Напоминание

"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА"


Автор: Филиппова Светлана Борисовна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: СПб ГОУ ДОД "Детская музыкальная школа №8 Кронштадтского р-на", им. Г.П. Вишневской
Населённый пункт: Санкт-Петербург, Россия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБ ОСОБЕННОСТЯХ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА

Филиппова Светлана Борисовна

преподаватель фортепиано

СПб ГОУ ДОД «Детская музыкальная школа №8

Кронштадтского р-на», им. Г.П. Вишневской

Санкт-Петербург, Россия.

Каждое звучащее слово имеет свою интонацию, речь – определённый темп,

голос говорящего – тембровую окраску. Понятие музыкального языка

охватывает различные выразительные средства, присущие музыке. О

специфике музыкальной речи говорится в этой статье.

Ключевые слова:

Музыкальный язык, лад, тональность, фразировка, метр, ритм.

Philippova Svetlana Borisovna

Piano teacher.

«Children musical school №8

of Kronshtadtsky district named

after G. P. Vishnevskaya»,

Saint-Petersburg, Russia.

Each sounding word has its own intonation, speech is a certain tempo, the voice of

the speaker is timbre. The concept of musical language covers various expressive

means inherent in music. On the specifics of musical speech is stated in this article.

Keywords:

Musical language, harmony, tonality, phrasing, meter, rhythm.

Музыка – это тот совершенный язык, который понятен любому человеку, на

каком бы языке он ни говорил английском, немецком, китайском, русском или

любом другом. Ни один язык не способен так тонко и точно передавать

состояние души человека, его переживания.

Понятие музыкального языка охватывает различные выразительные средства,

присущие музыке. Любой, даже самый простой напев имеет ритмическую

организацию звуков различной высоты. Отбор тонов, пригодных для

использования в музыкальном искусстве, происходил на протяжении многих

тысячелетий в общественной певческой практике народов Европы.

Первоначально в музыкальной практике использовалось всего 7 звуков,

находящихся друг от друга на расстоянии целого тона или полутона. В 16-17

веках количество звуков увеличилось за счёт возможности повышения или

понижения на полутон каждого из основных звуков. В практике стали

применяться также двойное повышение и понижение звука.

Музыкальные звуки имеют свои специфические качества. Звуки или тона

различаются по их высоте и способам взаимосвязи друг с другом, а также по

красоте окраски – тембру. Специфической особенностью музыкальных

звуков является их способность объединяться в особую упорядоченную

систему – лад, который представляет собой закономерное сочетание

устойчивых и неустойчивых звуков. Звуки живой человеческой речи, подобно

музыке, разнообразны в высотном отношении. Каждое звучащее слово имеет

свою интонацию: повышение или понижение голоса. Эти высотные

изменения тем заметнее, чем более эмоциональна речь. Интонации речи

могут быть устойчивыми, утвердительными или неустойчивыми,

вопросительными. Вопросительная интонация речи предполагает повышение

голоса, напряжение (на такой интонации обычно нельзя закончить мелодию).

Интонация ответа, подтверждения сопровождается устойчивым звучанием.

Особенности речевых интонаций присущи и музыкальной речи. В каждой

мелодии можно различить устойчивые звуки. Нередко этими звуками и

обычно завершается музыкальное произведение. Каждый ладовый устой

опевается смежными с ним неустойчивыми звуками. Фразы с остановками на

неустоях соответствуют вопросительным фразам обычной речи, но

человеческое ухо требует перехода музыкального изложения в состояние

завершённости, разрешения неустоя в устойчивый звук. В каждой мелодии

составляющие её звуки образуют упорядоченную звуковую систему - лад.

Ясная и чёткая ладовая организация придаёт каждому звуку новое качество:

устойчивость или неустойчивость. В развитии мелодической мысли

устойчивые и неустойчивые звуки постоянно сменяются, чем усиливают

внутреннюю динамичность музыкального высказывания. Большое

количество разнохарактерных ладов создавалось на протяжении многих веков

разными народами. Известны древнегреческие лады: дорийский,

фригийский, лидийский, миксолидийский. К натуральным ладам относятся:

диатонические, пентатонные и гемиольные. Существуют также церковные

лады в их многообразии. В музыке европейских (отчасти азиатских) стран в

результате стали использоваться наиболее часто два лада: мажорный и

минорный, существующие в целом ряде разновидностей. Устойчивые звуки

мажорного лада образуют большое или мажорное трезвучие. Мажорное

трезвучие существует в природе: его образуют несколько первых обертонов

(призвуков), сопровождающих звучание каждого музыкального тона. Звуки

минорного лада образуют малое или минорное трезвучие. Минорное

трезвучие (также увеличенное и уменьшённое) сформировались в практике

певческого народного искусства. Среди различных ладовых образований

мажор и минор оказались самыми распространёнными. Область их

применения: от фольклора разных стран и бытовой музыки прикладного

значения до творчества композиторов-классиков.

С мажорным ладом связано представление о светлом жизнерадостном

звучании, торжественности, уверенности. Чрезвычайно широк диапазон его

использования: от мягкой задушевности, светлых мечтаний (Ф. Шопен

«Ноктюрн №2», П. Чайковский «Сладкая грёза», Ф. Лист «Утешение») до

грандиозных победно-ликующих звучаний (П. Чайковский «Концерт для

фортепиано с оркестром №1»). Диапазон эмоциональных состояний в

произведениях минорного характера исключительно разнообразен: от тихой

грусти до трагических переживаний, героических порывов.

Каждый лад может звучать выше или ниже, и звуковой состав его в

зависимости от этого меняется. Высотное положение мажорного и минорного

лада образует его тональность. По нижнему устою лад получает своё

название («до» - до мажор). И мажор и минор представлены в нашей

музыкальной практике в 12 тональностях, имеющих свой особый звуковой

колорит. Музыкальные произведения в зависимости от своей тональности

могут обладать светлым, блестящим колоритом, другие же – приглушённым,

сумрачным. Одни тональности звучат прозрачно (до мажор, соль мажор),

другие сочно окрашены. Сочиняя оперу «Снегурочка», Римский-Корсаков

говорил о тональности ля мажор в этой опере, как розовой, ясной, весенней.

Тональность ми мажор воспринималась им как тёмно-лазурная (как и для

Скрябина) и использовалась в симфонических этюдах и картинах,

изображающих спокойное море. «Цветным» слухом обладали Н. Римский-

Корсаков, А. Скрябин, М. Чюрлёнис. Цветной слух наблюдается только у

людей с абсолютным музыкальным слухом.

Говоря о близости речи словесной и музыкальной, необходимо остановиться

на членораздельности. В словесной речи говорящий постоянно подчёркивает

путём остановок и правильного дыхания естественную расчленённость речи

на предложения и фразы. Мелодическая речь всегда расчленяется на

отдельные, более или менее самостоятельные музыкальные фразы,

предложения и более крупные части. Знаками препинания в музыке служат

цезуры (лат. «рассекаю»).

Древнейшими музыкальными произведениями были одноголосные напевы.

Однако у многих народов издавна развивались и различные формы

многоголосья – одновременного звучания ряда голосов или инструментов.

Существует 2 вида многоголосия: полифония и гомофония. Полифония

(греч. «много» и «голос») более ранний и более сложный склад. Он основан

на звучании нескольких равноправных голосов, каждый из которых ведёт

самостоятельную мелодию. В произведениях гомофонно-гармонического

склада основную мелодию исполняет один голос, остальные ведут

сопровождение в виде аккордово-гармонической последовательности.

Специфической особенностью музыки, кроме интонационно-выразительной

звуковысотной стороны, является ритмически организованное движение. Вне

ритма не существует ни одна мелодия. Зато ритм порой выступает как

самостоятельный выразительный элемент музыки. Ритм может быть

регулярным акцентным и неакцентным - временны́

м, где силовые акценты

заменяются удлинёнными звуками. Часто ритм определяют как последование

длительностей, подчинённых регулярной акцентировке – метру. Это

справедливо по отношению к моторной музыке, которая воссоздаёт

различные виды движений: спокойный шаг, величавую поступь, ускоренный

шаг. Различные виды моторной музыки отличаются друг от друга своей

ритмической организованностью, это особенно заметно в танцевальной

музыке. Марши имею двухдольный или четырёхдольный размер. Вальсы,

мазурки, полонезы – трёхдольный, хороводные народные песни –

пятидольный. Иногда в музыкальных произведениях моторное начало

полностью отсутствует. Ритмика таких творений более свободна,

своеобразна, а музыка более одухотворённая и выразительная (ноктюрны,

баллады Ф. Шопена, этюды-картины С. Рахманинова). Здесь важное значение

приобретает агогика, небольшие отклонения от установленного

ритмического пульса, подчинённые художественному замыслу произведения.

Этот своеобразный исполнительский принцип присущ живому звучанию

музыки.

Важную сторону ритмической организации произведения составляет

характер его скорости движения во времени, то есть темп. Верный темп –

важная задача исполнителя, ведь неправильно взятый темп меняет, а иногда

искажает характер произведения. Звуковысотность произведения заранее

предопределена композитором. Временна́

я сторона вместе с динамикой

создаётся при каждом исполнении.

Все эти особенности присущи музыкальной речи, в них заключается

специфика музыки как искусство звукового высказывания. Будучи создана

однажды своим творцом, музыка ждёт, когда умелый музыкант заставит её

звучать и говорить для всех.

Список литературы:

1.

Апраксин О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение,

1983.-224с.

2.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.-112с.

3.

Зинченко В. П. Роль моторных компонентов в процессе восприятия. М., 1967.-150с.

4.

Кулаковский Л. В. Музыка как искусство. М., Музгиз, 1962.-162с.

5.

Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия

музыки. М., 1976.-102с.

6.

Михеева Л. Музыка – детям. Л.: «Музыка», 1975.-158с.

7.

Нестьев И. Как понимать музыку. М., Музгиз, 1962.-62с.

8.

Соловьёв А. В. Абсолютный слух и его место в структуре музыкальных

способностей. М., 1987



В раздел образования




Яндекс.Метрика