Автор: Яськова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 103
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: статья
Тема: Создание педагогических условий для развития игры у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Создание педагогических условий для развития игры у детей
младшего дошкольного возраста.
Третий год жизни- это ответственный период в формировании игровой
деятельности, принципиально новый этап в ее развитии в связи переходом от
сюжетно- отобразительной игры к сюжетно ролевой. Малыши становятся
любознательнее, активнее в поисках ответов на интересующие вопросы,
часто вызывают элементарные суждения об окружающих вещах и явлениях.
Все эти обогащает их речь, развивает наглядно-образное мышление и
воображение.
Поведение детей уже носит преднамеренный характер: они начинают ставить
цели и действовать в соответствии с ней в быту, в игре, в новых для них
формах деятельности: рисовании, конструировании, лепке. Однако в виду
неустойчивости внимания, могут отвлекаться.
Ребенка уже не устраивает постоянная опека взрослых (особенно в семье).
Если раньше он обращался старшим за поддержкой, оценкой и помощью, то
сейчас его общение претерпевает качественные изменения- оно превращается
в духовную потребность. Взрослый представляет перед ребенком как
источник знаний об окружающем. При правильном
влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно
играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно
ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого мы предлагаем детям
использовать разные предметы способы воспроизведения действительности:
владеть действиями с сюжетно-образными игрушками, свободно применять в
игре предметы- заместители, адаптироваться к воображаемым предметам
ситуациям, переход на обозначение и замену предметов и действий словом.
Очень важно, чтобы предмет- заместитель сочетался с реалистической
сюжетной игрушкой, например, если котлетка замещается кубиком, тарелка,
на которой она лежит, должна быть как настоящая. Для того, чтобы дети в
самостоятельной деятельности после игры со взрослыми могли развертывать
игровые действия, мы сохраняем игровую среду или специально ее
организовываем. Это свидетельствует о
том, что сюжетно-отобразительная игра и достигла совершенства и есть все
основания для перевода ее на качественно новую ступень развития- на этап
сюжетно- ролевой игры. В начале учебного года
мы закрепляем опыт, накопленный детьми в предшествующий период. Очень
важно давать детям возможность самостоятельно планировать игровые
задачи, отображающие новые впечатления об окружающем, поощрять
усложнение способов их решения. Для формирования самостоятельной игры
все большое значение приобретает организация предметно- игровой среды и
активизирующее общение взрослых. Вместе с тем, малышей, которые еще не
усвоили обобщенные способы достижения игровой цели. Необходимы
обучающие игры предметного характера.
Естественно, дети не могли бы так интересно играть, если бы у них не было
развито воображение, они не владели бы соответствующими
представлениями и обобщенными предметными способами отображения
действительность. Предметы- заместители необходимы для развития игры в
любом возрасте, а тем более в младшем. Различным неоформленным
материалам отводиться особое место в игрушечном хозяйстве групповой
комнаты и участка.
Мы знакомим малышей с трудом окружающих людей (повар, медсестра,
парикмахер, продавец) и его результатами, а также с трудом, за которыми
нельзя организовать непосредственное наблюдение (летчик, космонавт).
Почти все приобретенные знания малыши отображают в играх.
По нашему мнению, задача педагога в том, что нацелить детей на
возможность переноса полученных знаний в игру. Для этого мы привлекаем к
беседе людей, с трудом которых знакомим ребят (повар, медсестра).
Немаловажное значение для формирования игры детей третьего года жизни
имеет следующий компонент комплексного метода: обучение способом
игрового отображения действительности. На начальных этапах сюжетно-
ролевой игры содержание обучающих игр приобретает определенную
специфику. Поскольку на данном этапе чрезвычайно важно сформировать
новые, ролевые способности поведения, в обучающих играх детей
нацеливаем на освоение выразительных жестов, движений, мимики, как
способов отображения общения людей в процессе совместных дел.
Чтобы подвести детей к пониманию смысла взаимодействия и
взаимоотношений людей, используем разные инсценировки. С помощью
фигурок плоскостного театра, кукол бибабо можно разыграть любую, в том
числе самую нереальную ситуацию, но по своей эмоциональной
насыщенности она должна побуждать к игре, т.е. вызывать у малышей
желание вступать во взаимодействие друг с другом.
Для детей третьего года жизни большое значение имеют совместные игры
педагога с одним ребенком или небольшой группой в них взрослые передают
детям игровой опыт. Этот процесс осуществляется ненавязчиво,
непринужденно. Авторитарная позиция взрослого здесь неуместна. В
совместных играх часто берем на себя роль другого человека, и это не
случайно: видь ребенку надо продемонстрировать ролевые способы
поведения- выразительные движения, мимику, жесты, интонацию речи.
Игры детей третьего года жизненно возможно представить без участия в ней
педагога. Необходимо тактично направлять игру, добиваться большей
самостоятельности ребят. Активизирующее общение воспитателя с детьми в
процессе игры составляет содержание последнего компонента комплексного
метода. Разумное сочетание игрушек, предметов-заместителей,
воображаемых предметов, ролевых атрибутов необходимо для развития
подлинно самостоятельной, инициативной игры. С переходом к ролевому
способу решения игровых задач необходимы не только предметные, но и
другие формы активизирующего общения воспитателя с детьми.
Создание необходимых условий для игровой деятельности позволяет
сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на
продолжительное время, в таком случае игры выполняют функции
упражнений решении определенных воспитательных задач, оказывая на
детей комплексное воспитательное воздействие.
Литература:
1. Зворыгина.Е.В. первые сюжетные игры малыша/ Е.В. Зворыгина.-Москва:
Просвещение, 1998- 96с.
2.Менджерицкая. Д.В. Воспитателю о детской игре/Д.В. Менджерицкая, под ред. Т.А.
Марковой-Москва: Просвещение, 1982-128с.
СПИСКИ ДЕТЕЙ НА ГОРШКИ И ПОЛОТЕНЦА
1 Арутюнова Вера
2 Белов Никита
3 Кучукбаева Таня
4 Оплеухин Саша
5 Пуспешов Идрис
6 Половинко Артем
7 Саваленко Андрей
8 Саковцева Катя
9 Шишкина Диана
10 Курбанбаева Алина
11 Копченова Милана
12 Надыкто Саша
13 Гильдербранд Лера
14 Сваровская Снежана
15 Ярина Настя
16 Коробова Олеся
17 Гончаров Иван
18 Биряльцева Вика
СПИСКИ ДЕТЕЙ НА КРОВАТИ
1 Пуспешов Идрис
2 Гильдебранд Лера
3 Кучукбаева Таня
4 Биряльцева Вика
5 Оплеухин Саша
6 Белов Никита
7 Сваровская Снежана
8 Арутюнова Вера
9 Шишкина Диана
10 Курбанбаева Алина
11 Копченова Милана
12 Надыкто Саша
13 Саковцева Катя
14 Саваленко Андрей
15 Гончаров Иван
16 Коробова Олеся