Автор: Добыш Елена Александровна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ №15
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Литературная викторина по произведениям Н. Носова, как форма работы со старшими дошкольниками, способствующая формированию нравственных мотивов поведения"
Раздел: дошкольное образование
Добыш Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ№15, г. Мурманска
«Литературная викторина по произведениям Н. Носова,
как форма работы со старшими дошкольниками, способствующая
формированию нравственных мотивов поведения»
В.А Сухомлинский писал, что чтение – это «окошко», через которое дети видят мир
и познают сами себя». Книга воспитывает и формирует нравственные качества личности.
Путём
правильного
отбора
книг
можно
оказывать
благотворное
влияние
на
нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу
и
увела
в
волшебный
мир
фантазии,
показала,
что
от
чтения
можно
испытывать
удовольствие.
По моему мнению, такими и являются
произведения
Н.Носова, отвечающие
потребностям ребёнка в радости и душевном оптимизме. Рассказы Н.Носова совмещают в
себе два ценных качества юмор и поучительность. Персонажи автора живые и сложные
герои,
в
каждом
чётко
выражаются
различные
стороны
характера.
После
прочтения
произведений
«Фантазёры»,
«Затейники»
и
«Мишкина
каша»,
я
заметила,
что
в
непосредственных
жизненных
ситуациях
дети
обращаются
к
поступкам
литературных
героев, сравнивая их с действиями сверстников, а сюжеты рассказов становятся сюжетами
детских игр. Проживая в игре жизнь полюбившихся героев, дети приобретают их духовный
и нравственный опыт в практической деятельности.
Для поддержания интереса детей к творчеству Н.Носова, я использую литературную
викторину. Викторина
-
(от
лат. victoria -
победа)
согласно
словарю
русского
языка
С.И.Ожегова, представляет собой «игру в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-
нибудь
общей
темой».
Эта
эффективная
форма
работы
посредствам
весёлых
познавательных
заданий,
позволяет
детям
совершать
увлекательные
путешествия
по
страницам
полюбившихся произведений
Н.Носова, а так же содействует сплочению
коллектива, умению работать в команде, формированию нравственных мотивов поведения.
Литературная викторина по рассказам Н.Носова в старшей группе.
Задачи:
1. Образовательная область «Социализация»
Воспитывать
ценностное
отношение
к
произведениям
художественной
литературы;
Приобщать детей к социально - нравственным ценностям;
Формировать
избирательное
отношение
к
образам
литературных
героев,
умение оценивать их действия и поступки;
2. Образовательная область « Коммуникация»
Развивать выразительность речи, умение находить точное и выразительное
слово;
Учить проявлять самостоятельность в высказываниях, стремление делиться
впечатлениями;
Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по
тексту;
Совершенствовать
навыки
построения
рассуждений,
побуждать
драматизировать отрывки по ролям.
Материалы и оборудование:
1.
Кукла Незнайка;
2.
Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;
3.
Иллюстрации к рассказу «Карасик»;
4.
Разрезные картинки к рассказу «Фантазёры»;
5.
Картинки - подсказки «Хорошие и плохие поступки»;
6.
Пособие «Дерево добра» с яблоками зелёного и красного цвета;
7.
Шкатулка;
8.
Предметные картинки к рассказам Н. Носова: шляпа, огурцы, ведро с песком,
телефон, кастрюля, катушка с нитками и иголкой и иллюстрации к этим рассказам.
9.
«Солнышко» с ленточками 2 шт. (для деления на 2 команды).
10.
Портрет Н. Носова;
11.
Мяч;
12.
Аудиозапись песенки Незнайки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите книги?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Cегодня,
мы отправимся в путешествие по страницам любимых
книг.
Пальчиковая игра «Книга»:
Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пройдём от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
(Ладошки
соединяются
вместе
«книжкой»,
раскрывают
и
закрывают
«книгу»,
поочерёдно соединяют одноимённые пальцы обеих рук, начиная с мизинцев.)
Воспитатель:
К нам в гости спешит один книжный герой, который очень любит
придумывать, сочинять. Отгадайте кто он:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой…
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Кто придумал Незнайку и всех его друзей?
Дети: Незнайку придумал писатель Н. Н. Носов.
Воспитатель: Вот портрет Николая Николаевича Носова.
Носов был очень весёлым человеком, благодаря своей наблюдательности, подмечал
в жизни смешные истории, а потом описывал их в своих рассказах и сказках.
О ком и для кого писал свои рассказы Н.Носов?
Дети: Носов писал о детях и для детей.
Воспитатель: Предлагаю поиграть, а заодно вспомнить произведения Н.Носова.
Игра: "Цепочка слов".
Дети передают друг другу
мяч, называют знакомые
произведения.
Воспитатель: Ребята, Незнайка читал
много
рассказов Носова и даже принёс
картинки с предметами из своих самых любимых рассказов. Только случайно перепутал,
какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?
Дети: Поможем.
ИГРА: «Узнай рассказ по предмету»
Воспитатель: Разделимся на
две команды. (Дети
делятся, взявшись за концы
ленточек, придумывают названия командам).
Детям
из
команды
«Фантазёры»
раздаются
карточки
с
предметами,
детям
из
команды «Затейники»- иллюстрации к рассказам. Воспитанники находят пару, называют
рассказ.
Воспитатель: Вот видишь, Незнайка, наши дети хорошо знают и любят рассказы Н.
Носова.
Воспитатель: Ребята, а за что вы полюбили рассказы писателя Носова?
Дети: Рассказы
Н. Носова весёлые,
поучительные, смешные, удивительные,
интересные, познавательные, забавные.
Воспитатель: Незнайка такой озорник, он предлагает вам повеселиться и немного
пошалить.
ФИЗМИНУТКА (под песню Незнайки)
Воспитатель: Незнайка, а читал ли ты рассказ Носова «Фантазёры»?
Воспитатель: Незнайка сказал мне, что он и сам фантазёр хороший, но рассказа
такого не читал.
Воспитатель: Ребята, а кто такой фантазёр, как другими словами сказать. Фантазёр-
это…
Дети:
Выдумщик,
затейник,
мечтатель,
придумщик,
сочинитель,
изобретатель,
сказочник.
Воспитатель: Зачем, как выдумаете, люди фантазируют?
Дети: Чтобы развеселить другого человека, сделать ему приятно.
Воспитатель: Как, например, Мишутка и Стасик, которые рассказывали друг другу
разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
Воспитатель: Расскажем
Незнайке
фантастические
истории,
которые
они
придумывали? А помогут вам их вспомнить эти картинки.
Участники
команд
складывают
предложенные
иллюстрации
к
рассказу
«Фантазёры» из частей, по очереди инсценируют отрывки из рассказа.
Воспитатель:
Так Мишутка и Стасик играли,
кто кого переврёт, и у них
получались смешные и безобидные
истории.
А кого из героев назвали в рассказе
«брехун»?
Дети: Игоря называли в рассказе «брехун».
Воспитатель: Почему Мишутка и Стасик так назвали Игоря?
Дети: Игорь врун, он обманул маму " с пользой" для себя.
Воспитатель: Как про Игоря можно сказать по другому?
Дети: Игорь врун, лгун, обманщик.
Воспитатель: С кем из героев рассказа «Фантазёры»
вы хотели бы дружить и
почему?
Дети: Мы хотели бы дружить….
Воспитатель: Как бы вы поступили на месте Игоря?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какой совет вы можете дать Игорю?
Дети: Всегда говорить правду, честно признаваться в своих поступках.
Воспитатель: Что лучше, по вашему мнению, врать или фантазировать?
Дети: Лучше фантазировать, а не врать, потому что ложь может навредить другому
человеку. С врунами и обманщиками никто не захочет дружить.
Воспитатель: А у Незнайки много друзей и они подарили ему аквариум с рыбками.
Как вы думаете, для чего?
Дети: Чтобы любоваться рыбками, заботиться о них.
Воспитатель: Вспомните,
в
каком
рассказе
Н.Носова
мальчику
тоже
подарили
аквариумную рыбку?
Дети: В рассказе «Карасик».
Воспитатель: Что сказала мама Виталику, когда узнала правду о его поступке?
Дети:
«Разве честно на других сваливать? Это только трусы боятся говорить
правду».
Игра: "Что сначала, а что потом".
Воспитатель: Расставьте иллюстрации к рассказу так, чтобы не нарушился сюжет,
что произошло сначала, а что потом.
(Команда «Фантазёры» расставляет иллюстрации в последовательности развития
сюжета 1,2,3,4,5,а команда «Затейники» проверяет и комментирует).
Воспитатель: Почему мама простила Виталика и не стала его наказывать?
Дети: Мама не наказала Виталика, потому что он всё-таки сам во всём признался.
Воспитатель: Чему вас научил рассказ «Карасик»?
Дети: Рассказ научил
быть
честным и правдивым, всегда отвечать за свои
поступки, не сваливать вину не других.
Воспитатель:
Ребята,
расскажите
Незнайке,
какие
вы
знаете
пословицы
и
поговорки, которые учат быть честными, не лгать.
Игра «Продолжи пословицу»
Воспитатель: Солжёшь сегодня, не поверят завтра;
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь;
Меньше врётся, спокойней живётся;
В ком правды нет, в том добра мало.
Игра «Дерево добра».
Воспитатель:
Ребята, поможем избавиться от дурных качеств характера героям
рассказов Н. Носова? Плохие поступки будем запирать в волшебный сундучок (красные
яблоки), а хорошие помещать на «Дерево добра» (зелёные яблоки), ведь дерево доброе и
плоды добрые даёт. А помогут вам картинки-подсказки.
Дети: Ссориться плохо, а дружить хорошо;
врать - плохо, а быть честным - хорошо;
лениться - плохо, быть трудолюбивым - хорошо;
жадничать - плохо, делиться с другими - хорошо и т.д.
Воспитатель:
Ребята,
захотелось
ли
вам
познакомиться
и
с
другими
ещё
неизвестными рассказами Н. Носова?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Незнайка дарит вам на прощанье книгу о своих приключениях, он
обязательно придет к вам снова, а сейчас
очень торопится в Солнечный город к своим
друзьям, поблагодарим его и попрощаемся с Незнайкой.