Напоминание

Словарная работа на уроках русского языка


Автор: Казьмина Ольга Борисовна
Должность: учитель -дефектолог
Учебное заведение: ГКОУ"Тепикинская школа - интернат"
Населённый пункт: станица Тепикинская Урюпинского района Волгоградской области
Наименование материала: статья
Тема: Словарная работа на уроках русского языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ольга Борисовна Казьмина,

учитель – дефектолог ГКОУ « Тепикинская школа – интернат»

Словарная работа на уроках русского языка и чтения в коррекционной

школе 8 вида.

Словарная

работа

в

школе

предполагает

усвоение

значения

слова,

его

лексических, грамматических, фонетических и орфографических признаков,

стилистически правильного и активного использования слов и фразеологи-

ческих оборотов речи, т.е. устойчивых неразложимых словосочетаний (мастер

на все руки) в устной и письменной речи.

Значение словарной работы особенно велико в коррекционной школе.

Из

общепринятой

характеристики

словаря

учащихся

коррекционной

школы известно, что словарь их беден, однообразен, невыразителен.

В нем

преобладают конкретные, обще обиходные

слова. В речи учащихся мало

отвлеченных и обобщающих слов, слов - понятий, слов - терминов. Затруднено

понимание многозначности

слова, особенно переносного

смысла. Большая

часть слов, даже относящихся к общеупотребительной лексике, находится в

пассивном

словаре.

Слово,

как

известно,

связано

с

понятием.

Богатство

словарного

запаса

человека

является,

в

какой-то

мере,

показателем

его

умственного развития. В свою очередь, особенности мышления определяют во

многом и особенности

развития словаря. Конкретное

мышление учащихся

коррекционной школы приводит к тому, что в их речи преобладают слова

предметного значения и почти отсутствуют слова-понятия.

Коррекционная школа вооружает учащихся

строго очерченным кругом

знаний,

умений

и

навыков,

предусмотренных

программой,

но

системы

обогащения словарного запаса учащихся в связи с получаемыми знаниями она

не имеет. А между тем обогащение словаря непосредственно связано с жизнью,

с конкретными

представлениями

детей, с такими важными проблемами как

понимание изучаемого в школе материала, усвоение грамматики и орфографии,

развитие мышления.

Словарная работа как этап урока должна проводиться при обучении детей

с ОВЗ по всем предметам. На

уроках русского

языка, при выполнении

словарной работы, ставятся следующие задачи:

1. Обогащение словаря учащихся. Здесь имеется в виду систематическое

ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми неразложимыми

словосочетаниями.

Эта

работа

проводится

в

связи

с

наблюдениями

окружающей действительности, расширением к ру га реальных представлений

учащихся о природе и обществе, на уроках географии, биологии, истории,

чтения,

математики,

труда

и

рисования,

а

так

же

на

всех

внеклассных

и

общешкольных мероприятиях.

2. Закрепление

и

уточнение

словаря.

Учащиеся

коррекционной

школы

нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания.

Поэтому

необходимо,

чтобы

слово,

встретившееся

на

одном

уроке,

употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.

3. Активизация словаря - увеличение количества активно используемых

слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися.

Чтобы

правильно

организовать

словарную

работу,

необходимо

ясно

представлять себе не только задачи, но и основные источники обогащения сло-

варя учащихся, а также этапы усвоения новых слов. Словарь учащихся опреде-

ляется в первую очередь программой коррекционной школы, учебниками по

различным предметам, книгами для чтения, внеклассными и внешкольными

мероприятиями, системой их проведения, самостоятельным чтением, общением

с окружающими, телепередачами, интернетом.

Новые слова усваиваются, как известно, учащимися поэтапно - сначала

ученик понимает слово только в определенном контексте, слово не наполнено

еще конкретным содержанием. На этапе у учащихся ещё нет ясного пред-

ставления о предмете или явлении, обозначаемым этим словом. В связи с бесе-

дой или чтением ученик схватывает общий смысл и догадывается о значении

слова.

Затем ученик правильно понимает слово в тексте, и отдельно. Может даже

объяснить значение его с помощью картинки или других наглядных средств, но

активно это слово не использует, оно пока остается и пассивном словарном

запасе. Наконец, наступает такой момент, когда ученик правильно употребляет

новое слово в своей речи, включая его в состав связного высказывания в раз-

личных грамматических формах. Ученик на этом этапе усвоения слова может

знать не одно, а два, три значения слова. Он может образовывать и подбирать

однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов, объяснить с помощью

учителя значение новых слов. На этом этапе ученик учится употреблять неко-

торые слова в переносном смысле (доброе дело, золотые руки).

В школе, к сожалению, не всегда учитываются этапы усвоения новых слов.

Иногда учитель

торопится перейти к таким приемам работы над словом,

усвоение

которых

ещё

не

возможно..

Самого

отрицательного

отношения

заслуживает та форма словарной

работы, которая приводит к вербализму, к

бессмысленному

оперированию

словами,

предметные

значения

которых

учащимся с ОВЗ ещё не известны. Например, желая активизировать речь уча-

щихся, наполнить ее образной, поэтической лексикой, учитель рекомендует

употреблять в письменных сочинениях слова и обороты речи, заимствованные у

писателей и поэтов. Необходимые слова и цитаты учитель выписывает

на

доске. Анализируя такие сочинения, выясняется, что только треть учащихся

оказывается в состоянии вставить в свой текст цитаты, да и то это бывает

весьма неудачно выполнено.

Например, сочинение " Осень".

" Наступила осень. Дни стали короче. Погода eще теплая. Мелькает жел-

тый лист на зеленом дереве. Paбoтy кончил серп на нивах золотистых. Высоко

под облаками гуси откликаются, с дальним озером, с полями до весны

прощаются. Уж реже солнышко блистало, короче становился день. Деревья

стоят голые. На улицах стало холодно. Конец осени. Иногда выпадает снег.

Люди стали выходить в пальто. И наступила зима".

Задача

словарной

работы

состоит

в

том,

чтобы

научить

учащихся

употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том,

чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения

своих мыслей и чувств.

Планируя уроки, готовясь к ним,

необязательно выделять специальные

этапы для словарной работы. Она должна принимать все виды занятий. Почти

на любом уровне возникает задача довести до сознания учащихся значение того

или иного слова.

Объясняемое

слово

обязательно

должно

включаться

в

различные

контексты, только в этом случае

можно будет надеяться,

что слово станет

понятным, что оно войдет в речь учащихся. Ещё лучше, если будут созданы на

уроке соответствующие речевые ситуации, при которых,

без данного слова

ученик не сможет правильно выразить мысль, сформулировать ответ.

Немаловажную роль играет привлечение внимания учащихся к тексту с

целью выделения и объяснения непонятных слов. На уроках чаще должны

практиковаться задания: "Найдите в тексте непонятные слова", "Подчеркните

непонятные слова", "Выпиши непонятные слова".

Подавая подобные задания в коррекционной школе, необходимо помнить,

что учащиеся не всегда могут увидеть эти слова и выделить их. Поэтому,

готовясь к уроку, учитель намечает слова, нуждающиеся в объяснении. Какие

можно предложить способы объяснения слов на уроке?

1. Показ натурального предмета в классе или наблюдение его во время

экскурсии, прогулки.

2. Показ макета, муляжа, чучела с объяснением его свойств, особенностей,

назначения.

3. Рассматривание

картинки

или

рисунка

предмета

(ракета,

берлога),

использование компьютерных презентаций.

4. Объяснение слов путем подбора синонимов (отважный, смелый, прок -

польза) или антонимов (чужая - своя, герой - трус).

5. Объяснение значения слов путем их анализа, подбора родственных слов,

упражнений в словообразовании.

6. Логическое определение предмета или явления.

7. Краткое устное описание предмета или явления.

8. Анализ примеров и фактов из жизни с целью расширения лексического

запаса

слов,

отражающих

отвлеченные

и

обобщенные

понятия

(дружба,

совесть, долг, героизм, преданность).

При подготовке к каждому

уроку вместе с его содержанием учитель

должен

продумать

,

какие

слова

потребуют

объяснения

для

обеспечения

правильного восприятия материала, какие словаa и обороты речи учащиеся

будут осмысливать при чтении ими текста и, наконец, какие слова должны

войти

в

активный

словарный

запас

учащихся.

В

последнюю

группу

слов

включаются

термины,

обозначающие

свойства

и

признаки

изучаемых

предметов

или

явлений,

а

также

слова,

важные

для

нравственного,

эстетического и трудового воспитания.

В работе по обогащению, закреплению и активизации словаря на первое

место выдвигаются такие уроки, как чтение, развитие речи, предметные уроки,

труд, естествознание, география, и также методы и виды работ, как беседы по

картинкам, па основе проведенных экскурсий, наблюдений, практических ра-

бот, просмотренных спектаклей, детских телепередач, рассказы на заданную

тему,

по

аналогии;игры:

драматизация;

инсценировки;

разучивание

стихотворений,

басен,

сказок.

'Эффективными

являются

также

логические

упражнения, упражнения на подбор антонимов и синонимов, на употребление

одного итогоже слова в разных значениях, в прямом и переносном смысле.

Большое значение для обогащения и активизации слова

имеет соблюдение принцип связи преподавания русского языка со всеми

учебными

предметами,

когда

на

всех

уроках

учащиеся

упражняются

в

правильном

построении

предложений,

связных

высказываний,

когда

все

учителя

заботятся

о

правильном

использовании

слов,

их

произношении,

особенно тех, в которых могут быть допущены ошибки (краси'вее, бра'ла,

ло'жит, по'ртфель, шо'фер и тому подобные). Непонятные и трудные слова

объясняются на уроках своевременно, при объяснении значений новых слов

активно используются наглядные пособия, ИКТ.

На уроках грамматики

и правописания новые слова закрепляются

и

активизируются.

Например, в пятом классе уроках природоведения учащиеся знакомятся с

основными свойствами воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, учатся

различать твердые тела, жидкости и газы, распознавать основные полезные

ископаемые и др. Учащиеся одновременно овладевают многими понятиями и

терминами:

р а с т в о р ы ,

р а с т в о р и м ы е

и

нерастворимые

в е щ е с т в а ;

минеральная,

морская,

питьевая

вода;

прозрачный,

бесцветный

воздух;

кислород, углекислый газ, азот; полезные

ископаемые: гранит, известняки,

песок, глина, торф, каменный уголь,

нефть, железная руда; черные металлы:

сталь, чугун; цветные металлы: алюминий, медь; почва, перегной, песчаные и

глинистые почвы, плодородие, вспашка, боронование, рыхление. На уроках

русского языка эти слова используются

в грамматико – орфографических

упражнениях, разного

рода грамматических разборах: но частям речи, но

составу слова. Учащиеся могут отвечать на вопросы по данным темам, писать

небольшие сочинения, используя знания по предмету, материалы наблюдений,

необходимые опорные слова.

Словарная

работа

на

уроках

чтения

содействует

воспитанию

сознательности чтения, развитию речи учащихся, улучшению основных качеств

чтения.

Работа над словом может проводиться в зависимости от задачи на любом

этапе

урока.

Слова,

без

знания

смысла

которых,

учащиеся

не

поймут

содержание

читаемого,

объясняются

в

предварительной

беседе.

Те

слова,

которые будут понятны учащимся из контекста, разбираются после чтения

соответствующей части в связи с разбором ее содержания. На этом этапе

уточняется понимание значения подобных слов. Образные слова: сравнения,

метафоры, эпитеты

также разбираются

после

прочтения

соответствующей

части текста. Хорошо эти слова выписать на доске, показать их красоту и

образность по сравнению с обычным словом. И конечно, нужно добиваться,

чтобы при устном пересказе учащиеся употребляли в своей речи эти образные

слова и обороты речи.

Методы объяснения слов па уроках чтения в коррекционной школе: показ

предмета,

картинки,

демонстрация

чучела,

муляжа,

макета,

просмотр

соответствующих презентаций, замена незнакомого слова знакомым, близким

по

значению,

объяснение

смысла

слова,

коллективное

прочтение

сносок.

Способы объяснения зависят как

от характера объясняемых слов, так и от

возраста и возможностей учащихся. На уроках чтения для объяснения значения

слова

могут

быть

использованы

и

такие

наглядные,

очень

специфические

средства,

свойственные

только

урокам

русского

языка,

как

жест,

мимика,

драматизация (он усмехнулся, скривился, выбросил руку в приветствии).

Итак, сформируем некоторые общие требования к проведению словарной

работы в коррекционной школе:

1.Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

Здесь так же, как и в усвоении любого вербального материала, необходимо

соблюдать принцип небольших шагов, или расчлененности подачи.

2.Необходимо

стремиться

к

контекстному

объяснению

новых

слов.

Процесс точного их запоминания, по данным психологов, заметно улучшается,

если они объединены в тематические группы или включены в предложение.

3.Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных

анализаторов.

Новое

слово

обязательно

прочитывается

учителем

и

воспринимается

школьниками

на

слух,

разбирается

его

значение

с

использованием наглядных словесных средств при активном участии детей,

прочитывается еще раз учениками, включается в предложение и записывается,

если речь идет об уроках грамматики и отчасти об уроках развития речи.

4.Объяснение значения слова

- это только начальный этап работы над

лексикой. Для его введения в речь необходима система упражнений, постоянная

повторяемость слова, включение его в различные контексты.

5.Важно

соблюдать

естественность

условий

для

активизации

лексики.

Составленные предложения должны отражать содержание либо прочитанного

текста, либо ситуации, которая задается учителем и разбирается на уроке с

учетом того, что ученики узнали на экскурсии, из передач по телевидению, на

других уроках.

6.Работа с лексикой должна быть тесно связана с грамматикой, фонетикой

и

другими

сторонами

языка.

Нельзя

усвоить

новое

слово,

не

употребляя

одновременно

его

различные

грамматические

формы,

не

отрабатывая

правильности произношения.

Виды словарных упражнений на уроках грамматики и правописания:

1.Подбор

однокоренных слов. Познакомившись с понятием «корень» и

«однокоренные слова», учащиеся упражняются в образовании слов от одного

корня (лес, лесок, лесник; гора, горка, горный; сад, садик, садовник, садовый).

При образовании

каждого нового слова выясняется и его значение, слово

включается в состав предложения.

2.Подбор к однокоренным словам подходящих по смыслу слов. Например,

учащимся даются прилагательные: рыбный, рыбий, рыбачий. К этим словам

учащиеся

подбирают

соответствующие

имена

существительные,

и

у

них

образуются словосочетания: рыбный суп, рыбий жир, рыбачий поселок. Затем с

данными словосочетаниями придумываются предложения.

3.Образование слов с помощью определенных приставок или суффиксов

(перешел,

перенес,

пережил,

пересказал;

матушка,

любушка,

голубушка,

лапушка).

4.Подбор антонимов. Для детей с ОВЗ характерно неточное понимание

противоположного смысла. Например, к слову «злой» они могут подобрать

слово «вежливый», к слову «глубокий» - «низкий».

Многие учащиеся не дифференцируют слова, обозначающие величину,

форму

предметов,

пространственные

и

временные

отношения.

Не

имеют

достаточного представления о противоположных чертах характера человека.

Начинать работу над антонимами можно с третьего класса и проводить ее

дальше по определенной системе:

1.Упражнения

в

закачивании

начатого

предложения

путем

добавления

слова, обозначающего противоположный признак. (Тропинка узкая, а дорога…)

2.Упражнения в подборе антонимов к заданным словосочетаниям.

Злой старик -

Простой пример-

Тупой топор-

3.Составление антомических пар и слов, данных вразбивку (шум, холод,

друг, темнота, день, утро, ночь, тишина, свет, врач, жара, вечер).

4.Подбор антонимов к заданным словам при изучении основных частей

речи: здоровье-…, сила-…, смелость-…, чистый-…, громкий-…

5.Выделение антонимов в пословицах и поговорках:

Ученье - свет, неученье – тьма.

Труд кормит, а лень портит.

Надо

заметить,

что

объяснение

слов

с

помощью

синонимов

широко

распространенно

в

коррекционной

школе,

но

процесс

требует

включения

дополнительных приемов в работу со словом: составление предложений с тем и

другим

синонимом,

установление

разницы

в

оттенках

их

значений,

употребление нового слова ответах на вопросы, пересказах.

Значимым методом

активизации

словаря

является дидактическая

игра.

Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например

закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в

программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую

должны усвоить дети.

В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей

(давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предмете и

т.д).

Кроме

дидактических

игр

с

наглядным

материалом,

используются

словесные

упражнения

и

игры.

Игровая

задача

упражнений

заключается

в

быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть

кратковременны,

в

среднем

5-10

минут.

Они

не

требуют

длительной

подготовки, легко включаются в уроки русского языка, например упражнение

"Кто что делает?" (для активации глаголов): повар - варит, печёт, жарит; врач -

лечит, ставит градусник и т.д. [4, с. 114].

В таких упражнениях каждый ребёнок отвечает одним или несколькими

подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей,

чтобы не повториться.

В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-

3

примера

выполнения

задание

(ответа).

Не

менее

важен

полный

подбор

словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих).

Учитель обязан повседневно заботиться об увеличении активного словаря

учащихся, накапливать этот словарь из урока в урок. Рекомендуется слова из

активного словаря, записывать в орфографические словарики.

Слова, не предусмотренные программой, нужно тоже записывать в словари

и

вести

с

ними

работу.

Целесообразно

вести

один

словарь

с

первого

по

четвёртый класс. Дети к концу обучения в начальных классах будут иметь у

себя все изученные слова и смогут выполнять с ними разнообразную работу.

Работу над словами необходимо увязывать с изучением орфографии во

всех классах с 1-го по 4-го.

Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух.

Учить детей комментировать своё письмо.

Дети произносят полушёпотом. В классе шумок, но он не мешает работе.

Дети

увлечены

письмом.

При

таком

письме

не

будет

отрыва

в

изучении

теоретического курса от практических занятий.

При

изучении

словаря

или

орфографического

правила

наряду

со

слуховыми,

зрительными,

творческими

диктантами

можно

использовать

наглядный

диктант.

Дети

называют

предметы,

затем

учитель

показывает

предмет отдельно, дети записывают слова и т.д.

Диктант "Молчанка" - контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи"

или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название

этого предмета.

Задача

учителя

состоит

в

том,

чтобы

ввести

новое

слово

в

речевую

практику

школьника.

Наиболее

распространенные

приёмы,

которые

может

использовать учитель при введении слов в речь учащихся, следующие:

Комментированные

ответы

учащихся:

один

ученик

отвечает,

другие

обращают внимание на содержание и форму его ответа, указывают на недочёты

его речи.

Творческие рассказы по опорным словам.

С

целью

выявления

результатов

работы

по

формированию

словаря

учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте, было проведено

сравнение показателей развития словаря учащихся во втором классе и данных

развития

словаря

учащихся

в

третьем

классе.

Сравнение

проводилось

по

следующим параметрам: объём пассивного и активного словаря, ассоциации на

слова - стимулы, построение антонимических и синонимических рядов на слова

- стимулы, составление предложений.

У

учащихся

третьего

класса

наблюдается

повышение

количества

правильных ответов, положительная динамика развития пассивного словаря по

различным лексическим темам.

Активный

словарь

детей

обогащается

новыми

понятиями,

они

устанавливают новые смысловые связи между предметом и его действиями,

признаками. Создаваемое вначале небольшое семантическое поле, связанное

определённой

темой,

постепенно

расширяется,

формируется

значительное

количество конкретных понятий (рис. 1,2).

В процессе работы с детьми в третьем классе сократилось количество

отказов в 1,5-2 раза по сравнению с началом 2 класса. Это свидетельствует о

положительном влиянии специального обучения, как на развитие пассивного

словаря, так и на обогащение активного.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа над речевым

развитием школьников должна вестись в двух направлениях:

формирование навыков речи;

обучение использованию этих навыков в практической деятельности.

Учитель

должен

проявлять

внимание

к

ученику,

поощрять

обращение

учащихся с вопросами, проявлять понимание значение того или иного слова

учащихся, а в случае ошибок терпеливо разъяснить значения своей речи. А для

учащихся создать такие условия, при которых появляется у них мотивация речи,

т.е. потребность говорить, потребность писать.

Литература:

1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной

школе. - М.: Владес, 2002

2. Дмитриева

Л.

И.

Формирование

словаря

учащихся

специальных

(коррекционных) школ VIII вида. - М., 2002.

3. Костромина С. Н. "Как преодолеть трудности в обучении чтению". - М.,

1989.

4. Львов

М.

Р.

Методика

развития

речи

младших

школьников.

-

М.:

Просвещение, 1985.



В раздел образования




Яндекс.Метрика