Напоминание

"Формирование математических способностей детей дошкольного возраста".


Автор: Купцова Татьяна Венидиктовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Формирование математических способностей детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра дошкольного образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

.

Формирование

математических

способностей

детей

дошкольного возраста.

ВЫПОЛНИЛА:

Купцова Татьяна Венидиктовна

воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 18

РУКОВОДИТЕЛЬ:

Зимина Юлия Николаевна,

старший преподаватель кафедры ДО

Мурманск

2017

Содержание

1.Введение .........................................................................3

2.Психолого-педагогические основы развития математических

представлений у детей 4- 5 лет.....................................5

3.Современные требования к математическому развитию детей

дошкольного возраста.............................................6

4.Формирование математических способностей детей

дошкольного возраста……………………...............8

5.Заключение........................................................................11

6.Литература……………………………………………. 12

2

Введение

Понятие «развитие математических способностей» является

довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из

взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о

пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и

отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка

«житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются

качественные изменения в познавательной деятельности ребенка,

которые происходят в результате формирования элементарных

математических представлений и связанных с ними логических

операций. Математическое развитие — значимый компонент в

формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений

способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре

ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,

развитию творческих способностей, направлены на умственное

развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую

дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной

программы по математике. Возможно, одной из основных причин

подобных трудностей является потеря интереса к математике как

предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и

родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном

возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной

форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать

школьную программу.

1. Психолого-педагогические основы развития

математических представлений у детей 4-5 лет

Большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа

и другие математические понятия непосредственно в обучении.

Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно,

независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку

математические понятия преждевременно, он выучивает их только

словесно. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой

разумеющимся, а что нет.

·0

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не

обладает

достаточными

способностями

для

того,

чтобы

связывать

друг

с

другом

временные,

пространственные

и

причинные

последовательности

и

включать

их

в

более

широкую систему отношений. Он отражает действительность

на

уровне

представлений,

а

эти

связи

усваиваются

им

в

результате

непосредственного

восприятия

вещей

и

деятельности

с

ними.

При

классификации

объекты

или

явления объединяются на основе общих признаков в класс или

группу, например: все люди, которые умеют водить машину и

т.д.

Классификация

вынуждает

детей

подумать

о

том,

что

лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей,

поскольку ему необходимо сделать заключение о них.

Основные представления о постоянстве, операциях

классификации образуют более общую схему у всех детей примерно

между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки

логического последовательного мышления

2. Современные требования к математическому развитию

детей дошкольного возраста

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами,

осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно,

осваивают простейшие временные и пространственные отношения,

преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не

осознавая того, практически включается в простую математическую

деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и

зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы

познавательного развития. Познавательные и речевые умения

составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений,

без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка

будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание,

реализуется в содержательной самостоятельной игровой и

практической деятельности, в организуемых воспитателем

познавательных развивающих играх.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для

вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания,

воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом

инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.

Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её

развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и

приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии:

«Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии:

«Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают

ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём

многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить

элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим

пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические

блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера),

модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию

у них умений и способностей:

— оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;

— выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по

форме, величине;

— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить,

вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в

плане представлений, стремиться к творчеству;

— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в

уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и

достижении результата;

— рассказывать о выполняемом или выполненном действии,

разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания

игрового (практического ) действия.

3. Формирование математических способностей детей

дошкольного возраста

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе

— это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать,

складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку

выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике по учебникам современных

развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и

др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.

Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и

несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то

есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные

действия на математическом содержании) очень быстро приводит к

появлению «проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда

имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не

был заранее научен элементам школьной программы (счету,

вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах,

работающих по развивающим программам, проводится собеседование

с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием

которого являются вопросы и задания логического, а не только

арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору

детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики

этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках

ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,

анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление —

это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует

смириться. Существует большое количество исследований,

подтверждающих, что развитием логического мышления можно и

нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки

ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в

том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы

умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,

классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование

— в литературе также называют логическими приемами мышления.

При организации специальной развивающей работы над

формированием и развитием логических приемов мышления

наблюдается значительное повышение результативности этого

процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков

необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе

им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать,

обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные

ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому

заключению. Решение логических задач развивает способность

выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у

детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,

желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами

проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда

вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения

быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них

верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного

решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они

начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе

некий „подвох“ и для ее решения необходимо понять, в чем тут

хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование

умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи

явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе

причинно-следственной связи.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое

влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже

если ребенок не станет непременным победителем математических

олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а

если их не будет в начальной школе, то есть все основания

рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний,

необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой

сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во

время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют

склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при

подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный

фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его

познавательных и творческих способностей. Самое главное — это

привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны

проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь

интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В

начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та

или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому

предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из

области математики, развитие памяти, мышления, творческих

способностей способствуют общему математическому развитию детей

дошкольного возраста. В процессе игры дети усваивают сложные

математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии

этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и

педагог.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа

развития математических представлений у дошкольников / Е.В.

Колесникова. - М.: Сфера, 2015.

2. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие

дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.

3. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов

математических представлений в средней группе детского сада / И.А.

Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4.Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. —

СП., 2004.

5. Соловьева Е.В.

Формирование математических представлений детей 2-8 лет.

Методическое пособие. ФГОС.год 2016



В раздел образования




Яндекс.Метрика