Автор: Кудрявская Ирина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Сакская средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Саки, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Уроки физкультуры, как средство физического воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование
Статья "Уроки физкультуры, как средство физического
воспитания младших школьников"
Учитель физической культуры Кудрявская И.А., МБОУ «Сакская средняя
школа №3»
В связи с тем, что до сих пор урок остается основной формой
организации
обучения
школьников
и
занимает
основное
время
их
пребывания
в
школе,
то
именно
он
является
основным
средством
в
осуществлении
физического
воспитания
подрастающего
поколения.
При
этом отметим, что уроки физкультуры занимают одно из главных мест в
педагогическом
процессе
общеобразовательной
школы
среди
других
его
учебных предметов в физическом воспитании и развитии учащихся, так
как физическая культура – это часть общей человеческой культуры, это
совокупность достижений общества в создании и использовании средств
физического
совершенствования
человека.
Это,
пожалуй,
единственный
предмет, который формирует у младших школьников грамотное отношение к
своему
телу,
содействует
воспитанию
волевых
и
моральных
качеств,
н е о б х о д и м о с т и
с о х р а н е н и я
и
у к р е п л е н и я
з д о р о в ь я
и
самосовершенствования, что является важным и необходимым с первых лет
обучения
в
начальной
школе.
В
старших
классах
для
физического
воспитания школьников используются и другие предметы, при изучении
которых
особенно
ценным
является
учебный
материал,
связанный
с
гигиеной тела и поддержанием нормальных физиологических процессов в
организме.
Главным
в
их
изучении
является
не
только
знакомство
с
вопросами режима питания, труда и отдыха человека, влияния естественных
сил природы на укрепление его здоровья, но и использование полученных
з н а н и й
в
с в о е й
ж и з н и .
В процессе физического воспитания у младших школьников закладываются
основы
физического
и
духовного
здоровья,
которое
является
базой
для
разностороннего
развития
их
личности.
Основу
физической
культуры
учащихся начальной школы составляют целесообразные способы и нормы
физической активности, направленные на совершенствование их природных
к а ч е с т в
и
с п о с о б н о с т е й .
Обращение к нормативным документам, а именно к Государственному
стандарту общего среднего образования по физической культуре, позволило
конкретизировать целевые ориентиры в преподавании учебного предмета
«Физическая культура» посредством решения следующих базовых задач:
- развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей
организма;
-
овладение
технологиями
современных
оздоровительных
систем
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы ;
- освоение системы знаний о физической культуре, ее связи с физическим
воспитанием и спортивной подготовкой, роли в формировании здорового
о б р а з а
ж и з н и
и
с о х р а н е н и и
т в о р ч е с к о г о
д о л г о л е т и я ;
-
формирование
компетентности
в
физкультурно-оздоровительной
и
спортивно-оздоровительной
деятельности,
творческого
опыта
в
индивидуальных
и
коллективных
формах
занятий
физическими
упражнениями.
Перечисленные выше задачи играют роль ориентировочных установок
для
всех
сторон
целенаправленного
использования
учебного
предмета
«Физическая
культура»
на
начальной
ступени
обучения
школьников.
Анализ
психолого-педагогической,
методической
литературы
по
рассматриваемой проблеме показал, что основными задачами физической
к у л ь т у р ы
в
м л а д ш е м
ш к о л ь н о м
в о з р а с т е
я в л я ю т с я :
-
у к р е п л е н и е
з д о р о в ь я ;
-
содействие
физическому
развитию:
формирование
правильной
осанки,
развитие различных групп мышц тела, правильное и своевременное развитие
всех
систем
организма
и
их
функций,
укрепление
нервной
системы,
а к т и в и з а ц и я
о б м е н н ы х
п р о ц е с с о в ;
-
формирование
и
совершенствование
жизненно-важных
двигательных
умений
и
навыков,
воспитание
личностных
качеств
(эстетических,
н р а в с т в е н н ы х
и
т . д . ) ,
- содействие развитию психических процессов, формирование у учащихся
п о л о ж и т е л ь н о г о
о т н о ш е н и я
к
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р е .
Решением обозначенных задач в начальной школе призваны
заниматься учителя физической культуры, именно им отводится важная роль
в физическом воспитании здорового подрастающего поколения, являющимся
о р г а н и ч е с к о й
ч а с т ь ю
в о с п и т а н и я
в о о б щ е .
Конкретизация
учителем
физкультуры
основных
задач
физического
воспитания,
вытекающих
из
общей
цели
педагогического
процесса,
предполагает нацеленность, во-первых, на развитие у младших школьников
интереса к физической культуре, укреплению своего здоровья, а, во-вторых,
н а
в о в л е ч е н и е
и х
в
с п о р т .
Для решения этих задач в процессе преподавания физической культуры в
начальных классах необходимо использовать различные приемы, средства,
методы,
формы
организации
учебного
процесса,
его
содержание.
Учитель физической культуры должен уметь эффективно организовать урок,
уметь
грамотно
формулировать
цель
и
задачи
урока
и
доносить
их
в
доступной
форме
до
сознания
учащихся,
знать
терминологию
и
уметь
оптимально её использовать. Ведь, отношение школьников к преподавателю,
а как следствие и к учебному предмету, формируется с первых уроков.
Поэтому как учитель себя преподнесет, как будет себя вести, так дети к нему
и
будут
относиться.
В
начальной
школе
важно
завоевать
расположение
младших
школьников
к
учителю,
а
для
этого
необходимо
выбирать
правильный стиль общения с ними, но в тоже время давать понять, что его
надо слушаться и выполнять его задания. С первых уроков необходимо
использовать
правильную
терминологию,
приучать
детей
к
дисциплине,
научить их построению, различным командам, потому что если не сделать
этого
в
начале,
в
дальнейшем
переучить
учеников
будет
очень
сложно.
Учитель
физической
культуры
обязательно
должен
знать
о
состоянии
здоровья школьников, о предписанных медработниками противопоказаниях
и
с
учетом
этого,
а
также
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей как для мальчиков, так и для девочек подбирать физические
упражнения. Так
как,
если
физические
упражнения
будут
достаточно
сложными, школьники не смогут их выполнить, им на уроках физкультуры
будет не интересно. Поэтому начинать надо с выполнения элементарных
упражнений
и
постепенно
их
усложнять,
доводить
до
совершенства.
Одной из главных задач учителей физкультуры является формирование у
учащихся
начальной
школы
положительного
отношения
к
физической
культуре. Создание положительного эмоционального фона формируется у
школьников
еще
до
начала
урока
и
должно
сохраняться
на
всем
его
протяжении. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и
радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если
они
видят
учителя
в
хорошем
настроении,
знают
и
наглядно
ощущают
результаты
своего
труда.
Это
можно
достичь,
разнообразив
проведение
урока, следующими способами: использовать фронтальную, групповую или
круговую
организацию
занятий;
включать
различные
новые
физические
упражнения;
менять
обстановку,
условия
урока
(например,
переход
из
спортивного
зала
на
воздух); использовать
игровой
и
соревновательный
методы,
командные
спортивные
игры
для
повышения
двигательной
активности
и
достижения
удовлетворенностью
уроками
физической
культуры.
Учитель должен хвалить младших школьников за их успехи и
подбадривать при неудачах. Замечания им лучше делать в более мягкой
форме по сравнению со старшеклассниками по выполнению упражнений и
исправлять ошибки сразу как они случились, а не откладывать на окончание
урока, так как школьники могут сразу их исправить и порадоваться тому, что
у них получилось, а значит оставить в памяти только хорошие впечатления.
Личный пример учителя физкультуры, во многих случаях, дает толчок к
занятиям
физической
культурой,
мотивирует
школьников
на
процесс
их
физического
и
спортивного
самоопределения.
Поэтому учитель
физкультуры должен быть всегда опрятно одет в спортивную форму, иметь
хорошую
физическую
подготовку,
обязательно
уметь
сам
выполнять
те
упражнения, которые отрабатывает с учащимися. А также, стараться как
можно
чаще
организовывать
и
принимать
активное
участие
во
всех
внеклассных и внешкольных спортивно-массовых мероприятиях совместно
со школьниками, организовывать занятия в различных спортивных секциях
во
внеурочное
время,
личным
примером
пытаться
показать
учащимся
н е о б х о д и м о с т ь
и
п о л ь з у
з а н я т и й
с п о р т о м .
Урок физкультуры с младшими школьниками строится также как и в
старших
и
включает
в
себя
три
части:
подготовительную,
основную
и
заключительную. Первая часть урока предполагает обязательное проведение
разминки
с
целью
подготовки
школьников
к
выполнению
его
основных
задач. В заключительной части урока, лучше всего проводить
подвижную игру или эстафету. Участие в играх и эстафетах, требующих
проявления
двигательной
активности
учеников,
позволяет
им
усваивать
правила и нормы рациональных форм движений, развивать психические и
физические
качества,
коммуникативные
способности.
Такие
уроки
физической культуры приносят удовлетворение и радость школьникам, они
двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, они видят учителя в хорошем
настроении,
знают
и
наглядно
ощущают
результаты
своего
труда.
Домашние
задания
на
уроках
физической
культуры
способствуют
выполнению школьниками физических упражнений ежедневно, что приучает
их
регулярно
заниматься
физическими
упражнениями
и
становится
повседневной потребностью. А учителю необходимо обязательно проверять
и х
в ы п о л н е н и е .
Ну, а самое главное, чтобы у учителя физической культуры «горели глаза»,
ему нравилась его работа, он любил детей, стремился бы научить детей
чему-то для них новому, радовался вместе с ними одержанным победам и
спортивным
достижениям,
переживал
неудачи,
с
большим
энтузиазмом
подходил
к
своей
работе,
ведь
школьники
все
видят
и
чувствуют.
Подводя
итог,
можно
сказать,
что
роль
самого
предмета
«Физическая
культура»
в
современной
школе
важна
и
актуальна,
а
личный
пример
учителя,
преподающего
этот
учебный
предмет,
будет
для
младших
школьников
намного
эффективнее,
чем
наставления
и
назидания,
что
позволит воспитывать
веселое,
жизнерадостное,
а
главное
здоровое
подрастающее поколение.