Автор: Карпухно Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БОУ г. Омска "СОШ №53"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Имя существительное" 2 класс
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Карпухно Наталья Николаевна
Место работы, должность: БОУ г. Омска «СОШ №53»
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Имя существительное»
Предмет: русский язык
Тип урока: введение в новую тему
Место и роль урока в изучаемой теме:
Оборудование урока и раздаточные материалы: учебник, карточки для работы в парах, игрушки
Цели урока: формирование понятия об имени существительном
Знакомство с именем существительным как частью речи
* Планируемые результаты
Предметные знания,
предметные действия.
УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные
- научатся различать
слова-названия
предметов;
-использовать
специальную
терминологию при
определении части речи;
-распределять имена
существительные в
тематические группы
предметов
-отвечают на
проставленные вопросы
по теме
- осуществляют
самоконтроль,
взаимоконтроль,
самооценку, рефлексию на
уроке
-делают выводы на
основе анализа;
- ориентируются в
учебнике;
-делают выводы на
основе анализа
-извлекают необходимую
информацию из загадок
-находят ответы на
поставленные вопросы
-самостоятельно делают
вывод, обобщают
-вступают в учебное
сотрудничество с
одноклассниками,
участвуют в совместной
деятельности, оказывают
взаимопомощь,
проявляют
доброжелательность к
партнёрам.
-умеют формулировать
собственное мнение;
-в устной форме
оформляют свои мысли
-формируют
познавательные
потребности в
соответствии с
поставленной целью
-строят диалог в паре
-умеют слушать и
выражать свою мысль,
сохраняя учебную
-формирование
познавательной
потребности, умение
оценивать свои действия
- выполнять задания в
соответствии с целью
-выполняют упражнения,
рекомендуемые учителем
-сотрудничать с учителем
и одноклассниками
ситуацию
Ход урока
**Названи
е
этапа
урока
Задача, которая
должна быть
решена ( в
рамках
достижения
планируемых
результатов
урока)
Формы
организации
деятельност
и
учащихся
Действия
учителя по
организации
деятельности
учащихся
Действия
учащихся
(предметные,
познавательные,
регулятивные)
Результат
взаимодействия
учителя и
учащихся по
достижению
планируемых
результатов
Диагностика
достижения
планируемых
результатов
урока
1
Этап
мотивации
учебной
деятельно
сти
Создать условия
организованного
начала урока.
Фронтальна
я
Создаёт
условия
организованног
о начала урока.
-Сегодня у нас много гостей на
уроке.
-Поприветствуем наших гостей.
Личностные
результаты:
Мотивация на
успех
Регулятивные:
отвечают на
проставленные
вопросы по
теме.
2
Этап
актуализац
ии
знаний
Создаём условия
подготовки к
письму.
Минутка
чистописани
я
На доске
записана
пословица.
«Человек без
друзей – что
дерево без
корней.»
-Прочитайте и скажите, что это?
Как понимаете смысл этой
пословицы? А может ли эта
пословица нам помочь в работе на
уроке?
Какие орфограммы встретились в
словах данной пословицы?
Работа в тетрадях.
Откройте тетради, запишите
число, классная работа и
спишите данную пословицу,
выделяя в словах орфограммы.
Дети выполнят задание, сверяют с
написанным на доске.
Познавательны
е:
Делают выводы
на основе
анализа
Коммуникатив
ные:
В устной
форме
оформляют
свои мысли
.
Самопроверка
3
Физминут
ка «Ёжик»
Создать условия
для развития
Коллективна
я
Создаёт
условия для
Взяли из контейнера мячики –
ёжики! Катаем их между
Коммуникатив
ные: участвуют
-выполняют
свои действия
4
.
Самоопред
еление к
деятельно
сти.
мелкой
моторики
пальцев рук.
Постановка
учебной задачи
и цели урока.
Коллективна
я.Отгадыван
ие загадок.
занятия
пальчиковой
гимнастикой
Создаёт
условия для
повторения и
закрепления
изученных
орфограмм в
словах и выход
на новую тему.
ладонями, гладим пальчиками и
приговариваем.
-Отгадайте загадки, отгадки
напишите в тетрадь и выделите
изученные орфограммы. Один из
вас будет работать у доски.
Прослушайте первую загадку.
1.Я на сумочку похож, ручки ты в
меня кладёшь.
-Школьник, ты меня узнал?
-Ну конечно, я …(пенал)
2.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (снег)
3.Голодная мычит, сытая жуёт
Всем ребятам молоко даёт.
(корова)
4.В лесу у пня – суетня, беготня
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе город строит.(муравьи)
5. Я под мышкой посижу и что
надо укажу:
Или уложу в кровать, или разрешу
гулять. (градусник)
в совместной
деятельности.
Коммуникатив
ные:участвуют
в совместной
деятельности,ф
ормируют
познавательные
потребности,в
соответствии с
поставленной
целью.
в соответствии
с поставленной
целью
5
Применен
ие знаний
и умений в
новой
ситуации
Создать условия
для изучения
новой темы
,систематизации
знаний и
применение их
на практике
Коллективна
я работа
Создаёт
условия для
систематизаци
и знаний и
применение их
на практике
Ребята,
что
объединяет
все
эти
слова? (они обозначают предметы)
-На какие вопросы они отвечают?
(кто?,что?)
-Все эти предметы существуют.
Они есть. Они сущие.
- А
з н а ч и т
э т о
и м е н а
существительные.
Так сформулируйте тему урока!
Тема
урока
сегодня:
«Имя
существительное.»
На доске появляется карточка
с
термином «Имя существительное»
(ребята сами находят её
среди
всех
карточек,
прикреплённых
к
доске)
-Какие цели и задачи мы поставим
на урок?
(обращаемся к таблице целей, она
прикреплена на доску)
1.-Учимся
различать
слова
как
часть речи
2.
уч имся
находит ь
с л о в а ,
обозначающие
предметы
и
ставить к ним вопросы
Познавательны
е:
извлекают
необходимую
информацию из
загадок
Коммуникатив
ные: вступают
в учебное
сотрудничество
с
одноклассника
ми, учителем.
Личностные:
формирование
познавательной
потребности.
наблюдение
6
Гимнастик
а для глаз
Создать условия
для отдыха глаз.
Коллективна
я работа
Дает установку
на отдых для
глаз
Ваши глаза обращены на таблицу
« В и д е о а з и м у т » .
Д в и г а е м с я
глазами, не поворачивая головы по
стрелкам-указаниям.
«Светофор»
Я называю круг, ваш взор обращён
именно к этому кругу.
Зелёный, красный, жёлтый.
Красный, жёлтый, зелёный.
Личностные:
Выполняют
упражнения,
рекомендуемые
учителем
7
Работа над
новой
темой
Создать условия
для работы в
парах
Работа в
парах
Организует
работу в парах
-В гости к нам пришли слова
Всем они понятные
Умные, приятные
Только вот куда им встать?
Личностные:
Сотрудничают
с
одноклассника
Взаимопроверк
а,
взаимооценка
Фронтальна
я
Надо путь им указать!
-У вас на столах лежат карточки.
Карточка.
Снег, олень, клён, письмо, доктор,
ветер,
трава,
лисёнок,
учитель,
воробей, Аня, иней.
Что записано на них прочтите!
-А что мы можем сделать с этими
словами?
Сформулируйте
задание,
которое
вы выполните!
(ученики говорят)
-Выписать слова, отвечающие на
вопросы кто? ,что?, разбив их на 2
группы.
А сейчас обменяйтесь тетрадями.
П р о в е р ь т е
п р а в и л ь н о с т ь
выполнения задания друг у друга.
Один ученик выходит и называет
слова по группам, а вы
должны
по ст авить
«+»,
е сли
с л о в а
записаны верно в нужную группу
и « - » если – нет.
-На какие вопросы отвечали все
слова? (кто?, что?)
-У
нас
есть
на
доске
такие
карточки?
(ученик
выходит
к
доске
и
двигает
карточку
с
вопросами
к
карточке
«Имя
существительное.
Что
обозначают
эти
с л о в а ?
(одушевлённые и неодушевлённые
имена существительные).
У ч е н и к
д в и г а е т
к а р т о ч к и
«Одушевлённые»,
«Неодушевлённые».
м,учителем;
Коммуникатив
ные:
строят диалог в
паре,
доброжелатель
но относятся к
партнёру
Личностные:
Формируют
познавательну
ю потребность
Умение
оценивать
действия
однокласснико
в,
Выполнять
задания в
соответствии с
поставленной
целью.
Коммуникатив
ные: умеют
слушать и
выражать свою
мысль,
сохраняя
учебную
ситуацию.
Познавательны
е: находят
ответы на
поставленные
Создать условия
для
систематизации
знаний,
применения их
на практике
Создаёт
условия для
систематизаци
и знаний,
применения их
на практике
-
И
о н и
б ы в а ю т
к а к и е ?
(собственные и нарицательные)
У ч е н и к
д в и г а е т
к а р т о ч к и
« С о б с т в е н н ы е »
и
«Нарицательные»
-
Посмотрите
на
выстроенную
цепочку из карточек!
- Т а к
ч т о
т а к о е
и м я
суще ствительное?
( у ч е н и к и
формулируют определение имени
существительного)
А теперь откройте учебник на стр.
45 и прочитайте правило!
Ученики
читают
правило
в
учебнике.
Какой вывод моете сделать?
-Мы
верно
с формулирова ли
правило самостоятельно, что такое
имя существительное
вопросы
Коммуникатив
ные: умеют
формулировать
собственное
мнение;
8
Физминут
ка
Организовать
отдых учеников
на уроке
коллективна
я
Организует
отдых на уроке
-Выйдите из-за стола.
Встаньте на коврик.
Движение
ходьба,
повторяя
за
мной слова.
-Имя существительное
-Очень удивительное
-На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно!
Личностные:
-умение
выполнять
учебные
действия в
соответствии с
поставленной
целью.
Коммуникатив
ные:
-участвовать в
совместной
деятельности
наблюдение
9
Игра.
Организовать
игру.
коллективна
я
Организует
игру на уроке
-Ребята, играть любите?
А хотите?
-Играем!
У меня мешок, там лежат
Регулятивные:
учатся
распознавать
существительн
- наблюдение
различные предметы.
Каждый вышедший, запускает
руку в мешок, достаёт предмет не
глядя, показывает его и
спрашивает (что? или кто это?) и
ставит этот предмет под
соответствующую табличку. (кто?
или что?)
В мешке лежат: карандаш , бант,
игрушечная собака, игрушечный
слон, игрушечный попугай,
рыбка, тетрадь.
А теперь пригласит любого
ученика и ребята должны
поставить к нему вопрос и отвести
его к нужной группе.
- Ребята, давайте обобщим то, что
мы выполнили и сделаем вывод!
Ученики говорят:
-слова, обозначают предметы
-они отвечают на вопросы кто?
или что?
-обозначают одушевлённые и
неодушевлённые предметы
-бывают собственными и
нарицательными.
ые,
Самостоятельн
о находят
одушевлённые
и
неодушевлённ
ые имена
существительн
ые.
Коммуникатив
ные: вступают
в
сотрудничество
с
одноклассника
ми.
1
0
Рефлексия
Организовать
обсуждение
успешности на
уроке.
Подвести итог
урока.
Коллективна
я
Организует
рефлексию на
уроке.
Ребята, давайте подведём итог
нашего урока!
-Что нового на уроке вы узнали?
-Что у вас получилось?
-Что было трудно?
-Что вас удивило на уроке?
-Было интересно?
-Что вы теперь умеете?
У вас на столе лежат солнышки и
тучки (вырезанные из бумаги)
Покажите, какое настроение у вас
сейчас! (Дети поднимают вверх
солнышки)
Регулятивные:
самостоятельно
делать вывод,
обобщать
Личностные:
умение
оценивать свои
действия
наблюдение
- Я тоже испытала радость от того,
что дружно справились со своей
задачей.
Благодарю вас всех за работу!
-Мы большие молодцы!
1
1
Домашнее
задание
Организовать
запись
домашнего
задания
Коллективна
я.
Организует
запись
домашнего
задания.
В учебнике на стр. 44-45, есть
упражнения: 74,75,76.
Выберите и выполните то
упражнение, которое вам больше
понравится!
Коммуникатив
ные: вступать
в учебное
сотрудничество
с учителем.
Выполняют
действия в
соответствии с
поставленной
задачей.