Автор: Фатыхова Эльвира Данисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 82 "Подсолнушек"
Населённый пункт: Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ».
Использование информационно-коммуникационных технологий в
детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания.
Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему дошкольного
образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот
современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает
самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет
развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить
воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его
эффективность.
Актуальность использования информационных технологий в
современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием
информационного общества, широким распространением технологий
мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в
качестве средства обучения, общения, воспитания.
Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой
частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и
привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного
педагога.
Что такое ИКТ?
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и
коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,
обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации
и ориентированных на повышение эффективности и производительности
труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую
взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства
взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).
В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает,
комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное
взаимодействие объектов коммуникации.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и
образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный
подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к
работе;
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и
др.);
ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в
информационное пространство как с обращением за методической помощью
в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных
методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и
др.
значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как
почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном
виде;
меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического
сопровождения к НОД.
с помощью ИКТ создаются условия для профессионального
саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет
можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами
посредством электронной почты.
Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна
реальность.
ИКТ - это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в
печатном издании,
разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и
динамический (анимации, видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это
наиболее демократичный способ распространения новых педагогических
идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от
места их проживания и уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам
возможность найти практически любой материал по вопросам развития и
обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Применение ИКТ:
1.
Подбор иллюстративного материала к совместной организованной
деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.
2.
Подбор дополнительного познавательного материала.
3.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других
педагогов.
4.
Оформление групповой документации, отчётов.
5.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения
эффективности совместной организованной деятельности с детьми и
педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских
собраний.
6.
При создании единой базы методических и демонстрационных
материалов у педагога появляется больше свободного времени.
Грамотное использование современных информационных технологий
позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет
воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что
способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации
умственной деятельности.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей
огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности
дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал,
что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного
возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не
перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских
способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Использование информационно-коммуникационных технологий
в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности
педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны
психического развития дошкольников. Развивающие занятия
с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение
компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-
настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с
опорой на наглядность.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием
компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление,
развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия,
проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению
творческих способностей детей. По сравнению с традиционными формами
обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
1.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и
способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая
динамика занятия способствует эффективному усвоению материала,
развитию памяти, воображения, творчества детей.
2.
Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и
лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-
образное мышление детей дошкольного возраста.
3.
Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из
окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например,
рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
4.
Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например,
воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
5.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей огромный интерес.
6.
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.
7.
Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении
самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
8.
Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых
обучающих задач.
9.
В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник
приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
10.
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и
необычные эффекты);
11.
Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребёнка за ошибки, а
ждёт, пока он сам исправит их.
12.
Использование информационных технологий побуждает детей к
поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети
Интернет самостоятельно или вместе с родителями.
Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного
материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это
создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и
запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе
динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго
удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два
важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо
большего эффекта. А английская пословица гласит:«Я услышал – и забыл, я
увидел – и запомнил».
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и
"продвинутым" родителям по составлению всевозможных планов
мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный
дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов,
выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это
можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
Вывод:
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех
проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим
средством обучения. Использование средств информационных технологий
позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и
эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и
привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний,
развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую
учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования
среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые
возможности.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно,
необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах
образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность
педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной,
яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с
использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам
компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс
обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые
возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали
информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого
общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.