Автор: Блюменштейн Вера Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Пришкольный интернат Населённый пункт: Карагандинская область Осакаровский район Наименование материала: Методическая работа Тема: "ДОБРО И ЗЛО" Раздел: среднее образование
Цель урока: дать представление о понятиях справедливости, добра
и зла.
Дидактические материалы: рисунки с героями из разных сказок
и таблички с краткими характеристиками.
ЭТАПЫ УРОКА
I. Сказка
Учитель:
— Сегодня мы продолжим путешествие в волшебную страну и
познакомимся с добром и злом. Сначала послушайте сказку:
«В одном царстве-государстве жил-был царь Великолепный, и
было у него два сына — Добрынич и Злосливич. Злосливич, еще
ребенком проезжая по соседнему королевству, увидел там
великолепный дворец, над которым трудились лучшие мастера
ровно тридцать лет и три года. Позавидовал Злосливич и поджег
красивое здание. Король, хозяин дворца, тут же выступил с
огромным войском против дружины царя Великолепного. Чуть
было не началась война, но спас всех Добрынич. Он уговорил
короля отозвать свое войско, пообещав выстроить ему дворец
краше прежнего. И сдержал свое обещание.
Еще больше плохого натворил Злосливич повзрослев. Он
обманывал людей, воровал, пока не поразила его тяжелая болезнь.
И когда Злосливич был уже при смерти, приснился ему вещий сон,
что эта болезнь поразит все царство его отца, а в живых останутся
только те, у которых наберется сто больших добрых дел.
Злосливич в страхе проснулся. Ему, конечно, не хотелось умирать,
поэтому он позвал к себе брата и рассказал ему свой сон.
Добрынич обрадовался, что мо¬жет помочь своему брату стать
добрым, и предложил отдать ему 97 из тысячи своих добрых дел,
но только после того, как Злосливич сделает три своих.
Хоть и не хотелось Злосливичу следовать совету брата, но делать
нечего. Пошел он от дворца в сторону рынка, видит: навстречу
идет странник. Царевич сразу заметил, что у незнакомца стерты в
кровь босые ноги, а уже зима на дворе. И тогда он снял с себя
меховые сапоги и соболью шубу и отдал их страннику. А сам,
поеживаясь от холода, пошел дальше добрые дела совершать... В
конце - концов, страшная болезнь обошла царство стороной».
— Что спасло Злосливича от смерти? (Добрые дела.)
— А какие еще добрые дела мог совершить Злосливич?
— Как вы думаете, после того, как Злосливич стал совершать
доб¬рые дела, люди продолжали называть его таким же именем?
II. Беседа
Учитель:
— Ребята, как часто ваши родители говорят вам, что это хорошо,
а это плохо? (Очень часто.)
— И что родители обычно делают, когда вы не слушаетесь их и
продолжаете совершать плохие поступки? (Ругают.)
— А вы всегда согласны, что вас ругают за дело? (Не всегда.)
— Давайте попробуем разобраться, какие поступки люди
счи¬тают и называют хорошими, а какие плохими. Если вы после
обе¬да или ужина поможете убрать со стола, что скажут родители?
(По¬хвалят.)
— Это какой поступок? (Хороший.)
— А если ударите кошку или собаку, кого-нибудь обидите?
(По¬ругают.)
— Это какой поступок? (Плохой.)
— Что делают добрые люди? (Помогают другим, никого не
оби¬жают.)
— Назовите добрых сказочных персонажей. (Настенька из
сказки «Морозко», Чиполлино, Иван-царевич и др.)
— Назовите злых сказочных персонажей. (Кощей Бессмертный,
Баба-Яга, Жаба из сказки «Дюймовочка» и др.)
— Почему мы их называем злыми? (Они думают только о себе,
ни с кем не считаются, им не важно, что от их поступков кому-то
стало плохо.)
А вы хотели бы, чтобы вас называли злыми? Что надо делать,
чтобы вас называли добрыми?
III.Практическое задание
На доске вывешиваются рисунки с героями из разных сказок и
таблички с краткими характеристиками вразброс. Ребятам
раздаются листы с перечнем сказочных героев и их краткими
характеристиками, чтобы они соединили линиями имена героев
сказок с подходящими им характеристиками. По желанию детей
перечень можно продолжить.
СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Дюймовочка трудолюбивая
Винни-пух веселый
Доктор Айболит добрый
Карабас Барабас злой
мачеха завистливая
Красная шапочка заботливая
IV. Подведение итогов
Учитель:
— Значит, добро приносит другим людям радость и веселье, а от
зла они страдают и плачут. Если вы будете стараться делать только
добро, то на свете будет легче жить тем, кто рядом с вами, и они
тоже будут делать добро. И так постепенно весь мир станет лучше.