Автор: Купцова Татьяна Венидиктовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 18
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: проектная работа
Тема: "Формирование математических способностей детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Кафедра дошкольного образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
.
Формирование
математических
способностей
детей
дошкольного возраста.
ВЫПОЛНИЛА:
Купцова Татьяна Венидиктовна
воспитатель МБДОУ г. Мурманска № 18
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Зимина Юлия Николаевна,
старший преподаватель кафедры ДО
Мурманск
2017
Содержание
1.Введение .........................................................................3
2.Психолого-педагогические основы развития математических
представлений у детей 4- 5 лет.....................................5
3.Современные требования к математическому развитию детей
дошкольного возраста.............................................6
4.Формирование математических способностей детей
дошкольного возраста……………………...............8
5.Заключение........................................................................11
6.Литература……………………………………………. 12
2
Введение
Понятие «развитие математических способностей» является
довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из
взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о
пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и
отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка
«житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются
качественные изменения в познавательной деятельности ребенка,
которые происходят в результате формирования элементарных
математических представлений и связанных с ними логических
операций. Математическое развитие — значимый компонент в
формировании «картины мира» ребенка.
Формированию у ребенка математических представлений
способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре
ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитию творческих способностей, направлены на умственное
развитие дошкольника в целом.
В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую
дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной
программы по математике. Возможно, одной из основных причин
подобных трудностей является потеря интереса к математике как
предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и
родителей — развить у ребенка интерес к математике в дошкольном
возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной
форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать
школьную программу.
1. Психолого-педагогические основы развития
математических представлений у детей 4-5 лет
Большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа
и другие математические понятия непосредственно в обучении.
Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно,
независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку
математические понятия преждевременно, он выучивает их только
словесно. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой
разумеющимся, а что нет.
·0
Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не
обладает
достаточными
способностями
для
того,
чтобы
связывать
друг
с
другом
временные,
пространственные
и
причинные
последовательности
и
включать
их
в
более
широкую систему отношений. Он отражает действительность
на
уровне
представлений,
а
эти
связи
усваиваются
им
в
результате
непосредственного
восприятия
вещей
и
деятельности
с
ними.
При
классификации
объекты
или
явления объединяются на основе общих признаков в класс или
группу, например: все люди, которые умеют водить машину и
т.д.
Классификация
вынуждает
детей
подумать
о
том,
что
лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей,
поскольку ему необходимо сделать заключение о них.
Основные представления о постоянстве, операциях
классификации образуют более общую схему у всех детей примерно
между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки
логического последовательного мышления
2. Современные требования к математическому развитию
детей дошкольного возраста
Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами,
осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно,
осваивают простейшие временные и пространственные отношения,
преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не
осознавая того, практически включается в простую математическую
деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и
зависимости на предметах и числовом уровне.
Объём представлений следует рассматривать в качестве основы
познавательного развития. Познавательные и речевые умения
составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений,
без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка
будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание,
реализуется в содержательной самостоятельной игровой и
практической деятельности, в организуемых воспитателем
познавательных развивающих играх.
Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для
вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания,
воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом
инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку.
Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её
развития, способствует получению результата.
Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и
приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии:
«Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии:
«Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.
Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают
ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём
многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить
элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим
пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические
блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера),
модели и другие.
Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию
у них умений и способностей:
— оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;
— выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по
форме, величине;
— сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить,
вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в
плане представлений, стремиться к творчеству;
— проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в
уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и
достижении результата;
— рассказывать о выполняемом или выполненном действии,
разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания
игрового (практического ) действия.
3. Формирование математических способностей детей
дошкольного возраста
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе
— это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать,
складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку
выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных
развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и
др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики.
Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и
несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то
есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные
действия на математическом содержании) очень быстро приводит к
появлению «проблем с математикой».
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда
имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не
был заранее научен элементам школьной программы (счету,
вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах,
работающих по развивающим программам, проводится собеседование
с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием
которого являются вопросы и задания логического, а не только
арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору
детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики
этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках
ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать,
анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление —
это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует
смириться. Существует большое количество исследований,
подтверждающих, что развитием логического мышления можно и
нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки
ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в
том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы
умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование
— в литературе также называют логическими приемами мышления.
При организации специальной развивающей работы над
формированием и развитием логических приемов мышления
наблюдается значительное повышение результативности этого
процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков
необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе
им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать,
обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные
ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому
заключению. Решение логических задач развивает способность
выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у
детей познавательный интерес, способность к творческому поиску,
желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами
проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда
вызывает интерес у детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения
быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них
верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного
решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они
начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе
некий „подвох“ и для ее решения необходимо понять, в чем тут
хитрость.
Логическое развитие ребенка предполагает также формирование
умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи
явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе
причинно-следственной связи.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое
влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже
если ребенок не станет непременным победителем математических
олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а
если их не будет в начальной школе, то есть все основания
рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.
Заключение
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний,
необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой
сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во
время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют
склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при
подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.
И родители, и педагоги знают, что математика — это мощный
фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его
познавательных и творческих способностей. Самое главное — это
привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны
проходить в увлекательной игровой форме.
Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь
интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В
начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та
или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому
предмету обучения.
Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из
области математики, развитие памяти, мышления, творческих
способностей способствуют общему математическому развитию детей
дошкольного возраста. В процессе игры дети усваивают сложные
математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии
этих навыков ребенку помогают близкие люди — его родители и
педагог.
ЛИТЕРАТУРА
1. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа
развития математических представлений у дошкольников / Е.В.
Колесникова. - М.: Сфера, 2015.
2. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие
дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.
3. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов
математических представлений в средней группе детского сада / И.А.
Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4.Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. —
СП., 2004.
5. Соловьева Е.В.
Формирование математических представлений детей 2-8 лет.
Методическое пособие. ФГОС.год 2016