Напоминание

"Организация и методика проведения физкультурных занятий"


Автор: Яхутль Сима Касеевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Нальмес"
Населённый пункт: аул. Тахтамукай
Наименование материала: "Система физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"
Тема: "Организация и методика проведения физкультурных занятий"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "

Детский сад №1 "Нальмес" комбинированного вида".

Подготовила:

Руководитель

физического воспитания

Яхутль Сима К.

Доклад: на тему

«Система физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ,

пути оптимизации».

Все

чаще

последнее

время

педагоги

и

медицинские

работники

отмечают и выделяют закономерность того, что здоровье детей дошкольного

возраста в последнее десятилетие стремительно ухудшается. В связи с этим

еще актуальнее перед педагогами образовательных учреждений ставится

нашим

правительством

задача

по

усовершенствованию работы, в рамках

ФГТ,

направленной

на

укрепление

и

сохранение

здоровья

населения,

особенно детей.

Как

уже

не

раз

отмечалось,

что

среди

многих

факторов

(демографических, социально – экономических, культурных и др.), которые

оказывают

влияние

на

состояние

здоровья

детей,

по

интенсивности

воздействия

физическое

воспитание

занимает

особое

место.

Ведь

чем

активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его

физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы

ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических

систем

и,

следовательно,

определяют

темп

и

характер

нормального

функционирования

растущего

организма.

На

фоне

прогрессирующей

гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к

движению,

физической

культуре

и

спорту.

(Н.Б.

Муллаева

«Конспекты-

сценарии по физической культуре для дошкольников» Санкт – Петербург,

«Детство – Пресс» 2005 год).

Применение

взаимодействующих

методов

обучения

и

оздоровления

детей – одно из важнейших требований физического воспитания.

Физическая

культура

как

метод

неспецифической

патогенетической

терапии

является

важным

компонентом

системы

восстановительного

лечения.

Занятия

физической

культурой,

спортом,

использование

физиотерапии,

трудовых

процессов

должны

широко

использоваться

в

воспитательно – оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью.

(Кузнецова

М.Н.

«Система

комплексных

мероприятий

по

оздоровлению

детей в дошкольных образовательных учреждениях», Москва АРКТИ, 2002

год, стр.4).

Физическая

культура

в

детском

возрасте

это

часть

системы

оздоровительного комплекса, лечебно – педагогический процесс, имеющий

также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической

культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод

и широкое использование имитационных движений, у детей формируются

навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину,

создает положительный эмоциональный фон.

Любое

занятие

общеразвивающего

или

оздоровительного

характера

несомненно должно доставлять ребенку радость, как эмоциональную, так и

телесную,

физическую,

от

выполнения

физических

упражнений.

«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться»,

«здоровые

нагрузки,

а

не

перегрузки

укрепляют

организм»

-

это

те

принципы,

которые

необходимо

строго

соблюдать

для

положительного

результата.

Анализ

практики

работы

дошкольных

учреждений

показывает,

что

в

последние годы отмечалось уменьшение удельного веса движений в общем

режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем и,

несомненно,

понижает

защитные

силы

детского

организма.

Поэтому

оптимизация двигательного режима становится ведущей ролью в воспитании

здорового ребенка.

Программа физического воспитания детей в нашем детском саду может

быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с

использованием циклических упражнений в «малых формах» - физического

воспитания (

с

нестандартным

оборудованием); физкультурных

пауз

во

время занятий (с музыкальным сопровождением); двигательных разрядок во

в р е м я

и г р ; динамических

пауз

между

занятиями; динамических

двигательных часов во второй половине дня.

Особенно эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе, так как

при этом, кроме всего вышесказанного повышается и закаленность.

Дети

с

большой

двигательной

активностью

оказываются

более

развитыми и физически, и психически.

При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем

режиме дня постоянное время и место у нас в детском саду отводится для

утренней

гимнастики,

прогулок,

игр

в

помещении

и

на

воздухе,

закаливающих

мероприятий.

Оптимальный

общий

режим

дошкольного

учреждения

имеет

первостепенное

значение

и

является

сам

по

себе

воспитывающим,

оздоравливающим

фактором,

правильно

сочетающим

основные

компоненты

здорового

начала

покой

и

движение.

Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей

движениями, может привести к отрицательному результату. Применительно

к детям особенно убедительно звучат слова французского клинициста Ж.

Тиссо, сказанные не одно столетие назад: «Движение как таковое может по

своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира

не могут заменить действие движения».

Каждое

оздоровительно

воспитательное

занятие

с

детьми

должно

проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом.

В

нашем

детском

саду

физкультурно

оздоровительная

работа

базируется наследующих направлениях:

1) - комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей;

2) - рациональная организация двигательной деятельности детей

(организованная и самостоятельная деятельность) и создание оптимальной

развивающей среды;

3 )

- лечебно-профилактическая

работа

(контроль

за

осанкой,

за

дыханием во время занятий; фито и витаминотерапия; сбалансированное

питание; правильный подбор мебели);

4) - система эффективного закаливания (стопотерапия и босохождение,

обливание ног прохладной водой, закаливание воздухом);

5 ) -

реабилитация и коррекционная работа (кружок «Здоровячек» и

индивидуальная

работа,

психогимнастика,

артикуляционная

гимнастика

и

игровой массаж);

6)

консультативно-профилактическая

и

информационная

работа

(родительские собрания, папки передвижки, информационные стенды).

Физическое

воспитание

направлено

на

охрану

жизни

и

укрепление

здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и

навыков,

развитие

психофизических

качеств

(быстрота,

ловкость,

сила,

гибкость,

выносливость

и

др.),

овладение

физическими

упражнениями

и

подвижными

играми;

воспитание

жизнерадостной,

жизнестойкой,

целеустремленной,

волевой,

творческой

личности. (Степаненкова

Э.Я.

«Физическое воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез, Москва 2009 г.).

Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического,

психологического

и

гармоничного

развития

детей,

как

я

уже

говорила,

является организация режима дня.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое

чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.

Основу

режима

составляет

точно

установленный

распорядок

сна

и

бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур,

интегрированных

комплексных занятий,

прогулок

круглый

год

и

самостоятельной физкультурной деятельности детей.

Питание

у

нас

в

саду

разнообразное

и

сбалансированное,

с

преобладанием паровой обработки продуктов (без жарения). Регулярно дети

получают

соки,

фрукты,

витаминизированные

напитки

(отвар

шиповника,

лимонник, компоты из свежих фруктов и ягод). В дополнение дети получают

кислородные коктейли с натуральными соками.

Перед едой дети обязательно моют руки. Воспитатели следят за тем,

чтобы первыми за стол садились дети, которые едят медленно. А за столом

всегда

поддерживают спокойную

и

доброжелательную

обстановку,

благотворно влияющую на аппетит (включают музыку).

Закаливание -

это

важнейшая часть

физического

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

Ну

а

лучшими

средствами

закаливания

являются

естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Поэтому закаленные

дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешены,

отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью и

активностью.

Закаливание

воздухом

- наиболее доступное средство закаливания в

любое

время

года.

Систематическая

гимнастика

после

сна

при

открытых

фрамугах,

занятия

физическими

упражнениями

на

свежем

воздухе,

босохождение

в

летний

период

по

грунту

и

траве,

обливание

стоп

прохладной водой способствуют более быстрой адаптации организма наших

воспитанников к смене температурных условий. Положительное воздействие

воздушных ванн повышается от сочетания их с физическими упражнениями.

Большое значение для здоровья детей имеет сформированность у них

культурно – гигиенических навыков. Для этого мы проводим с детьми игры,

беседы,

разыгрываем

игровые

ситуации,

читаем

художественные

произведения и используем фольклорное народное творчество.

Физкультурные

занятия

в

нашем

детском

саду

являются

основной

формой

регулярного

обучения

детей

физическим

упражнениям.

Они

проводятся 3 раза в неделю (одно на воздухе), продолжительность их зависит

от возраста детей.

Начиная с младшей группы, ежедневно с детьми проводится утренняя

гимнастика

с

различным

спортивным

инвентарем

или

в

форме

оздоровительной пробежки в летний период (старший возраст). Большое

внимание мы

уделяем

подвижным

играм

между

занятий

и

на

свежем

воздухе.

Атрибуты

для

игр

мы

изготавливаем

вместе

с

детьми

или

в

их

присутствии

зависимости

от

возраста).

Игры

проводим

с

небольшими

подгруппами детей или одновременно со всей группой.

Также

проводим

индивидуальную

работу

по

формированию

двигательных

навыков

и

умений,

направленную

на

активизацию

малоподвижных

детей

и

снижение

нагрузки

у

гиперактивных

ребят,

на

улучшение психофизического развития ослабленных и частоболеющих детей,

а также на развитие моторно одаренных и физически способных детей.

С

о второй

младшей

группы

один

раз

в

месяц

организуем

физкультурные досуги с играми и забавами, а в старших группах 2 раза в год

проводим

спортивные

праздники

(зимний

и

летний)

с

элементами

соревнований.

Физическое воспитание осуществляем в тесном контакте с семьей. Для

этого проводим совместные досуги, организуем наглядную агитационную

пропаганду здорового образа жизни.

В

течении

года

регулярно

проводим

коррекционную

работу:

профилактические

занятия

по

улучшению

осанки

и

профилактике

плоскостопия

(стопотерапия,

кружок

«Здоровячек»),

артикуляционные

и

пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика в

течении

дня

(во

время

режимных

моментов),

игровой

массаж,

психогимнастика.

Только в полном объеме и в системе мероприятий, в тесном контакте с

педагогами ДОУ и с родителями можно оптимально улучшить физкультурно -

оздоровительную работу и добиться соответствия с ФГТ.

Руководитель по

физическому воспитанию

Яхутль Сима К.



В раздел образования




Яндекс.Метрика