Напоминание

"Хореографическое искусство как творческо-педагогический инструмент духовно-нравственного воспитания личности"


Автор: Пупышева Татьяна Трофимовна
Должность: преподователь хореографических дисциплин театрального отделения
Учебное заведение: ГПОУ "Гимназия искусств при Главе Республики Коми" им. Ю.А.Спиридонова
Населённый пункт: г. Сыктывкар, Республика Коми.
Наименование материала: Статья
Тема: "Хореографическое искусство как творческо-педагогический инструмент духовно-нравственного воспитания личности"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Хореографическое искусство

как творческо-педагогический инструмент

духовно-нравственного воспитания личности»

Автор

– преподаватель хореографических дисциплин

театрального отделения Гимназии искусств

при Главе Республики Коми

Татьяна Трофимовна Пупышева

,

Заслуженный работник Республики Коми,

лауреат государственной премии

Правительства Республики Коми

Введение

Данная работы обусловлена современной тенденцией роста числа хореографических

коллективов, не уделяющих в достаточной мере внимания формированию и развитию

творческих потенциалов личности на занятии хореографии. Сегодня мы имеем много

примеров хорошей постановки воспитательной работы во многих коллективах, но, вместе

с тем, есть и такие коллективы, которые упускают основную цель - воспитания. Развивая

танцевальные, технические навыки исполнения, часто упускается возможность развивать

внутренний мир, что неминуемо сказывается на исполнительской культуре. Богатство

внутренней

жизни,

наполненность

чувством,

творческая

фантазия,

воображение,

устремленность

к

идеалам

одухотворяет

танец,

делает

самые

простые

движения

содержательными, тем самым формируя всесторонне развитую личность участников,

Функции

хореографического

искусства

воспитательные,

образовательные

и

коммуникативные. Основными направлениями является нравственное, художественное и

эстетическое

воспитание.

Внешнее

выражение

процесса

воспитания

выражаются

в

формах, которые можно делим на основные, дополнительные и формы художественно-

эстетического

воспитания.

Воспитание

осуществляется

с

помощью

определенных

методов.

Процесс

обучения

основывается

на

основных

принципах,

их

содержания

является единым для проведения процесса обучения в любом коллективе.

Цели и задачи воспитательной работы

Любой

вид

искусства

имеет

свой

выразительный

язык,

свои

творческие

закономерности, которые обязательны и для профессионалов, и для артистов-любителей.

Целью

учебно-воспитательной

работы

в

любительском

хореографическом

коллективе

является не столько приобретение профессиональных качеств, знаний и навыков, сколько

воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания -

формирование

и

развитие

ребенка

как

личности, обладающей

теми

полезными

качествами,

которые

ей

необходимы

для

жизни

в

обществе.

Цели

воспитания

не

устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянным в любом обществе. Меняется

система

общественного

устройства

и

социальные

отношения

-

изменяются

и

цели

воспитания.

Методика

учебно-воспитательной

работы

не

может

быть

единой

для

всех

хореографической

самодеятельности,

так

как

отличается

творческим

направлением,

численностью,

возрастным

составом,

интеллектуальным

уровнем

участников.

Это

определяет специфику работы, формы, методы и программы.

Воспитание

в

хореографическом

коллективе

направленно

на

два

объекта:

на

зрителей

и

участников.

При

этом

процессе

выступления

перед

зрителями

участники

становятся воспитателями. Любительское хореографическое творчество стало одним из

аспектов

общественно-

культурной

деятельности,

воспитание

самих

участников,

т.е.

«воспитание воспитателей», становится одним из главных направлений его деятельности.

Остановимся на трех основных функциях воспитания, развитию которых способствует

участие в хореографическом коллективе- эстетическом, нравственном, художественном и

воспитанию трудолюбия.

2

Эстетическое

воспитание

предполагает

целенаправленное

формирование

эстетических

вкусов

и

идеалов

личности,

развитие

ее

способности

к

эстетическому

восприятию действительности, а также к творчеству в области искусства.

Художественное воспитание

является составной частью эстетического.

Основным средством художественного воспитания является общение с произведениями

искусства различных видов, родов и жанров. Наиболее важной для танцоров-любителей

является

работа,

связанная

с

учебно-художественными

задачами

коллектива,

когда

участники изучают материал, необходимый для более глубокого постижения репертуара,

направленная

на

расширение

и

обогащение

знаний.

Учитывая

все

эти

особенности

художественного

воспитания,

руководителю

необходимо

рассматривать

его

в

первую

очередь как средство развития личности.

Основной задачей нравственного воспитания является, прежде всего, формирование

норм

и

правил

поведения

участников

коллектива,

развитие

чувства

коллективизма,

товарищеской

взаимопомощи,

честности,

любви

к

танцевальному

искусству,

которое

оказывает особенно глубокое воздействие на личность.

Все

это

ставит

перед

руководителями

задачу

обдуманного

и

целенаправленного

использования средств хореографического искусства.

Детство – это пора формирования нравственности, из которой произрастают затем

навыки духовной жизни целого поколения. В школьные годы закладываются основы

мировоззрения, понимания целей и задач становления идейной личности, способной

ради общего блага пожертвовать своими эгоистическими интересами. Любой школьный

коллектив, и конечно художественный, должен создать такую атмосферу, при которой эти

качества личности развивались бы гармонично.

Трудолюбие -

один

из

важнейших

качеств

личности

школьника.

Занятия

хореографией

должны

развивать

трудолюбия,

а

они

тренируются

в

постепенном

и

неуклонном овладении учениками качеством своего танцевально-творческого труда. В

танцевальном коллективе, где основой занятий является материал учебной программы,

важно донести до учеников задачи и требования к его усвоению.

Формы

Формы воспитания – это внешнее выражение процесса воспитания. Содержание

воспитательного

процесса,

как

нам

уже

известно,

составляют

качества

и

свойства

всесторонне

и

гармонически

развитой

личности

эстетические,

художественные,

нравственные,

трудовые.

На

практике

это

содержание

воплощается

в

конкретную

организацию, которая должна ему максимально соответствовать.

К

основным

формам

относится;

репетиция,

генеральная

репетиция,

концертная

деятельность,

дополнительные

или

индивидуальные

посещения

концертов,

театров,

просмотр специальных фильмов – балетов. Их проведение организуются в свободное,

удобное для участников время.

К формам художественно – эстетического самообразования относится самостоятельное

изучение теории и истории театра, балета, искусства. Организуется самообразование в

основном в индивидуальном порядке и не регламентируется.

3

Методы и принципы

Руководителю,

для

успешной

профессиональной

деятельности

нужны

определенные

знания

педагогике

и

психологии.

Иногда

руководители

считают,

что

главное в творческой работе – это показ танца, но столкнувшись с тем, что участники,

добросовестно повторяющие за ними движения, не могут ими овладеть, понимают –

чтобы

научится

танцевать,

надо

иметь,

педагогические

знания.

Педагогические

способности руководителя развиваются, и укрепляются в процессе работы с коллективом,

и

основывается

на

показе

танцевальных

движений

и

их

объяснениях.

В

период

проведения учебной – тренировочных занятий руководитель должен разъяснить важность

и

необходимость

хореографических

упражнений,

которые

являются

основой

совершенствования исполнительского мастерства, развивает

у исполнителей чувства

самоконтроля.

Порядок

и

систему

обучения

хореографическим

навыкам

необходимо

продумывать заблаговременно.

Особенности воспитания средствами хореографии

Хореографию

смело

можно

представить

как

систему

воспитания

личности

ребенка.

Обращаясь

к

танцевальной

культуре,

дети

и

подростки

проходят

школу

духовного,

музыкально – танцевального воспитания.

Создавая содержательный репертуар, хореографы ставят ребят объективно под

непосредственное влияние музыки и танцевального образа, воспитывая в них различные

нравственные чувства в них различные нравственные чувства и мысли, подводят их к

пониманию

как

моральных,

так

и

нравственных

мотивов

поведения,

поэтому

содержательной линии развития танца придается особое значение.

Танцевально-музыкальная культура способствует эстетическому развитию личности,

эмоциональному росту.

Хореографический коллектив – одна из

распространенных форм эстетического и

нравственного воспитания школьников, он объединяет детей, склонных к танцевальному

искусству и желающий получить основу танцевальной грамотности. Получая эстетическое

развитие на занятиях хореографией, вступая на вечерах в концертах и смотрах, дети и

подростки оказывают эстетическое воздействие и на своих сверстников- школьников,

поэтому результат эстетического воспитания зависит от серьезности поставленного дела.

Для

того

чтобы

перевести

акцент

в

работе

на

воспитание,

необходимо

овладеть

педагогическим

мастерством,

научиться

использовать

процесс

занятий,

репетиций,

выступлений

для

раскрытия

содержания

танцевальной

деятельности

школьников.

Хореография – искусство синтетическое, в ней музыка оживает в движении, приобретает

осязательную

форму,

а

движения

как

бы

становятся

слышимыми.

Живописность

и

графичность

поз

и

положений

танцоров

роднит

ее

с

живописью

и

скульптурой.

Это

позволяет использовать хореографию как средство эстетического воспитания широкого

профиля.

Культура,

образованность

руководителя

необходимы

так

же,

как

его

профессиональное владение методикой обучения танцу, ибо эта общая культура позволит

ему сосредоточивать внимание ребят на связи движений с музыкой, выразительностью,

4

красотой формы движений, позволит, как бы, выйти за пределы танца в сферу других

искусств, объединенных художественностью выражения правды жизни.

Воспитательная основа в музыкально – танцевальных произведениях

Музыка и танец развивают эмоциональную сферу ребенка. Если научные предметы

сообщают

ему

знания

о

мире,

то

музыкально

танцевальное

искусство

вызывает

эмоциональный отклик, связанный с преображенными в танце явлениями объективного

мира. Скажем, музыкальный образ «Весны» может вызвать целую гамму переживаний,

связанных с представлением об этом времени года: запахами зелени, травы, листьев,

яркостью

неба

и

солнца,

предчувствием

перемен,

может

вызвать

приподнятое

праздничное

настроение,

ассоциирующееся

с

весенними

днями,

образом

родной

природы.

Художественный образ

В

любительских

коллективах

создание

танцевального

образа

требует

отражения

поэтических

аналогов

с

жизнью,

которые

могут

вызвать

различные

ассоциации

в

соответствии

с

музыкальным

материалом.

Если

мы

что-то

проиграем

в

конкретности

образа,

то

выиграем

в

емкости

тех

ощущений,

которые

он

не

должен

пробудить.

Сказанное

не

означает

игнорирования

понимания

отношений

действующих

лиц.

Напротив- они должны быть явными и определенными.

Сила

художественного

образа,

в

частности

танцевального,

заключается

в

той

эмоциональной

силе,

которая

заставляет

исполнителей

или

воспринимающих

лучше

оценивать свои и чужие поступки не только потому, что они будут поняты (что хорошо и

что плохо), а потому, что будут глубоко пережиты (например, чувство стыда и неловкости

за

плохой

поступок

или

неправильное

отношение,

чувство

гордости

и

радости

за

проявленный героизм, чуткость, находчивость).

Воспитывая детскую аудиторию через образы хореографии, мы раскрываем в детях

эстетическую

чуткость

к

прекрасному

и

безобразному,

возвышенному,

низменному,

комическому, трагическому в различных его проявлениях. В опосредованной форме, по

сравнению с драматическим искусством, мы учим детей любить и ненавидеть, страдать и

радоваться, чувствовать нравственную красоту и уродство и, в конечном счете, чутьем

угадывать

сущность

нравственного

содержания

танцевальных

образов.

Содержание

образа

в

сочетании

его

с

условной

формы

вызывает

комплексное

ощущение

действительности (цепь рефлексов) и постепенно становится такой же естественной, как

сочетание

слова

и

звука

в

песне.

Отсюда

делают

дальнейшие

шаги,

углубляющие

и

расширяющие представления школьников о танцевальном образе и тех компонентов, из

которых

он

складывается.

Актерской

и

музыкальной

выразительности,

логике

танцевального движения – его органичности, в сочетании с эстетическими правилами

движений классического, народного и бального танца.

Создание танцев для детей с исполнением классики дает возможность в постановочной

работе развивать их кругозор, в частности, творческое отношение к народным темам.

При создании сюжетных постановок важно понимать процесс роста ребенка, идти от его

прошлого

опыта

к

явлениям

настоящего.

Драматургия

танца

может

отразить

борьбу

противоречивых чувств между правом и обязанностью, сознание и несознательностью,

5

волей и безволием, коллективизмом и индивидуализмом, интересом к природе, любовью

к ней и равнодушием, непониманием ее эстетического и нравственного значения.

Драматург-балетмейстер

должен

проникнуться

психологией

и

интересами

своих

воспитанников.

Постепенно

ученик

начинает

понимать

свое

место

в

коллективе,

необходимость

подчинения

ему

своих

личных

интересов.

Новые

знания

расширяют

кругозор и развивают любознательность в отношении всего окружающего. В процессе

творческого

обучения

эмоциональная

сфера

учащихся

значительно

расширяется.

Школьник огорчается, когда ему не доверяют, не верят в его силу, ловкость, умение быть

не хуже других.

Чувство страха исходит не столько из внешних явлений, как в раннем детстве, сколько из

нежелания показаться смешным, трусливым, неловким. Часто дети, чтобы скрыть свою

стеснительность, неуверенность, прибегают к маскировке- внешней браваде, к игре в

бесстрашие.

Учитывая, что в играх детей возникают такие общественные мотивы, как взаимная

поддержка, товарищество, самоотверженность и смелость, можно использовать в танце

темы путешествий, походов, приключений, образы любимых героев, космонавтов и т. п.

Отражение

таких

чувств

в

танцевальной

практике

закрепляет

эмоциональное

общественное сознание детей.

Искусство хореографии, близкое к “растительным” и “животным” формам движении

животной

природы,

ассоциативно

может

показать

всю

ее

многоплановую

красоту

и

духовность. Мысль о том, что человек и человеческий ум, человеческая совесть возносят

его над природой, проходит красной нитью в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых

лебедей»,

ведь

это

перекликается

с

великим

произведением

музыкально-балетного

искусства «Лебединым озером» П. И. Чайковского. Драматургия конфликта человека и

природы может стать воспитывающей основой танцевальных произведений для детей и

подростков.

Большое

место

в

детских

коллективах

занимает

гражданская

тематика,

часто

интерпретирующая в детском танце героические образы прошлого нашей Родины. Изучая

репертуар детских коллективов во время просмотров концертных номеров, знакомясь с

ним по сообщениям периодической печати, мы можем сказать о тенденции обращения

балетмейстеров детской самодеятельности к нравственным темам.

Значительно

расширилась

тематика

детских

танцевальных

номеров.

Диапазон

нравственных

вопросов,

затрагиваемых

в

них,

достаточно

широк.

Они

выражают

и

отношение ребят друг к другу, чувства товарищества, уважения, взаимопомощи и более

обобщенные чувства-любви и уважения к людям, другим народам, героический пафос,

бесстрашие, смелость, верность своему народу, долгу.

Хореографическая лексика

Каким же должен быть танцевальный язык для детских произведений? Несомненно, он

зависит от возможностей и способностей учащихся. Поэтому с точки зрения количества

движений

и

их

технических

трудности

они

ограничены.

Однако

это

не

исключает

6

необходимости

создания

качественного

богатства

движений,

сочетающих

в

себе

естественный импульс движений с условно танцевальным языком.

Специфика танцевального языка состоит в том, что, подобно лейтмотиву, основное

движение,

созданное

балетмейстером,

может

повторяться,

варьироваться,

видоизменяться. Поэтому следуют создавать не просто движения, а их динамическую

картину (по аналогии с картиной звуков в музыке). В связи с этим, задачей балетмейстера

является постоянное обогащение знаний в области своего искусства и музыки, с одной

стороны, и психологии учащихся, с другой. Например, в работе со школьниками особенно

важно и при исполнении танцев, и на репетициях творчества создавать ситуацию игры; в

этом

залог

детского

сотворчества.

В

условиях

игры

мы

знакомим

их

с

языком

сценического танца. Сама условность танцевального языка воспринимается детьми как

игра,

имеющая

правила.

Ученикам

даётся

возможность

самим

называть

качества

танцевального образа по линии изобразительности, выразительности и формы.

Заключение

Целью

нашего

общества

является

формирование

всесторонне

развитой

личности.

Хореографическая работа опирается на воспитательную роль хореографии как явления

искусства

имеющего

единым

источником

танцевальную

практику

в

области

классического,

народного,

историко-бытового

танца.

В

руках

педагога

действенные

средства

воспитания.

Всестороннее

использование

этих

средств

должно

привести

к

широкому распространению танцевальной культуры. А это в свою очередь внесёт свой

вклад в дело формирования нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное

богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Учебно-воспитательная работа

– это составная часть деятельности хореографического коллектива. Формы воспитания и

обучения тесно переплетаются в единый комплекс. Целью учебно-воспитательной работы

является воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, высоких моральных качеств.

Воспитание осуществляется с помощью методов, которые представляют собой систему

работ, в любительском коллективе основывается и на учебной работе. Систематические

учебные занятия основа основ жизнедеятельности художественного коллектива. Процесс

обучения основывается на знании и соблюдении руководителем основных принципов, их

содержание является единым.

Татьяна Трофимовна Пупышева

,

Заслуженный работник Республики Коми,

лауреат государственной премии

Правительства Республики Коми

преподаватель хореографических дисциплин

театрального отделения Гимназии искусств

при Главе Республики Коми

7

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика