Напоминание

"Разноцветный мир"


Авторы: Третьякова Ирина Викторовна, Остапенко Ирина Ивановна
Должность: педагог-психолог, воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Льдинка"
Населённый пункт: город Дудинка, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разноцветный мир"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цикл занятий «Разноцветный мир»

для детей старшей группы компенсирующей направленности.

Актуальность

Эмоции

калейдоскоп

впечатлений

и

переживаний,

с

помощью

которых

ребенок

взаимодействует

с

окружающим

миром,

одновременно

познавая его.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного

возраста стало одним из приоритетных направлений в 2017-2018 учебном

году для нашего учебного учреждения в связи с тем, что дети, с которыми мы

начали

работать,

имеют

определенные

особенности

развития.

Основной

контингент группы компенсирующей направленности – это дети с общим

недоразвитием речи разной степени выраженности.

Для детей этой категории характерны следующие общие особенности:

недостаточность

словарного

запаса,

аграмматическое

построение

фразы,

недостатки

в

выражении

эмоционального

смыслового

высказывания,

проявление гипомимии, проявляющиеся в трудностях выражения на лице

эмоциональных состояний, низкий уровень умственной работоспособности,

двигательная расторможенность.

Проблема

В ходе наблюдения за взаимоотношениями в группе было обнаружено,

что речевые проблемы разной степени сложности в сочетании с отставанием

в развитии психических процессов, координации и моторики приводят к

тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в

эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на

формировании личности в целом.

Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня педагога-

психолога и воспитателей группы возникли вопросы, связанные с развитием

эмоциональной сферы ребенка, поиском новых форм работы с родителями и

эффективных технологий, методов и приемов, способствующих улучшению

психического здоровья дошкольников.

Найдены

пути

решения

-

создание

цикла

занятий

для

детско-

родительской группы

«Разноцветный мир» с использованием технологии

арт-терапии. Направления арт-терапии, которые используются в работе –

цветотерапия

(погружение

в

цвет),

изотерапия

(терапия

изобразительным

творчеством,

в

первую

очередь

рисованием).

Арт-терапия

является

средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно

ценной для детей с общим недоразвитием речи.

Привлечение родителей к участию в деятельности

ДОУ, к проблеме

развития

эмоционального

мира

ребенка,

активизация

их

педагогического

самообразования,

консультативная

поддержка

семьи,

содействие

гармонизации детско-родительских отношений - все это является важным в

работе с родителями.

Цель: Развивать эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного

возраста с ОНР средствами арт- терапии.

Взаимодействие

ДОУ и семьи на этапе реализации цикла занятий

решит поставленные задачи:

- Развивать умение понимать своё эмоциональное состояние и окружающих.

-

Развивать

способности

родителей

к

пониманию

эмоционального

мира

собственного

ребенка

через

установление

визуального

и

физического

контакта в совместной деятельности.

- Развивать творческую самореализацию.

- Формировать навыки саморегуляции у детей.

- Формировать представление о способах выражения собственных эмоций

(мимика, жесты, поза, слова).

Ожидаемые результаты реализации данного цикла занятий.

- Позитивная динамика эмоционального развития у детей.

-Увеличение

степени

самопринятия

и

уверенности

в

себе

и

своих

возможностях.

-

Активное

участие

семьи

в

воспитательно-образовательном

процессе

обеспечивающем улучшение эмоционального самочувствия детей.

Цикл

занятий

«Разноцветный

мир»

включает

8

встреч

с

периодичностью 2 раза в месяц, продолжительность 30-40 минут. Занятия

проводятся в групповой форме.

Структура занятий. Построение достаточно гибкое (вводная часть,

основная и заключительная).

Вводная часть (проводит педагог-психолог).

Цель: установить эмоциональный контакт с детьми и взрослыми, настроить

их

на

совместную

работу.

Использовались

игры

«Приветствие»,

коллективные

упражнения

на

объединение,

взаимодействие

(«Игры

с

именами», «Мне нравится…», «Вхождение в сказку»…).

Основная

часть

(совместная

деятельность

педагога-психолога

и

воспитателя).

Цель: развивать и

корректировать эмоционально-личностную сферу

ребенка. Главные элементы части – игры и упражнения на снижение уровня

тревожности,

развитие

эмоционального

мира

ребенка,

коммуникативных

навыков,

познавательных

процессов,

восприятия,

воображения,

памяти,

креативного мышления («Поссорились-помирились», «Самая дружная пара»,

«Я могу», «Птица счастья», «Здравствуй, солнышко!»..).

Заключительная часть (проводит педагог-психолог или воспитатель в

образе сказочного героя сюжета занятия (Добрая Фея, Художник))

Цель: закрепить положительные эмоции от работы на занятии, «выйти»

из сказочной ситуации. Игры «Прощание», носят ритуальный характер. Во

время игры дети и родители находятся в кругу, сидя или стоя на ковре. Такое

положение дает возможность открытого общения, облегчает взаимодействие

и взаимопонимание. Форма круга позволяет ощутить общность, создает у

каждого участника чувство принадлежности к группе.

Взаимодействие

на

занятии

строится

таким

образом,

чтобы

дети

у ч и л и с ь

ко р р е кт н ому

о б щ е н и ю,

с о п е р е ж и ва н и ю,

б е р е ж н ы м

взаимоотношениям

со

сверстниками

и

взрослыми.

Это

способствует

нравственному

развитию

личности,

обеспечивает

ориентацию

в

системе

моральных

норм,

усвоению

этики

поведения.

Достаточно

успешно

корректируется образ «Я», улучшается самооценка, исчезают неадекватные

формы

поведения,

налаживаются

способы

взаимодействия

с

другими

людьми. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе

творческой

деятельности

создается

атмосфера

эмоциональной

теплоты,

доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности

другого

человека,

забота

о

нем,

его

чувствах,

переживаниях.

Возникают

ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В

результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

От

занятия

к

занятию

происходит

постепенное

развитие

эмоционального

мира.

Пространство

вокруг

начинает

расширяться.

Окружающий мир окрашивается цветами радуги: ребенок учится определять

настроение, владеть своими чувствами и эмоциями.

Знакомство и погружение в цвет помогают детям полнее и тоньше

воспринимать

предметы

и

явления

окружающего

мира,

развивают

наблюдательность, мышление, обогащают и развивает речь, помогают детям

понять свой внутренний мир.

Для активного включения детей в процесс творчества соблюдались

условия подбора техник и приемов создания изображений.

Условие 1. Техники и приемы подбирались по принципу простоты и

эффективности. Дети не должны

испытывать затруднения при создании

изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы

должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие

2. Интересно и привлекательно организовывали

процесс

создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны

для

детей,

и

это

отвечает

природе

детского

рисования,

является

его

особенностью.

Условие 3. Применялись нетрадиционные изобразительные техники и

способы.

Во-первых,

новые

изобразительные

способы

мотивируют

деятельность,

направляют

и

удерживают

внимание.

Во-вторых,

имеет

значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при

его

приобретении

снижается

контроль

сознания,

ослабевают

механизмы

защиты. В таком изображении присутствует больше свободы.

В

ходе

работы

используются

основные

методические

приемы

и

технологии:

осознание ситуации безопасности, доверия;

эффект

неожиданности,

непривычности

задания,

игры,

решения,

поощрения;

поддержка ребенка в ситуации неудачи;

создание ситуации успеха;

поощрение, комплимент, констатация успеха;

игнорирование нежелательного поведения;

ролевое проигрывание ситуаций, анализ образцов поведения сказочных

героев;

прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной, релаксационной,

«звуков природы».

Планы занятий.

Тема «Путешествие в страну Цветов».

Психолог.

1.

Игра «Приветствие».

2.

Игра «Ласковое имя».

3.

Дыхательное упражнение «Пора вставать».

4.

Игра «Разноцветная сказка». Слушание сказки (погружение в цвет).

5.

Упражнение «Принц, Принцесса».

6.

Самовыражение в цвете. Релаксация.

7.

Воспитатель. Рисование «Разноцветный цветок».

8.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Красная страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие «Ласковое имя».

2.

Погружение в цвет.

3.

Игра «Красный предмет в моей ладошке».

4.

Упражнение на расслабление и напряжение мышц лица.

5.

Игра «Волшебное превращение».

6.

Воспитатель. Игра «Яблоко»

7.

Рисование.

8.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Оранжевая страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие «Ласковое имя».

2.

Погружение в цвет. Ощущение цвета.

3.

Игра «Расскажи».

4.

Упражнение «Огонек».

5.

Пальчиковая игра «Лисица»

6.

Игра «Ах, какой вкусный оранжевый цвет!».

7.

Воспитатель. Игра «Бабочка». Рисование.

8.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Желтая страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие.

2.

Погружение в цвет.

3.

Игра «Желтый предмет в моей ладошке».

4.

Упражнение на дыхание «Ветерок».

5.

Самовыражение в цвете.

6.

Воспитатель. Рисование. «Желтый мир».

7.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Зеленая страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие «Ласковое имя».

2.

Погружение в цвет. Ощущение цвета.

3.

Игра «Положи и скажи».

4.

Упражнение на дыхание «Зеленая ящерица».

5.

Этюд «Лес».

6.

Воспитатель. Игра «Зеленая страна». Рисование.

7.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Голубая страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие.

2.

Погружение в цвет. Ощущение цвета.

3.

Игра «Он, она, оно, они».

4.

Пальчиковая гимнастика «Голубой жук»

5.

Воспитатель. Рисование.

6.

Релаксация «Полет в голубое небо».

7.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Синяя страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие.

2.

Погружение в цвет. Ощущение цвета.

3.

Игра «Самое красивое».

4.

Игра «Синеглазый»

5.

Воспитатель. Игра «Синее стихотворение».

6.

Психолог.

Упражнение

на

дыхание

«Цветок»

(дыхательная

саморегуляция).

7.

Воспитатель. Рисование «Птица счастья».

8.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».

Тема занятия «Фиолетовая страна».

Психолог.

1.

Игра-приветствие «Ласковое имя».

2.

Ощущение цвета.

3.

Игра «Фиолетовая дорожка».

4.

Пальчиковая игра «Цветочек».

5.

Игра «Фиолетовый запах».

6.

Воспитатель. Рисование «Клякса».

7.

Психолог. Итог занятия. «Башенка дружбы».



В раздел образования




Яндекс.Метрика