Напоминание

Уроки физкультуры, как средство физического воспитания младших школьников


Автор: Кудрявская Ирина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Сакская средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Саки, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Уроки физкультуры, как средство физического воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Статья "Уроки физкультуры, как средство физического

воспитания младших школьников"

Учитель физической культуры Кудрявская И.А., МБОУ «Сакская средняя

школа №3»

В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой

организации

обучения

школьников

и

занимает

основное

время

их

пребывания

в

школе,

то

именно

он

является

основным

средством

в

осуществлении

физического

воспитания

подрастающего

поколения.

При

этом отметим, что уроки физкультуры занимают одно из главных мест в

педагогическом

процессе

общеобразовательной

школы

среди

других

его

учебных предметов в физическом воспитании и развитии учащихся, так

как физическая культура – это часть общей человеческой культуры, это

совокупность достижений общества в создании и использовании средств

физического

совершенствования

человека.

Это,

пожалуй,

единственный

предмет, который формирует у младших школьников грамотное отношение к

своему

телу,

содействует

воспитанию

волевых

и

моральных

качеств,

н е о б х о д и м о с т и

с о х р а н е н и я

и

у к р е п л е н и я

з д о р о в ь я

и

самосовершенствования, что является важным и необходимым с первых лет

обучения

в

начальной

школе.

В

старших

классах

для

физического

воспитания школьников используются и другие предметы, при изучении

которых

особенно

ценным

является

учебный

материал,

связанный

с

гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в

организме.

Главным

в

их

изучении

является

не

только

знакомство

с

вопросами режима питания, труда и отдыха человека, влияния естественных

сил природы на укрепление его здоровья, но и использование полученных

з н а н и й

в

с в о е й

ж и з н и .

В процессе физического воспитания у младших школьников закладываются

основы

физического

и

духовного

здоровья,

которое

является

базой

для

разностороннего

развития

их

личности.

Основу

физической

культуры

учащихся начальной школы составляют целесообразные способы и нормы

физической активности, направленные на совершенствование их природных

к а ч е с т в

и

с п о с о б н о с т е й .

Обращение к нормативным документам, а именно к Государственному

стандарту общего среднего образования по физической культуре, позволило

конкретизировать целевые ориентиры в преподавании учебного предмета

«Физическая культура» посредством решения следующих базовых задач:

- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей

организма;

-

овладение

технологиями

современных

оздоровительных

систем

ф и з и ч е с к о й

к у л ь т у р ы ;

- освоение системы знаний о физической культуре, ее связи с физическим

воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового

о б р а з а

ж и з н и

и

с о х р а н е н и и

т в о р ч е с к о г о

д о л г о л е т и я ;

-

формирование

компетентности

в

физкультурно-оздоровительной

и

спортивно-оздоровительной

деятельности,

творческого

опыта

в

индивидуальных

и

коллективных

формах

занятий

физическими

упражнениями.

Перечисленные выше задачи играют роль ориентировочных установок

для

всех

сторон

целенаправленного

использования

учебного

предмета

«Физическая

культура»

на

начальной

ступени

обучения

школьников.

Анализ

психолого-педагогической,

методической

литературы

по

рассматриваемой проблеме показал, что основными задачами физической

к у л ь т у р ы

в

м л а д ш е м

ш к о л ь н о м

в о з р а с т е

я в л я ю т с я :

-

у к р е п л е н и е

з д о р о в ь я ;

-

содействие

физическому

развитию:

формирование

правильной

осанки,

развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие

всех

систем

организма

и

их

функций,

укрепление

нервной

системы,

а к т и в и з а ц и я

о б м е н н ы х

п р о ц е с с о в ;

-

формирование

и

совершенствование

жизненно-важных

двигательных

умений

и

навыков,

воспитание

личностных

качеств

(эстетических,

н р а в с т в е н н ы х

и

т . д . ) ,

- содействие развитию психических процессов, формирование у учащихся

п о л о ж и т е л ь н о г о

о т н о ш е н и я

к

ф и з и ч е с к о й

к у л ь т у р е .

Решением обозначенных задач в начальной школе призваны

заниматься учителя физической культуры, именно им отводится важная роль

в физическом воспитании здорового подрастающего поколения, являющимся

о р г а н и ч е с к о й

ч а с т ь ю

в о с п и т а н и я

в о о б щ е .

Конкретизация

учителем

физкультуры

основных

задач

физического

воспитания,

вытекающих

из

общей

цели

педагогического

процесса,

предполагает нацеленность, во-первых, на развитие у младших школьников

интереса к физической культуре, укреплению своего здоровья, а, во-вторых,

н а

в о в л е ч е н и е

и х

в

с п о р т .

Для решения этих задач в процессе преподавания физической культуры в

начальных классах необходимо использовать различные приемы, средства,

методы,

формы

организации

учебного

процесса,

его

содержание.

Учитель физической культуры должен уметь эффективно организовать урок,

уметь

грамотно

формулировать

цель

и

задачи

урока

и

доносить

их

в

доступной

форме

до

сознания

учащихся,

знать

терминологию

и

уметь

оптимально её использовать. Ведь, отношение школьников к преподавателю,

а как следствие и к учебному предмету, формируется с первых уроков.

Поэтому как учитель себя преподнесет, как будет себя вести, так дети к нему

и

будут

относиться.

В

начальной

школе

важно

завоевать

расположение

младших

школьников

к

учителю,

а

для

этого

необходимо

выбирать

правильный стиль общения с ними, но в тоже время давать понять, что его

надо слушаться и выполнять его задания. С первых уроков необходимо

использовать

правильную

терминологию,

приучать

детей

к

дисциплине,

научить их построению, различным командам, потому что если не сделать

этого

в

начале,

в

дальнейшем

переучить

учеников

будет

очень

сложно.

Учитель

физической

культуры

обязательно

должен

знать

о

состоянии

здоровья школьников, о предписанных медработниками противопоказаниях

и

с

учетом

этого,

а

также

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей как для мальчиков, так и для девочек подбирать физические

упражнения. Так

как,

если

физические

упражнения

будут

достаточно

сложными, школьники не смогут их выполнить, им на уроках физкультуры

будет не интересно. Поэтому начинать надо с выполнения элементарных

упражнений

и

постепенно

их

усложнять,

доводить

до

совершенства.

Одной из главных задач учителей физкультуры является формирование у

учащихся

начальной

школы

положительного

отношения

к

физической

культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у

школьников

еще

до

начала

урока

и

должно

сохраняться

на

всем

его

протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и

радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если

они

видят

учителя

в

хорошем

настроении,

знают

и

наглядно

ощущают

результаты

своего

труда.

Это

можно

достичь,

разнообразив

проведение

урока, следующими способами: использовать фронтальную, групповую или

круговую

организацию

занятий;

включать

различные

новые

физические

упражнения;

менять

обстановку,

условия

урока

(например,

переход

из

спортивного

зала

на

воздух); использовать

игровой

и

соревновательный

методы,

командные

спортивные

игры

для

повышения

двигательной

активности

и

достижения

удовлетворенностью

уроками

физической

культуры.

Учитель должен хвалить младших школьников за их успехи и

подбадривать при неудачах. Замечания им лучше делать в более мягкой

форме по сравнению со старшеклассниками по выполнению упражнений и

исправлять ошибки сразу как они случились, а не откладывать на окончание

урока, так как школьники могут сразу их исправить и порадоваться тому, что

у них получилось, а значит оставить в памяти только хорошие впечатления.

Личный пример учителя физкультуры, во многих случаях, дает толчок к

занятиям

физической

культурой,

мотивирует

школьников

на

процесс

их

физического

и

спортивного

самоопределения.

Поэтому учитель

физкультуры должен быть всегда опрятно одет в спортивную форму, иметь

хорошую

физическую

подготовку,

обязательно

уметь

сам

выполнять

те

упражнения, которые отрабатывает с учащимися. А также, стараться как

можно

чаще

организовывать

и

принимать

активное

участие

во

всех

внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятиях совместно

со школьниками, организовывать занятия в различных спортивных секциях

во

внеурочное

время,

личным

примером

пытаться

показать

учащимся

н е о б х о д и м о с т ь

и

п о л ь з у

з а н я т и й

с п о р т о м .

Урок физкультуры с младшими школьниками строится также как и в

старших

и

включает

в

себя

три

части:

подготовительную,

основную

и

заключительную. Первая часть урока предполагает обязательное проведение

разминки

с

целью

подготовки

школьников

к

выполнению

его

основных

задач. В заключительной части урока, лучше всего проводить

подвижную игру или эстафету. Участие в играх и эстафетах, требующих

проявления

двигательной

активности

учеников,

позволяет

им

усваивать

правила и нормы рациональных форм движений, развивать психические и

физические

качества,

коммуникативные

способности.

Такие

уроки

физической культуры приносят удовлетворение и радость школьникам, они

двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, они видят учителя в хорошем

настроении,

знают

и

наглядно

ощущают

результаты

своего

труда.

Домашние

задания

на

уроках

физической

культуры

способствуют

выполнению школьниками физических упражнений ежедневно, что приучает

их

регулярно

заниматься

физическими

упражнениями

и

становится

повседневной потребностью. А учителю необходимо обязательно проверять

и х

в ы п о л н е н и е .

Ну, а самое главное, чтобы у учителя физической культуры «горели глаза»,

ему нравилась его работа, он любил детей, стремился бы научить детей

чему-то для них новому, радовался вместе с ними одержанным победам и

спортивным

достижениям,

переживал

неудачи,

с

большим

энтузиазмом

подходил

к

своей

работе,

ведь

школьники

все

видят

и

чувствуют.

Подводя

итог,

можно

сказать,

что

роль

самого

предмета

«Физическая

культура»

в

современной

школе

важна

и

актуальна,

а

личный

пример

учителя,

преподающего

этот

учебный

предмет,

будет

для

младших

школьников

намного

эффективнее,

чем

наставления

и

назидания,

что

позволит воспитывать

веселое,

жизнерадостное,

а

главное

здоровое

подрастающее поколение.



В раздел образования




Яндекс.Метрика