Напоминание

"Инновационно-педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников"


Автор: Кошель Татьяна Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №45 "Радуга"
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационно-педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Кошель Т.Д.

МБДОУ Детский сад комбинированного вида №45 "Радуга"

города Пятигорска

Резюме.

Развитие

и

совершенствование

личности

ребенка

невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих

потребностей.

Этим

целям

созвучна

природа

творческого

развития

в

системе

эстетического

воспитания

и

художественного

образования.

Инновационная технология развивающего обучения опирается на систему

взглядов

гуманистической

психологии,

предполагающей

изначальное

стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала.

В

статье отражена важность художественно-эстетического воспитания для

всестороннего развития ребенка, что предполагает развитие предпосылок

ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,

словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление

эстетического отношения к окружающему миру.

Введение.

Современное

эстетическое

образование,

чтобы

стать

действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания,

в

коренном

пересмотре

своих

основ.

Без

изменения

педагогической

технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие

ребенка

любые

усилия

останутся

бесплодными.

В

дошкольных

образовательных

учреждениях

в

работе

с

детьми

по

художественно-

эстетическому

воспитанию

используются

как

т радиционные

п е д а го г и ч е с к и е

т е х н о л о г и и

( н а п р и м е р ,

и г р о в ы е ) ,

т а к

и

высокоэффективные

инновационные

дидактические

системы

на

основе

теории

проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога

культур, применения изобретательских задач.

В

области

художественно-эстетического

воспитания

активно

используются технологии, в основу которых положены метод проблемного

изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский

метод, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если

их

анализировать

с

точки

зрения

отношения

взрослого

к

ребенку,

то

п р е д п о ч т е н и е

о т д а е т с я

л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о м у

и

дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.

Целью

работы

явился

анализ

инновационно-педагогических

технологий

в

художественно-эстетическом

развитии

дошкольников,

а

также изучение основных задач педагогов дошкольного учреждения

Методы

исследования:

теоретический

анализ

работ

в

области

педагогики,

психологии,

эстетики,

искусствоведения

по

проблеме

исследования;

анализ

инновационных

методик

преподавания

художественных дисциплин.

Результаты

и

обсуждение. Актуальность поставленной проблемы

заключается в том, что система образования всегда ставила и решала

главную проблему - воспитание человека. Три важных составляющих этого

процесса - образование, воспитание и социализация являются основой для

формировании

личности.

Изменяющаяся

культурная

ситуация

и

обновление

содержания

обучения

заставляет

педагогов

искать

инновационные интегрированные подходы к духовному воспитанию детей.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно

на

развитие

способности

чувствовать

и

понимать

красоту

в

природе,

искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно,

без

принуждения

возможно,

если

в

своей

работе

использовать

инновационные технологии.

Инновацией называют создание и использование нового компонента,

вызывающего

изменение

среды

из

одного

состояние

в

другое.

Соответственно

под

инновационными

технологиями

в

образовательном

процессе

понимается

создание

нового,

ранее

не

существующего

компонента.

Основная

задача

педагогов

дошкольного

учреждения

выбрать

методы

и

формы

организации

работы

с

детьми,

инновационные

педагогические

технологии,

которые

оптимально

соответствуют

поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в

педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-

образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

В

настоящее

время

существует

значительное

количе ство

разнообразных образовательных технологий

Игровая технология.

Технология уровневой дифференциации.

Проектная технология.

Компьютерная технология.

Для

дошкольников

характерны

яркость

и

непосредственность

восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в

любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология –

самая актуальная. Технология уровневой дифференциации предполагает

разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. В ней есть

положительные

моменты,

например,

исключаются

неоправданные

и

нецелесообразные

уравниловка

и

«усреднение»

детей;

у

педагога

появляется

больше

возможностей

помогать

слабым

дошкольникам

и

уделять больше внимания сильным.

Один

из

способов

организации

самостоятельной

деятельности

дошкольников по достижению определенного результата – метод проектов.

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию

дошкольника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,

волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той

или иной интересующей его проблемы.

Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить

двумя группами:

1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему.

Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать

красоту

в

природе,

поступках,

искусстве,

понимать

прекрасное;

воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2.

Формирование

художественных

умений

в

области

разных

искусств:

обучение

детей

рисованию,

лепке,

конструирование;

пение,

движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат

лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:

1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является

создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков,

необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы

являются

спортивные

праздники,

пальчиковая,

утренняя

гимнастика,

гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.

2.

Проектная

деятельность:

её

смысл

заключается

в

создании

проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с

педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом,

становятся

его

личным

достоянием

и

прочно

закрепляются

в

уже

имеющейся системе знаний об окружающем мире.

3. Развивающие технологии: При развивающем обучении ребёнок

самостоятельно

должен

прийти

к

какому-либо

мнению,

решению

проблемы в результате анализа своих действий.

4.

Коррекционные

технологии:

их

целью

является

снятие

психоэмоционального

напряжения

детей.

Виды:

сказкотерапия,

цветотерапия, музыкальная терапия.

5.

Информационные

технологии:

использование

мультимедийных

проекторов

и

компьютеров

на

занятиях

в

детских

дошкольных

учреждениях

имеет

ряд

преимуществ

перед

традиционными

формами

организации

занятий.

Их

использование

позволяет

вызвать

у

детей

активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.

В ы в о д ы . Таким

образом,

инновационные

педагогические

технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают

возможность

повысить

уровень

профессионализма,

обеспечить

благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее

эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей

определенностью

предсказывать

результат

и

управлять

педагогическим

процессом.

Инновационные

технологии

помогают

дошкольникам

активно

воспринимать

изучаемые

явления,

глубоко

осмысливать

и х ,

перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии

стимулируют

у

детей

процесс

познания

нового,

формируют

у

них

осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают

стремление

к

самостоятельной

деятельности,

формируют

устойчивое

внимание к предмету.

Литература

1.

Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. -

«Интеграция образования», 2004, № 2. - с. 77-86.

2.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:

методический аспект. - М.: Сфера, 2005.

3.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.:

Владос. 2000.

4.

Концепция

модернизации

российского

образования

на

период

до

2010 года. - «Вестник образования», № 3. 2002.

5.

Красный Ю. Пространство педагогики. - «Искусство в школе», 2003,

№ 5. - с. 26-28.

6.

Селевко

Г.К.

Современные

образовательные

технологии.

-

М.:

«Народное образование», 1998.

7.

Терентьева

Н.А.

Художественно-творческое

развитие

младших

школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия

различных видов искусства. - М.,: МГУ, 1990.-184 с.

8.

Школяр

Л.

Музыкальное

образование

культуросообразное

и

развивающее. - журнал «Искусство в школе», 2004, № 3. - 3-10 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика