Автор: Осипова Ирина Михайловна
Должность: учитель надомного обучения
Учебное заведение: ГБОУ "Казанская школа № 142 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Личностно-ориентированный подход при обучении детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
«ЛИЧНОСТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫЙ
ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ
С ОВЗ».
ДОКЛАД НА МО.
УЧИТЕЛЬ Н/О: ОСИПОВА И.М.
2017-2018 уч.год
Личностно-ориентированный
подход
предполагает
не
формирование
личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного
проявления
и
соответственно
развития
личностных
функций
субъектов
образовательного
процесса.
Личностный
подход
как
направление
деятельности
педагога
–
это
базовая
ценностная
ориентация
педагога,
определяющая
его
позицию
во
взаимодействии
с
каждым
ребенком
в
коллективе. Личностный подход предполагает помощь педагогу и ребенку в
осознании
себя
личностью,
выявлении,
раскрытии
их
возможностей,
становлении
самосознания,
в
осуществлении
личностно-значимых
и
общественно
приемлемых
способов
самоопределения,
самореализации
и
самоутверждения.
В
коррекционной
школе
личностно-ориентированный
подход
имеет
особенно
важное
значение,
так
как
по
восприимчивости
к
обучению
и
воспитанию учащиеся с ОВЗ различаются между собой значительно больше,
чем дети с нормальным интеллектом.
Различия
обусловлены
не
только
свойственными
всем
людям
особенностями
темперамента,
характера,
интересов,
но
и
многообразием
сопутствующих дефектов.
Личностно-ориентированное
воспитание
- э т о
р а з в и т и е
и
саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Гуманистическое
личностно-ориентированное
воспитание
-
это
педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной
адаптации
и
творческой
самореализации
личности,
в
ходе
которого
происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех
его творческих способностей и возможностей.
Личностный подход - это важнейший принцип психологической науки,
предусматривающий учет своеобразия индивидуальности личности ребенка.
Именно
этот
подход
определяет
положение
ребенка
в
воспитательном
процессе, означает признание его активным субъектом этого процесса, а
следовательно,
означает
становление
субъект-объектных
отношений.
Личностный подход - это индивидуальный подход к человеку как к личности
с
пониманием
ее
как
системы,
определяющей
все
другие
психические
явления.
Основными
направлениями
работы
при
реализации
личностно-
ориентированный подхода являются:
создание комфортных ощущений у ребенка в процессе коррекционно –
развивающей
работы(
каждое
мероприятие
должно
приносить
положительные
эмоции,
ребенок
в
школу
должен
ходить
с
удовольствием);
социально – бытовая адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья (подразумевает комфортную обстановку в классе и школе в
целом);
формирование вербальных и невербальных навыков коммуникации;
коррекция
эмоциональной
сферы
поведения
детей
(в
связи
с
этим
нужно было подобрать такие методы работы, чтобы дети смогли поверить
в свои силы, в то, что в школе им рады, изменить их эмоциональный
настрой);
учет индивидуальных способностей и возможностей каждого.
Одним из действенных приёмов стимулирования интереса к школе -
создание в учебно-воспитательном процессе ситуаций успеха. Известно, что
без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на
дальнейшие
успехи
в
преодолении
затруднений.
Если
ребёнок
чувствует
подбадривание учителя, в классе складывается благоприятный микроклимат,
у
ребёнка
появляется
интерес.
Всё
это
снижает
чувство
неуверенности,
боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности,
ребёнку становится интересным этот процесс, он с желанием идёт в школу.
Большую
помощь
в
определении
воспитательных
задач
оказывает
диагностирование,
которое
направлено
на
изучение
и
распознавание
состояния объекта воспитания с целью сотрудничества и управления этим
процессом.
Мною
проведены
диагностики:
«Мои
интересы»,
«5
моих
любимых занятий», «Что я не люблю 5 ответов»
Принципы работы:
∗
установление
и
развитие
деловых
и
межличностных
контактов
на
уровне «воспитатель – воспитуемый – класс;
∗
уважение самооценки личности ученика;
∗
вовлечение
ученика
во
все
виды
деятельности
для
выявления
его
способностей и качеств характера(первоначально я сделала основной упор на
творческие способности, привлечение детей к творческой деятельности. На
добровольных началах, кто желает, можно было присоединиться на любом
этапе.
Учащиеся
нашего
класса
систематически
участвуют
в
школьных
концертах и праздниках, разучивают танцы, сценки, стихи.
∗
постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в
ходе избранной деятельности;
∗
создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания,
которое является наиболее эффективным средством реализации программы
воспитания;
∗
принцип развивающего обучения;
∗
участие в системе дополнительного образования.
Воспитатель
должен
знать
возможности
каждого
ученика,
чтобы
подготовить
его
к
усвоению
нового
материала,
правильно
отобрать
и
объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей
или меньшей степенью самостоятельности на практике.
Перед воспитателем всегда стоит задача: в каждом уроке определить
пути
достижения
целей
применительно
к
каждому
ученику.
Сочетание
индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для
этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему
темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно
увеличивающаяся
по
содержанию
нагрузка.
Индивидуальная
работа
со
слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении
трудностей,
которые
они
испытывают.
Одним
из
способов
сочетания
коллективных
форм
работы
с
индивидуальным
подходом
является
использование дифференцированных заданий разной степени трудности.
Задания можно разделить на 2 части:
обязательную
и
желательную.
Это
позволяет
слабым
учащимся,
не
торопясь,
выполнить
обязательную
часть,
а
сильным
-
выполнить
и
дополнительную. Для воспитателя при осуществлении дифференцированного
и
индивидуального
подхода
необходимы
терпение,
настойчивость,
благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи,
активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка
успеваемости
не
может
основываться
на
общих
оценочных
нормах,
она
должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его
учения
и
выполнять
воспитательную
функцию.
Очень
важно
при
осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития
учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей.
В
коррекционной
школе
отметка
может
быть
выставлена
не
только
за
конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в
развитии, за правильный переход улицы, быстрое и правильное решение
задачи, качественное постоянное выполнение, умную мысль и единственный
ответ на уроке. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает
мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к
деятельности.
Основные функции воспитателя:
∗
Помощь детям в адаптации.
∗
Создание необходимых условий для обучения и воспитания в школе,
для проявления активности ребенка
(двигательной,
интеллектуальной,
познавательной,
социальной,
творческой, поведенческой).
∗
Стимулирование
усилий
ребенка,
подростка
по
самопознанию,
самооценке, самосовершенствованию, саморегуляции.
∗
Постоянное
внимание
к
условиям
и
отношениям,
в
которых
идет
процесс формирования личности ребенка.
∗
Налаживание
и
регулирование
взаимоотношений
детей
в
школе
в
целом (межгрупповое, межличностное общение).
∗
Предупреждение и помощь в разрешении возникающих конфликтов.
∗
Регулирование взаимоотношений ребенка с педагогами и взрослыми в
школе и вне школы.
∗
Помощь детям в установлении контакта с близкими родственниками, в
создании
по
возможности
благоприятного
образа
родителей,
поддержки
положительных семейных традиций.
∗
Целенаправленное и последовательное приучение детей к навыкам
самообслуживания, на основе выработки житейских умений и навыков.
∗
Ведение работы с детьми по профилактике вредных привычек.