Авторы: Учеваткина Людмила Михайловна, Зеновьева Светлана Анатольевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада"
Населённый пункт: Самарская область, г. Тольятти
Наименование материала: Статья "Познание культурного наследия через игру"
Тема: Патриотическое воспитание
Раздел: дошкольное образование
ПОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕРЕЗ ИГРУ.
18 мая отмечается Международный день музеев. В этот день все музеи мира
работают бесплатно.
Для меня, музей - это то место, где собрана история, раритеты чего - либо.
Большую ценность представляют исторические музеи России, их очень
много. Именно в подобных Музеях можно окунуться в историю, проникнуть
в ту или иную эпоху, быт.
Слово «музей» происходит от греческого слова «музейон». В Древней
Греции музейонами называли святилища. В таких святилищах со временем
накапливались предметы, связанные с награждением победителей. Помимо
музейонов, коллекции вещей накапливались в сокровищницах при храмах.
Приношения богам были неотъемлемым элементом культа религии греков. В
качестве благодарности богам преподносили статуи, посуду из драгоценных
металлов, шкатулки, монеты, мебель, картины и т.д. Храмы пополнялись и
трофеями, захваченными во время военных действий. Так было положено
начало коллекционирования предметов, представлявших ценность для
человека.
Мы решили спросить у наших родителей:
Н
ужно ли ходить с дошколятами
в
музеи? Вот что они ответили: конечно, да!
Во-первых, для того, чтобы малыш не разучился получать удовольствие от
познания нового. Ведь если познавательный интерес, данный каждому от
рождения, постоянно не подпитывать, со временем он затухает, и потом его
уже гораздо сложнее восстановить.
Во-вторых, чтобы ребенок научился вести себя культурно в музее, возле
памятника. Уже с малых лет стоит приучать детей к почтительному
отношению к истории и культуре. Ведь, согласитесь, школьник,
кривляющийся возле памятника героям войны, выглядит отвратительно. А
корни такого поведения заложены в раннем детстве.
В-третьих, полученный эмоциональный опыт отложится в душе дошколенка и
обязательно проявит себя в более позднем возрасте.
В-четвертых, малыш сможет поднять свою самооценку и социальный статус,
рассказав в садике о своем походе в музей. Возможно, дошкольник многого
не запомнит, быстро забудет новые названия и термины, но сущность
увиденного и эмоции останутся в фундаменте его опыта. Они непременно
проявят себя, дав направление дальнейшего развития. Очень часто именно в
таком возрасте воображение ребенка бывает поражено той или иной темой
и становится любимым занятием на всю жизнь.
Многие родители помнят о музеях своего детства
как об очень скучных местах, где, к тому же, нельзя было громко
разговаривать, трогать экспонаты, а передвигаться по помещению можно
было только медленно и строем. Сегодня многое изменилось — музеи все
чаще становятся «интерактивными», и предлагают детям разного возраста
экспозиции, которые на музей или выставку в их классическом понимании
абсолютно не похожи.
Мы с детьми любим играть в «Я поведу тебя в музей». Эта игра посвящена
художественным музеям нашего города. Наша игровая деятельность
происходит следующим образом.
Педагог говорит краткое описание того или иного музея. Например: В
Тольятти есть отличное место. Настоящее раздолье для мальчишек
дошкольного возраста. Там можно ходить целый день. Рассматривать
технику, сидеть и вглядываться в детали. В музее полно военной техники.
Техника в музее разная: самый старый экспонат,
пожалуй, трактор довоенный, есть много самолетов, военных, в основном,
танки, тяжелая бронетехника, пушки, ракеты, старые паровозы, космические
летательные аппараты, десантная техника, вертолеты, автомобили –
амфибии, радарные установки, мины, бомбы, зенитки, грузовики, тяжелые
бомбардировщики, есть даже подводная лодка.
В музее две площадки. Обе огромные, как футбольные поля. Первая
площадка - это авиация, танки, артиллерия, вертолеты и подводная лодка.
Вторая - локомотивное депо с паровозами, бронепоездом, ракетами,
луноходами, танками.
Затем педагог говорит:- « Внимание, вопрос: дайте название этого
объекта».
Дети называют – ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ. К.Г. САХАРОВА.
Да, нельзя побывать в Тольятти и не посетить музей АвтоВАЗа.
Один из современных музеев, в который можно ходить даже с самыми
маленькими детьми — Технический музей им. К. Г. Сахарова. Это огромная
экспонатам детям разрешают даже лазить, хотя есть и такие, которые трогать
запрещено. Этот музей
вызывает огромный интерес у молодёжи Тольятти и
гостей города.
Далее педагог даёт описание второго объекта -
Этот музей является
основным хранителем памятников материальной и духовной культуры
города Ставрополя-Тольятти и края. Идя в ногу со временем, музей не только
хранит историю, но и является культурно-образовательным, общественным
центром в городе. В течение года его посещают около 200 тысяч жителей и
гостей Тольятти. В 2012 году музею исполнилось 50 лет.
Внимание вопрос – что это за музей?
Дети называют – ТОЛЬЯТТИНСКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ.
Да ребята,
на
сегодняшний день в музее хранится более
63 000 предметов - памятников духовной и материальной культуры. Все
памятники распределены по 42 коллекциям. Гордостью краеведческого
музея является мебель и эксклюзивные предметы быта времён прошлых
веков, коллекции монет, как русских, так и зарубежных. Музей также
располагает большим фондом редких книг и большой научной библиотекой.
А сейчас на очереди третий объект - Музей находится рядом с плотиной и
рассказывает об этапах ее строительства. Стройка, нашла свое отображение в
документах и представленных экспонатах. Личные вещи строителей,
элементы их быта, костюм водолаза, который работал при строительстве
сооружений, рассказы о трудовых династиях и т.д. Это первый музей такого
рода при построенных водохранилищах и гидроэлектростанциях Волжско-
Камского каскада. Он стал для них образцом, эталоном, на который нужно
равняться. Для его обустройства выделили специальное помещение. Хорошо
продуман дизайн музея: темно-синие стены и стенды, выполненные и виде
водосливной плотины. В зеркальном потолке отображаются сложные
светильники, напоминающие гирлянды изоляторов.
Внимание, вопрос – дайте название музея.
Дети - Это МУЗЕЙ ЖИГУЛЁВСКОЙ ГЭС.
Верно ребята, а о каком музее я сейчас говорю?
В музее ведутся для детей дошкольного возраста и школьников
начальных классов образовательные программы «Давайте порисуем»
и
«Уроки
мастерства»
и
лекции
по
мировому
изобразительному
искусству для всех желающих.
По выходным дням сотрудниками музея проводятся семейные
занятия
«Сегодня
я
-
художник».
Занятия
направлены
на
формирование и развитие творческого мышления детей и взрослых.
Они
помогают
творчески
разнообразить
жизнь
детей,
попробовать
разные
художественные
материалы
и
техники
и
своими
руками
создать настоящий шедевр!
Дети – ЭТО ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ.
«Я поведу тебя в музей»
очень нравится детям. С каждым разом дети узнают всё больше нового и
интересного о каждом из музеев нашего города.
Русский музей сегодня – это уникальное хранилище художественных
ценностей. Прогулка по Русскому музею – классическое путешествие по
русской истории и искусству.
Привлечение
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
музеи
в
высшей
степени
целесообразно. Музей
для
дошкольников
является
средством
формирований
целостной
личности,
приобщения
ребенка
к
культурным
ценностям
и
традициям.
При
этом
решаются
важнейшие задачи
по
формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Литература:
1.О.В. Каспарова, В.Н.Гандина «Волжская земля - родина моя»
2.журнал «Начальная школа» №16\2004г