Автор: Яхутль Сима Касеевна
Должность: руководитель физического воспитания
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Нальмес"
Населённый пункт: аул. Тахтамукай
Наименование материала: "Система физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ"
Тема: "Организация и методика проведения физкультурных занятий"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "
Детский сад №1 "Нальмес" комбинированного вида".
Подготовила:
Руководитель
физического воспитания
Яхутль Сима К.
Доклад: на тему
«Система физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ,
пути оптимизации».
Все
чаще
последнее
время
педагоги
и
медицинские
работники
отмечают и выделяют закономерность того, что здоровье детей дошкольного
возраста в последнее десятилетие стремительно ухудшается. В связи с этим
еще актуальнее перед педагогами образовательных учреждений ставится
нашим
правительством
задача
по
усовершенствованию работы, в рамках
ФГТ,
направленной
на
укрепление
и
сохранение
здоровья
населения,
особенно детей.
Как
уже
не
раз
отмечалось,
что
среди
многих
факторов
(демографических, социально – экономических, культурных и др.), которые
оказывают
влияние
на
состояние
здоровья
детей,
по
интенсивности
воздействия
физическое
воспитание
занимает
особое
место.
Ведь
чем
активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его
физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы
ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических
систем
и,
следовательно,
определяют
темп
и
характер
нормального
функционирования
растущего
организма.
На
фоне
прогрессирующей
гиподинамии актуальной стала задача формирования у детей интереса к
движению,
физической
культуре
и
спорту.
(Н.Б.
Муллаева
«Конспекты-
сценарии по физической культуре для дошкольников» Санкт – Петербург,
«Детство – Пресс» 2005 год).
Применение
взаимодействующих
методов
обучения
и
оздоровления
детей – одно из важнейших требований физического воспитания.
Физическая
культура
как
метод
неспецифической
патогенетической
терапии
является
важным
компонентом
системы
восстановительного
лечения.
Занятия
физической
культурой,
спортом,
использование
физиотерапии,
трудовых
процессов
должны
широко
использоваться
в
воспитательно – оздоровительных учреждениях с реабилитационной целью.
(Кузнецова
М.Н.
«Система
комплексных
мероприятий
по
оздоровлению
детей в дошкольных образовательных учреждениях», Москва АРКТИ, 2002
год, стр.4).
Физическая
культура
в
детском
возрасте
–
это
часть
системы
оздоровительного комплекса, лечебно – педагогический процесс, имеющий
также большое воспитательное значение. В процессе занятий физической
культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод
и широкое использование имитационных движений, у детей формируются
навыки и умения, воля и сознание. Это помогает поддерживать дисциплину,
создает положительный эмоциональный фон.
Любое
занятие
общеразвивающего
или
оздоровительного
характера
несомненно должно доставлять ребенку радость, как эмоциональную, так и
телесную,
физическую,
от
выполнения
физических
упражнений.
«Тренироваться, но не перенапрягаться, закаляться, но не переохлаждаться»,
«здоровые
нагрузки,
а
не
перегрузки
укрепляют
организм»
-
это
те
принципы,
которые
необходимо
строго
соблюдать
для
положительного
результата.
Анализ
практики
работы
дошкольных
учреждений
показывает,
что
в
последние годы отмечалось уменьшение удельного веса движений в общем
режиме дня, что отрицательно сказывается на формировании всех систем и,
несомненно,
понижает
защитные
силы
детского
организма.
Поэтому
оптимизация двигательного режима становится ведущей ролью в воспитании
здорового ребенка.
Программа физического воспитания детей в нашем детском саду может
быть усовершенствована за счет увеличения динамического компонента с
использованием циклических упражнений в «малых формах» - физического
воспитания (
с
нестандартным
оборудованием); физкультурных
пауз
во
время занятий (с музыкальным сопровождением); двигательных разрядок во
в р е м я
и г р ; динамических
пауз
между
занятиями; динамических
двигательных часов во второй половине дня.
Особенно эффективны занятия физкультурой на свежем воздухе, так как
при этом, кроме всего вышесказанного повышается и закаленность.
Дети
с
большой
двигательной
активностью
оказываются
более
развитыми и физически, и психически.
При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем
режиме дня постоянное время и место у нас в детском саду отводится для
утренней
гимнастики,
прогулок,
игр
в
помещении
и
на
воздухе,
закаливающих
мероприятий.
Оптимальный
общий
режим
дошкольного
учреждения
имеет
первостепенное
значение
и
является
сам
по
себе
воспитывающим,
оздоравливающим
фактором,
правильно
сочетающим
основные
компоненты
здорового
начала
–
покой
и
движение.
Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей
движениями, может привести к отрицательному результату. Применительно
к детям особенно убедительно звучат слова французского клинициста Ж.
Тиссо, сказанные не одно столетие назад: «Движение как таковое может по
своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира
не могут заменить действие движения».
Каждое
оздоровительно
–
воспитательное
занятие
с
детьми
должно
проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом.
В
нашем
детском
саду
физкультурно
–
оздоровительная
работа
базируется наследующих направлениях:
1) - комплексная диагностика и исследование состояния здоровья детей;
2) - рациональная организация двигательной деятельности детей
(организованная и самостоятельная деятельность) и создание оптимальной
развивающей среды;
3 )
- лечебно-профилактическая
работа
(контроль
за
осанкой,
за
дыханием во время занятий; фито и витаминотерапия; сбалансированное
питание; правильный подбор мебели);
4) - система эффективного закаливания (стопотерапия и босохождение,
обливание ног прохладной водой, закаливание воздухом);
5 ) -
реабилитация и коррекционная работа (кружок «Здоровячек» и
индивидуальная
работа,
психогимнастика,
артикуляционная
гимнастика
и
игровой массаж);
6)
–
консультативно-профилактическая
и
информационная
работа
(родительские собрания, папки передвижки, информационные стенды).
Физическое
воспитание
направлено
на
охрану
жизни
и
укрепление
здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и
навыков,
развитие
психофизических
качеств
(быстрота,
ловкость,
сила,
гибкость,
выносливость
и
др.),
овладение
физическими
упражнениями
и
подвижными
играми;
воспитание
жизнерадостной,
жизнестойкой,
целеустремленной,
волевой,
творческой
личности. (Степаненкова
Э.Я.
«Физическое воспитание в детском саду» Мозаика – Синтез, Москва 2009 г.).
Одним из условий, обеспечивающих необходимый уровень физического,
психологического
и
гармоничного
развития
детей,
как
я
уже
говорила,
является организация режима дня.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое
чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток.
Основу
режима
составляет
точно
установленный
распорядок
сна
и
бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур,
интегрированных
комплексных занятий,
прогулок
круглый
год
и
самостоятельной физкультурной деятельности детей.
Питание
у
нас
в
саду
разнообразное
и
сбалансированное,
с
преобладанием паровой обработки продуктов (без жарения). Регулярно дети
получают
соки,
фрукты,
витаминизированные
напитки
(отвар
шиповника,
лимонник, компоты из свежих фруктов и ягод). В дополнение дети получают
кислородные коктейли с натуральными соками.
Перед едой дети обязательно моют руки. Воспитатели следят за тем,
чтобы первыми за стол садились дети, которые едят медленно. А за столом
всегда
поддерживают спокойную
и
доброжелательную
обстановку,
благотворно влияющую на аппетит (включают музыку).
Закаливание -
это
важнейшая часть
физического
воспитания
детей
дошкольного
возраста.
Ну
а
лучшими
средствами
закаливания
являются
естественные силы природы: воздух, солнце и вода. Поэтому закаленные
дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешены,
отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью и
активностью.
Закаливание
воздухом
- наиболее доступное средство закаливания в
любое
время
года.
Систематическая
гимнастика
после
сна
при
открытых
фрамугах,
занятия
физическими
упражнениями
на
свежем
воздухе,
босохождение
в
летний
период
по
грунту
и
траве,
обливание
стоп
прохладной водой способствуют более быстрой адаптации организма наших
воспитанников к смене температурных условий. Положительное воздействие
воздушных ванн повышается от сочетания их с физическими упражнениями.
Большое значение для здоровья детей имеет сформированность у них
культурно – гигиенических навыков. Для этого мы проводим с детьми игры,
беседы,
разыгрываем
игровые
ситуации,
читаем
художественные
произведения и используем фольклорное народное творчество.
Физкультурные
занятия
в
нашем
детском
саду
являются
основной
формой
регулярного
обучения
детей
физическим
упражнениям.
Они
проводятся 3 раза в неделю (одно на воздухе), продолжительность их зависит
от возраста детей.
Начиная с младшей группы, ежедневно с детьми проводится утренняя
гимнастика
с
различным
спортивным
инвентарем
или
в
форме
оздоровительной пробежки в летний период (старший возраст). Большое
внимание мы
уделяем
подвижным
играм
между
занятий
и
на
свежем
воздухе.
Атрибуты
для
игр
мы
изготавливаем
вместе
с
детьми
или
в
их
присутствии
(в
зависимости
от
возраста).
Игры
проводим
с
небольшими
подгруппами детей или одновременно со всей группой.
Также
проводим
индивидуальную
работу
по
формированию
двигательных
навыков
и
умений,
направленную
на
активизацию
малоподвижных
детей
и
снижение
нагрузки
у
гиперактивных
ребят,
на
улучшение психофизического развития ослабленных и частоболеющих детей,
а также на развитие моторно одаренных и физически способных детей.
С
о второй
младшей
группы
один
раз
в
месяц
организуем
физкультурные досуги с играми и забавами, а в старших группах 2 раза в год
проводим
спортивные
праздники
(зимний
и
летний)
с
элементами
соревнований.
Физическое воспитание осуществляем в тесном контакте с семьей. Для
этого проводим совместные досуги, организуем наглядную агитационную
пропаганду здорового образа жизни.
В
течении
года
регулярно
проводим
коррекционную
работу:
профилактические
занятия
по
улучшению
осанки
и
профилактике
плоскостопия
(стопотерапия,
кружок
«Здоровячек»),
артикуляционные
и
пальчиковые гимнастики, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика в
течении
дня
(во
время
режимных
моментов),
игровой
массаж,
психогимнастика.
Только в полном объеме и в системе мероприятий, в тесном контакте с
педагогами ДОУ и с родителями можно оптимально улучшить физкультурно -
оздоровительную работу и добиться соответствия с ФГТ.
Руководитель по
физическому воспитанию
Яхутль Сима К.