Напоминание

"Театрализация как форма духовно-нравственного воспитания"


Автор: Напалков Виктор Михайлович
Должность: преподователь театрального отделения
Учебное заведение: ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" им. Ю.А.Спиридонова
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми.
Наименование материала: Статья
Тема: "Театрализация как форма духовно-нравственного воспитания"
Дата публикации: 10.01.2018
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Театрализация как форма

духовно-нравственного воспитания»

Автор – ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ НАПАЛКОВ,

Заслуженный работник Республики Коми,

лауреат государственной премии

Правительства Республики Коми,

преподаватель основ актерского

мастерства и режиссуры

театрального отделения

Гимназии искусств

при Главе Республики Коми

1

"Прекрасное - побуждает доброе… "

Д. Б. Кабалевский.

ПРОЛОГ:

На современном этапе развития общества растёт потребность людей осваивать

культурное богатство приобщаться к общечеловеческим духовным ценностям. Искусство

является

прекрасным

средством

для

воспитания

высоких

нравственных

качеств

в

человеке. Вот это и нужно учитывать при воспитании молодого поколения, вводить

ребёнка в мир прекрасного, чтобы с помощью искусства, которое обращается к уму

человека, через его сердце и душу, воздействовать на формирование внутреннего мира

дошкольников. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование

социально

активной

творческой

личности,

способной

понимать

общечеловеческие

ценности , гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к

творческому

труду,

сочинительству,

фантазированию.

В

процессе

театрализованной

деятельности происходит развитие личности ребёнка, а именно:

- углубляются знания детей об окружающем мире;

- развиваются психические процессы;

-

активизируется

и

совершенствуется

словарный

запас,

грамматический

строй

речи,

звукопроизношение, навыки связной речи;

- развивается эмоционально-волевая сфера;

- формируется чувство коллективизма, опыт нравственного поведения;

- стимулируется развитие творческой активности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Трансформация

Российского

общества

в

90-е

годы

привела

к

кардинальным

изменениям

направлений

общественного

развития,

которые

вызвали

определенное

расслоение общества, снижение жизненного уровня, изменение в иерархии ценностей. На

фоне

обострения

межнациональных

конфликтов,

в

результате

распада

единого

многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет

негласная

пропаганда

насилия,

а

в

обществе

насаждается

приоритет

материальных

ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной,

социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее

время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В

детско-юношеской среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым,

жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие

дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают

нелегкую

науку

воспитания

в

жестких

условиях.

За

последнее

десятилетие

мы

практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы

стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической,

политической, культурной и других сферах общественной жизни, возрастает потребность

повышения

уровня

воспитания

и

образования

подрастающего

поколения.

Одним

из

ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и

развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее

интересы. Проблема действительно остра и находит отражение в послании президента В.

В. Путина России к Законодательному собранию: «На улицах наших городов и посёлков

2

мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в

СМИ, да и в наших головах в последние, в предыдущие 15–20 лет. Это и понятно. Тогда

были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же

были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с

грязной

водой

и

ребёнка

выплеснули.

Сегодня

это

проявляется

в

равнодушии

к

общественным

делам

часто,

в

готовности

мириться

с

коррупцией,

с

наглым

стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И всё это

порой

приобретает

безобразные,

агрессивные,

вызывающие

формы,

скажу

больше

создаёт долгосрочные угрозы обществу, безопасности, да и целостности России. Сегодня

российское

общество

испытывает

явный

дефицит

духовных

скреп:

милосердия,

сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи – дефицит того, что

всегда,

во

все

времена

исторические

делало

нас

крепче,

сильнее,

чем

мы

всегда

гордились».

В

результате

формирования

личности

в

создавшихся

условиях

мы

получаем

человека развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к

подлинно

человеческим

отношениям

и

духовно

отчужденного

от

мира

природы

и

человеческой культуры.

Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день

становится всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы

дошкольного

образования

возрастает,

и

становится

наиболее

актуальной

наряду

с

преемственной ей системой школьного образования.

Следует отметить, что проблема нравственности сегодня приобрела небывалую

остроту.

Теоретические

и

прикладные

установки

в

этой

области

востребованы

педагогической теорией и практикой.

Анализ

философской

литературы

свидетельствует

о

том,

что

в

работах

отечественных

философов

(И.

А.

Ильина,

П.

А.

Флоренского

и

др.)

определяется

содержание, сущность и формы духовно-нравственного воспитания, рассматривается роль

духовно-нравственного воспитания в истории русской государственности.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-

нравственной

сферы

и

ставило

перед

собой

основную

цель

воспитать

ребенка

мыслящим,

добродетельным,

милосердным,

совестливым,

верящим

в

возможность

совершенствования мира и людей.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных,

приобретение

знаний

об

окружающем

мире,

образование

нравственных

навыков

и

привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта,

и

обращения

к

духовной

жизни

начинается

-

так

же

в

дошкольном

возрасте

с

нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-

нравственное

воспитание

ребенка

с

первых

лет

жизни

обеспечивает

его

адекватное

социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,

дошкольного образовательного учреждения и государства.

В науке нет единого понимания сути, содержания и задач воспитания духовности.

Существует многообразие подходов, можно выделить в них общее.

3

Духовность

это

потребность

и

способность

человека

устремляться

к

вершинам бытия, слушать свой внутренний голос и бескорыстно, по зову сердца ,

проявлять деятельностную любовь к окружающим людям и природе. В связи с этим

духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс

взаимодействия

ребенка

с

элементами

духовной

культуры,

направленный

на

становление

внутренней

системы

духовных

ценностей

(абсолютных,

общечеловеческих).

Педагогическим сообществом

России разработаны принципы работы по духовно-

нравственному развитию дошкольников:

Принцип

интегративности

реализуется

во

взаимосвязи

образовательных

областей программы и различных элементов человеческой культуры разных сфер

искусства.

Принцип

проблематизации заключается в создании условий для постановки и

решения проблем, введения ребенка в мир человеческой культуры через ее открытые

проблемы путем повышения активности, инициативы детей в их решении.

Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная

культура, ее потенциал имеет огромное развивающее значение.

Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи

игры

с

другими

специфически

детскими

видами

деятельности

(изобразительной,

конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.), которые взаимодействуют и

обогащают друг друга.

Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и

ребенка

как

равноправных

партнеров,

обеспечивает

возможность

саморазвития

каждого,

диалогичность

взаимодействия,

преобладания

эмпатии

в

межличностных

отношениях.

Принцип

краеведения

реализуется

через

максимальное

включение

в

образовательный процесс культуры Нижегородской области

Принцип

учета

возрастных

особенностей

и

концентричности

позволяет

рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к

ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование

позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического

процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

Принцип

системности

направлен

на

развитие

системы

отношений:

семья

-

детский сад – семья - школа –семья – общественные организации.

Предпринятые

на

сегодняшний

день

попытки

воспитания

духовно-нравственной

личности ребенка показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является

4

семья.

Многим

родителям

просто

неизвестно,

что

именно

в

дошкольном

возрасте

происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на

основе

подражания.

Поэтому

необходимо

помочь

родителям

осознать,

что

в

первую

очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские

годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность

семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение

значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни

один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются

основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину

сформирован как личность.

ЭПИЛОГ:

Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию

рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых

обеспечивает

духовно-нравственное

становление

растущего

человека.

На

мой

взгляд,

содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный

опыт,

который

приобретается

ребенком

и

«взращивается»

педагогом

в

процессе

педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном

взаимодействии со сверстниками.

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-

нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно

через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя

как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и

принимать верное решение.

Театрализованная

деятельность

удивительный

мир

сказочного

волшебства

и

перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития

ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Вот уже

несколько лет я занимаюсь целенаправленной деятельностью по развитию творческих

способностей дошкольников. Основой педагогической технологии в моей работе является,

развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов,

упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм

перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее

мотивом

воздействия.

Все

игры

и

упражнения,

используемые

на

непосредственно

образовательной деятельности, базируются на принципах личностно-ориентированного

воспитания. Именно

благодаря

театрализованной

деятельности

осуществляется

эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и

помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через

свою душу, сделать правильный моральный выбор.

ВИКТОР МИХАЙЛОВИЧ НАПАЛКОВ,

Заслуженный работник Республики Коми,

лауреат государственной премии

Правительства Республики Коми,

преподаватель основ актерского

мастерства и режиссуры

театрального отделения

5

Гимназии искусств

при Главе Республики Коми

6



В раздел образования




Яндекс.Метрика