Автор: Атнагузина Людмила Семеновна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ЛГ МАОУ СОШ №2
Населённый пункт: г.Лангепас
Наименование материала: статья
Тема: "Игры и упражнения для формирования навыков продуктивного чтения"
Раздел: среднее профессиональное
Памятка по коррекции нарушений чтения у детей с умственной отсталостью
Для многих детей с умственной отсталостью свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией,
заниженная самооценка, также наблюдаем у наших детей чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде
замен или перестановок букв; нарушение понимания смысла прочитанного. Каковы причины
различных видов нарушений чтения?
№
Нарушения чтения
Причины нарушений речи
Игры и упражнения для коррекции нарушений
чтения
1
Затруднения в запоминании
образа буквы
Недостаточное развитие зрительной и
слуховой памяти, внимания, навыков
самоконтроля, ориентировки в
пространстве и на плоскости. Для
полноценного восприятия и последующего
воспроизведения букв, любых символов,
для их правильного анализа у ребёнка
должен быть достаточно высокий уровень
ориентировки в пространстве и на
плоскости
.
Игры на развитие внимания и памяти: «Что
изменилось», «Чего не стало», «Запрещенные
движения». Для лучшего запоминания образа буквы
подходит игра «Покажи букву». Учащимся
предлагается изобразить заданные буквы с помощью
пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из
любого материала: шнурков, ленточек проволоки,
счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек,
камушков, карандашей, лапши, конфет, сушек. А
еще можно нарисовать пальчиком и гуашью по
бумаге.
Упражнение на ориентировку в схеме собственного
тела. Упражнение на ориентировку в
пространстве «Путешествия мухи».
Развитию
зрительного анализа и синтеза способствует
любая конструктивная деятельность: разрезные
картинки, пазлы, Танграмм, кубики Никитиных,
конструирование по образцу из спичек…
2
Затруднения в слиянии букв
Недостаточное развитие звукобуквенного
анализа, артикуляции отдельных звуков,
устойчивости и концентрации внимания.
Упражнение для развития звукобуквенного
анализа:
«Сложи слово из первых букв названий
картинок», «Поймай звук». Педагог произносит
слова, а дети хлопают в ладоши, если в слове есть
заданный звук (например: звук Р). Отрабатка
(автоматизация) навыка слогослияния выполняется
на слоговом материале. Ребёнок тянет первый звук
до тех пор, пока не дойдет до второго: МММА –
МММА; СССОК; РРРАК. Чтение слоговых
таблиц. При работе со слоговыми таблицами
используются различные упражнения:
-чтение в заданном темпе;
-чередование чтения в комфортном режиме с
чтением в максимально быстром темпе;
-групповое чтение вместе с учителем.
Для проработки четкой артикуляции применяются
упражнения с рифмой и ритмом.
- артикуляция гласных (АОУЫИЭ);
- артикуляция согласных (З-С-Ж-Ш),
- артикуляция сочетаний гласных и согласных (ба-бя,
да-дя).
- чтение скороговорок, чистоговорок.
3
Ошибки при слиянии слогов,
пропуск букв, перестановка
слогов
Недостаточное развитие памяти, внимания,
пространственных представлений и
самоконтроля, несформированность
дифференциации гласных звуков от
согласных, незнание слогообразующей
роли гласных в словах.
Для предупреждения ошибок при слиянии
используется чтение слоговых таблиц, в которых
создаются условия для запоминания слогов
целиком, как целостной единицы, минуя процедуру
слияния
.
Игра «Складывание слов из половинок».
Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на
двух маленьких карточках. Ребенку предлагается
быстро сложить карточки так, чтобы получились
осмысленные слова. В каждом слоге дети должны
выделить гласный звук. В более сложном варианте
предлагаются слова, похожие по написанию.
4
Непонимание значения
прочитанного слова,
предложения
Недостаточное развитие словарного запаса,
оперативной памяти, слухового восприятия.
Для обогащения словарного запаса даются такие
упражнения, как игры в слова:
« Назови как можно больше слов, обозначающих
фрукты, овощи…»
«Что делает названный предмет»: метель – метёт,
гром - …., ветер - ….»
«Слова – приятели»: грустный – печальный…
«Слова – неприятели»: холодный – тёплый…
Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов.
Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл
первое слово. Необходимо в этом случае поработать
над оперативной памятью.
Делается это с помощью, так называемых
зрительных диктантов, тексты которых разработаны
и предложены профессором И.Т. Федоренко.
5
Учащийся не может читать
длинные слова целым словом
Недостаточное развитие словарного запаса.
Упражнения по совершенствованию понимания
смысла слов детьми, расширению запаса синонимов
и антонимов, по активизации в речи таких частей
речи, как прилагательные, глаголы, наречия. Игровое
упражнение «Отгадки-загадки» (Узнай предмет по
описанию – (Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что
это? – Береза.)
Лохматый, косолапый….
Голодный, серый, злой….
Яркое, теплое…
Серый, маленький, колючий…)
Составление рассказов по предметной картине, по
серии картин, по сюжетной картине.
6
Чтение слов орфографическим
способом
Несформированность смысловой догадки,
избирательности внимания
В начальной школе у детей плохо развита
антиципация. Антиципация-это смысловая догадка.
При чтении мы многие слова до конца не
дочитываем, а догадываемся. Если у ребенка не
развито умение догадываться по смыслу, ему
необходимо каждый раз дочитывать каждое слово
до конца. Для развития смысловой догадки
используются:
- -
чтение текстов с пропущенными буквами в словах
;
-чтение текстов с пропущенными окончаниями в
словах ( Родился зай… в лесу и всего боял… .
Треснет где-нибудь суч… ,вспорхнет пти…, упадет с
дере.. ком снега, у зайчи… душа в пят… )
7
Двойное чтение (сначала про
себя, затем вслух слитно)
Неавтоматизированность навыка чтения
(низкий уровень владения навыками
чтения).
Упражнения
в
чтении
печатных
и
рукописных
текстов.
Можно,
как
вариант,
использовать
упражнение
«Молния»
(Сначала
ребенок
читает
медленно. По команде «Молния» ребенок начинает
читать в максимальном темпе).
8
Трудности в слиянии слов в
словосочетании
Недостаточное развитие периферического
поля зрения, смысловой догадки.
Для развития периферического поля зрения
используют различные игры. Например, игру «Что
вокруг?». Перед ребенком на уровне глаз, на
расстоянии 1.5-2 м., ставят лист белой бумаги с
нарисованным кругом в центре. (D=1-2см.) Просят,
чтобы он, глядя в точку, назвал предметы справа и
слева от нее. Также можно использовать «Числовые
таблицы». Перед началом работы взгляд
фиксируется на черном квадрате в центре.
Необходимо узнать, видит ли ученик таблицу всю
целиком. Предлагаем назвать, не переводя взгляд с
центра, те числа, которые он видит. Далее задание
можно усложнить, теперь предложить называть то
число, которое показываете вы. Начинать надо с
чисел, которые находятся ближе к квадрату.
9
Искажение окончаний
прочитанных слов
Недостаточное развитие поля зрения,
функций словообразования и
словоизменения.
Упражнения
н а
с л о в о и з м е н е н и е
и
словообразование.
Игры «Один-много», «Большой,
маленький,
огромный»,
«Назови
машины
одним
словом».
Упражнения
с
пропущенными
окончаниями,
словами.
Удобно
использовать
решетку с вертикальными столбцами шириной 0,5
см. с прорезью 1-2 см.
Упражнение «Восполнение пропусков букв в
окончаниях слов» способствует быстрому чтению и
внутреннему анализу целого слова, учитывая и
соотнося его первые и последние буквы в едином
зрительном образе. Формирует умение учитывать
контекст каждого слова, обращать внимание на
соседние слова, забегая глазами вперед. Благодаря
остановкам из-за пропуска букв, возникает
необходимость удерживать в памяти прочитанное
ранее слово и очередное слово.
10
Потеря строчки при
считывании
Недостаточное развитие пространственных
представлений, внимания, самоконтроля
Часто ребенок перескакивает с одной строки на
другую. Для преодоления данной проблемы
используем упражнение «Чтение с окошком»
Дети
11
Нечеткое произношение слов
при чтении
Недоразвитие звукопроизношения и
артикуляции, излишняя торопливость
Для работы над артикуляцией используются
следующие упражнения.
1.Артикуляция гласных, согласных, сочетаний
согласных и гласных.
а) АОУЫИЭ ЭОУАИЫ ИАУЭЫО
З-С-Ж Ш-Ж-С С-Ч-Щ С-Ж-З-Ш
БА-БЯ БО-БЕ ЗА-ЗЯ ЗО-ЗЁ ФА-
ФЯ ФО-ФЁ
б) упражнения для развития четкости
произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
2. Чтение чистоговорок.
ЖА-ЖА-ЖА-ЕСТЬ ИГОЛКИ У ЕЖА.
ЛО-ЛО-ЛО-НА УЛИЦЕ ТЕПЛО.
РЫ-РЫ-РЫ-ЛЕТАЮТ КОМАРЫ.
3. Чтение скороговорок.
Составитель :Атнагузина Людмила Семеновна