Автор: Сулейманова Любовь Тулегеновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№75
Населённый пункт: город Орел
Наименование материала: конспект НОД в старшей логопедической группе
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования администрации города Орла
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 75 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному направлению развития детей
города Орла
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей
логопедической группе на тему:
«Зимующие птицы».
Воспитатель
I квалификационной категории:
Сулейманова
Любовь Тулегеновна.
Интеграция образовательных областей.
1.Познавательное развитие.
2.Социально-коммуникативное развитие.
3.Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Уточнить и активизировать словарь по теме: «Зимующие птицы».
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать грамматический строй речи.
Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.
Развивающие: Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую
моторику, координацию речи с движениями, дыхания и правильного
речевого выдоха. Закреплять умение составлять рассказ-описание по схеме.
Продолжать учить различать звук (С) и (Ш) на слух.
Воспитательные: Воспитание бережного отношения к птицам, желание
помочь им перезимовать. Воспитывать аккуратность в работе, желание
доводить до конца.
Материалы и оборудование:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Проектор.
Ноутбук.
Образец поделки.
Досточки из пенопласта.
клеи-карандаш.
Салфетки.
Готовые формы для аппликации.
Схема-рассказа.
Мяч.
Ход работы:
1. Организационный момент: (на столе разложены картинки с
изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел,
снегирь.)
– Рассмотрите картинки и назовите.
– Как одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие птицы)
– Правильно. Так называются птицы, которые остаются зимовать? – Вы,
конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но
не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона,
голубь, воробей).
–
А
есть
и
такие,
которые
прилетают
к
нам
только
зимовать
(синицы,
снегири).
– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У
снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.
– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).
– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? (воробей)
– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).
– Эту птичку можно встретить в нашем Медведевском лесу. (Это дятел.)
Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?
– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?
(Голубь большой, сизый, воркующий.)
– Какие это птицы?
– Почему их так называют?
Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Синица, дятел, снегирь).
Чем отличаются птицы от других животных? (клюв, 2 лапки, 2 крыла, перья).
Чем питаются птицы зимой?
Птицы бывают разные по размеру, крупные и мелкие.
Посмотрите на картинки и скажите, кто крупная птица, а кто мелкая? (ворона,
воробей) (работает проектор)
Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у
кого какой клюв?
Составление предложений с союзом, а, употребление слов-антонимов.
Дети рассматривают 2 картинки птиц и составляют о них предложения с
союзом, а (У дятла клюв длинный, а у воробья короткий.)
У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (сорока и снегирь)
Лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (ворона и синица)
Образование качественных прилагательных.
Птицы отличаются по окраске перышек, или по оперению.
Если у снегиря красная грудь, как про него можно сказать? (красногрудый)
А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать?
У кого белые бока? Какая сорока? (белобокая).
Черные крылья? -
Черная голова? -
Длинный хвост? –
2. Упражнение на зрительное внимание «Кто улетел?».
На экране ноутбука: четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц.
На следующем изображении на одну картинку меньше.
– Какой птички не стало?
3. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)
– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».
Снегирь, синица, голубь, воробей. (сне гирек, синичка, воробышек)
4. Составление предложений по картине (проектор)
– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным
предложением сказать, что на ней изображено.
– Как называется домик с кормом для птиц?
– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?
– Какие птицы прилетели к кормушке?
– Сколько птиц прилетело?
– Что едят синички?
– Какие птицы улетают?
– Почему нужно помогать птицам зимой?
Просто замечательно что ваши папы вместе с вами сделали кормушки нам в
детский сад, и мы можем подкармливать птиц зимой.
Мимические упражнения.
А теперь покажите, как птицы зимой радуются корму в лесу, а как птицы
ежатся от холодного ветра в морозную погоду.
5. Игра «Доскажи слово». Активизация глагольной лексики.
Все птицы собрались на поляне и запели. Вспомним, как они подают голос?
Ворона … каркает
Сорока … стрекочет
Воробей … чирикает
Снегирь ... свистит
Синица … тинькает
6.Динамическая пауза.
Для выполнения следующего задания мы поедем туда на лыжах.
(Дети имитируют ходьбу на лыжах произносят звуки (С) и (Ш).)
Едим мы по ровной дорожке (Ш-Ш-Ш), а потом покатились с горки (С-С-С).
7.Продуктивная деятельность детей. (Составление целого из частей.)
Чтобы узнать, какие птицы здесь живут, надо выложить их из частей.
У детей подносы, на которых лежат плоскостные изображения птиц,
разрезанные на части. Каждый выкладывает свою птицу.
8.Физкультминутка.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки, (на первое слово каждой строки часто потряхивают
руками, на второе – хлопают ими по бокам.)
Греются на солнышке.
Головой вертят, (поворачивают 2 раза голову на каждую строку.)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели! (разбегаются по группе, взмахивая руками, как
крыльями.)
За метелью! За метелью!
9.Рассказы детей по схеме. (про свою поделку)
Рассказывать будем по схеме. (Схема выставляется на доску). Сначала надо
назвать птицу, сказать, крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё
окрашена головка, какой клюв, как окрашены грудка и крылья, какой хвост,
какие лапки. Чем любит полакомиться эта птица.
10. Итог занятия
– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?
– Что мы делали на занятии?
– Что понравилось?
Оценка детей.