Автор: Напалков Виктор Михайлович
Должность: преподователь театрального отделения
Учебное заведение: ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" им. Ю.А.Спиридонова
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми.
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализация как форма духовно-нравственного воспитания"
Раздел: дополнительное образование
«Театрализация как форма
духовно-нравственного воспитания»
Автор – ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ НАПАЛКОВ,
Заслуженный работник Республики Коми,
лауреат государственной премии
Правительства Республики Коми,
преподаватель основ актерского
мастерства и режиссуры
театрального отделения
Гимназии искусств
при Главе Республики Коми
1
"Прекрасное - побуждает доброе… "
Д. Б. Кабалевский.
ПРОЛОГ:
На современном этапе развития общества растёт потребность людей осваивать
культурное богатство приобщаться к общечеловеческим духовным ценностям. Искусство
является
прекрасным
средством
для
воспитания
высоких
нравственных
качеств
в
человеке. Вот это и нужно учитывать при воспитании молодого поколения, вводить
ребёнка в мир прекрасного, чтобы с помощью искусства, которое обращается к уму
человека, через его сердце и душу, воздействовать на формирование внутреннего мира
дошкольников. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование
социально
активной
творческой
личности,
способной
понимать
общечеловеческие
ценности , гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к
творческому
труду,
сочинительству,
фантазированию.
В
процессе
театрализованной
деятельности происходит развитие личности ребёнка, а именно:
- углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы;
-
активизируется
и
совершенствуется
словарный
запас,
грамматический
строй
речи,
звукопроизношение, навыки связной речи;
- развивается эмоционально-волевая сфера;
- формируется чувство коллективизма, опыт нравственного поведения;
- стимулируется развитие творческой активности.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Трансформация
Российского
общества
в
90-е
годы
привела
к
кардинальным
изменениям
направлений
общественного
развития,
которые
вызвали
определенное
расслоение общества, снижение жизненного уровня, изменение в иерархии ценностей. На
фоне
обострения
межнациональных
конфликтов,
в
результате
распада
единого
многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет
негласная
пропаганда
насилия,
а
в
обществе
насаждается
приоритет
материальных
ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной,
социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее
время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В
детско-юношеской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым,
жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие
дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают
нелегкую
науку
воспитания
в
жестких
условиях.
За
последнее
десятилетие
мы
практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы
стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической,
политической, культурной и других сферах общественной жизни, возрастает потребность
повышения
уровня
воспитания
и
образования
подрастающего
поколения.
Одним
из
ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и
развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее
интересы. Проблема действительно остра и находит отражение в послании президента В.
В. Путина России к Законодательному собранию: «На улицах наших городов и посёлков
2
мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в
СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда
были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же
были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с
грязной
водой
и
ребёнка
выплеснули.
Сегодня
это
проявляется
в
равнодушии
к
общественным
делам
часто,
в
готовности
мириться
с
коррупцией,
с
наглым
стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это
порой
приобретает
безобразные,
агрессивные,
вызывающие
формы,
скажу
больше
–
создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России. Сегодня
российское
общество
испытывает
явный
дефицит
духовных
скреп:
милосердия,
сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что
всегда,
во
все
времена
исторические
делало
нас
крепче,
сильнее,
чем
мы
всегда
гордились».
В
результате
формирования
личности
в
создавшихся
условиях
мы
получаем
человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к
подлинно
человеческим
отношениям
и
духовно
отчужденного
от
мира
природы
и
человеческой культуры.
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день
становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы
дошкольного
образования
возрастает,
и
становится
наиболее
актуальной
наряду
с
преемственной ей системой школьного образования.
Следует отметить, что проблема нравственности сегодня приобрела небывалую
остроту.
Теоретические
и
прикладные
установки
в
этой
области
востребованы
педагогической теорией и практикой.
Анализ
философской
литературы
свидетельствует
о
том,
что
в
работах
отечественных
философов
(И.
А.
Ильина,
П.
А.
Флоренского
и
др.)
определяется
содержание, сущность и формы духовно-нравственного воспитания, рассматривается роль
духовно-нравственного воспитания в истории русской государственности.
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-
нравственной
сферы
и
ставило
перед
собой
основную
цель
–
воспитать
ребенка
мыслящим,
добродетельным,
милосердным,
совестливым,
верящим
в
возможность
совершенствования мира и людей.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,
приобретение
знаний
об
окружающем
мире,
образование
нравственных
навыков
и
привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,
и
обращения
к
духовной
жизни
начинается
-
так
же
в
дошкольном
возрасте
–
с
нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-
нравственное
воспитание
ребенка
с
первых
лет
жизни
обеспечивает
его
адекватное
социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,
дошкольного образовательного учреждения и государства.
В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности.
Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее.
3
Духовность
–
это
потребность
и
способность
человека
устремляться
к
вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца ,
проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим
духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс
взаимодействия
ребенка
с
элементами
духовной
культуры,
направленный
на
становление
внутренней
системы
духовных
ценностей
(абсолютных,
общечеловеческих).
Педагогическим сообществом
России разработаны принципы работы по духовно-
нравственному развитию дошкольников:
Принцип
интегративности
реализуется
во
взаимосвязи
образовательных
областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер
искусства.
Принцип
проблематизации заключается в создании условий для постановки и
решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые
проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.
Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная
культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи
игры
с
другими
специфически
детскими
видами
деятельности
(изобразительной,
конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и
обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и
ребенка
как
равноправных
партнеров,
обеспечивает
возможность
саморазвития
каждого,
диалогичность
взаимодействия,
преобладания
эмпатии
в
межличностных
отношениях.
Принцип
краеведения
реализуется
через
максимальное
включение
в
образовательный процесс культуры Нижегородской области
Принцип
учета
возрастных
особенностей
и
концентричности
позволяет
рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к
ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование
позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического
процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип
системности
направлен
на
развитие
системы
отношений:
семья
-
детский сад – семья - школа –семья – общественные организации.
Предпринятые
на
сегодняшний
день
попытки
воспитания
духовно-нравственной
личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является
4
семья.
Многим
родителям
просто
неизвестно,
что
именно
в
дошкольном
возрасте
происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на
основе
подражания.
Поэтому
необходимо
помочь
родителям
осознать,
что
в
первую
очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские
годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение
значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни
один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются
основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину
сформирован как личность.
ЭПИЛОГ:
Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию
рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых
обеспечивает
духовно-нравственное
становление
растущего
человека.
На
мой
взгляд,
содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный
опыт,
который
приобретается
ребенком
и
«взращивается»
педагогом
в
процессе
педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном
взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-
нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно
через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя
как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и
принимать верное решение.
Театрализованная
деятельность
удивительный
мир
сказочного
волшебства
и
перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития
ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже
несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью по развитию творческих
способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является,
развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов,
упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм
перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее
мотивом
воздействия.
Все
игры
и
упражнения,
используемые
на
непосредственно
образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного
воспитания. Именно
благодаря
театрализованной
деятельности
осуществляется
эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и
помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через
свою душу, сделать правильный моральный выбор.
ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ НАПАЛКОВ,
Заслуженный работник Республики Коми,
лауреат государственной премии
Правительства Республики Коми,
преподаватель основ актерского
мастерства и режиссуры
театрального отделения
5
Гимназии искусств
при Главе Республики Коми
6