Автор: Каширина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20" ИГОСК
Населённый пункт: поселок Рыздвяный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированная образовательная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Интегрированная образовательная деятельность
«Озорные буквы»
подготовительная к школе группа
Методические рекомендации: Педагог предварительно адаптирует текст
рассказа
(сокращает,
заменяет
некоторые
слова,
изменяет,
упрощает
структуру предложения). Данный рассказ носит юмористический характер,
что помогает определить его основную идею. В подготовительной к школе
группе эффективным будет следующее построение вопроса: педагог задает
сразу
два
вопроса,
который
будет
способствовать
ответу
сложным
предложением. Например, «Как звали детей и что они делали в начале
рассказа?». В рассказе, в котором присутствует
прямая речь, педагог
развивает
умение
переводить
прямую
речь
в
косвенную
и
наоборот.
Например, прямая речь: Мишка сказал: «Эка невидаль! У нее зуб вывалился!
У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я все равно говорю
правильно!». Косвенная речь: Мишка сказал, что у него вывалилось три зуба
и поэтому он говорит неправильно.
Тема: Пересказ рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква».
Цель: Закрепление навыка пересказа литературного текста с прямой речью.
Обучающие задачи:
-
Продолжать
учить
детей
запоминать
последовательность
основных
событий, ситуаций.
-
Закрепить
умение
отвечать
на
вопросы
сложными
развернутыми
предложениями.
- Совершенствовать умение безошибочно употреблять в речи окончания слов
в предложно-падежных конструкциях в П. и Т. падежах ед. числа.
Развивающие задачи:
-Развивать навыки выразительной речи во время воспроизведения диалога.
- Совершенствовать навык определения количества и последовательности
звуков в слове «БУКВА».
- Поощрять умение самостоятельно переводить прямую в косвенную речь и
наоборот.
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать умение выслушивать вопросы педагога по тексту
и ответы сверстников до конца.
Дифференцированная работа
-
с
детьми
высокого
уровня
речевого
развития:
учить
самостоятельно
планировать развернутые высказывания по тексту, используя свои записи в
альбомах,
-с
детьми
среднего
уровня
речевого
развития:
закрепить
умение
с
незначительной помощью педагога использовать значимые, точные авторские
слова и выражения,
-с детьми ниже среднего уровня речевого развития: с помощью педагога
отвечать
сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями, не
разрывая их на простые предложения.
Методы и приемы: беседа, чтение,
вопросы, пиктографическое письмо,
упражнение « Составь звуковую схему», подсказ слова, прием помощи
«Я начну, а ты продолжи дальше», мини-итоги, оценка детских рассказов,
пересказ рассказа, пересказ по частям, драматизация.
Демонстрационный
материал: книга, портрет, звуковая
схема к слову
«БУКВА», карточка с буквой Ш.
Раздаточный
материал: звуковые
фишки,
исследовательские
альбомы,
стаканчики, простые карандаши, звездочки.
Предварительная работа:
1. Лепка, рисование, конструирование самодельных букв.
2.Выставка детских рисунков о буквах.
3. Рассматривание азбук, букварей на « Полочке умных книг», беседа по их
содержанию.
4.Объяснение лексического значения точных авторских слов и выражений,
зарисовка их пиктограммами.
Ход занятия
1.
Вводная часть: Мотивация к речевой деятельности.
Мои милые друзья, пройдет еще немного времени, и вы пойдёте в школу.
Ваши учителя научат вас правильно писать буквы.
А что такое буква? Буквы мы можем услышать или увидеть? А что еще мы
можем
сейчас сделать с буквой? (ответы детей: нарисовать, вылепить,
вырезать, смастерить, прочитать… )
Интересно, а заколдовать букву можно? Ответ на этот вопрос мы найдем в
рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква». Я вам его прочитаю, и
мы
узнаем,
можно
ли
букву
заколдовать,
а
главное
сможем
ли
мы
ее
расколдовать.
Слушайте внимательно.
2. Первичное чтение текста (в сокращении). Цель: определение основной
мысли произведения.
«Заколдованная буква»
Недавно Аленка, Мишка и Дениска гуляли во дворе. ( П.п ед.ч.) Вдруг
во двор (В.п. ед.ч) въехал грузовик. А на нем лежала елка. Друзья побежали
за машиной. ( Т.п. ед.ч.) Шофер и дворник стали елку выгружать. Елка
лежала большая, мохнатая.
Потом Аленка взялась за веточку (В.п. ед.ч.) и сказала: «Смотрите, а на
елке ( П.п. ед.ч.) сыски висят». «Сыски!» Это она не правильно сказала.
Дениска с Мишкой (Т.п. ед.ч.) так и покатились от смеха ( Р.п. ед.ч.)
Дениска орал: « Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски».
Аленка ответила: «Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.
Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски». Мишка сказал:
«Эка невидаль! У меня целых 3 вывалилось, я все равно говорю правильно!
Вот слушай: «хыхки!» Но Аленка как закричит: «Неправильно! Ура! Ты
говоришь хыхки, а надо сыски».
Дениска шел домой и все думал: чего Аленка и Мишка так спорили, раз
оба не правы. Ведь это очень простое слово.
- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!
-Ребята, как вы думаете, какое настроение создает рассказ и почему? (ответ
предложением).
Мини-итог: Такой рассказ называют юмористическим. От слова юмор, смех,
веселье.
3. Беседа. Цель: понимание содержания и последовательности событий.
Давайте побеседуем: Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. И свои
ответы зарисовывать пиктограммами в наших исследовательских альбомах.
Записи помогут вам запомнить текст.
Открывайте альбомы на странице,
где нарисованы «пустые окошечки».
Некоторые точные авторские
слова и выражения мы уже разбирали
и
зарисовывали.
Обращаюсь
к
опыту
детей.
(Пиктограммы
зарисованы
на
левой странице альбома)
В о п р о с ы
п о
с о д е р ж а н и ю
т е к с т а :
-
Как
звали
детей
и
что
они
делали
в
начале
рассказа? (ответ
предложением).
- Как во дворе оказалась ветка с шишками? (ответ предложениями).
- Кто из друзей нашёл шишку и как ее назвал? (ответ предложением).
-Что на это проорал Дениска? (ответ предложением с прямой речью).
-Как объяснила Аленка, почему она сказала слово «шишка» неправильно?
(ответ сложноподчиненным предложением).
-Что
ответил
ей
Мишка?
(ответ
сложноподчиненным
предложением,
похвалить ребенка за умение перевести прямую речь в косвенную).
- О чем думал Дениска, когда шёл домой ? (ответ сложносочиненным
предложением).
-Сам он правильно сказал слово «шишка»? (ответ предложением).
Мини- итог:
Аленка
говорила
как
слово
«шишка»?
(зарисовка
буква «С»)
Мишка? (зарисовка буквы «Х»). Дениска? (зарисовка буквы «Ф») А надо было
как сказать? (зарисовка буквы «Ш»)
- Какая буква оказалась для детей заколдованной? (ответ словосочетанием)
Почему? (ответ предложением). (Они неправильно произносили звук Ш).
Значит, букву можно заколдовать, если неправильно произносишь звук,
который она обозначает. А расколдовать, если все звуки произносишь верно.
Как это делаете вы, мои милые друзья.
Что это? ( Буква)
Назовите все звуки в слове «БУКВА» по порядку и обозначьте фишками.
Посчитайте их и составьте звуковую схему к слову «БУКВА».
Назовите слово по звукам.
Проверьте себя самостоятельно.
Произнеси целиком.
Назови первый звук.
Назови только гласные. Сколько звуков в слове «БУКВА»?
(Дети самостоятельно проверяют схемы по образцу).
Молодцы! Назвали, посчитали и составили схему к слову «буква» правильно.
Я называю вас: «Мои друзья». А могут быть друзьями взрослые и дети? И
даже не разлучными. Споем об этом нашим гостям.
Физминутка под музыку
4.
Повторное
чтение.
Цель:
запомнить
фактологию,
фабулу
текста,
последовательность событий, чтобы пересказать.
Слушайте
рассказ
внимательно,
запоминайте,
а
потом
попробуйте
пересказать рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».
5.Пересказы детей.
1. Пересказ всего текста ребенком с высоким речевым уровнем.
2. Пересказ по «цепочке»: один начинает, другой заканчивает по словесному
сигналу
педагога.
Дети
с
любым
речевым
уровнем.
(Особое
внимание
обратить
на
детей
с
уровнем
ниже
среднего
с
целью
оказания
своевременной помощи в построении речевого высказывания).
3. Драматизация
рассказа. Пересказ по частям 4-ми детьми со средним
речевым
уровнем
(рассказчик,
Аленка,
Дениска,
Мишка).
Формировать
умение договариваться между собой, распределяя роли.
Оценка детских пересказов. Критерии:
- последовательность, самостоятельность,
- без пауз, без остановок, плавно,
- использование слов автора,
-сказал, не как у автора, по своему сказал, удачно, правильно (переделал
прямую речь в косвенную).
Пример: у автора: «Мишка сказал: «Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У
меня
целых
три
вывалилось,
да
два
шатаются,
а
я
все
равно
говорю
правильно!».
А у ребенка: Мишка говорил неправильно, потому что у него вывалилось три
зуба.
6. Итог занятия.
Милые
друзья,
понравилось
вам
слушать
и
пере сказывать
юмористический рассказ? Оказывается у В. Драгунского еще есть веселые
истории об Аленке, Дениске и Мишке. Они собраны в одной книге, которая
называется «Денискины рассказы». Почитаем их?
И следующий
рассказ
про друзей - это история, которая называется… (читает ребенок). Книга будет
находиться в нашей библиотеке.