Напоминание

Интегрированная образовательная деятельность


Автор: Каширина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №20" ИГОСК
Населённый пункт: поселок Рыздвяный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интегрированная образовательная деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интегрированная образовательная деятельность

«Озорные буквы»

подготовительная к школе группа

Методические рекомендации: Педагог предварительно адаптирует текст

рассказа

(сокращает,

заменяет

некоторые

слова,

изменяет,

упрощает

структуру предложения). Данный рассказ носит юмористический характер,

что помогает определить его основную идею. В подготовительной к школе

группе эффективным будет следующее построение вопроса: педагог задает

сразу

два

вопроса,

который

будет

способствовать

ответу

сложным

предложением. Например, «Как звали детей и что они делали в начале

рассказа?». В рассказе, в котором присутствует

прямая речь, педагог

развивает

умение

переводить

прямую

речь

в

косвенную

и

наоборот.

Например, прямая речь: Мишка сказал: «Эка невидаль! У нее зуб вывалился!

У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я все равно говорю

правильно!». Косвенная речь: Мишка сказал, что у него вывалилось три зуба

и поэтому он говорит неправильно.

Тема: Пересказ рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква».

Цель: Закрепление навыка пересказа литературного текста с прямой речью.

Обучающие задачи:

-

Продолжать

учить

детей

запоминать

последовательность

основных

событий, ситуаций.

-

Закрепить

умение

отвечать

на

вопросы

сложными

развернутыми

предложениями.

- Совершенствовать умение безошибочно употреблять в речи окончания слов

в предложно-падежных конструкциях в П. и Т. падежах ед. числа.

Развивающие задачи:

-Развивать навыки выразительной речи во время воспроизведения диалога.

- Совершенствовать навык определения количества и последовательности

звуков в слове «БУКВА».

- Поощрять умение самостоятельно переводить прямую в косвенную речь и

наоборот.

Воспитательные задачи:

- Продолжать воспитывать умение выслушивать вопросы педагога по тексту

и ответы сверстников до конца.

Дифференцированная работа

-

с

детьми

высокого

уровня

речевого

развития:

учить

самостоятельно

планировать развернутые высказывания по тексту, используя свои записи в

альбомах,

детьми

среднего

уровня

речевого

развития:

закрепить

умение

с

незначительной помощью педагога использовать значимые, точные авторские

слова и выражения,

-с детьми ниже среднего уровня речевого развития: с помощью педагога

отвечать

сложносочиненными и сложноподчинёнными предложениями, не

разрывая их на простые предложения.

Методы и приемы: беседа, чтение,

вопросы, пиктографическое письмо,

упражнение « Составь звуковую схему», подсказ слова, прием помощи

«Я начну, а ты продолжи дальше», мини-итоги, оценка детских рассказов,

пересказ рассказа, пересказ по частям, драматизация.

Демонстрационный

материал: книга, портрет, звуковая

схема к слову

«БУКВА», карточка с буквой Ш.

Раздаточный

материал: звуковые

фишки,

исследовательские

альбомы,

стаканчики, простые карандаши, звездочки.

Предварительная работа:

1. Лепка, рисование, конструирование самодельных букв.

2.Выставка детских рисунков о буквах.

3. Рассматривание азбук, букварей на « Полочке умных книг», беседа по их

содержанию.

4.Объяснение лексического значения точных авторских слов и выражений,

зарисовка их пиктограммами.

Ход занятия

1.

Вводная часть: Мотивация к речевой деятельности.

Мои милые друзья, пройдет еще немного времени, и вы пойдёте в школу.

Ваши учителя научат вас правильно писать буквы.

А что такое буква? Буквы мы можем услышать или увидеть? А что еще мы

можем

сейчас сделать с буквой? (ответы детей: нарисовать, вылепить,

вырезать, смастерить, прочитать… )

Интересно, а заколдовать букву можно? Ответ на этот вопрос мы найдем в

рассказе Виктора Драгунского «Заколдованная буква». Я вам его прочитаю, и

мы

узнаем,

можно

ли

букву

заколдовать,

а

главное

сможем

ли

мы

ее

расколдовать.

Слушайте внимательно.

2. Первичное чтение текста (в сокращении). Цель: определение основной

мысли произведения.

«Заколдованная буква»

Недавно Аленка, Мишка и Дениска гуляли во дворе. ( П.п ед.ч.) Вдруг

во двор (В.п. ед.ч) въехал грузовик. А на нем лежала елка. Друзья побежали

за машиной. ( Т.п. ед.ч.) Шофер и дворник стали елку выгружать. Елка

лежала большая, мохнатая.

Потом Аленка взялась за веточку (В.п. ед.ч.) и сказала: «Смотрите, а на

елке ( П.п. ед.ч.) сыски висят». «Сыски!» Это она не правильно сказала.

Дениска с Мишкой (Т.п. ед.ч.) так и покатились от смеха ( Р.п. ед.ч.)

Дениска орал: « Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать! А она – сыски».

Аленка ответила: «Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит.

Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски». Мишка сказал:

«Эка невидаль! У меня целых 3 вывалилось, я все равно говорю правильно!

Вот слушай: «хыхки!» Но Аленка как закричит: «Неправильно! Ура! Ты

говоришь хыхки, а надо сыски».

Дениска шел домой и все думал: чего Аленка и Мишка так спорили, раз

оба не правы. Ведь это очень простое слово.

- Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки! Вот и все!

-Ребята, как вы думаете, какое настроение создает рассказ и почему? (ответ

предложением).

Мини-итог: Такой рассказ называют юмористическим. От слова юмор, смех,

веселье.

3. Беседа. Цель: понимание содержания и последовательности событий.

Давайте побеседуем: Я буду задавать вопросы, а вы на них отвечать. И свои

ответы зарисовывать пиктограммами в наших исследовательских альбомах.

Записи помогут вам запомнить текст.

Открывайте альбомы на странице,

где нарисованы «пустые окошечки».

Некоторые точные авторские

слова и выражения мы уже разбирали

и

зарисовывали.

Обращаюсь

к

опыту

детей.

(Пиктограммы

зарисованы

на

левой странице альбома)

В о п р о с ы

п о

с о д е р ж а н и ю

т е к с т а :

-

Как

звали

детей

и

что

они

делали

в

начале

рассказа? (ответ

предложением).

- Как во дворе оказалась ветка с шишками? (ответ предложениями).

- Кто из друзей нашёл шишку и как ее назвал? (ответ предложением).

-Что на это проорал Дениска? (ответ предложением с прямой речью).

-Как объяснила Аленка, почему она сказала слово «шишка» неправильно?

(ответ сложноподчиненным предложением).

-Что

ответил

ей

Мишка?

(ответ

сложноподчиненным

предложением,

похвалить ребенка за умение перевести прямую речь в косвенную).

- О чем думал Дениска, когда шёл домой ? (ответ сложносочиненным

предложением).

-Сам он правильно сказал слово «шишка»? (ответ предложением).

Мини- итог:

Аленка

говорила

как

слово

«шишка»?

(зарисовка

буква «С»)

Мишка? (зарисовка буквы «Х»). Дениска? (зарисовка буквы «Ф») А надо было

как сказать? (зарисовка буквы «Ш»)

- Какая буква оказалась для детей заколдованной? (ответ словосочетанием)

Почему? (ответ предложением). (Они неправильно произносили звук Ш).

Значит, букву можно заколдовать, если неправильно произносишь звук,

который она обозначает. А расколдовать, если все звуки произносишь верно.

Как это делаете вы, мои милые друзья.

Что это? ( Буква)

Назовите все звуки в слове «БУКВА» по порядку и обозначьте фишками.

Посчитайте их и составьте звуковую схему к слову «БУКВА».

Назовите слово по звукам.

Проверьте себя самостоятельно.

Произнеси целиком.

Назови первый звук.

Назови только гласные. Сколько звуков в слове «БУКВА»?

(Дети самостоятельно проверяют схемы по образцу).

Молодцы! Назвали, посчитали и составили схему к слову «буква» правильно.

Я называю вас: «Мои друзья». А могут быть друзьями взрослые и дети? И

даже не разлучными. Споем об этом нашим гостям.

Физминутка под музыку

4.

Повторное

чтение.

Цель:

запомнить

фактологию,

фабулу

текста,

последовательность событий, чтобы пересказать.

Слушайте

рассказ

внимательно,

запоминайте,

а

потом

попробуйте

пересказать рассказ Виктора Драгунского «Заколдованная буква».

5.Пересказы детей.

1. Пересказ всего текста ребенком с высоким речевым уровнем.

2. Пересказ по «цепочке»: один начинает, другой заканчивает по словесному

сигналу

педагога.

Дети

с

любым

речевым

уровнем.

(Особое

внимание

обратить

на

детей

с

уровнем

ниже

среднего

с

целью

оказания

своевременной помощи в построении речевого высказывания).

3. Драматизация

рассказа. Пересказ по частям 4-ми детьми со средним

речевым

уровнем

(рассказчик,

Аленка,

Дениска,

Мишка).

Формировать

умение договариваться между собой, распределяя роли.

Оценка детских пересказов. Критерии:

- последовательность, самостоятельность,

- без пауз, без остановок, плавно,

- использование слов автора,

-сказал, не как у автора, по своему сказал, удачно, правильно (переделал

прямую речь в косвенную).

Пример: у автора: «Мишка сказал: «Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У

меня

целых

три

вывалилось,

да

два

шатаются,

а

я

все

равно

говорю

правильно!».

А у ребенка: Мишка говорил неправильно, потому что у него вывалилось три

зуба.

6. Итог занятия.

Милые

друзья,

понравилось

вам

слушать

и

пере сказывать

юмористический рассказ? Оказывается у В. Драгунского еще есть веселые

истории об Аленке, Дениске и Мишке. Они собраны в одной книге, которая

называется «Денискины рассказы». Почитаем их?

И следующий

рассказ

про друзей - это история, которая называется… (читает ребенок). Книга будет

находиться в нашей библиотеке.



В раздел образования




Яндекс.Метрика