Автор: Воронкова Евгения Анатольевна
Должность: воспитатель первой категории
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад" № 9
Населённый пункт: Краснодарский край Щербиновский район с-ца Старощербиновская
Наименование материала: Кубанский фольклор
Тема: Кубанский фольклор для дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Подготовил: воспитатель
первой категории
Воронкова Е. А.
МБДОУ ЦРР Детский сад № 9
Старощербиновская
2017г.
Казачьи поговорки.
Казачьи пословицы.
Тематическая группировка
пословиц.
Загадки.
Кубанские народные игры.
От автора.
Старинная
мудрость
напоминает
нам :
«Человек,
не
знающий
своего
прошлого,
не
знает
ничего».
Без
знания
своих
корней,
традиций
своего
народа
нельзя
воспитать
полноценного
человека,
любящего
своих
родителей, свой дом, свою страну, с уважением
относящегося к другим народам.
Сегодня возникла необходимость взглянуть на
во спит ание
с
современных
п о з и ц и й ,
реализовать
на
практике
условия
для
все стороннего
развития
н р а в с т в е н н о -
патриотического
потенциала
дошкольника
через
грамотное
построение
педагогического
процесса в детском саду. Именно поэтому в
детском саду идет восстановление утраченных
с в я з е й
м е ж д у
п о к о л е н и я м и ,
и д е т
формирование у детей чувства исторической
сопричастности к своему роду.
Чтобы дети знали свою историю, почитали
наши праздники, знали обычаи и традиции
своих предков, я в воспитательном процессе в
детском
саду
практикую
играть
в
игры,
в
ко т о р ы е
и г р а л и
п р е ж н и е
к а з а к и
и
празднование
старых
русских
праздников
в
казачьем духе. Огромную помощь в работе
оказывает
казачий
фольклор:
пословицы,
поговорки, загадки, сказки кубанских казаков.
Приобщение детей к культуре родного края
через
фольклор,
а
главное,
через
личное
участие,
за ложит
в
дет ской
п а м я т и
информацию,
которую
они
пронесут
через
всю
жизнь
и
смогут
рассказать
все
своим
детям.
Основная цель этой картотеки - воспитывать
интерес к истории Кубани, прививать любовь
к своей малой Родине, развитие речи детей.
Практический материал можно использовать в
различных формах работы с детьми: НОД,
индивидуальной работе, развлечениях и
досугах ДОУ.
Я горжусь своим краем и стараюсь
привить эту гордость детям, потому что за
ними будущее России.
Где честь нуждалась в поддержке - там были
казаки.
Отцы для сыновей строили дом.
Донец в занятиях, в отдыхе, в забавах всегда
является воином.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи
скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак молодой, а сноровка старая.
Казаком быть - не разиня рот ходить.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Веселы привалы, где казаки запевалы.
Где тревога, туда казаку и дорога.
Лучше иметь длинные уши, чем длинный
язык.
Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
Не хвались казак травою, хвались сеном.
Пироги на кустах терна не растут.
Хочешь быть на высоте - выбирай путь в гору.
Пословицы и поговорки - особый вид устной
поэзии. Они невелики по объёму, но очень ёмки по
смыслу. Как писал К. Д. Ушинский: "Наши
пословицы важны для первоначального обучения
тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская
народная жизнь со всеми живописными
особенностями. Может быть, ничем нельзя так
ввести дитя в понимание народной жизни, как
объясняя им значение народных пословиц".
Р а б от а
н а д
п о с л о в и ц а м и
п р е д п о л а г а е т
одновременно
интенсивную
работу
разума
и
чувства
и
определённые
усилия
над
собой
в
постижении смысла сказанного.
По определению фольклориста В.И.Чичерова,
«загадка – это иносказательное описание какого-
либо предмета или явления». Содержание загадок
отражает жизнь и деятельность человека, явления
окружающей действительности. Загадки
развивают наблюдательность, стремление к
размышлению и познанию окружающей
действительности
.
Иные казаки за углом кричат до хрипоты, а
как до дела - прячутся в кусты.
Смекалка во всяком деле казака выручает.
От безделья не бывает у казака веселья.
1. Атаманом громада крепка.
2. Без атамана казак сирота.
3. Без атамана дуван не дуванятъ.
4. Не атаман при булаве, а булава при
атамане.
5. Не всем казакам в атаманах быть.
6. Атаманом быть - уряд держать.
7. Добрый казак баче, где атаман скаче.
8. Атаманом не хвалися, а его крепко
держися.
9. И у атамана не две головы на плечах.
10. Атаманом будешь,- терпи казак.
11. Терпи казак - атаманом будешь.
12. Атаманам пышки, казакам шишки.
13. Атамана из плохого казака не получится.
14. Казаки все наголо атаманы.
15. Казаков мало не бывает.
16. Казак молчит, а все знает.
17. Казака и под рогожкой видать.
18. На казаке и рогожа пригожа.
19. Взял у черта рогожу, отдать надо будет и
кожу.
20. Тот не казак, кто боится собак.
21. За правду и волю ешь вволю.
22. Добрый казак не брезгает, что попало, то и
трескает.
23. Что казаку здорово, то немцу смерть.
24. Казак что дите: и много дашь все съесть,
и мало дашь сыт будет.
25. Казак из пригоршни напьется, из ладони
пообедает.
26. Лупи, козаче, яйца по целому на день.
27. Не пил воды Дунайской, не ел каши
козацкой.
28. Хлеб да вода - казацкая еда.
28. Оттого казак гладок, что наелся и на бок.
29. Казак живет не тем, что есть, а тем что
будет.
30. Казак голоден, а конь его сыт.
31. Бог не без милости, казак не без счастья.
32. Не журися, козаче, нехай твой ворог плаче.
33. Куда казака доля не закинет - все будет
казак.
34. Казак сам себя веселит.
35. Казак и в беде не плачет.
36. Казак Донской, что карась озерной:
икрян, прян и солён.
37. Казак журбы не мае.
38. Не тот казак, что водою плывет, а тотъ
что против воды.
39. Что там холод, коли казак молод.
40. Плакать не смею, тужить не велят.
41. Стой за правду горою, тогда и люди за
тобою.
42. По правде и сила.
43. Коли всею громадаю дохнути, то и
панятко сдохнет.
44. Собором черта поборем.
45. Кто от товариства отстанет, нехай от
того шкура отстанет.
46. Где казак, там и слава.
47. Где Дон, там и правда.
48. Ходи прямо, гляди смело.
49. Правды и пуля боится.
50. В Бога верь, врага - бей, землю ори,
жинку - пори.
51. Казака мати родила, мужика- женка,
чернеца-паниматка.
52. Один раз родила казака мати, один раз и
помирати.
53. Казак смерти не боится, он Богу нашему
знадобится.
54. Боится дите того, что нет никого.
55. Наш Луг - батько, а Сич - мати, вот где
треба помирати.
56. Умер казакъ, тай и ляжит, тай некому
затужить.
57. Пропав казак ни за цапову душу.
58. Краше вмирати в поли, ниж в бабьячому
подоли.
59. Еще жива казацкая правда-матка.(Б.
Хмельницкий)
60. Казацкому роду нет переводу.
61. Где враг, там и казак.
62. Мужик врага ждет, казак врага ищет.
63. Хочешь спокою, готуйся до бою.
64. И про единаго казака война будет.
65. Береженого Бог бережет, а казака сабля.
66. Сохрани Боже от бешеной воши.
67. Щирый казак сзаду не нападает.
68. Кто пожалел врага, у того жена - вдова.
69. Кто развязал язык, тот вложил саблю в
ножны.
70. Отъ лишних слов слабеют руки.
71. С панами и свиньями не знайся.
72. От беса - крестом, от свиньи - пестом.
73. Пришли казаки с Дону, тай прогнали
панов до дому.
74. У всех панов богато купленых брехунов.
75. Высыпался Хмиль (Хмельницкий ) из
миха, тай наробив панам-ляхам лиха.
76. Що буде, то буде, а казак панщины
робити не буде!
77. Пиду на Низъ, чтоб никто головы не
грыз.
78. З роду-вику казакъ не був и не будет
катом.
79. На козаку не буде знаку.
80. Житие собачье, зато слава казачья.
81. Козаку не втекти вид Сечи.
82. Коли казак в поли, то вин на воли.
83. Казак, как голубь: куда не прилетит, там
и пристанет.
84. У наших казаков обычай таков: где
просторно, тут и спать ложись.
85. Не тот казак,что поборол, а тот, что
85. Не тот казак,что поборол, а тот, что
вывернулся.
86. Не все то казак, что списа мае.
87. Казак хороший, та нема грошей.
88. Добыть или дома не быть.
89. Конь, да ночь казаковы товарищи.
90. Солнце за лес - казацкая радость.
91. Зипуны у нас серые, а умы-то бархатные.
92. Коли казак - так с Дону.
93. Казак с роду - казак с Дону.
94. Без коня казак кругом сирота.
95. На удачу казак на коня садится, наудачу
его и конь бъет.
96. Казак на коня садится, а его невеста
родится.
97. У наших казаков обычай таков: поцеловал
куму да губы - в суму.
98. Пущай с бабами водится сатана, нежели
добрый запорожец.
99. Где соколы летают, туда ворон не пускают.
100. Что напишет писака, не слижет и собака.
101. Свой пёс, оттого что свой, не перестает
быть собакой.
102. Где два хохла, там три гетмана.
103. Не нашего полку, иди себе к волку.
104. Кланяйся своим, да не забывай наших.
105. Спаси нас Боже от папы Римского, да от
хана Крымского.
106. Були ляхам Жовти воды, буде щей
Пилява.
107. Ляхи наъ не паны, а мы им не хлопцы.
108. Пропал, как швед под Полтавой.
109. Мазепа в Полтаве подавился галушкою.
110. Голодный француз и вороне рад.
111. Пришли не званы, и уйдёте не ласканы.
112. Казаки - глаза и уши армии.
(А. Суворов).
113. Казак без службы - не казак.
114. Казак на службе горит, а без службы
тухнет.
115. Ушел с поста - пропустил врага.
116. Каков на гумне, таков и на войне.
117. Прежде не хвались, а Богу помолись.
118. Ой, печь моя печь! Коли б я на тебя, а ты
на коня, славный казак был бы из меня.
119. Плясать - не работа, а кто не умеет, то
срамота.
120. Пели бы еще да в животе тощо.
Казак-воин.
Казак без седла, что черкес без кинжала.
Казаку честь – Родину беречь.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак и в беде не плачет.
Казак уважает старших, традиции.
Знание старого – сила молодого.
Старых почитай, молодых поучай.
Плэтэнь старенький, а затишек всегда за ним.
Бороде честь, а усы и у кота есть.
Казак – хороший хозяин.
У хорошего хозяина и свынка – господынка.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре.
В закромах зерно – на душе тепло.
Казак – гостеприимный и радушный хозяин.
Что есть в печи – на стол мечи.
Умел гостя звать – умей и угощать.
Красна дивка косами, а хата пирогами.
«Мой дом – моя крепость»
- казаки с полным основанием могли
подписаться под этим изречением. Казачье
жилище совмещало в себе и место обитания, и
оборонное сооружение. Вот какие пословицы
относятся к этой теме:
Каждый казак государь в своем дворе.
Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом
– сирота.
Дома и солома едома.
На Кубани детей с раннего детства
приучали к ремёслам. Наши предки считали,
если не приучишь ребёнка к труду, то из него
воспитаешь вора.
Детство у будущих казаков и казачек
заканчивалось к семи годам. И каждый ребёнок
независимо от пола, к десяти годам должен был
уметь делать по дому не менее восьмидесяти
видов труда. Так родились пословицы:
«Сыну десять лет – отцу дела нет».
«Дочке десять лет – матери дела нет».
Очень любили наши земляки сочинять загадки.
Да еще какие!
Крепка, звонка да отточена,
Кого поцелует, тот и с ног
долой. (сабля)
Летит птица крылатая
Без глаз, без крыл,
Сама свистит, сама
бьет. (стрела)
Мал мужичок – костяная
рука. (нож)
На чужой спине едет, на своей груз
везет. (седло)
Шесть ног, две головы, один
хвост. (всадник на коне)
Какая обувь в огне изготавливается
И с ног не
снимается?
(подковы)
Погоны желтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
искать царю чести, а себе
славы. (казаки)
Никого не родила, а все Матушкой
зовут. (Земля)
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном, на столбе
золотом. (колосок)
Сто один брат – все в один ряд,
Вместе связаны
стоят. (сноп)
На горе-горушке, стоит старушка, руками
машет,
Хлеба просит, даешь ей хлеба -
назад отдает.
( мельница)
Гори, гори ясно!
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки.
Выбирается водящий.
Со словами:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, лови!
Дети разбегаются, а водящий ловит.
По сигналу: раз, два, три, - дети быстро
становятся в круг. Водящий считает
пойманных. Игра продолжается с другим
водящим.
Гылки (Биты).
Эта игра-разновидность русской лапты.
Участники делятся на две команды. Ударом
«гылки» (биты) нужно подбросить мяч как
можно выше и дальше, чтобы дать своей
команде максимум времени, за которое она
должна добежать до «городка»- на поле
соперника и успеть вернуться обратно (получив
право на очередной удар).
Соперники пытаются поймать руками летящий
мяч до того, как он упадет на землю. Если это
удалось, команды меняются местами. А если
мяч упал, то надо постараться подхватить его и
попасть им в одного из бегущих. Если
брошенный мяч попал в цель, бросавший
получает право на удар.
Накинь папаху.
Ребенок садится на «коня» (стул, спинка стула
впереди), в руке у него сабля.
Ведущий подбрасывает папаху вверх.
«Всадник» должен поймать саблей папаху.
Тот игрок, который промахнется два раза –
выходит из игры.
Ярочки.
На ровной площадке делают лунку.
Отойдя от лунки несколько шагов, чертят
границу.
Задача играющих – стоя на границе, попасть
мячом в лунку. Можно закатить мяч в лунку.
Побеждает тот, у кого больше всех попаданий в
лунку.
Пахари и жнецы.
Играющие делятся на две команды -
пахари и жнецы.
Пахари: Мы пашенку пахали,
Глубокие борозды шагали.
Борозды глубокие,
Полосы – широкие.
А вы, жнецы, худые.
У вас серпы тупые!
Жнецы: У вас пахарь слепой,
У него плуг тупой,
Он пашню не пахал,
На меже лежал,
Ворон считал .
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали,
И снопы вязали.
На ток вывозили,
Цепом молотили.
Зерно вывозили,
Стали с пирогами!
Водящий подбрасывает палочку.
( С одной стороны она гладкая, а с другой -
шершавая, с корой) Если палочка упала вниз
корой, то водящий кричит: 1,2,3-на ниву беги!
Жнецы убегают, пахари догоняют. Если вниз
гладкой стороной, то водящий кричит: 1,2,3-на
пашню беги. Пахари убегают, а жнецы
догоняют. Пойманные переходят в другую
команду. Выигрывает та команда, у которой
больше человек.
Конь до коня.
Игроки становятся по кругу, в правой руке у
каждого «конь».
Ведущий:
Казак до казака,
Конь до коня.
Кто папаху уронит,
Тот и вон пойдет.
Ведущий бросает одному из играющих
папаху. Игроки перебрасывают папаху друг
другу, уронивший выходит из игры. Побеждает
последний игрок, оставшийся в кругу.
«Хлибчик».
Дети делятся на пары и встают врассыпную.
Ведущий - хлибчик (хлебец) - становится на
некотором расстоянии от детей, у него нет
пары. Он громко произносит:
- Пеку, пеку хлибчик!
- А выпечешь?
- Выпеку!
- А убежишь?
- Посмотрю!
С этими словами дети и хлибчик бегают по залу
(по площадке) врассыпную по одному. На
команду педагога «Пара!» быстро образуют
пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары
не хватило, становится хлибчиком.
Займи мое место.
Одного из участников игры выбирают ведущим.
Ему дают в руки веточку вербы. Остальные
играющие, образуют круг, ходят, взявшись за
руки. Водящий идет за кругом в
противоположную сторону и говорит:
С вербой, с вербой
Иду за тобой
Коснусь вербой.
Беги за мной
Хоп!
Сказав «Хоп!», ведущий слегка ударяет веточкой
по спине одного из игроков, круг
останавливается, а тот, кого ударили,
устремляется со своего места по кругу на
встречу водящему. Бежать разрешается только
по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя
касаться стоящих в кругу. Кто не успел занять
свободное место, тот и ведущий
.
Метелица.
Играющие берутся за руки и образуют круг.
Один становится в круг. Дети ходят вправо и
влево и поют :
«Метелица, метелица, чом старий не
жениця?
Ой, як ему жениться, як никому журится».
После пения этой песни стоящий в кругу берет
одного, по своему желанию, за руку и кружится
влево и вправо, потом берет следующего,
кружится с ним, а затем с первым выбранным
меняется местами, теперь он стоит в центре
круга.
Перетяжка.
Играющие делятся на две партии. Вожак одной
партии берет палку, веревку, а за него берутся
играющие. Другой вожак берется также за палку,
веревку эту же, а за него берется его партия;
затем стараются перетянуть палку – каждый на
свою сторону.
Малечина — калечина.
Среди детских игр и забав немало таких, в которых
приходится удерживать в равновесии те или иные
предметы. Вот одна из подобных игр.
Дети берут палку около 1 — 2 аршин (аршин
равен 71,12 см.), ставят ее на концы пальцев той
или
другой
руки
вертикально
и
в
таком
положении
ходят,
останавливаются,
бегают,
садятся, на тысячи ладов изменяя при этом свои
позы, а палку передвигая то на одну, то на другую
часть руки, и т. д. Для того чтобы сделать это
упражнение более трудным и интересным, берут
иногда другую палку и в том же положении ставят
ее на голову или же другую палку в таком же
положении ставят на носок одной ноги и в таком
виде скачут.
Упражняющийся с палкой мальчик
приговаривает:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
Раз, два, три... (и т. д.).
Просо.
Это особый вид игры в жгута.
Выбирается
водящий-жгутчик,
которому
вручается
жгут.
Остальные
играющие
образуют
прямую
цепь,
взявшись
за
руки,
которые
при
начале
игры
приподнимаются
настолько, чтобы можно было пробегать под
ними.
Жгутчик подходит к первому стоящему в цепи
и спрашивает: «Пойдешь просо жать?». Тот
отвечает:
«А
большое
просо?»
Жгутчик,
показывая
рукой
величину
проса,
говорит:
«Вот
такое!».
Если
жгутчик
показывает
высокое
просо,
играющий
говорит:
«Не
достану», а если низкое — «Спины не согну».
После этих слов беседующий игрок бежит под
поднятыми руками играющих на противопо-
ложный конец цепи, а жгутчик преследует его
со жгутом. Если жгутчик догонит игрока и
ударит его, то он передает жгут нанимаемому
жать, а сам становится в цепь с того конца,
куда только что прибежал.
Если жгутчику не
удается
ударить
убегающего
игрока,
то
этот игрок примыкает к цепи, а жгутчик
подходит
с
приглашением
жать
к
следующему, игроку и т. д.
Крашенки.
Вариант 1
Дети
соревнуются,
чье
яйцо
будет
дольше
крутиться.
По
команде
они
одновременно
раскручивают
свои
Крашенки.
Чье
яйцо
дольше
крутится,
тот
и
победитель,
он
забирает
яйцо
проигравшего.
Вариант 2
Играющие садятся у стен комнаты друг
против друга и катают Крашенки.
Крашенки сталкиваются. Чье яйцо
разбивается, тот отдает его сопернику.
Вариант 3
Б о й
к р а ш е н к а м и .
И г р а ю щ и е
выкрикивают: «Раз, два, три! Мое яйцо
окрепни!
К
бою
готов!»
игроки
бьют
Крашенки
любой
стороной,
обычно
острой.
Чье
яйцо
разобьется
или
даст
трещину, тот проигравший.
Завивайся плетенышек.
В с е
и г р а ю щ и е
б е р у т с я
з а
р у к и
и
вытягиваются
в
шеренгу.
Стоящая
(по
большей
части
–
девочка)
на
правом
фланге
ведет
за
собой
всю
шеренгу
и
проходит по руки между двумя, стоящими
на
левом
фланге;
за
ней
идут
все,
за
исключением последних двух; затем они
становятся
лицом
к
лицу.
Первая,
что
водит шеренгу, опять проходит под руки
между вторыми и третьими, играющими с
левой стороны, затем – между третьими и
четвертыми
и
т.д.
Таким
образом
все
играющие
становятся
в
две
шеренги,
обращенные друг к другу передом. Когда
таким
образом
«заплетают
плетень»,
то
играющие на распеве тянут: «Заплетися,
плете-е-нушек». После того как заплетется
плетень,
начинается
обратное
движение,
причем
играющие
тянут:
«Расплетися,
плетенушек».
Грыбаки (Крестик).
Ц е л ь
и г р ы :
р а з в и т и е
с к о р о с т н о й
выносливости.
Играющие дети берутся руками попарно и
становятся
пара
за
парой.
Выбираются
«грыбаки»
—
пара,
которая
становится
впереди
всех
на
небольшом
от
них
расстоянии.
Сначала
бежит
первая
пара
игроков,
мимо
«грыбаков».
Бегущие
должны бежать в одиночку, не держась за
руки. «Грыбаки» ловят и бегут вместе с
ними, взявшись за руки.
Правила игры:
если один из бегущих будет пойман
«грыбаками»,
не
успев
подать
руку
товарищу,
то
он
и
его
товарищ
становятся «грыбаками», а «грыбаки»
становятся позади всех пар;
если «грыбаки» не поймали ни одного
из
бегущих,
то
становятся
на
прежнее
место и бежит следующая пара, а та, что
бежала,
становится
позади
последней.
Развивает: выносливость
Каши.
Цель игры: развитие ловкости, силовой
выносливости.
На игровой площадке дети становятся в
кружок
и
один
из
них,
бросая
мяч
о
землю,
говорит:
«Дети,
каши!»
Мяч
подскакивает, а играющие пытаются его
поймать. Тот, кто поймал мяч, садится
верхом на того игрока, который вместе с
ним протянул руку к мячу, и снова бьет
мяч
о
землю,
остальны е
и г р о к и
стараются его поймать и т. д.
Развивает: ловкость, силовую
выносливость
Кубанские народные
сказки.
КАЗАК И ПТИЦЫ.
Давным-давно
в
одной
из
станиц
Кубанской
области
жил
казак
по
имени
Сашко. И так как война с турками в то время
прекратилась,
Сашко
аккуратно
сложил
казацкое обмундирование в шкаф, ружье и
ш а ш к у
п о с т а в и л
в
у г о л
и
з а н я л с я
земледелием.
Он
пахал
землю
и
сеял
зерно,
собирал
урожай и молол муку, выпекал душистый
хлеб и варил крепкую кубанскую горилку.
Сашко достаточно преуспел в этом деле и
прославился на всю свою станицу соседние
поселения.
Со
всей
округи
съезжались
казаки
к
его
дому
за
мягким
хлебом
и
крепкой горилкой.
Но случилось однажды у казака большое
несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха,
пекло солнце и жара была невыносимая.
Вспыхнул в той станице пожар, и погорели
почти
все
деревянные
постройки
в
казачьих дворах и лишь глиняные хаты да
сараи уцелели. А у Сашка на земле сгорела
почти вся пшеница, но немного ему все же
удалось спасти. И набралось у него зерна
всего мешок.
Прошла осень и наступила зима. И стужа
стояла такая, какой в Кубанской области
казаки еще не видали. Даже река Кубань –
быстрая и бурлящая – покрылась льдом от
берега до берега, чего никогда не бывало.
Надел Сашко тулуп из овчины и вышел
во двор поглядеть, что там делается. Набил
люльку табаком, закурил и видит: кругом
все снегом заметено, а на белых деревьях
птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он,
соорудил для них кормушки деревянные и
насыпал
по
две
жмени
зерна
в
каждую.
Налетели
птицы
на
пшеницу,
стали
клевать да насыщаться. А птица когда не
голодная,
ей
и
тепло
и
не
замерзнет
в
лютый мороз.
С
этого
дня
стал
казак
каждый
день
в
кормушки для птиц по две жмени зерна
сыпать, хотя сам он обеднел и перебивался
с хлеба на квас.
Так
и
прошла
зима,
и
в
последний
ее
день высыпал Сашко птицам последнюю
пшеницу из своего мешка и только сейчас
заметил,
что
весь
свой
запас
птицам
скормил.
Сидит
казак,
пригорюнился,
курит
люльку
и
думает:
“Теперь
и
есть
нечего и сеять на земле нечего”.
И
вот
пришла
пора
посевной.
Сидит
Сашко
в
хате,
слышит
–
шум,
гам
да
удивление соседей на улице. “Что такое?”
– думает, и вышел во двор.
Глядит,
а
над
его
землей
стая
разных
птиц
кружится.
Среди
них
и
голуби,
и
скворцы, и воробьи, и множество других
птиц,
и
каждая
делом
занята
–
бросает
зернышко
в
землю
и
улетает
куда-то
далеко за реку Кубань и так много раз.
Казаки
со
всей
станицы
собрались,
смотрят и удивляются, никогда не видели,
ч т о б ы
п т и ц ы
к о м у - л и б о
о г о р о д
засаживали.
А
Сашко
в
тот
год
зерна
собрал
немерено,
даже
пришлось
новый
амбар
построить. И стал после этого он жить в
постоянном достатке, а затем взял в жены
самую
красивую
девушку
в
Кубанской
области и родилось у них много казачат. И
были они счастливы до конца.
Станичники глядят и удивляются—везде солнце
и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда
такого не видели.
А казаку в первый день такой ливень
понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:
- Испугалось солнце меня. Будет знать в
следующий раз, как честных казаков шмалить
своим жаром.
Но прошел день, другой, третий. Затем неделя,
другая, а туча как висела над двором казака, так
и висит. И как лил дождь из нее, так и льет.
По всему двору казака глубокие лужи стоят,
урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой
день грозы в доме крыша стала протекать, а
постройки размыло, и они стали потихоньку
рушиться. И все птицы и животные, которые
были у казака в хозяйстве, разбежались от него,
и деревья поломались и повалились, а
некоторые погорели от молнии. А затем и дом
начал проседать, и стена треснула.
Воды было и во дворе и в доме высотою в косую
сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть
на крышу и просить у солнца прощения. Три дня
он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то,
что так плохо поступил, за свою злобу и
нетерпение.
Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного
казака. И простило его. Убрало тучу с неба и
озарило его двор своим сиянием.
И занялся казак восстановлением своего жилища
и хозяйства. И помогали ему в этом деле все
станичники.
С тех пор стал он уважительно относиться ко
всем явлениям природы и терпеливо переносить
все ненастья, зной, дождь и морозы.
И счастье после этого никогда не покидало
казака.
НЕПУТЕВАЯ СОБАКА.
Жил да был в одной кубанской казачьей
станице очень добрый казак. И было у того
казака славное хозяйство: быки, лошади,
кролики, птицы и прочие животные. И была
у него еще породистая собака.
Собака эта была английской породы и чтобы
она была здоровой и красивой, кормить ее
нужно было один раз в день. Хозяин растил
ее еще с того времени, когда она была
щенком, правильно кормил и оберегал ее.
Собака росла красивой, здоровой, но было у
нее мало ума. Как ни пытался казак учить
ее, она все равно выделывала иногда такие
штуки, которые были ему неприятны. Но
каждый раз он прощал ее и снова ухаживал
за ней.
А у казака был сосед. Очень злой, вредный и
льстивый кацап. Он не так давно поселился
рядом с казаком и постоянно строил ему
всякие козни. Вредил казаку.
И вот однажды кацап соседу говорит:
- Слушай, друг, отдай мне свою собаку.
Зачем она тебе нужна?
- Как это - зачем? - Удивился казак.– Я ее
люблю и хочу, чтоб она стала мне
настоящим другом. Никому я собаку не
отдам.
- Ну, хорошо,- говорит злой кацап,- тогда я
сделаю так, что она сама ко мне прибежит.
Казак ничего ему не ответил. На том и
разошлись.
А так как у соседей между дворами была
общая ограда, кацап и начал каждый день
подкармливать собаку казака. Что сам ест,
то и собаке кидает. Самые вкусные кусочки
ей дает. Бегала она к кацапу полакомиться,
бегала и через некоторое время перебежала
к нему совсем.
Опечалился казак, сидит и думает: "Чем же
я своей собаке не подошел? Что не так
сделал?”
А собака живет у кацапа и радуется. Новый
хозяин ей все позволяет, кормит несколько
раз в день самой вкусной едой и разрешает
вволю гулять с другими псами.
Поначалу так оно и было. А спустя время
привязал ее кацап к тяжелой цепи и не
отпускал. А кормить стал, чем попало, лишь
бы не сдохла.
Долго ли, коротко ли, но завыла собака от
такой жизни. Она сделалась злой,
противной и некрасивой. А по ночам
издавала страшный вой.
Казак слышал и видел это, но ничего не
мог поделать. Его собака сама сделала
выбор…
А однажды выходит он из хаты, глядит, а у
крыльца его собака сидит. Увидела
старого хозяина, легла к его ногам и
скулит, а из глаз слезы катятся.
Посмотрел на нее казак, помолчал с
минуту и все простил. Стал снова
заботиться о ней и кормить, как следует. И
собака постепенно стала здоровой и
красивой. И стала она хозяину настоящим
другом.
КАЗАК И СОЛНЦЕ.
Случилось как-то в Кубанской области, что
стояла большая жара. Солнце пекло так, что не
было от него бедным станичникам спасу.
Одному казаку очень не нравилось, что
солнце все печет да печет, тогда как другие
казаки относились к этой жаре как к
неотъемлемой части непредсказуемой
кубанской природы.
Однажды казак так разозлился, что не было у
него никакого терпения. Вот зарядил он свое
ружье, залез на крышу своего дома,
прицелился прямо в солнце и выстрелил.
Пуля до цели не долетела, но солнце все равно
прогневалось на казака и говорит:
- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой
казак.
И после этого взяло солнце самую грозную
тучу и повесило ее прямо над двором этого
казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно
стало яркого неба и теплого солнца.
Кубанские пословицы,
поговорки, идиомы.
А
Абы хто - хоть бы кто.
Абы шо - хоть бы что.
Абы як - кое как.
Б
Баба з возу - кобыли легчэ - об избавлении от
назойливого попутчика.
Базарь закрывать - уходить последним.
Базарь цэну скажэ - цыплят по осени считают.
Байдыкы быть - бездельничать.
Билого свиту нэ бачить - работать от зари до
зари.
Богатство за плычимы, та чорт пэред очимы -
вступить в брак с богатым, но плохим
человеком.
Було, чин э було - было или не было.
Булоб сказано - пустые слова.
очень сильную привязанность.
В
В грошах очей нэмае - о бездумной покупке.
В три погибели - сгибаться.
Всякому овощу свое врэмя - о необходимости
выждать.
Волка ноги кормять - волка ноги кормят.
В чужой кошари овэц нэ наплодыш - дружба
дружбой, а табачок врозь.
Г
Гладытся нэ даетца - злится.
Глазамыб йил, та душа не приймае - наелся до
отвала.
Голодной куми - хлиб на уме - о нетерпеливом
человеке .
Грощи мулять - о транжирах.
Гэть витциля - брысь от сюда.
Д
Дай Бог вашему тыляти волка зйисты -
пожелание несбыточного.
Даст Бог динь, даст Бог и пищу - Бог даст день,
Бог даст пищу.
До работы нахылять - приобщать к труду.
До ридной хаты - к родному дому.
До свадьбы зажэвэ - до свадьбы заживет.
Дома сидючи - сидя дома (о человеке, который
не имеет представления о современной жизни).
Дать потачку - пойти на уступку; сделать
послабление.
Дурэнь думкой богатие - о несбыточных
мечтах.
Е
Елы здыхався - избавился с большим трудом.
З
З кишку збильшкэ - чуть больше кота (о чем-то
маленьком).
З ныдобором - с недовольством.
За смэртью посылать - о затянувшемся
ожидании.
Завыдкы бэруть - черная зависть.
Залыть очи - выпить лишнего и не замечать
очевидных вещей.
За царя Панька - о чем-то очень далеком.
За язык укусысь - замолчи (грубая форма).
Зла нэ хватае - очень злой.
И
Иды витцыля - иди отсюда (как правило, с
раздражением).
К
Клэпкы нэ хватае - ума не хватает (о глупом
человеке).
Кобыла за дилом, а лоша без дила - о
бесполезном спутнике.
Коваль ногу куе, жаба и свою суе - о бесполезном
спутнике.
Конэкы строе - устраивает проказы.
Каганци из глаз - искры из глаз.
Когти загородыв - сильно поцарапал (обычно
про кота).
Конём гуляй - о большой комнате или доме.
Купыв бы сэло, та грощив голо - об отсутствии
средств при больших амбициях.
Кочеты поють - маква будэ - петухи кричат - к
дождю.
Л
Ложкы мыть - мыть посуду.
Любыв як собака палку - любил как собака
палку.
Лясы точить - много болтать.
М
Манэсэнькэ, благэсэнькэ - маленькое и хрупкое.
Мовчком, сопком - делать что-либо тайком от
других
Н
На безрыбьи и рак рыба - лучшее из худшего.
На выхвалку (робыть на выхвалку) - делать на
показ.
На ласэнькый кусочек найдэтся куточек - что-то
вкусное съест и сытый человек.
На тоби Боже, шо мэни нэ гоже - о бесполезной
вещи.
На обум Лазаря - наугад.
Над душой стоять - приставать.
Нашим салом, та по нашей морди - получить
неожиданное оскорбление.
Ни к сэлу, ни к городу - ни то, ни сё.
Ни кола, ни двора - голь перекатная.
Никуда нэ потыкайся - не дергайся.
Нияк в гору глянуть - быть очень занятым.
Нияк дыхать - нечем дышать.
Нияк йисты - кусок в горло не лезет.
Ново-новэсэнькэ - с иголочки.
Носом крутэ - придирчиво выбирает.
Носыться як кишка з салом - носиться как кот с
салом.
Нычого нэ було - ничего не было.
Нэ Богу свичка, нэ чорту кочерга - непонятный
человек
Нэ було у бабы хлопот, та купыла порося -
найти себе проблемы.
Нэ до дущи - не по душе.
Нэ замай - не трогай.
Нэ кажи гоп пока не перескочишь - не
предвосхищай события.
Нэ куе, нэ мэлэ - бездельничает.
Нэ мычить, нэ тэлиця - дела стоят на месте.
Нэ потыкайся - не пытайся.
Нэ трэба - не надо.
О
Оба добри - оба хороши.
Одын запах - один запах (о неготовом блюде).
Ось якый - вот какой.
От пуза - до отвала.
От сэбэ пхаючи - лишь бы отделаться.
От Риздва до Колядки - от Рождества до
Колядок (очень короткое время).
Ото беда - вот беда.
Оторвы, та выбрось - плохо дело.
Охоту мае - желает.
О ций - вот это.
О цэ - вот это.
П
Пар костей нэ ломэ - пар костей не ломит.
По пэред батькы в пэкло - впереди старших.
По пэрэд сэбэ - впереди себя.
Пока повэрнэтся - сэмэрых задавэ -
медлительный и неповоротливый человек.
Пока сонцэ взийдэ - роса уси очи выийсть - ни
свет, ни заря.
Пузо вывалыл - выставил голый живот.
Пэтрив батиг - цикорий
Р
Рак ногу куе, жаба и свою суе - о назойливом
спутнике.
Ракы обратно ползуть - скоротечная перемена
решения.
Рання птычка носык прочищае, а пиздня глаза
продырае - кто рано встает, тому Бог подает.
Риж полы, та тикай - беги без оглядки.
Рукы заррэбущи, глаза завыдющи - о
патологически жадном человеке.
Рэвы пиймать - сильно замерзнуть.
Рэвэ як корова - о плачущем человеке
С
Сажу трусыть - чистить дымоходы.
Сапогы с рыпом - сапоги со скрипом.
С дураком нэ всязуйся - сам дураком станэш - с
кем поведешься, от того и наберешься.
Сам не гам и другому нэ дам - собака на сене.
Сбыть с панталыку - сбить с толку.
Своя сэмэряжка не важка - своя рубашка ближе
к телу.
Сдобрий хоть уцым - утешся хоть этим
Сим год мак нэ родыв и голоду нэ робыв - о
странном совпадении (урожай мака приходился
на голодные годы).
Скиэ вбыв, стикэ вйихав - делать из-под палки.
Сняться комусь кыслыци, та нэ знае бидный
против чого - сначала цветочки, а потом ягодки.
Спрос не ударит в нос - о необходимости
добиваться своего.
Спыть и курэй баче - во сне считает.
Сыды ото и нэ рыпайся - не высовывайся.
Сытый голодного нэ разумие - гусь свинье не
товарищ.
Т
Та отож - вот так.
Такый, сякый, он якый - плохой (о человеке).
Тико на свит народывся - только родился.
Тикэ тюкнув - только намекнул.
Ты гля - ты посмотри.
Ты дывы - посмотри.
Тямы нэма - нет способностей.
У
Умила варыты, та ни умила кормыты - умел
готовить, но не умел подавать (обычно о
вкусной еде, которую подают в самом конце
обеда).
Х
Хай нэ брэшэ - не обманывай.
Хиба ж цэ мыслымо - разве это возможно.
Хорошо дэ нас нэмае - хорошо там, где нас нет.
Хто рано встае, тому Бог подае - кто рано
встает, том Бог подает.
Хоть волком вый - полная безысходность.
Хоть глаз выколы - очень темно.
Хоть запалы - о полном отсутствии чего-то.
Хто зван - тот пан - о незапертом доме.
Хто його знае - кто его знает.
Хто зна - кто знает.
Ц
Цэну гылэ - цену заламывает.
Ч
Чисто-чистисэнькэ - очень чисто.
Чого ты - ты чего.
Чорт ногу сломэ - черт ногу сломает (об очень
сложной задаче).
Чорты в оци - черти в глазах (галлюцинации).
Чортыкы водять - черти направляют.
Чорты водять - черти руководят.
Чорты, то тэ - чёрт знает что.
Ш
Шаляй-валяй - кое-как.
Шо в лоб, то полби - что в лоб, что полбу.
Шо старэ, шо малэ - что стар, что мал (о
старческом маразме).
Шо ты ровняешь - что ты сравниваешь.
Шо цэ такэ - что это.
Шоб тоби - чтоб тебе.
Шош ты прыдумав - что ты придумал.
Шош ты робыш - что ты делаешь.
Шош ты удумав - что ты надумал.
Я
Язык прыкусы - замолчи (грубая форма).
Як возом проихав - как возом проехал (не
закрыл за собой дверь).
Як вор по ярмарки - непоседа.
Як з голодного краю - о человеке, который не
может дождаться обеда.
Як кит наплакав - очень мало.
Як кит з салом - о человеке, который постоянно
меняет свои решения.
Як котовэ сало - о постоянно изменяемом
решении.
Як курыця лапой - кое как; небрежно.
Як нова копийка - как новая копеечка.
Як раку ногу оторвать - пустяковое дело.
Як у Христа за пазухой - быть в полной
безопасности.
Яйця курыцу нэ учать - о ребенке, который
пытается поучать взрослых.