Напоминание

"Взаимодействия с семьями воспитанников и детского сада на современном этапе"


Автор: Евтушенко Алёна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Шегарский детский сад №2"
Населённый пункт: с. Мельниково, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействия с семьями воспитанников и детского сада на современном этапе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ И

ДЕТСКОГО САДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Евтушенко Алёна Александровна

Ключевые

слова:

взаимодействие

педагогов

и

роди телей ,

педагогическое

партнёрство,

педагогическая

компетентность

родителей

воспитанников ДОУ, ФГОС дошкольного образования.

Аннотация:

В

статье

рассматривается

одно

из

направлений

деятельности дошкольной образовательной организации взаимодействие

детского

сада

и

семьи.

Раскрывается

состояние

проблемы

по

вопросу

взаимодействие

дошкольной

образовательной

организации

и

семьи.

Создание

образовательного

пространства

в

дошкольной

организации

с

привлечением семьи как среды развития личности ребенка дошкольного

возраста является одним из перспективных направлений развития системы

дошкольного

образования

в

России.

Определяющим

социальным

фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главное

условие развития взаимодействия с семьей общение в системе «педагог-

ребенок-родитель».

На современном этапе новыми нормативными правовыми актами в

сфере

образования

закрепляется

качественно

новый

уровень

взаимодействия педагогов с родителями воспитанников. В Федеральном

законе

от 29.12.2012

273-ФЗ

«Об

образовании

в

РФ»

подчеркивается,

что

именно

родители

обязаны

заложить

основы

физического, нравственного и интеллектуального развития личности

ребенка [1, С.2].

Федеральный

государственный

образовательный

ст андарт

дошкольного

образования,

утв.

приказом

Минобрнауки

России

от 17.10.2013 № 1155 [2, С.2], ориентирует ДОО на партнерство с семьей.

Так, одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития

и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

В общих положениях Стратегии развития воспитания в

Российской Федерации

на

период

до

2025

года

(утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №

996-р г. Москва) процесс

воспитания

детей

рассматривается

как

стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации

усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на

федеральном, региональном и муниципальном уровнях [3]. Основными

задачами стратегии стали условия по созданию социальных институтов,

направленных на воспитание подрастающего поколения, а также

обеспечение

поддержки

семейного

воспитания,

содействие

формированию ответственного

отношения

родителей

или

законных

представителей

к воспитанию

детей.

В

Стратегии

отражена

и

необходимость поддержки семейного воспитания, включающая создание

условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности

организаций,

осуществляющих

образовательную

деятельность

и

работающих с детьми.

Таким образом, абсолютно снимается вопрос, не одно десятилетие

занимавший

науку

и практику:

кто

приоритетнее

в воспитании

и образовании детей — детский сад или семья. Несомненно, для ребенка,

и тем

более

для

ребенка

раннего

и дошкольного

возраста,

родители

являются самыми важными, самыми значимыми и авторитетными людьми.

Преимущественное

право

родителей

на образование

закреплено

в законодательстве Российской Федерации. В

связи

с

этим

важно

использовать возможности детского сада, способного «активизировать

субъектную роль семьи, повысить ее социальную ответственность за

воспитание детей» [4, С.3].

Признание приоритета семейного воспитания требует новых

отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений

определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество-это общение «на равных», где никому не принадлежит

привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие

представляет

собой

способ

организации

совместной

деятельности,

которая

осуществляется

на

основании

социальной

перцепции и с помощью общения. [5, С.10].

Исследования

показывают,

что

современные

родители

активно

читают

литературу о воспитании детей, интересуются различными публикациями

в сети

Интернет.

Но,

как

и столетие

назад,

родители

продолжают

испытывать

серьезные

трудности

психолого-педагогического

характера.

Более того, психологи сегодня отмечают такую проблему, как холодность,

а временами

и жесткость

в детско-родительских

отношениях.

Родителям

не хватает

времени

на общение

с детьми.

Дети же

остро

ощущают

нехватку родительского внимания и любви.

Ещё одна из проблем, о которой с тревогой говорят специалисты по работе

с семьёй - «угасание родительской инициативы». Она выражается в том,

что

современные

родители

склонны

перепоручать

образование

и

воспитание своего ребёнка «третьим лицам», доля времени, посвящаемого

ими

семейному

общению,

ничтожно

мала;

вопросы

педагогической

культуры лежат вне сферы интересов родителей.

Семья

нуждается

в серьезной

планомерной

помощи

в воспитании

детей. Но помощи адекватной и грамотной. Родителей нет необходимости

поучать, а вот сопровождать и поддерживать в их воспитательной практике

нужно.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не

могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома,

бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой

представляется

реализация

целостной

системы

взаимодействия

ДОУ

и

семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с

родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам

воспитания,

вызвать

желание

расширять

и

углублять

имеющиеся

педагогические знания, развивать креативные способности.

Сила

семейного

воспитания

кроется

в его

эмоциональном

характере,

в базисе,

которым

является

взаимная

любовь

детей

и родителей.

А педагоги — это, прежде всего профессионалы высокого уровня, которые

в диалоге

с родителями

имеют

возможность

выстроить

ту самую

индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, благодаря которой

максимально

полно

раскроются

все

заложенные

в нем

способности.

А значит,

и дальнейшее

развитие

ребенка

тоже

станет

эффективным.

Но для

этого

обе

стороны

должны

понять,

что

путем

взаимной

конфронтации,

отчуждения

или

минимизации

контактов

невозможно

достигнуть решения единой цели. Без такого подхода мы уподобляемся

всем известным лебедю, раку и щуке. Мы тянем ребенка в разные стороны,

а потом

начинаем

пожинать

плоды

титаниче ских,

но,

у в ы ,

разнонаправленных усилий.

Сегодня происходит существенная трансформация взаимодействия

педагогов и родителей: его сущности, содержания и форм.

В настоящее

время

родители

включены

в государственно-общественное

управление

образовательной

организацией,

они

у ч а с т н и к и

образовательных

отношений

и вм е с т е

с педагогом

выстраивают

индивидуальную образовательную траекторию ребенка.

В с в я з и

с э т и м

о т каждой

стороны

т ребует ся

л и ч н о с т н а я

заинтересованность,

и понимание

результативности

своей

части

партнерства.

Без

этого

взаимодействие

не сможет

быть

эффективным.

Педагог — прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно

оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания

и о б р а з о в а н и я

в дошкольной

образовательной

о р г а н и з а ц и и ,

но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Как

показывают

исследования,

проведённые

О.Л.Зверевой,

Е.П.

Арнаутовой,

В.М.

Ивановой

и

др.,

отношение

родителей

к

активному

взаимодействию при проведении мероприятий зависит, прежде всего, от

организации

воспитательной

работы

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Задача

педагогов

организовать

интересные

совместные

мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный

процесс,

лучше

узнать

своего

ребенка,

установить

доверительные

отношения

с

ним

и

педагогами,

поделиться

друг

с

другом

опытом

семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их

решения.

Среди

наиболее

популярных

активных

методов

обучения

(АМО)

родителей Е.П. Арнаутова, К.Ю. Белая выделяют круглый стол, тренинг,

креативные

игры,

мозговой

штурм,

анализ

педагогических

ситуаций;

решение

проблемных

педагогических

задач;

управляемое

игровое

взаимодействие

родителей

и

детей,

игровое

моделирование

способов

родительского поведения, двигательные, игровые, рисуночные упражнения

проективного характера, анализ мотивов детского поведения, примеров из

личной практики семейного воспитания и др. В отличие от традиционных

подходов,

сосредоточенных

на

передаче

обучаемому

набора

знаний,

подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО

ориентированы

на

раскрытие

перед

родителями

(педагогами)

дополнительных

практических

возможностей

как

результата

освоения

новых

знаний,

умений

и

навыков,

повышения

родительской

(профессиональной) компетентности.

Как

мы

видим,

содержание

и

формы

работы

с

семьей

в

дошкольном

образовательном учреждении отличаются разнообразием, здесь не может

быть единого стандарта. И задача каждого педагогического коллектива –

уметь быть чутким к запросам семьи и компетентным

в

решении

современных задач воспитания и образования.

Профессиональное

и

грамотное

взаимодействие

дошкольного

образовательного учреждения с семьей обеспечивает решение многих

вопросов воспитания и развития детей. Но чтобы это взаимодействие было

плодотворным в дошкольном образовательном учреждении, необходимо

создать определенные условия:

обеспечение

единства

и

согласованности

целей

воспитания,

способствующих взаимодействию между семьей ребенка и педагогическим

коллективом;

предоставление

возможности

подробного

ознакомления

с

особенностями педагогической системы;

отношение к семье как к «заказчику» педагогического

процесса и

отчетность перед ней;

– привлечение родителей к деятельному участию в жизни ребенка на

основе их личной заинтересованности;

– обеспечение возможности раскрытия творческого потенциала не только

у детей, но и у родителей;

доброжелательность и опора на положительное начало в ребенке, его

добрые качества и поступки.

Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей

возможно

реализовать

единые

педагогические

требования

и принципы,

которые помогут воспитать цельную, гармоничную личность.

Литература

1. Федеральный

закон

от

29.12.2012

273-ФЗ

(ред.

от

13.07.2015) «Об образовании в РФ» (с изм. и доп., вступ. в силу с

24.07.2015) // Российская газета. – 2012. от 31 декабря. – №5976. – С. 2–

11.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки

Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября

2013 г. N

1155 г. Москва // Российская газета. – 2013. от 25 ноября. – №6241. – С. 2–

9.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на

период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации

от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва. // Российская газета. – 2015. от 8 июня.

– №122 – С. 2–7.

4. Сабитова, Г.В. Социально-педагогическая поддержка семьи с

детьми: теоретико-методологические основания и направления развития

[Текст]: дис. … докт. пед. наук: 13.00.01: защищена 20.11.2008 /

Сабитова Галина Валентиновна. – Москва, 2008. – 373с.

5. Сертакова, Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с

семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы,

встречи за круглым столом [Текст] / Н.М.Сертакова. – Волгоград: Учитель.

– 2015. – 203с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика