Напоминание

Открытый творческий урок "Средневековая литература"


Авторы: Щеглова Наталья Анатольевна, Мартемьянова Елена Валерьевна
Должность: учитель истории и обществознания, учитель французского языка
Учебное заведение: ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД РФ"
Населённый пункт: Московская область, Щелковский район, п. Юность
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый творческий урок "Средневековая литература"
Раздел: среднее образование





Назад




ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД РФ"

Московская область, Щелковский район, п. Юность

План-конспект открытого творческого урока по

предмету история

Тема: «Средневековая литература».

для 6 классов.

Автор: Щеглова Наталья Анатольевна

учитель истории и обществознания 1 категории

ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД РФ"

2018 год.

Открытый урок истории. Тема: «Средневековая литература». 6 класс

Цель: создать у учащихся представление о сословном характере средневековой

литературы;

познакомиться

с

произведениями

рыцарской,

городской,

крестьянской

литературы; развивать навыки анализа исторических и литературных произведений.

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Педагогические технологии:

- технология коллективного способа обучения;

- информационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология деятельностного метода обучения.

Ход урока:

I. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями средневековой литературы, на

основе которых вывод о сословности средневековой литературы.

II. Объяснение нового материала.

1. Средневековый эпос.

В средние века большинство населения Европы было неграмотным, поэтому люди

не могли посвящать свой досуг чтению книг, да и книг было очень мало. Они были не

только редкостью, но и роскошью. Многие литературные произведения передавались

устно актерами, странствующими поэтами. К таким произведениям относится эпос.

Эпос – это устно передававшиеся народные героические песни, сказания и поэмы,

в которых отражались исторические события. (запись на доске и в тетради).

Рассказы о великих героях

Исторические

предания

о

реальных

событиях

Илья Муромец, сражающийся с Соловьем

разбойником

Роланд, король Артур

Лучше всего сохранился французский эпос – около ста поэм. Самая знаменитая из

них «Песнь о Роланде» (XII в.) (запись на доске и в

тетради), отражает реальное

историческое событие – поход Карла Великого в Испанию, которое обросло народной

поэтической фантазией. Повествует об уничтожении в Ронсевальском ущелье арьергарда

короля франков Карла Великого, которым командовал граф Роланд. (аудиозапись)

Работа с источником.

Отрывок из «Песни о Роланде»

Почуял граф, что смерть его настигла,

Встал на ноги, собрал остаток силы,

Идет, хотя в лице и ни кровинки.

Пред темной глыбой он остановился,

По ней ударил десять раз сердито.

О камень меч звенит, но не щербится.

Граф молвит: «Богоматерь, помоги мне,

Пора нам, Дюрандаль, с тобой проститься,

Мне больше ты уже не пригодишься.

С тобой мы многих недругов побили,

С тобой большие земли покорили.

Там Карл седобородый правит ныне.

Владеть тобой не должен враг трусливый:

Носил тебя вассал неустрашимый,

Такого край наш больше не увидит».

Почуял граф – приходит смерть ему.

Холодный пот струится по челу.

Идет он под тенистую сосну,

Ложится на зеленую траву.

Свой меч и рог кладет себе на грудь.

К Испании лицо он повернул,

Чтоб было видно Карлу королю,

Когда он снова с войском будет тут,

Что граф погиб, но победил в бою.

- Какие исторические сведения можно получить из «Песни о Роланде»?

( упоминание об императоре Карле, о войне в Испании, об отношениях вассалов и

сеньоров, о личных качествах рыцарей)

- Как в «Песни о Роланде отражено рыцарское понимание воинского долга? (честь,

воинский долг, преданность королю)

2. Рыцарская, городская, крестьянская литература.

В средние века были распространены различные виды и жанры литературы. С

одним из них – эпосом – мы уже познакомились. Другие литературные произведения

писались их авторами, как правило, с позиций того или иного сословия (т.к. средневековое

общество являлось сословным) и поэтому в них отражались интересы, образ жизни,

занятия, мировоззрение представителей этих сословий.

Учитель кратко характеризует рыцарскую, городскую, крестьянскую литературу и

жанры, которыми она представлена:

Рыцарская

литература. В наиболее развитых странах и областях Зап. Европы

возникает рыцарская поэзия, связанная с музыкой. Поэты-певцы назывались трубадуры.

Это были и короли, и знатные феодалы, и рыцари. Были образованы и не остались

безымянными. Известны сотни поэтов, живших в 11- начале 13 веков. Создавали образ

идеального

рыцаря:

смелого,

великодушного,

справедливого.

Воспевали

не

только

верность, благородство, но и вежливость, поклонение Прекрасной Даме. Создавались на

родном языке, поэты заботились о благозвучии и точности рифмы. Также возникают

стихотворные рыцарские романы и повести, изображающие фантастический мир с феями,

волшебниками, великанами.

Городская литература. В 12 веке стали создавать литературные произведения в

городах. Горожане любили короткие рассказы в стихах и басни. Их героями чаще всего

становились

ловкие,

хитрые

горожане

или

веселые,

находчивые

крестьяне.

Был

распространен

животный

эпос,

когда

под

видом

зверей

были

показаны

различные

сословия феодального общества (король – Лев, служитель церкви – Осел, горожанин –

умный Лис), а звериные повадки раскрывали нравы и обычаи феодального общества.

Крестьянская литература. Представления крестьян о жизни отразились в устном

народном творчестве: песнях, сказках, поговорках, балладах. Песня сопровождала и труд и

развлечения крестьян. В сказках крестьянин стремится к лучшей доле и достигает целей с

помощью

волшебства.

В

балладах

борется

с

несправедливостью

и

угнетением.

Крестьянство и его жизнь мало отражаются в литературных произведениях. Но в тех

произведениях, что дошли до нас, показано, что крестьянин своим трудом кормит всех

людей и гордится этим.

Ученики заполняют таблицу:

Средневековая литература

литература

жанры

рыцарская

поэзия трубадуров, рыцарский роман

городская

короткие рассказы в стихах, басни

крестьянская

песни, поговорки, баллады, сказки

Физкульминутка.

Работа с источниками.

Ученики получают три отрывка из стихотворных произведений средневековья и

вопросы к ним. Работа в парах.

- Прочитайте отрывки из средневековых произведений:

а) рыцарской песни барона Бертрана де Борна;

б) крестьянской поэмы Вернера Садовника «Крестьянин Гельмбрехт»;

в) городского «Романа о Лисе».

- Определите, откуда приведен отрывок.

- Подчеркните те слова и фразы в тексте, которые позволили вам это определить.

Отрывки из средневековой поэзии.

1. Меж тем и ворону Тьеслину

Невмоготу; не ел с утра,

И отдохнуть давно пора.

Глядит, сыры на солнцепеке

Лежат; уж на исходе сроки

Их выдержки…

Во двор бросается Тьеслин,

Оттаскивает сыр один…

И полетел, от счастья шал,

Как раз туда, где лис лежал.

Облюбовали бук бароны,

Тот – корни, этот – гущу кроны,

Но разве справедлив удел,

Чтоб этот ел, а тот глядел?

… вскочил он и Тьеслина

Узрел: да это ж куманек

Его – и сыр, гляди, меж ног.

- Кум, - радостно вскричал, - не вы ли

Визитом мой приют почтили?

И вы, я помню, с детских лет

Учились пению прилежно.

Все также ли поете нежно?

Могли ли песенку спеть?

Расставлена искусно сеть:

Раскрылся клюв – грубее крика

Не слышал Лис.

(басня, животный эпос, хитрость)

2. Люблю я видеть, как народ,

Отрядом воинским гоним,

Бежит, спасая скарб и скот,

А войско следует за ним.

И, радуясь душою,

Смотрю как замок осажден,

Как приступом берется он,

Иль вижу над рекою

Ряды построенных полков,

Укрытые за тын и ров.

И также люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперед,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость придает

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою:

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!

(война, отвага рыцарей)

3. Но не бросай отцовский кров.

Обычай при дворе суров,

Он лишь для рыцарских детей

Привычен от младых ногтей.

Вот если б ты пошел за плугом,

И, мерясь силами друг с другом,

Мы запахали бы свой клин,

Счастливей был бы ты, мой сын.

И, даром не потратив силы,

Дожил бы честно до могилы.

Всегда я верность уважал,

Я никого не обижал,

Платил исправно десятину

И то же завещаю сыну

Не ненавидя, не враждуя

Я жил и мирно смерти жду я.

…А при дворе наверняка,

Сынок, ты будешь голодать,

На жестком ложе засыпать.

Тот остается не у дел,

Кто восстает на свой удел,

А твой удел – крестьянский плуг,

Не выпускай его из рук.

Хватает знати без тебя!

Свое сословье не любя,

Ты только попусту грешишь,

Плохой от этого барыш.

(крестьянская жизнь, десятина, гордость за свое занятие)

Беседа с классом (по каждому из отрывков).

Вопросы к «Роману о Лисе»:

- На какое известное произведение похож сюжет романа? (басню Крылова)

- Как вы думаете данное произведение – юмористическое, поучительное, сказочное

или какое-нибудь еще? (поучительное)

Вопросы к стихам Бертрана де Борна:

- Какие занятия, личные качества рыцаря воспевает автор?

- Как автор относится к народу? Выражает ли он свое личное отношение или это

отношение было характерно для всего сословия? (презрительное, характерно для всего

сословия)

Вопросы к поэме «Крестьянин Гельмбрехт»:

- Как автор относится к рыцарскому сословию? (негативно, рыцари-бездельники)

- Как в поэме отразилось средневековое понимание человеком своего места в

жизни? (у каждого сословия свое место в жизни и свое занятие)

Итог: мы познакомились с произведениями средневековой литературы и сделали

вывод о том, что она носила сословный характер.

III. Закрепление и обобщение.

1. Как в средневековой литературе отразилось сословное деление общества?

2. Как вы думаете, были ли литературные произведения, которыми интересовались

все сословия?

3. Среди названных произведений не приведены отрывки из духовной литературы.

Как вы думаете, что читало духовенство?

IV. Домашнее задание: § 28 (запомнить, что такое эпос; уметь доказывать, что

средневековая литература носила сословный характер).

Учебная база:

1.

Несмелова

М.Л.

История

средних

веков:

Конспекты

уроков

для

учителя

истории, 6-7 класс, ч. 2. М., 2001.

2.

Книга для чтения по истории средних веков: в 2 т., под ред. Сказкина С.Д., М.,

1951.

3.

Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература. Средние века. М.,

1997.



В раздел образования




Яндекс.Метрика