Напоминание

"Игры и упражнения для формирования навыков продуктивного чтения"


Автор: Атнагузина Людмила Семеновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ЛГ МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Лангепас
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения для формирования навыков продуктивного чтения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Памятка по коррекции нарушений чтения у детей с умственной отсталостью

Для многих детей с умственной отсталостью свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией,

заниженная самооценка, также наблюдаем у наших детей чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде

замен или перестановок букв; нарушение понимания смысла прочитанного. Каковы причины

различных видов нарушений чтения?

Нарушения чтения

Причины нарушений речи

Игры и упражнения для коррекции нарушений

чтения

1

Затруднения в запоминании

образа буквы

Недостаточное развитие зрительной и

слуховой памяти, внимания, навыков

самоконтроля, ориентировки в

пространстве и на плоскости. Для

полноценного восприятия и последующего

воспроизведения букв, любых символов,

для их правильного анализа у ребёнка

должен быть достаточно высокий уровень

ориентировки в пространстве и на

плоскости

.

Игры на развитие внимания и памяти: «Что

изменилось», «Чего не стало», «Запрещенные

движения». Для лучшего запоминания образа буквы

подходит игра «Покажи букву». Учащимся

предлагается изобразить заданные буквы с помощью

пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из

любого материала: шнурков, ленточек проволоки,

счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек,

камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А

еще можно нарисовать пальчиком и гуашью по

бумаге.

Упражнение на ориентировку в схеме собственного

тела. Упражнение на ориентировку в

пространстве «Путешествия мухи».

Развитию

зрительного анализа и синтеза способствует

любая конструктивная деятельность: разрезные

картинки, пазлы, Танграмм, кубики Никитиных,

конструирование по образцу из спичек…

2

Затруднения в слиянии букв

Недостаточное развитие звукобуквенного

анализа, артикуляции отдельных звуков,

устойчивости и концентрации внимания.

Упражнение для развития звукобуквенного

анализа:

«Сложи слово из первых букв названий

картинок», «Поймай звук». Педагог произносит

слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть

заданный звук (например: звук Р). Отрабатка

(автоматизация) навыка слогослияния выполняется

на слоговом материале. Ребёнок тянет первый звук

до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА –

МММА; СССОК; РРРАК. Чтение слоговых

таблиц. При работе со слоговыми таблицами

используются различные упражнения:

-чтение в заданном темпе;

-чередование чтения в комфортном режиме с

чтением в максимально быстром темпе;

-групповое чтение вместе с учителем.

Для проработки четкой артикуляции применяются

упражнения с рифмой и ритмом.

- артикуляция гласных (АОУЫИЭ);

- артикуляция согласных (З-С-Ж-Ш),

- артикуляция сочетаний гласных и согласных (ба-бя,

да-дя).

- чтение скороговорок, чистоговорок.

3

Ошибки при слиянии слогов,

пропуск букв, перестановка

слогов

Недостаточное развитие памяти, внимания,

пространственных представлений и

самоконтроля, несформированность

дифференциации гласных звуков от

согласных, незнание слогообразующей

роли гласных в словах.

Для предупреждения ошибок при слиянии

используется чтение слоговых таблиц, в которых

создаются условия для запоминания слогов

целиком, как целостной единицы, минуя процедуру

слияния

.

Игра «Складывание слов из половинок».

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на

двух маленьких карточках. Ребенку предлагается

быстро сложить карточки так, чтобы получились

осмысленные слова. В каждом слоге дети должны

выделить гласный звук. В более сложном варианте

предлагаются слова, похожие по написанию.

4

Непонимание значения

прочитанного слова,

предложения

Недостаточное развитие словарного запаса,

оперативной памяти, слухового восприятия.

Для обогащения словарного запаса даются такие

упражнения, как игры в слова:

« Назови как можно больше слов, обозначающих

фрукты, овощи…»

«Что делает названный предмет»: метель – метёт,

гром - …., ветер - ….»

«Слова – приятели»: грустный – печальный…

«Слова – неприятели»: холодный – тёплый…

Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов.

Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл

первое слово. Необходимо в этом случае поработать

над оперативной памятью.

Делается это с помощью, так называемых

зрительных диктантов, тексты которых разработаны

и предложены профессором И.Т. Федоренко.

5

Учащийся не может читать

длинные слова целым словом

Недостаточное развитие словарного запаса.

Упражнения по совершенствованию понимания

смысла слов детьми, расширению запаса синонимов

и антонимов, по активизации в речи таких частей

речи, как прилагательные, глаголы, наречия. Игровое

упражнение «Отгадки-загадки» (Узнай предмет по

описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что

это? – Береза.)

Лохматый, косолапый….

Голодный, серый, злой….

Яркое, теплое…

Серый, маленький, колючий…)

Составление рассказов по предметной картине, по

серии картин, по сюжетной картине.

6

Чтение слов орфографическим

способом

Несформированность смысловой догадки,

избирательности внимания

В начальной школе у детей плохо развита

антиципация. Антиципация-это смысловая догадка.

При чтении мы многие слова до конца не

дочитываем, а догадываемся. Если у ребенка не

развито умение догадываться по смыслу, ему

необходимо каждый раз дочитывать каждое слово

до конца. Для развития смысловой догадки

используются:

- -

чтение текстов с пропущенными буквами в словах

;

-чтение текстов с пропущенными окончаниями в

словах ( Родился зай… в лесу и всего боял… .

Треснет где-нибудь суч… ,вспорхнет пти…, упадет с

дере.. ком снега, у зайчи… душа в пят… )

7

Двойное чтение (сначала про

себя, затем вслух слитно)

Неавтоматизированность навыка чтения

(низкий уровень владения навыками

чтения).

Упражнения

в

чтении

печатных

и

рукописных

текстов.

Можно,

как

вариант,

использовать

упражнение

«Молния»

(Сначала

ребенок

читает

медленно. По команде «Молния» ребенок начинает

читать в максимальном темпе).

8

Трудности в слиянии слов в

словосочетании

Недостаточное развитие периферического

поля зрения, смысловой догадки.

Для развития периферического поля зрения

используют различные игры. Например, игру «Что

вокруг?». Перед ребенком на уровне глаз, на

расстоянии 1.5-2 м., ставят лист белой бумаги с

нарисованным кругом в центре. (D=1-2см.) Просят,

чтобы он, глядя в точку, назвал предметы справа и

слева от нее. Также можно использовать «Числовые

таблицы». Перед началом работы взгляд

фиксируется на черном квадрате в центре.

Необходимо узнать, видит ли ученик таблицу всю

целиком. Предлагаем назвать, не переводя взгляд с

центра, те числа, которые он видит. Далее задание

можно усложнить, теперь предложить называть то

число, которое показываете вы. Начинать надо с

чисел, которые находятся ближе к квадрату.

9

Искажение окончаний

прочитанных слов

Недостаточное развитие поля зрения,

функций словообразования и

словоизменения.

Упражнения

н а

с л о в о и з м е н е н и е

и

словообразование.

Игры «Один-много», «Большой,

маленький,

огромный»,

«Назови

машины

одним

словом».

Упражнения

с

пропущенными

окончаниями,

словами.

Удобно

использовать

решетку с вертикальными столбцами шириной 0,5

см. с прорезью 1-2 см.

Упражнение «Восполнение пропусков букв в

окончаниях слов» способствует быстрому чтению и

внутреннему анализу целого слова, учитывая и

соотнося его первые и последние буквы в едином

зрительном образе. Формирует умение учитывать

контекст каждого слова, обращать внимание на

соседние слова, забегая глазами вперед. Благодаря

остановкам из-за пропуска букв, возникает

необходимость удерживать в памяти прочитанное

ранее слово и очередное слово.

10

Потеря строчки при

считывании

Недостаточное развитие пространственных

представлений, внимания, самоконтроля

Часто ребенок перескакивает с одной строки на

другую. Для преодоления данной проблемы

используем упражнение «Чтение с окошком»

Дети

11

Нечеткое произношение слов

при чтении

Недоразвитие звукопроизношения и

артикуляции, излишняя торопливость

Для работы над артикуляцией используются

следующие упражнения.

1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний

согласных и гласных.

а) АОУЫИЭ ЭОУАИЫ ИАУЭЫО

З-С-Ж Ш-Ж-С С-Ч-Щ С-Ж-З-Ш

БА-БЯ БО-БЕ ЗА-ЗЯ ЗО-ЗЁ ФА-

ФЯ ФО-ФЁ

б) упражнения для развития четкости

произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

2. Чтение чистоговорок.

ЖА-ЖА-ЖА-ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.

ЛО-ЛО-ЛО-НА УЛИЦЕ ТЕПЛО.

РЫ-РЫ-РЫ-ЛЕТАЮТ КОМАРЫ.

3. Чтение скороговорок.

Составитель :Атнагузина Людмила Семеновна



В раздел образования




Яндекс.Метрика