Автор: Кошель Татьяна Даниловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №45 "Радуга"
Населённый пункт: г. Пятигорск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационно-педагогические технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Кошель Т.Д.
МБДОУ Детский сад комбинированного вида №45 "Радуга"
города Пятигорска
Резюме.
Развитие
и
совершенствование
личности
ребенка
невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих
потребностей.
Этим
целям
созвучна
природа
творческого
развития
в
системе
эстетического
воспитания
и
художественного
образования.
Инновационная технология развивающего обучения опирается на систему
взглядов
гуманистической
психологии,
предполагающей
изначальное
стремление ребенка к росту, к реализации творческого потенциала.
В
статье отражена важность художественно-эстетического воспитания для
всестороннего развития ребенка, что предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру.
Введение.
Современное
эстетическое
образование,
чтобы
стать
действительно современным, нуждается в обновлении своего содержания,
в
коренном
пересмотре
своих
основ.
Без
изменения
педагогической
технологии, без переориентации ее на эстетическое и духовное развитие
ребенка
любые
усилия
останутся
бесплодными.
В
дошкольных
образовательных
учреждениях
в
работе
с
детьми
по
художественно-
эстетическому
воспитанию
используются
как
т радиционные
п е д а го г и ч е с к и е
т е х н о л о г и и
( н а п р и м е р ,
и г р о в ы е ) ,
т а к
и
высокоэффективные
инновационные
дидактические
системы
на
основе
теории
проблемного обучения, теории сотрудничества, теории диалога
культур, применения изобретательских задач.
В
области
художественно-эстетического
воспитания
активно
используются технологии, в основу которых положены метод проблемного
изложения, частично поисковый (эвристический) метод, исследовательский
метод, метод проектов, интегрирование, использование компьютера. Если
их
анализировать
с
точки
зрения
отношения
взрослого
к
ребенку,
то
п р е д п о ч т е н и е
о т д а е т с я
л и ч н о с т н о - о р и е н т и р о в а н н о м у
и
дифференцированному подходу, педагогике сотрудничества.
Целью
работы
явился
анализ
инновационно-педагогических
технологий
в
художественно-эстетическом
развитии
дошкольников,
а
также изучение основных задач педагогов дошкольного учреждения
Методы
исследования:
теоретический
анализ
работ
в
области
педагогики,
психологии,
эстетики,
искусствоведения
по
проблеме
исследования;
анализ
инновационных
методик
преподавания
художественных дисциплин.
Результаты
и
обсуждение. Актуальность поставленной проблемы
заключается в том, что система образования всегда ставила и решала
главную проблему - воспитание человека. Три важных составляющих этого
процесса - образование, воспитание и социализация являются основой для
формировании
личности.
Изменяющаяся
культурная
ситуация
и
обновление
содержания
обучения
заставляет
педагогов
искать
инновационные интегрированные подходы к духовному воспитанию детей.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направленно
на
развитие
способности
чувствовать
и
понимать
красоту
в
природе,
искусстве, воспитании художественного вкуса. Учить ребенка радостно,
без
принуждения
возможно,
если
в
своей
работе
использовать
инновационные технологии.
Инновацией называют создание и использование нового компонента,
вызывающего
изменение
среды
из
одного
состояние
в
другое.
Соответственно
под
инновационными
технологиями
в
образовательном
процессе
понимается
создание
нового,
ранее
не
существующего
компонента.
Основная
задача
педагогов
дошкольного
учреждения
–
выбрать
методы
и
формы
организации
работы
с
детьми,
инновационные
педагогические
технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в
педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-
образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.
В
настоящее
время
существует
значительное
количе ство
разнообразных образовательных технологий
Игровая технология.
Технология уровневой дифференциации.
Проектная технология.
Компьютерная технология.
Для
дошкольников
характерны
яркость
и
непосредственность
восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в
любую деятельность, особенно в игровую. Поэтому игровая технология –
самая актуальная. Технология уровневой дифференциации предполагает
разделение (расслоение) целого на части, формы, ступени. В ней есть
положительные
моменты,
например,
исключаются
неоправданные
и
нецелесообразные
уравниловка
и
«усреднение»
детей;
у
педагога
появляется
больше
возможностей
помогать
слабым
дошкольникам
и
уделять больше внимания сильным.
Один
из
способов
организации
самостоятельной
деятельности
дошкольников по достижению определенного результата – метод проектов.
Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию
дошкольника, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,
волевых качеств и творческих способностей в процессе решения им той
или иной интересующей его проблемы.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить
двумя группами:
1. Формирование эстетического отношения детей к окружающему.
Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать
красоту
в
природе,
поступках,
искусстве,
понимать
прекрасное;
воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2.
Формирование
художественных
умений
в
области
разных
искусств:
обучение
детей
рисованию,
лепке,
конструирование;
пение,
движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Перечисленные выше группы задач дадут положительный результат
лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в работе:
1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является
создание условий для формирования у воспитанников умений и навыков,
необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы
являются
спортивные
праздники,
пальчиковая,
утренняя
гимнастика,
гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультурные занятия.
2.
Проектная
деятельность:
её
смысл
заключается
в
создании
проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с
педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом,
становятся
его
личным
достоянием
и
прочно
закрепляются
в
уже
имеющейся системе знаний об окружающем мире.
3. Развивающие технологии: При развивающем обучении ребёнок
самостоятельно
должен
прийти
к
какому-либо
мнению,
решению
проблемы в результате анализа своих действий.
4.
Коррекционные
технологии:
их
целью
является
снятие
психоэмоционального
напряжения
детей.
Виды:
сказкотерапия,
цветотерапия, музыкальная терапия.
5.
Информационные
технологии:
использование
мультимедийных
проекторов
и
компьютеров
на
занятиях
в
детских
дошкольных
учреждениях
имеет
ряд
преимуществ
перед
традиционными
формами
организации
занятий.
Их
использование
позволяет
вызвать
у
детей
активный познавательный интерес к изучаемым явлениям.
В ы в о д ы . Таким
образом,
инновационные
педагогические
технологии в художественно-эстетическом развитии дошкольников дают
возможность
повысить
уровень
профессионализма,
обеспечить
благоприятные условия для развития личности ребенка, выбирать наиболее
эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей
определенностью
предсказывать
результат
и
управлять
педагогическим
процессом.
Инновационные
технологии
помогают
дошкольникам
активно
воспринимать
изучаемые
явления,
глубоко
осмысливать
и х ,
перерабатывать и применять на практике. В то же время эти технологии
стимулируют
у
детей
процесс
познания
нового,
формируют
у
них
осознанную потребность в приобретении знаний и умений, порождают
стремление
к
самостоятельной
деятельности,
формируют
устойчивое
внимание к предмету.
Литература
1.
Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения. -
«Интеграция образования», 2004, № 2. - с. 77-86.
2.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
методический аспект. - М.: Сфера, 2005.
3.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.:
Владос. 2000.
4.
Концепция
модернизации
российского
образования
на
период
до
2010 года. - «Вестник образования», № 3. 2002.
5.
Красный Ю. Пространство педагогики. - «Искусство в школе», 2003,
№ 5. - с. 26-28.
6.
Селевко
Г.К.
Современные
образовательные
технологии.
-
М.:
«Народное образование», 1998.
7.
Терентьева
Н.А.
Художественно-творческое
развитие
младших
школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия
различных видов искусства. - М.,: МГУ, 1990.-184 с.
8.
Школяр
Л.
Музыкальное
образование
культуросообразное
и
развивающее. - журнал «Искусство в школе», 2004, № 3. - 3-10 с.