, отчётов.

5.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения

эффективности совместной организованной деятельности с детьми и

педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских

собраний.

6.

При создании единой базы методических и демонстрационных

материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Грамотное использование современных информационных технологий

позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет

воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что

способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации

умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей

огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности

дошкольника — игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал,

что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного

возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не

перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских

способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий

в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности

педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны

психического развития дошкольников. Развивающие занятия

с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение

компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-

настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с

опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием

компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление,

развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия,

проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению

творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами

обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1.

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и

способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая

динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,

развитию памяти, воображения, творчества детей.

2.

Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и

лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-

образное мышление детей дошкольного возраста.

3.

Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из

окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,

рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

4.

Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые

нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,

воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

5.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес.

6.

Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

7.

Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении

самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

8.

Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых

обучающих задач.

9.

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10.

Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя

увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и

необычные эффекты);

11.

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а

ждёт, пока он сам исправит их.

12.

Использование информационных технологий побуждает детей к

поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети

Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это

создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и

запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе

динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго

удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два

важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо

большего эффекта. А английская пословица гласит:«Я услышал – и забыл, я

увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и

"продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов

мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный

дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов,

выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это

можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Вывод:

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех

проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством обучения. Использование средств информационных технологий

позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и

эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и

привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний,

развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую

учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования

среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,

необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах

образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность

педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной,

яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с

использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам

компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс

обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые

возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали

информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого

общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.



В раздел образования




Яндекс.Метрика