Напоминание

"Северное сияние – радость северного народа"


Автор: Третьякова Ирина Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Льдинка"
Населённый пункт: город Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Северное сияние – радость северного народа"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сценарий занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему:

««Северное сияние – радость северного народа».

Автор педагог-психолог И.В. Третьякова.

Цель:

Знакомить

детей

с природными

явлениями

Севера,

животным

и

растительным

миром;

развивать

и

совершенствовать

коммуникативные

навыки, социальные эмоции.

Задачи:

1.

Развивать способность к согласованному взаимодействию.

2.

Развивать умение пользоваться невербальными техниками общения.

3.

Развивать творческое воображение, логическое мышление.

4.

Расширять представления об эмоциях.

5.

Закреплять знания о животных и птицах проживающих на Севере.

6.

Ввести

в

пассивный

словарь

детей

слова

«рубины»,

«сапфиры»,

«изумруды», «самоцветы», «драгоценные камни».

7.

Формировать навыки лепки с помощью нетрадиционной техники –

пластилинографии,

передавать

впечатления

об

услышанном,

с

помощью цветовых пятен.

8.

Воспитывать

интерес

к

сотворчеству,

при

создании

коллективной

композиции.

Методическое оборудование: клубок ниток, светящийся шар, «волшебный»

ковер,

костер,

чум,

ковер

из

меха

оленя,

шкуры

песца,

женская

парка,

долганский женский головной убор; чучела песца, зайца, полярной совы,

лемминга,

куропатки;

деревья,

«водопад»,

хрустальный

ларец,

«драгоценные камни», карта, индивидуальные салфетки, влажные салфетки,

пластилин.

Музыкальное оформление: аудиозаписи.

Предварительная

работа:

оформление

зала,

изготовление

атрибутов,

экскурсия в музей.

Ход занятия

Упражнение «Связующая нить».

Психолог: Я

рада

видеть

вас.

Давайте

поздороваемся

друг

с

другом,

передавая

по

кругу

клубочек

ниток.

Передавайте

его

с

добрыми

пожеланиями здоровья и радости. Например «Здравствуй, Ильяз, я желаю

тебе здоровья. Лиза я желаю тебе научиться читать». Передаем клубок по

кругу, чтобы он разматывался, а все кто уже держал клубок, взялись за нить,

образуя круг.

Когда клубочек прошел по кругу, ребята закрывают глаза и представляют,

что они одно целое, что каждый важен и значим в этом целом.

Упражнение «Закончи предложение «Для ребенка радость – это…», «Для

мамы радость – это…». «Для друга радостно, когда…».

Основная часть

Постепенное

вхождение

в

сказочную

ситуацию.

На

фоне

выполнения

игрового

упражнения

начинает

звучать

музыка

из

оперы

«Снегурочка»

Мусоргского

Психолог. Ребята, вы слышите эти звуки? Сказка зовет, путешествие

вас

ждет. Но войти в Сказочную страну может лишь тот, кто умеет слышать то,

что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить осторожно, не

нарушая покоя в Сказочной стране. Сказочная страна полна неожиданностей.

А что еще необходимо для нашего путешествия?...Вспомните магические

слова:

Игровое упражнение «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Пусть соединяются

Их маленькие пальчики.

Психолог. Покажите мне свою правую руку, а теперь левую. Дотроньтесь

своими пальчиками до пальчиков соседа. Замкните круг. А теперь поднимите

руки вверх. Мы вместе! Замечательно!

Психолог. Ну что ж ребята, если вы не против будем собираться в дорогу.

Упражнение «Выбери пару без слов».

Детям предлагают выбрать пару без слов, жестов, мимики. Необходимо

взглядом показать желание выбрать того или иного партнера.

По окончании упражнения

ведущий спрашивает у детей, легко им было

договариваться без слов.

Психолог. Пойдем по необычной «меняющейся дорожке», а магический шар

покажет нам дорогу в Сказочную страну. Сейчас мы с вами идем по мягкой

травке. А теперь – уже по песку, он становится горячее и горячее. Вот волна

накатила на песок и смыла его, мы идем по теплой воде… Смотрите, мы

вышли на лесную тропинку, мы идем по маленьким сучкам, шишечкам …

Перепрыгиваем через ямки. Перешагиваем через поваленное дерево.

Психолог держит в руке шар, который загорается и показывает дорогу в

Сказочную страну. Дети

подходят к чуму, здороваются и знакомятся.

Присаживаются на ковер возле чума и слушают сказку.

На фоне звуков баргана и северного ветра Амяксин рассказывает сказку о

том, как Северное сияние помогло людям победить страх.

Ребята, случилось это на далеком севере, где ночь длинна, а день

короток, где солнце такой редкий гость, что за короткое северное лето его

лучи не успевают растопить снег и лед. Там, за Полярным кругом живет

Северный ветер Сырадо. Он летает по бескрайним снежным просторам,

среди льдов и скал, поет свою могучую песню; холод, снег и тоска гуляют с

ним, неуютно в домах людей. Вышли люди и звери из своих жилищ и

обратились к Матери –Природе, что бы она успокоила Сырадо и подарила им

хоть немного тепла и добра. Огонь подарил Матери – Природе красные камни

рубины

и

гранаты.

Земля

зеленые

камни

изумруды.

Воздух

и

вода

подарили голубые камни – сапфиры, фиолетовые аметисты. Восемь белых

звезд

обернула

Мать-Природа

в

прекрасных

белых

лебедей.

Расправив

могучие крылья, подхватили лебеди в клювы серебряные ручки волшебного

ларца, наполненного драгоценными каменьями. И несли эти камни дружбу и

добро, свет и радость, смелость и уверенность. День летели лебеди, и ночь

летели, и еще день, и еще ночь. Устали могучие крылья, но близка уже

снежная Земля. Вот и заснеженные хребты утесов стали видны. Вскрикнули

лебеди от радости, и выронили ларец из клювов. Засверкали всеми цветами

радуги,

рассыпавшиеся

по

тундре

самоцветы

и

погасли.

Не

донесли

до

заснеженной тундры белые лебеди подарок Матери-Природы, а звери и люди

ждут волшебного света. Я бы помогла да стара (слаба) стала. Ребята, а вы

можете

помочь

жителям

заснеженной

Земли

собрать

камни?

Соберите

красные,

зеленые

и

синие

камни

в

тундре

и

принесите

мне.

С

вашей

помощью загорится волшебный свет и уйдет мрак и страх. Возьмите карту

и ларец. В добрый путь.

Психолог.

Ребята,

поможем

жителям

снежной

Земли.

Нас

ждут

удивительные приключения.

Аутотренинг «Чаша доброты».

Ребята

удобно

усаживаются

на

ковре.

Действия

проходят

на

фоне

спокойной музыки.

Сядьте удобно. Расслабьтесь. Представьте себе белый экран, сосредоточьтесь

на нем. Вообразите, что вы видите на нем прекрасную чашу. Раскрасьте в

своем воображении ее так, как вам хочется. Какая замечательная получилась

чаша.

Представьте,

что

она

наполнена

самым

вкусным

в

мире

вашим

любимым

напитком.

А

теперь

представьте

рядом

с

этой

чашей

другую,

чужую. Она пустая. Отлейте в нее из своей чаши. Рядом еще пустая, и еще,

еще. Отливайте из своей в пустые, всем-всем. А сейчас снова посмотрите в

свою чашу. О! Она снова полна до краев! Почему так? Ваша чаша особенная

- волшебная… Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полная. Это

чаша – твоя! Она наполнена твоей добротой! Откройте глаза. Спокойно и

уверенно скажите: «Это Я! У меня есть такая чаша!»

Психолог.

Чем

больше

доброты

отдаешь

другим,

тем

больше

доброты

получаешь обратно.

Звучит «волшебная» музыка. Дети летят на ковре-самолете.

Психолог. С помощью карты мы найдем камни. Отправимся

на поиски

камней на ковре-самолете. Представьте, почувствуйте, как мы вдруг

на

нашем ковре мягко и медленно начинаем подниматься над землей к белому

пушистому облаку. Мы поднимаемся все выше и выше… Наш «самолет»

приземляется

и

нам

надо

выполнить

первое

задание.

На

карте

загадка.

Отгадав загадку, мы узнаем, кто нам приготовил первое задание.

Загадка.

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В теплой шубе голубой. (Песец).

Игровое упражнение «Часть, целое».

Дети выполняют задание на фоне звуков баргана.

Мальчики выполняют задание с психологом, а девочки отгадывают.

Мальчики

собирают

из

частей

картинку

(северного

оленя).

Показывают

танец-пантомиму.

По

сигналу

дети

меняются.

Девочки

собирают

картинку

(куропатки)

и

составляют загадку, а мальчики отгадывают.

Ребята находят первые камни – красные.

Психолог.

Летим.

Полет

проходит

отлично.

Чтобы

нам

стало

веселее,

давайте, ребята поиграем.

Представьте, что мы идем по тундре.

Игровое упражнение «Обитатели тундры».

Я буду называть только жителей тундры,

но если вдруг ошибусь,

и вы

услышите, что-то другое, то можно топать и в ладоши хлопать.

-Мы идем по тундре и встречаем: северного оленя, песца, лемминга, ежика…

Что не так?

(ежик живет в лесу)

- Мы идем по зимнему лесу и встретили: белку, лисицу, зайца, медведя..

И снова наш ковер приземляется.

На карте написана загадка.

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ...

Упражнение «Ассоциации».

Детям предлагается набор слов как они понимают состояние уверенности и

неуверенности, как выражается это выражение и как оно проявляется в

поведении.

Психолог: Сейчас я буду называть слова. Вы должны присесть, если слово

соответствует (ассоциируется) со словом «неуверенность», и поднять руки

вверх – если ассоциируется со словом «уверенность»: мышка,

лев, столб,

склоненный,

стоит,

дрожит,

мягкий,

смелый,

согнутый,

вялый,

твердый,

скала…

Второй вариант.

Детям предлагается набор картинок животных.

Разделитесь

на

две

группы:

в

одной

те,

у

кого

в

руках

картинка

с

изображением

уверенных,

смелых

животных,

а

в

другой

неуверенных,

робких.

Ролевой тренинг:

- попросить игрушку у товарища неуверенно (уверенно);

- встать и походить: робко, растерянно и уверенно, гордо.

Ребята находят изумруды – зеленые камни.

Психолог.

Летим.

Полет

проходит

отлично.

Чтобы

нам

было

веселее,

давайте, ребята поиграем.

Игра «Небылицы».

Я вам расскажу истории-небылицы, а вы ответьте, что в них не так.

- Летом ребята надевают теплые шубки, шапки, валенки и отправляются

кататься на санках. (Нет).

- Осенью распускаются на деревьях зеленые листочки. (Нет).

- Зимой дети любят купаться, загорать, а еще – собирать ягоды и любоваться

цветами. (Нет).

Отгадав, загадку мы узнаем, от кого следующее задание.

У нее глаза большие.

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает.

Спит на кустике лишь днем. (Сова).

Сова просит помирить всех жителей тундры.

Действия проходят на фоне северного ветра.

Игровое упражнение «Два мешочка».

Психолог берет различные таблички, на которых написаны качества людей,

зачитывает их и складывает в соответствующие мешочки.

Психолог. Проделки Северного ветра. Он разбросал по тундре чувства и

качества, которые мешают дружить и мирно жить и те которые помогают и

радуют нас.

Доброта, любовь, благодарность, вежливость, сочувствие..

Злость, жадность, обида..

Ребята находят сапфиры – голубые камни.

Психолог. Мы собрали все камни. Надо спешить в обратный путь.

2 часть. Продуктивная деятельность. «Северное сияние».

Психолог одевает парку и «превращается» а сказочницу Амяксин.

Амяксин. Ребята, вы принесли камни. Ваша доброта и дружба помогли вам.

Я открою вам секрет, только когда камни вместе, они светятся волшебным

светом.

Сейчас

я

научу

вас

как

с

помощью

самоцветов

нарисовать

волшебный свет, который спасет людей и животных от мрака. Вы хотите

научиться рисовать волшебными самоцветами?

Подойдите все ко мне, я объясню и покажу вам, как мы будем это делать.

Берем волшебный камушек и отщипываем от него небольшой кусочек. Затем,

прикладываем кусочек к «небу» и пальчиком или ладошкой, разглаживаем

весь кусочек. Делаем это до тех пор, пока все небо не заполнится волшебным

светом. Теперь ребята, попробуйте сами.

Ребята рисуют Северное Сияние.

Амяксин. Ребята, какие вы молодцы. На бархате черного неба заиграло

волшебное северное сияние, и зазвенели колокольчики, даря людям доброту,

смелость, свет любви, прогоняя темноту, неуверенность и страх.

Заключительная часть.

Упражнение «Цветок чувств».

Психолог. Ребята, возьмите цветной лепесток и подумайте какие, чувства вы

испытывали во время занятия.

Каждый ребенок называет свои чувства и кладет в центр ковра. Таким

образом, собирается Цветок чувств всей группы.

Ребята

за

время

путешествия

вы

изменились.

А

главное

стали

дружней, добрей, смелее! Молодцы!

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.

Дети образуют маленький кружок, сжимают руки в кулачки. Затем они ставят

свои кулачки в единый «столбик» (башенку) и громко произносят: «Всем,

всем до свидания!»

Дети прощаются и уходят.



В раздел образования




Яндекс.Метрика